1. Вид усадьбы. Ахтырка
В 1880-е годы Аполлинарий Васнецов часто бывал на даче у своего старшего брата, художника и архитектора Виктора Васнецова в Ахтырке. В это время происходит окончательное становление таланта — Аполлинарий активно осваивает пленэрную живопись, используя всю «свежесть и силу красок». Он сближается со многими художниками из абрамцевского кружка, особенно с Василием Поленовым. Тот помогает практическими советами и ходит с молодым живописцем на этюды. «Поленов часто обращал внимание на краски, указывал, что их нужно брать ярче и красочнее», — так Васнецов будет вспоминать об этом периоде. И прибавит: «Учился я на природе и у природы, а помогали мне в этом… сверстники Виктора и мои сверстники».
Работа «Вид усадьбы» написана в усадьбе Трубецких, располагавшейся неподалеку. В окрестностях Ахтырки в разное время работали Илья Репин, Василий Поленов, Михаил Нестеров, Константин Коровин. Здесь черпал вдохновение и Виктор Васнецов. Живописная двухэтажная старая усадьба с куполом была одной из красивейших построек в стиле московского ампира. А раскинувшийся на склонах холма парк в английском стиле придавал пейзажу особое очарование и открывал множество нестандартных ракурсов.
При написании этюда художник применяет все освоенные им приемы пленэрной живописи. Он использует сочные чистые изумрудные и охристые тона, наполняет пространство прозрачным летним зноем воздухом, пишет глубокие тени, подчеркивающие ощущение солнечного тепла. Поэтичная красота русской усадьбы станет одной из важных тем в творчестве Аполлинария Васнецова, а много лет спустя найдет воплощение в одной из знаковых его работ — картине «Шум старого парка».
М. С.
2. Родина
На передвижной выставке 1886 года Аполлинарий Васнецов выставляет картину «Родина». Небольшое по формату полотно становится одним из важнейших в творчестве художника. Он впервые предпринимает попытку показать сложный обобщенный образ родной природы. Бескрайние поля с деревушками, купы деревьев, серебристая лента реки и крошечная церковь вдали — все это характерные черты, складывающиеся в собирательный образ. Это не конкретное место, но тихий удаленный уголок, каких немало разбросано на бескрайних просторах России.
Несмотря на камерный размер, взятый художником вид сверху на обширную панораму создает ощущение монументальности, открытости пространства. Сохраняя принцип реалистичности, Васнецов все же старается максимально отказаться от мелких деталей, обобщает отдельные части пейзажа для создания цельного образа. Этой же цели служит и скромный колорит преимущественно из холодных зеленых и серых тонов.
Композиция очень проста и довольно статична, главные элементы — земля и небо, разделенные ровной линией горизонта. Движение в картину привносят лишь яркие солнечные лучи, пробивающиеся сквозь пелену облаков, выхватывающие из тени крыши домов и ярко освещающие белый храм на горизонте. Статичность композиции придает художественному образу ощущение покоя, неизменности, постоянства. Васнецов показывает не преходящее мгновение, но нескончаемое течение времени. Для него это образ родины, какой она была вчера, какая есть сегодня и какой будет завтра.
М. С.
3. Тайга на Урале. Синяя гора
Уральский цикл — один из центральных в творчестве Аполлинария Васнецова. В 1890–1891 годы художник совершил несколько поездок на Средний и Южный Урал, во время которых сделал ряд натурных этюдов и рисунков. Эти материалы легли в основу большого монументального цикла, использовались при создании графических работ для иллюстрированных журналов и серии гравюр в 1920-е.
Во время первой поездки на Средний Урал в 1890 году были написаны этюды окрестностей Кушвы и горы Благодать. Природа региона, очень близкая по характеру и колориту родному Вятскому краю, произвела на художника сильнейшее впечатление. В путевых заметках он пишет, каким увидел Урал: мертвый, мрачный, седой, наполненный гниющим лесом и лишайниками, но при этом «будто какой-то сказочный, заколдованный».
