19 мая 2021

Текст Создавать мир красивее божьего

Глядя на жизнеутверждающие холсты и гуаши Татьяны Мавриной, ее сказочные книжные иллюстрации, зарисовки московских улиц и невиданных зверей, легко решить, что судьба художницы была столь же благостна, как цвет и интонации ее работ. Это, конечно, иллюзия. Просто искусство занимало Маврину полностью, и никакие трудности жизни, непонимание и несправедливая критика не способны были лишить художницу счастья, которое дарило ей творчество.

Автор: Ирина Мак

Загребать ногами сухие листья

Татьяна Маврина. Грачи и зеленый забор. 1978. Бумага, гуашь, восковая пастель.
Татьяна Маврина. Осень. 1982. Бумага, темпера, акварель, гуашь, пастель.
Татьяна Маврина. Грачи и зеленый забор. 1978. Бумага, гуашь, восковая пастель.
Татьяна Маврина. Осень. 1982. Бумага, темпера, акварель, гуашь, пастель.

«Пишу жару на кобальте — получается некоторое бешенство глаза, которому надоел голубец. А может, кто-то, кто будет смотреть, увидит в этих голубых пейзажах любовь — любовь только к краскам: голубой, синей, зеленой и контрастной им желтой». Эта запись в мавринском дневнике сделана 14 июля 1981 года, между другими короткими заметками — о визитах друзей, походах на выставки, только что прочитанном Сэлинджере и об увиденном во сне Вхутемасе. Автору Татьяне Алексеевне Мавриной в этот момент 81 год, а при взгляде на ее работы и тексты кажется, будто впереди у нее целая жизнь.

Еще 15 лет она будет писать пестрые цветы и лубочных котов, расписывать бутылки, которые станут нести ей со всего Абрамцева, и вольно воспроизводить на больших гуашах образы святых с древних икон — без тени религиозного благочестия, но как будто соревнуясь с иконописцами в мастерстве и преклоняясь перед их неразгаданными секретами. И до последних дней продолжит вести свои откровенные, ироничные до язвительности дневники и писать эссе, в которых со всей очевидностью проявится ее литературный дар.

Дом с вывесками. Павловская слобода. 1982. Бумага тряпичная  ручного отлива, акварель, темпера, пастель.
Татьяна Маврина. Наш пруд. 1983. Бумага тряпичная  ручного отлива, акварель, белила, темпера, восковая пастель.
Дом с вывесками. Павловская слобода. 1982. Бумага тряпичная ручного отлива, акварель, темпера, пастель.
Татьяна Маврина. Наш пруд. 1983. Бумага тряпичная ручного отлива, акварель, белила, темпера, восковая пастель.

«Ради удовольствия загребать ногами сухие листья хожу в булочную мимо клена», — замечает она в 1985-м. Еще через пару лет: «После вчерашней грозы повяла сирень, букеты на столе. <…> Давайте скорее Моцарта — пока гроза не пришла и не выключили электричество». В 89 лет Маврина записала впечатления о похоронах Сахарова, репортаж с которых слушала по радио. И в 1990-х, редко выходя на улицу, она сохраняла работоспособность, твердость руки (выписывала букеты по памяти) и способность к критическому мышлению: «17.1.1994. <…> Двигалась по скользкому тротуару вдоль дома. Никого не было за день, вечером тот же разбор, чтение газет про Тарковского, по радио говорят про Гайдара. Япония к нам охладела, цены на проезд в электричках повысили в 3 раза и пр. “Пара гнедых, запряженных с зарею”. Я как голодная… Тетради не хватит, если отвлекаться…»

Татьяна Маврина. Рождение месяца. 1993. Бумага тряпичная  ручного отлива, акварель, темпера, графитный  карандаш.
Татьяна Маврина. Рождение месяца. 1993. Бумага тряпичная ручного отлива, акварель, темпера, графитный карандаш.

Тетради — почти такая же весомая часть творчества Татьяны Алексеевны, как яркая, написанная нездешними — матиссовскими — красками живопись, как картинки к сказкам Пушкина, для которых она изобретала вместе с автором Лукоморье, как бесконечные «нюшки», для которых сама часто служила моделью — «я красивая, хожу дома a’Naturele и любуюсь на себя в зеркало». Не имела и тени сомнений в своих красоте и таланте, что явно было результатом воспитания и следствием счастливейшего детства.

