Основоположник русского авангарда, признанный лидер, талантливый экспериментатор — все эти эпитеты относятся к художнику Михаилу Ларионову. Он известен как живописец, график, иллюстратор рукотворных книг, талантливый и неожиданный декоратор, страстный коллекционер.
Его энергия и смелость, сочетание тонкого художественного вкуса и эксцентричности, постоянная смена жанров, стилевых приемов и даже видов искусства ставили в тупик современников. Проделав головокружительную эволюцию от импрессионизма через неопримитивизм и футуризм к лучизму, Ларионов выступил как последовательный авангардист, предложил одну из первых систем беспредметного искусства и стал одним из первых акционистов.
Придуманный Ларионовым термин «всёчество» обозначал новое и необычное как общую тенденцию искусства начала ХХ века. В то же время основным лейтмотивом, проходящим во всех программных текстах и манифестах 1910-х годов, был вопрос самоидентификации художника — личной, национальной и артистической. Михаил Ларионов, переосмысляя открытия французской живописи рубежа веков (Поля Гогена, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо), открыл самобытность собственной «восточной» традиции. В эволюции русского авангарда возвращение к заново обретенной «альтернативной» культурной памяти — к древнерусскому искусству, к традиции старообрядчества и архаике, к низовой городской культуре, детскому творчеству — было знаковым с точки зрения самосознания художника и выходило за рамки эстетического феномена.
На превью: М. Ларионов. Отдыхающий солдат. 1911. ГТГ
Стоимость
400 ₽
Лекции цикла
что связано с русским искусством