Цельный художественный образ непроходимого леса впервые был воссоздан в картине «Тайга на Урале. Синяя гора». При работе Васнецов использовал отдельные фрагменты из натурных рисунков и этюдов. Контуры горной цепи на горизонте с выделяющимся изгибом Синей горы взяты из этюда «Синяя гора и Кушвинский пруд», а мотив мертвого упавшего над пропастью дерева использовался в одном из рисунков для журнала «Царь-колокол». Однако полных композиционных и сюжетных аналогов картины в материалах художника нет. Как писал сам Васнецов, привезя из поездки натурные этюды, он отставлял их в сторону и писал большое полотно по памяти. Такая манера работы помогала сосредоточиться на создании монументального образа, не отвлекаясь на мелкие несущественные детали.
«Тайга на Урале. Синяя гора» стала первым полотном уральского цикла. В ней присутствуют основные композиционные черты и художественные приемы, характерные для большинства работ этой серии. Так, живописец чаще всего берет вид сверху на широкую панораму, противопоставляет детально проработанный, приближенный к зрителю первый план и обобщенный второй, создает резкий контраст высот, использует мотивы старого дремучего хвойного леса. Колорит, как правило, темный, с обилием охристых тонов, но при этом очень сложный с мастерски использованными тончайшими тональными переходами и близкими оттенками одного цвета.
М. С.
4. Элегия
В 1886 году Аполлинарий Васнецов несколько месяцев провел в Крыму. Яркая природа, обилие солнца и насыщенных красок очаровали художника. Часами бродил он по побережью, выискивая живописные тихие уголки. Особо сильное впечатление произвело на него село Кучук-Ламбат. На скале Плака художник обнаружил небольшое заброшенное кладбище с часовней в кипарисовой роще. Васнецов писал брату из Гурзуфа: «Кучук-Ламбат — это дивный уголок Крыма — лучше не знаю. Чего стоит одна скала Плака, на которой я побывал в одну лунную ночь. Так я влюбился в скалу и море, серебрившееся под луной, ходил туда один и лежал на скале».
«Элегия» создана на основе натурных впечатлений, пропущенных через призму романтизма и символизма. Картина навевает размышления о смысле жизни, о преходящем характере всех человеческих ценностей и о вечной красоте и силе природы. В последней четверти XIX века огромную популярность в Европе получил символизм, особенно картина Арнольда Беклина «Остров мертвых». «Элегия» Васнецова, очень близкая по духу и настроению работе Беклина, была высоко оценена современниками, а Лев Толстой называл ее одной из лучших картин, созданных в это время, хвалил «за цельность впечатления, за глубину чувства, которое прошло во все детали картины». В Европе «Элегию» тоже оценили — полотно получило серебряную медаль на Всемирной парижской выставке в 1900 году.
М. С.
5. Московский Кремль. Соборы
В 1891 году Аполлинарий Васнецов обосновался в Москве, и столица до последних дней жизни художника стала главной темой его творчества.
Первая встреча Васнецова с Москвой состоялась еще в 1878 году, после долгой провинциальной жизни. Выходцы с Вятки Виктор и Аполлинарий Васнецовы первое время снимали небольшую квартиру в окрестностях Остоженки неподалеку от кремлевских стен. Любимым занятием будущего мастера стало «кружение около Кремля». Нередко такие прогулки завершались серией набросков с натуры древних архитектурных памятников. Первые рисунки Аполлинария Васнецова для «Газеты Гатцука» этого периода с видами монастырей, церквей, старинных палат были созданы с особым любованием и интересом. Постепенно у живописца проснулся интерес не только к изображению древней столицы, но и к скрупулезному изучению ее истории, археологии и сохранению исторического облика.
С 1891 года в течение десяти лет Васнецов проживал в апартаментах в Кокоревском подворье на Софийской набережной, откуда открывался величественный вид на кремлевские твердыни. Именно этот фрагмент древнего архитектурного ансамбля художник изобразил на небольшой работе «Московский Кремль. Соборы». Произведение необыкновенно выразительно по цвету: золото куполов и белокаменные стены сияют на фоне вечернего неба. В этом архитектурном пейзаже Васнецов впервые показал московские древности вневременными, вечными свидетелями смен эпох и поколений.
И. Р.
6. Озеро
1900-е — период расцвета творческой деятельности Аполлинария Васнецова: он окончательно упрочил позиции в художественном мире, стал широко известным мастером. Художник выполняет эскизы декораций для императорских и частных театров, расширяется круг его тематических предпочтений, а в 1901 году по решению совета Академии художеств получает звание академика.