Ночь по пути к Врубелю

Татьяна Маврина родилась 7 (по новому стилю 20) декабря 1900 года в Нижнем Новгороде, который многое определил в ее жизни. Нижегородские ярмарки и Городец со знаменитой городецкой игрушкой впоследствии проявились в сказочных сюжетах, ставших маркой, фирменным стилем и приемом художницы.

В семье было еще две сестры и брат, впоследствии академик — основоположник отечественной кибернетики и создатель первой советской электронно-вычислительной машины. Отец Алексей Иванович Лебедев из учителей, в молодые годы был близок к народовольцам и два года отсидел в тюрьме, из-за чего не мог быть допущен к преподавательской деятельности. Он организовывал сельские библиотеки, писал учебники и занимался среди прочего производством учебных диапозитивов, с которыми ему стала помогать дочь — Татьяна их раскрашивала. От отца, страстного библиофила, она унаследовала и страсть к книгам. Впоследствии Татьяна Маврина проиллюстрировала более 170 изданий, выходивших необозримыми тиражами, единственная из отечественных художников, получившая Международную медаль Андерсена.

Татьяна Маврина. Александров. 1968. Бумага, гуашь, темпера, серебряная краска, пастель.
Татьяна Маврина. Ростов. 1969. Бумага тряпичная  ручного отлива, гуашь, серебряная краска, пастель, темпера.
Татьяна Маврина. Александров. 1968. Бумага, гуашь, темпера, серебряная краска, пастель.
Татьяна Маврина. Ростов. 1969. Бумага тряпичная ручного отлива, гуашь, серебряная краска, пастель, темпера.

Мать Анастасия Петровна (в девичестве Маврина) из дворян, преподавала в Нижегородском городском училище. От нее Татьяне Алексеевне досталась фамилия, которой, впрочем, она стала подписываться только в 1930-е, почувствовав себя взрослой.

Все детство Татьяна выпускала на пару с сестрой самодельные журналы с романтическими историями и с иллюстрациями — трогательными и смешными. Это сочетание трогательного и забавного останется в работах художницы навсегда. Первая мировая война изменила жизнь — но не изменила характер: страсть к Врубелю и Васнецову привела Таню из Нижнего в Москву, куда она ехала ночь, стоя в тамбуре, — ради Третьяковской галереи, которая оказалась закрыта. Ночевать было негде, пришлось в тот же день вернуться.

Татьяна Маврина. Белка песенки поет. Абрамцево. 1970. Бумага, темпера, гуашь, серебряная краска, пастель.
Татьяна Маврина. Белка песенки поет. Абрамцево. 1970. Бумага, темпера, гуашь, серебряная краска, пастель.

Дважды получала аттестат зрелости — до революции (в 1917-м поступила на архитектурный факультет Варшавского политехнического института, который из-за Гражданской войны и выхода Польши из состава России перевели из Варшавы в Нижний Новгород, но с учебой у художницы не сложилось) и после — в 1918-м. Поскольку Наркомпрос командировал отца Татьяны сначала в Симбирск, потом в село Курмыш на реке Суре, а оттуда в Сарапул на Каме, семья три года провела в разъездах. Но служба отца и привела Татьяну в Москву, которая «была еще в живых улицах, домах, со своим лицом, и людей в ней было не так много, и они еще были не пуганные войной». Она осталась тут навсегда, поступив во Вхутемас (в 1927-м преобразованный во Вхутеин). На семь лет он стал для Татьяны Мавриной буквально всем.

Фантастический вуз

Татьяна Маврина. Портрет А. Ф. Софроновой с дочерью. 1938.
Татьяна Маврина. Портрет А. Ф. Софроновой с дочерью. 1938.

«В 1929 году я окончила фантастический вуз — Вхутемас, то есть Высшие художественные технические мастерские, — вспоминала Маврина, требуя первое слово расшифровывать не как высшие, а как вольные. — Было там вольно и просторно, несмотря на неуемный горячий гомон — пустынно… И ехать по этой пустыне можно было в любом направлении. По воле ветра или по своей воле».

