05 июня 2023

От первого лица Павел Третьяков о жизни и искусстве

Письма Павла Михайловича Третьякова проливают свет на его взгляды и убеждения. В переписке коллекционер признается, что питает слабость к русскому пейзажу, знатоком искусства себя не считает и больше всего в живописи ценит поэтичность. Именно из писем Третьякова мы знаем о том, что приумножать капитал он считал нужным, чтобы «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу)». Научный сотрудник Музея Павла и Сергея Третьяковых Марфа Кузнецова собрала подборку ярких цитат из писем выдающегося собирателя.
Илья Репин. Портрет П.М. Третьякова. 1883. Холст, масло.
Илья Репин. Портрет П.М. Третьякова. 1883. Холст, масло.
«Ради бога, не равняйте меня с любителями, всеми другими собирателями, приобретателями, т. е. с публикой, не обижайтесь на меня за то, за что вправе обидеться на них».
П.М. Третьяков — И.Е. Репину. 3 февраля [18]85. [Москва]. Цит. по: И.Е. Репин. Письма И.Е. Репина; Переписка с П.М. Третьяковым. 1873–1898. М., 1946. С. 98
Илья Репин. Автопортрет. 1887. Холст, масло.
Илья Репин. Автопортрет. 1887. Холст, масло.
«Ошибки же художественного рода, т. е. пропускаешь, что нужно, или берешь, что не нужно, случаются со мной очень часто; это я хорошо знаю, почему никогда знатоком себя считать и не буду».
П.М. Третьяков — И.Е. Репину. 17 января 1892. Цит. по: И.Е. Репин. Письма И.Е. Репина; Переписка с П.М. Третьяковым. 1873–1898. М., 1946. С. 155
«Что вы пишете об современном искусстве, со многим я вполне согласен. Если я приобретаю вещи, противоречащие этому, то это потому, что я задался собрать русскую школу, как она есть, в последовательном своем ходе».
П.М. Третьяков — П.П. Чистякову. 11 апреля 1878. Цит. по: Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. 1832–1919. М., 1953. С. 97
«Вы можете не верить, это Ваше право, но я говорю, что не считаю себя знатоком ни на один миг. Все, пишущие у нас об искусстве, и те, с кем приходится говорить, то говорят совершенно верно, а то вдруг скажут вздор, по моему мнению. Если на мой взгляд они ошибаются, то почему же на взгляд других не ошибаться мне? Частые мои ошибки и перемены мнения мне ясно доказывают, что считать себя знатоком нельзя, да я, к счастию моему, никогда и не думал сего, к счастию потому, что у меня не бывает уязвленного самолюбия, хотя других досад бывает множество».
П.М. Третьяков — И.Е. Репину. 17 января 1892. Москва. Цит. по: И.Е. Репин. Письма И.Е. Репина; Переписка с П.М. Третьяковым. 1873–1898. М., 1946. С. 154
«Я был бы крайне благодарен, если бы мне указывали, что нужно взять, а там уже мое дело — подумать, как поступить».
П.М. Третьяков — И.Е. Репину. 17 января 1892. Цит. по: И.Е. Репин. Письма И.Е. Репина; Переписка с П.М. Третьяковым. 1873–1898. М., 1946. С. 154–155
«…я менее, чем кто-нибудь, желал бы бросать деньги, и даже не должен сметь это делать… Все, что я трачу и иногда бросаю на картины, мне постоянно кажется необходимо нужным».
П.М. Третьяков — И.Е. Репину. 18 апреля 1883. Цит. по: И.Е. Репин. Письма И.Е. Репина; Переписка с П.М. Третьяковым. 1873–1898. М., 1946. С. 69
Илья Репин. Портрет Владимира Васильевича Стасова. 1873
Илья Репин. Портрет Владимира Васильевича Стасова. 1873
«Вы понимаете верно, как есть на самом деле, желание выторговывать, т. е. побудительную причину и необходимую для меня, так как все сбережения идут на ту же цель. Но знаете ли, что из художников никто этого не понимает?»
П.М. Третьяков — В.В. Стасову. 5 декабря 1889. Цит. по: Переписка П.М. Третьякова и В.В. Стасова. 1874–1897 / Гос. Третьяковская галерея. М., 1949. С. 130
«Перевешивать картины в галерее такой труд, что Вы и понятия не имеете о нем, это не то, что на выставке, где можно передвигать на мольбертах и уединять некоторые картины, что бывает иногда необходимо, в сплошной галерее этого делать нельзя, особенно трудно развешивать по авторам».
П.М. Третьяков — И.Е. Репину. 22 августа 1887. Цит. по: А.П. Боткина. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 2012. С. 449
Иван Крамской. Автопортрет. 1867. Холст, масло.
Иван Крамской. Автопортрет. 1867. Холст, масло.
«Очень бы рад был, если бы ничего не брали у меня на Парижскую выставку: Вы не можете себе представить, сколько хлопот и возни снимать, укладывать, привинчивать и т. д.; еще большие хлопоты по возвращению вещей, промывка, починка рам, снова ввинчивать кольца, наблюдать, чтобы должный наклон был при новой развеске, и пр[очее], и пр[очее], да почти год смотреть на безобразные оголенные и запятнанные стены, и все это еще слава Богу — в сравнении с тем чувством опасения за целость вещей».