В годы сближения с «Миром искусства» мастер создает, может быть, лучшее живописное произведение — «Озеро». Картина имела большой успех на «Выставке 36 художников», где впервые была экспонирована в 1902 году. Реалистичный пейзаж полон лиризма, ощущения тайны и северной народной легенды. Передний план картины темной стеной окружает лес. Необычная тишина царит в предвечерней природе. Для неяркой красоты северного леса Васнецов выбрал тонкую игру оттенков зеленого и жемчужного. Изумрудная зелень отражается в светлой глади воды, белые цветы рассыпаны по лугу, замшелые серебристые стволы темнеют на фоне затянутого неба. Художник талантливо смягчает тяжелые пастозные мазки хвои плавными движениями кисти на лесной поляне. Пейзажные мотивы Русского Севера были близки многим современникам Аполлинария Васнецова. Край, где веками сохранялись народные ремесла, древние традиции, верования, привлекал эпическим очарованием Константина Коровина, Исаака Левитана, Валентина Серова, Ивана Билибина и многих других.
В живописной композиции вновь звучит тема эпоса природы, начатая мастером в 1890-х годах уральской серией полотен. В начале 1900-х годов художник работал над декорациями к операм Сергея Василенко и Николая Римского-Корсакова, посвященным граду Китежу. Эскизы озера Светлояр к этим музыкальным спектаклям также близки картине настроением, цветом и композиционным решением.
Полотно Васнецова овеяно духом старинного эпоса и древних событий. Художник стремился отразить тесную связь истории и народных легенд с жизнью человека.
И. Р.
7. Зимний сон
Картина «Зимний сон» была задумана Аполлинарием Васнецовым как часть живописного цикла «Времена года», над которым он работал с 1908 по 1914 год. Произведение стало завершающим в этой многолетней серии. В письме 1907 года своему первому биографу Ивану Ивановичу Лазаревскому мастер признавался:
Написать четыре времени года — моя давняя мечта с детства. Выразить поэзию настоящей русской природы, чтобы картина захватывала зрителя, будила в его душе знакомые струны…»
Тема зимы была популярна среди русских пейзажистов — веселые снежные забавы, крепкие морозы, замершая в холоде природа рождали много живописных образов. Так, «Февральская лазурь» Игоря Грабаря обладает особой поэзией и радостью жизни в преддверии весны, а пейзаж Архипа Куинджи «Пятна лунного света. Зима» повествует о ее суровом и прекрасном мире, окутанном мягким лунным светом.
Зимний сюжет Васнецова имеет общую художественную природу с полотнами Шишкина и Куинджи. Живописец изображает таинственную, почти сказочную опушку леса, скованную звенящей морозной тишиной. На полотне хорошо показана глубина, художник словно приглашает заглянуть сквозь заснеженные ветви в белую бесконечную даль. Все замерло в прозрачном воздухе на крепком вечернем морозе. К далекой деревне уходит след полозьев санок, оживляя неподвижность композиции. Пейзаж наполнен ожиданием чуда, которое случится с наступлением снежной ночи.
Серия «Времена года» предполагалась Васнецовым как цикл панно. Для панно характерны сочиненная композиция и декоративный цвет. Небо пейзажа «Зимний сон» окрашено лимонно-оранжевым отсветом заката, который резко противопоставлен темно-голубым теням на гладких снежных сугробах. Молодые ели и сосны переднего плана мастер пишет пастозным широким мазком и ровно оконтуривает отдельные детали. Несмотря на необычную для себя манеру, Васнецов мастерски показывает эпичность и фольклорное начало зимней природы. Предпочтение отдано не столько реальному заснеженному лесу, сколько ощущению сказки, предания и волшебства.
И. Р.
8. Наш дом. Рябово
Первые послереволюционные годы были тяжелым периодом в жизни Аполлинария Васнецова. Из-за противоречий с представителями новых художественных течений немолодой живописец оставил преподавательскую должность в Училище живописи, ваяния и зодчества. Перемены в мире искусства, утрата позиций реализма и невозможность общения с учениками стали непростым испытанием. Картины и этюды, написанные в этот период, редко покидали пределы мастерской. Утешение, творческие и душевные силы Васнецов обрел, создавая серию из девяти акварелей «Моя Родина». Небольшие работы пронизаны теплом и светлой радостью воспоминаний о родном вятском крае. Источником сюжетов и вдохновения для лирического повествования стали бережно хранимые альбомы с ранними пейзажами и зарисовками мастера. В письме другу Николаю Хохрякову художник отмечал: «Много раз меня спасало искусство в трудные минуты душевного состояния и напастей судьбы… пишешь себе да пишешь… Глядишь, и горе улетело».