Художница училась на подготовительном отделении у Николая Синезубова и Николая Крымова, на основном — у Германа Федорова, но главным учителем считала Роберта Фалька, к которому попала в живописный класс. Именно у Фалька Татьяна переняла любовь к независимому творчеству и страсть к французам, обнаруженным в Государственном музее нового западного искусства: «Учились, главным образом, в двух галереях французских художников: в Щукинской и Морозовской. Счастливые годы!» Она буквально восприняла французский цвет: «…после импрессионистов и Ван Гога и Матисса земля преобразилась в глазах людей», — он проявился в сделанных художницей портретах, ню, натюрмортах и пейзажах. Это крайне неожиданная сторона творчества Татьяны Мавриной, почти не представленная в музеях. Смелый, до наглости, мазок, сюжеты (абстрактной живописи Маврина не признавала), в которых важен был жест, движение — поезда, ветра, руки, — все это так не похоже на ее «взрослые» сказочные иллюстрации.

Татьяна Маврина. Портрет Д. Б. Дарана с матерью. 1940.
Татьяна Маврина. В. А. Милашевский на бульваре. 1939.
Татьяна Маврина. Портрет Д. Б. Дарана с матерью. 1940.
Татьяна Маврина. В. А. Милашевский на бульваре. 1939.

Баталии в художественном сообществе 1920-х не затронули ее, поскольку не составляли сколько-нибудь существенного содержания ее жизни — кроме красок, ее вообще мало что волновало. «…Она улыбалась даже во время словесных кровопролитий и бурных художественных драм, в которых ей приходилось участвовать. Ее щеки пылали, но глаза горели смехом», — вспоминал Владимир Милашевский, товарищ по учебе и соратник по группе «13», созданной в 1927 году. Еще одним участником был будущий муж художницы — иллюстратор и график Николай Кузьмин. С Кузьминым Маврина проживет до самой его смерти в 1987-м. Он и Милашевский были старше других, прошли Первую мировую и стали идеологами и теоретиками группы. В «13» также входили Даниил Даран, Сергей Расторгуев, Юрий Юркун, близкая подруга Мавриной Антонина Софронова, сестры Нина и Надежда Кашины, Роман Семашкевич. Но недолго это продолжалось — группа прекратила свое существование, когда специальным указом были запрещены в СССР все неформальные объединения и на их место пришли унифицированные государственные творческие союзы. В Союз художников, кстати, Маврина долго не могла вступить, числясь кандидатом и во время войны поначалу не получая из-за этого рабочую карточку.

Тихий эскапизм

Татьяна Маврина. Манеж. 1930. Из серии «Манеж».
Татьяна Маврина. Елочка. 1937.
Татьяна Маврина. Манеж. 1930. Из серии «Манеж».
Татьяна Маврина. Елочка. 1937.

В начале 1930-х, как и ее единомышленники, Татьяна Маврина ушла в тень, предпочтя тихое искусство и иллюстрацию, которая — со временем, не сразу — обеспечила хлеб. Тихая живопись — без флагов, партсобраний и производственных тем — уже была признаком формализма и ровно так и воспринималась чиновниками от искусства. «Когда смотришь на этих даранов, древиных, мавриных и др., — сообщал анонимный критик в журнале “За пролетарское искусство” № 6 за 1931 год (реакция на последнюю выставку “13”), — то невольно задаешься вопросом: зачем Главискусство дает средства на такое искусство, зачем этих людей еще кормят советским хлебом? У Мавриной — бледность, бездарность, наглый и неприкрытый буржуазный эротизм, гнилой буржуазный эстетизм».

Рецензия ничего не изменила ни в темах, ни в почерке — напротив, тихая живопись и книжки стали эскапистским приютом и откровенной фрондой, где Маврина обходилась без слов. Среди прочего она иллюстрировала Эрнста Теодора Амадея Гофмана, об издании которого в те годы в СССР не смели и мечтать, и ее вдохновенные рисунки к прочитанным в оригинале «Житейским воззрениям Кота Мурра» и «Крошке Цахесу, по прозванию Циннобер» по сей день так и не изданы.

