Онлайн-лекция
Архив

В XIX столетии возник интерес к национальной теме в искусстве. Москва с её старинными соборами и площадями, где ощущался сам дух героического и трагического прошлого, давала возможность воплотить эту тему. В 1800 году Академией художеств в Москву был направлен для зарисовок её исторических достопримечательностей и древностей художник Фёдор Алексеев. Московский цикл мастера детально представляет Москву до пожара 1812 года.
После войны с Наполеоном художники-романтики отказывались подчас от документальной точности изображения. Они полюбили небудничное состояние природы – лунный свет, закаты и восходы солнца, клубящиеся облака. Подобные драматические эффекты освещения превращали облик древней столицы в таинственное видение, мираж. Во второй половине XIX века поиски возвышенного, идеального уступили место вниманию к скромной повседневности. В творчестве передвижников на смену патетике приходит задушевность лирического чувства, подчас омрачённого нотами гражданской скорби.
В конце 1870-х – начале 1880-х годов на смену критическим устремлениям в русском искусстве приходят поиски национального идеала. В связи с этим вновь возникает интерес к древней столице. В картинах В.И. Сурикова Москва предстает ареной русской истории, свидетельницей борьбы и страданий народа. Художник творит обобщенный образ города, тяготеющий к сказочно-песенному его претворению.
На превью: Ф.Я. Алексеев. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве. 1811. ГТГ
После войны с Наполеоном художники-романтики отказывались подчас от документальной точности изображения. Они полюбили небудничное состояние природы – лунный свет, закаты и восходы солнца, клубящиеся облака. Подобные драматические эффекты освещения превращали облик древней столицы в таинственное видение, мираж. Во второй половине XIX века поиски возвышенного, идеального уступили место вниманию к скромной повседневности. В творчестве передвижников на смену патетике приходит задушевность лирического чувства, подчас омрачённого нотами гражданской скорби.
В конце 1870-х – начале 1880-х годов на смену критическим устремлениям в русском искусстве приходят поиски национального идеала. В связи с этим вновь возникает интерес к древней столице. В картинах В.И. Сурикова Москва предстает ареной русской истории, свидетельницей борьбы и страданий народа. Художник творит обобщенный образ города, тяготеющий к сказочно-песенному его претворению.
На превью: Ф.Я. Алексеев. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве. 1811. ГТГ
Выразить одобрение автору публикации!
05.11.2023 12:00 – 05.11.2023 13:00
1ч. 30 мин.
Стоимость
400 ₽
входит в цикл
Москва глазами художников Москва — зеркало отечественной истории. В нем отразились все без исключения этапы развития русской к ... Подробнее
Выразить одобрение автору публикации!
Лекции цикла
1ч. 30 мин.
22.10.2023 12:00
Москва глазами художников Москва в произведениях художников XVIII века
Стоимость
400 ₽
1ч. 30 мин.
19.11.2023 12:00
Москва глазами художников Москва Серебряного века
Стоимость
400 ₽
1ч. 30 мин.
03.12.2023 12:00
Москва глазами художников Москва в искусстве XX века
Стоимость
400 ₽

Рассказываем обо всем,
что связано с русским искусством
что связано с русским искусством