Работа «Наш дом. Рябово» выполнена с особым теплом и трепетом. Простой лирический мотив пронизан духом воспоминаний о провинциальном детстве. Морозный зимний вечер кажется мягким и приветливым от розовых лучей закатного солнца. Большой деревянный родительский дом стоит возле широкой заснеженной улицы, Васнецов тщательно и с любовью прорисовывает все его детали. Застывшая природа оживляется жанровой сценкой на переднем плане: крестьянин, сняв шапку, вышел встречать подъехавший плетеный возок. Колорит акварели построен на сочетании белого, охристого и голубого цветов, блики вечернего солнца объединяют собой все краски композиции. Мастеру удалось не только эмоционально передать образ родного края, но и справиться с непростой художественной задачей — создать в акварели мотив зимнего морозного заката.
И. Р.
9. Шум старого парка
Картина написана под влиянием смерти старшего брата Виктора Васнецова. «Смерть его произвела во мне большое опустошение… Ответы на мои вопросы о моих работах, его советы, а иногда и критические нападки — навсегда умолкли», — писал художник. Боль от утраты близкого человека мастерски передана в этом произведении: сгущаются сумерки, сильный ветер пригибает ветви деревьев, на каменной скамье у пруда сидит погруженный в глубокую задумчивость старик… Все здесь наводит на мысли о бренности всего бытия, предлагает подвести итоги прожитым годам.
Пейзаж наполнен грустью, но не обреченностью. Аккуратные дорожки, ухоженные клумбы и освещенный яркими огнями старинный особняк на заднем плане вселяют чувство надежды в будущее, ведь исчезновение старого означает рождение чего-то нового.
Первое название картины — «Все в прошлом». Аполлинарий Васнецов торопился закончить полотно к открытию своей «отчетной» выставки по случаю 50-летия творческой деятельности. Однако специальная комиссия забраковала картину по причине «не жизнеутверждающего» названия.
Сын художника Всеволод писал в своих воспоминаниях: «Отец тяжело переживал это событие. “Все в прошлом” была его последней в жизни картиной, в которую он вложил всю свою душу, которую писал специально для своей юбилейной выставки, как бы подводя итог своей жизни художника. Было от чего прийти в отчаяние». Организация выставки сильно затянулась, и комиссия повторно просматривала работы. Под новым названием — «Шум старого парка» — картина была принята и продолжает свое бытование до сих пор. Этот пейзаж, написанный под звуки ноктюрна Шопена, стал живописным итогом многолетних размышлений художника о смысле человеческого существования, о судьбах России, о важности связи с историческим прошлым своего народа.
М. С.
10. Московский дворик зимой
В последние годы жизни Аполлинарий Васнецов как будто возвращается к истокам своего творчества, темам 1880-х годов, живописному любованию Москвой. Выдающееся дарование пейзажиста помогло создать цикл прекрасных в цветовом отношении произведений. В одном из последних писем 1928 года другу и художнику Николаю Хохрякову Васнецов отметил: «Пока еще с натуры можешь писать, кисть еще слушается, и даже как будто лучше видишь краски — легче усваиваешь общую форму». Пейзажные мотивы, как и прежде, незатейливо просты и лиричны. Сюжеты для поэтичных и жизнерадостных работ художник находил в городских парках, на городских окраинах среди притаившихся в зелени двориков и живописных местах Подмосковья.
Многие пейзажи серии посвящены дорогим Васнецову уголкам любимого города. Небольшое произведение «Московский дворик зимой» сохранило очарование тихой жизни столичных переулков, окруженных неизменными яблоневыми садами. Уязвимый и трогательный мир лишен разнообразия цвета и резкости контрастов — все строится на сочетании охры и бело-голубого снега. Обилие теплых оттенков и бликов зимнего солнца делают этюд особенно притягательным. Сюжетом для пейзажного произведения стал вид из окна дома в Фурманном переулке, где художник прожил последние 30 лет жизни.
В московские пейзажи 1920-х Аполлинарий Васнецов вложил все свое мастерство и необыкновенное чувство цвета. Особенно мастеру удалась передача нюансов солнечного освещения, которую он совершенствовал всю жизнь.
И. Р.