Остались неопубликованными и рисунки 1940 года к неоконченному стихотворению Михаила Лермонтова «На буйном пиршестве задумчив он сидел…» — они должны были войти в юбилейное издание, книгу к столетию со дня гибели поэта. Лермонтов посвятил эти стихи казненному Жаку Казоту. Считалось, будто Казот еще в 1788-м на некоем банкете предсказал и будущую Французскую революцию, и террор, и страшную участь многих присутствовавших тогда на пиршестве, в том числе свою. А Маврина рисовала этот сюжет (к которому возвращалась и в 1957-м) накануне войны. Ее иллюстрации были тогда исключительно работой в стол, а зарабатывала художница тем, что сегодня назвали бы графическим дизайном. Делала плакаты, например для медицинских учреждений, оформляла тетради и блокноты. «Дух растворяется в халтуре, чтобы росла материя», — писала Маврина в своем дневнике.

Рисовать церкви

Татьяна Маврина. На Якиманке. Москва. 1943. Бумага светло-голубая, тушь, перо, акварель, белила.
Татьяна Маврина. Кадаши. Москва. 1944. Бумага светло-серая, тушь, перо, акварель, белила.
Татьяна Маврина. На Якиманке. Москва. 1943. Бумага светло-голубая, тушь, перо, акварель, белила.
Татьяна Маврина. Кадаши. Москва. 1944. Бумага светло-серая, тушь, перо, акварель, белила.

Силы воли Мавриной было не занимать, хороший вкус хранил от пошлости, а прививка свободы, полученная в последнее десятилетие существования авангарда, не позволяла втиснуться в котурны соцреализма, пасть духом и изменить себе. Картинки старой Москвы, которых она сделала сотни с начала войны, тоже были формой внутренней эмиграции. Причем это были не просто виды. «Придумала цель, — вспоминала она, — рисовать церкви. Влюбилась в них, как в человека. <…> И если творения Господа Бога я с помощью прошедшей в моей жизни французской школы часто корректировала и создавала свой мир, который, по-моему, был красивее божьего, то творения русского архитектурного гения я не переплюну. Каменные красавицы остаются непревзойденными».

Изображать церкви художница стала, когда начались бомбежки, — она опасалась, что здания могут погибнуть. Здесь очень пригодилось ее умение рисовать, по причине крайней застенчивости, незаметно, не на мольбертах, а в крохотных блокнотиках, что называется, на спичечном коробке. К тому же во время войны «в каждом рисующем на улице обязательно видели шпиона», и Маврина научилась рисовать, не вынимая руки из кармана, а потом дома переносила изображение на больший формат.

Татьяна Маврина. Танцы на веранде Дома Красной армии. 1942.
Татьяна Маврина. Танцы на веранде Дома Красной армии. 1942.

Чаще всего это была именно бумага, достать которую было тоже трудно, но все ж легче, чем холст и масло. Написанные в 1942 году «Танцы на веранде Дома Красной Армии» стали ее последней живописной вещью — помимо прочего, возникла аллергическая реакция то ли на растворитель, то ли на какой-то ингредиент краски, и дальше она работала акварелью, гуашью, темперой, тушью…

Никогда не жаловалась на быт, даром что прожила с мужем 40 лет в маленькой комнатке в коммуналке на Сухаревке, а первой персональной выставки — в Третьяковке — удостоилась лишь в 59 лет. Ее много выставляли за рубежом, но сама художница свой успех «там» живьем не наблюдала — на выставки не ездила. Хотя цену себе всегда знала. Книжки с картинками Мавриной переиздавали нон-стоп за границей, например в Японии, карауля выход из печати каждого издания. Вплоть до последних опусов с рассказами замечательного Юрия Коваля, по поводу которых Татьяна Алексеевна ворчала, но от работы не отказывалась: «Раздражающая меня формула — Ю. Коваль, иллюстрации Мавриной. А книжка-то вся моя, даже рассказы он пересказал с моих заготовок, но с этими законами первенства писателя в книге ничего не сделаешь. Маврина иллюстрирует Коваля! А отказаться от “Журавлей”? Я не смогу, очень их люблю».


Превью:  Татьяна Маврина. Автопортрет («Каракулевый воротник»). 1937. Государственная Третьяковская галерея

Выставка «Татьяна Маврина. Ода к радости» проходит в Инженерном корпусе Третьяковской галереи до 15 августа 2021 года.