П.М. Третьяков — И.Н. Крамскому. 12 января 1878. Цит. по: Переписка И.Н. Крамского: И.Н. Крамской и П.М. Третьяков. 1869–1887. М., 1953. С. 213–214
«Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях, мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь».
П.М. Третьяков — А.П. Боткиной. 24 марта 1893. Цит. по: А.П. Боткина. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 2012. С. 543
«Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес — дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».
П.М. Третьяков — А.Г. Горавскому. 2 апреля 1861. Цит. по: А.П. Боткина. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 2012. С. 79
«…я не желал бы венецианского вида, все уж очень надоели они…»
П.М. Третьяков — А.П. Боголюбову. 29 мая 1863. Цит. по: Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. 1856–1859. С. 318
«К русским пейзажам я имею слабость».
П.М. Третьяков — В.В. Стасову. 5 марта 1892. Москва. Цит. по: Переписка П.М. Третьякова и В.В. Стасова. 1874–1897 / Гос. Третьяковская галерея. М., 1949. С. 148
«Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня. Да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие [из публики] находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет…»
П.М. Третьяков — И.Н. Крамскому. 21 января 1880. Цит. по: Переписка И.Н. Крамского: И.Н. Крамской и П.М. Третьяков. 1869–1887. М., 1953. С. 269
«Никак не могу согласиться с Вами, чтобы наши художники должны были писать исключительно одни бытовые картины, других же сюжетов не отважились бы касаться. <…> нужна свобода, а не стеснение в выборе сюжетов; другое дело критический отзыв: сказать хорошо или дурно — должно».
П.М. Третьяков — В.В. Стасову. 7 марта 1878. Москва. Цит. по: Переписка П.М. Третьякова и В.В. Стасова. 1874–1897 / Гос. Третьяковская галерея. М., 1949. С. 35–36
«В Италии я и прежде получал большое наслаждение, а теперь еще более; не говоря уже об остатках древнего искусства и лучших памятниках времени возрождения искусства, я преклоняюсь перед многими художниками времени довозрождения; несмотря на их слабые стороны, они для меня много сильнее нынешних иных больших мастеров; я уже не говорю о том уважении, которое чувствуется ввиду отсутствия нынешнего спекулятивного направления».
П.М. Третьяков — И.Н. Крамскому. 5/17 ноября 1878. Рим. Цит. по: Переписка И.Н. Крамского. И.Н. Крамской и Н.М. Третьяков. М., 1953. С. 170
Илья Репин. Портрет Л. Н. Толстого. 1887. Холст, масло.
Илья Репин. Портрет Л. Н. Толстого. 1887. Холст, масло.
«Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись, разумеется, высокое содержание было бы лучше, т. е. было бы весьма желательно».
П.М. Третьяков — Л.Н. Толстому. 18 июня 1890. Цит. по: Переписка Толстого с П.М. Третьяковым: публикация М. Бабенчикова / Литературное наследство / АН СССР, Ин-т литературы (Пушкинский Дом). Т. 37/38: Л.Н. Толстой. II… С. 256
«Насчет названия галереи совершенно бесполезно говорить, т. к. оно измениться не может; название “Московская Городская (имени) братьев Третьяковых” было по моему желанию и утверждено покойным государем (мое желание было “Московская Городская”, а имени П. и С. Третьяковых было прибавлено в ходатайстве об утверждении уже городом), следовательно, изменено быть не может. Означает оно, совершенно верно, то же самое как Городская больница, Городская бойня, Городская прачечная, Городской водопровод и пр., т. е. что это есть собственность города, принадлежащая только ему и заведуемая городским хозяйством, т. е. управлением; после моей смерти попечитель Галереи избираться будет городом, т. е. Думой. Для меня важно не название, а суть дела: т. к. она Городская, принята городом на известных условиях, есть неотъемлемая собственность города, утвержденная высочайшей властью, то судьбы ее незыблемо утверждены и с ней не может случиться того, что случилось с Румянцевским музеем, который вместо Петербурга находится теперь в Москве, а завтра может быть в Киеве или другом каком городе, я же желал, чтобы наше собрание всегда было в Москве и ей принадлежало, а что пользоваться собранием может весь русский народ, это само собой известно».
П.М. Третьяков — В.В. Стасову. 16 августа 1893. Москва. Цит. по: Переписка П.М. Третьякова и В.В. Стасова. 1874–1897 / Гос. Третьяковская галерея. М., 1949. С. 190
«Кто действительно прав, покажет только время!»
П.М. Третьяков — В.В. Стасову. 15 июля 1888. Цит. по: Переписка П.М. Третьякова и В.В. Стасова. 1874–1897. С. 123

П.М. Третьяков — В.В. Стасову. 15 июля 1888. Цит. по: Переписка