Дискуссия

Среда Менделеева Передвижники и наука

Запись онлайн-дискуссии «СРЕДА МЕНДЕЛЕЕВА. ПЕРЕДВИЖНИКИ И НАУКА» открывает новый цикл дискуссий «Искусство в контексте», который посвящён связи русского искусства с науками и другими видами деятельности. Встреча приурочена ко дню создания Периодической системы химических элементов и проходящей в стенах Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной выставки «Передвижники».
1 час 20 мин.

Стоимость курса

Стоимость

Бесплатно

Подробнее о курсе

Состав курса

Среда Менделеева – это встречи и обсуждения новых направлений и технологий в науке и искусстве, философии и политике. В центре нашего диалога — фигура человека-вершителя — ученого, писателя, художника, естествоиспытателя, который создает мир заново, собирая его из собственных идеалов и точных фактов, личных фантазий и научных опытов, тайных переживаний и общих принципов. 

На встрече мы познакомимся с кругом друзей и завсегдатаев Менделеевских сред, узнаем в Менделееве коллекционера, систематизатора искусств, философа, дедушку русского концептуализма и Art&Science, а также проследим взаимосвязь развития науки и искусства в России того времени. Интересно, влияла ли деятельность Товарищества передвижных художественных выставок на становление Дмитрия Менделеева как ученого?

Гость эфира - Татьяна Мартынова, главный редактор журнала Музей (Издательский дом «Панорама»), член правления Российского химического общества им. Менделеева (Ленинградская область), член Международного комитета ИКОМ (CIMUSET).


Онлайн-трансляция встречи «Среда Менделеева. Передвижники и наука»

Т.Н.: Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Юрьевна Николаева, я шеф-редактор просветительского портала Лаврус Третьяковской галереи. Очень рада вас здесь видеть. Сегодня мы начинаем новый цикл, посвященный взаимному влиянию искусства на другие сферы деятельности, жизни, науки и не только. В наших ближайших планах поговорить о связях русского искусства с историей, литературой, экономикой, модой и биологией. Мы открыты для предложений, рассмотрим их и включим в планы. Присылайте на наш адрес свои рекомендации — lavrus@tretyakov.ru. Эта тема очень обширна, бездонна и про неё можно говорить бесконечно. Наш гость, главный спикер — Татьяна Викторовна Мартынова, главный редактор журнала Музей (Издательский дом «Панорама»), член правления Российского химического общества им. Д.И. Менделеева (Ленинградская область), член Международного комитета ИКОМ (CIMUSET). Также на встрече присутствуют ученые, музейные специалисты и искусствоведы.


Т.М.: Добрый вечер, гости! Тема нашей сегодняшней встречи «Среда Менделеева. Передвижники и наука». Как и о Дмитрии Ивановиче Менделееве, так и о передвижниках на какое-то время забыли. Менделеев был вытеснен из нашей научной культуры. Дискурс о Менделееве как об инициаторе больших перемен в строительстве новой жизни и нового человека, мы в общем-то и не знали. Цель сегодняшней встречи — поговорить, обновить и заинтересовать этой темой. 


Вспомним об Академии и художниках, с чего она начинается и откуда родом передвижники. В 1724 году Академия наук начиналась как Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге. Наука и искусство были едины. В общем-то, сейчас их здания вместе стоят на Университетской набережной. Императорская академия художеств была инициирована Михаилом Ломоносовым в 1754 году. То есть изначально она должна была учреждаться при Императорском Московском университете. Союз науки и искусства естественный, потому что они о жизни. Как Менделеев говорил, что у них просто разный язык об одном и том же: что есть человек, жизнь и для чего мы существуем.


Когда мы вглядываемся в биографии наших героев и сопоставляем даты и числа, то мы понимаем, что события развиваются как-то параллельно друг другу. Но они также пересекаются многими темами, встречами и людьми.



Основатели Русского химического общества: Стоят слева направо: Ф.Р. Вреден, П.А. Лачинов, Г.А. Шмидт, А.Р. Шуляченко, А.П. Бородин, Н.А. Меншуткин, Н.А. Соковнин, Ф.Ф. Бейльштейн, К.И. Лисенко, Д.И. Менделеев, Ф.Н. Савченков; – сидят: В.Ю. Рихтер, С.И. Ковалевский, Н.П. Нечаев, В.В. Марковников, А.А. Воскресенский, П.А. Ильенков, П.П. Алексеев, А.Н. Энгельгардт (подписи сделаны рукой Д.И. Менделеева). Фотография. 1868. Источник фото: Русское химическое общество 


Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок. Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, П. А. Ивачёв (заведующий передвижной выставкой), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров. Фотография. 1886. М.М. Панов. wikipedia.org


В 1860-е годы начинают появляться общества и кружки. Встреча «Среда Менделеева. Передвижники и наука» проходит в гостиной «Арзамас». Но общество Арзамас появилось гораздо раньше, герои Арзамаса встречались и с нашими героями — передвижниками и членами российского химического общества. Сегодня мы вспомним, как это происходило.


Примечание Лавруса: «Арзамасское общество безвестных людей», или просто «Арзамас» (1815 — 1818) — закрытое дружеское литературное общество и литературный кружок, объединявший сторонников нового «карамзинского» направления в литературе. В «Арзамас» входили литераторы, чиновники, политические и общественные деятели. Встречи общества носили характер весёлых дружеских встреч, а сами участники кружка занимались анализом литературных произведений и боролись с архаическими литературными вкусами и традициями.


Всматриваясь в историю этих обществ, ты понимаешь, как удивительно и причудливо переплетена жизнь. Товарищество передвижных художественных выставок формируется в 1863 году. Дату начала Товарищества очень трудно установить. От чего будем отталкиваться: то ли когда они начали собираться в гостиной, то ли когда устав утвердили и его заявили? Принято отсчитывать от устава. 


Илья Репин. Портрет композитора и ученого-химика А. П. Бородина. 1888. Государственный Русский музей


Более системно Русское химическое общество начинает собираться в 1863-1865 годах. С 1861 года собирались на квартирах, в том числе на университетской квартире Дмитрия Ивановича Менделеева, расположенной рядом с Академией художеств. В 1868 году был зарегистрирован устав Русского химического общества. В него входил, в том числе, Александр Бородин, автор оперы «Князь Игорь». Мы его знаем, как композитора, но в первую очередь он был химиком. 

Примечание Лавруса: Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887) — русский композитор, участник «Могучей кучки»; химик-органик, общественный деятель и врач. Автор опер "Богатыри", "Млада", "Князь Игорь", симфоний "Богатырская" и других музыкальных произведений. Профессор-химик, академик Медико-хирургической академии, один из основателей Русского химического общества, открыватель химической реакции, названной в его честь (реакция Бородина-Хунсдикера). Также первым в мире он получил в своей лаборатории новое соединение — фтористый бензоил.


Прежде чем войти в химическое общество, Дмитрий Иванович Менделеев в 1859 году был отправлен на повышение квалификации в заграничную поездку в Гейдельберг. Во время поездки он с другими химиками встречаются с Александром Ивановичем Герценом, собираются в кружки и размышляют о судьбах России и мира.

В это время идут огромные перемены в политической и военной сферах. Можно сказать, что предыдущие триста лет определяло развитие империи жизни человека не только войны и революции, но эпидемии холеры, чумы и гриппа. Эпидемии были связаны в том числе с развитием науки и техники, освоением новых территорий. Когда начинается перемещение народов — это была первая эпидемия чумы. Также происходит и в XIX веке — вторая волна эпидемий, связанная с началом колониальных войн. Страны, которые приобрели наибольшее технологическое развитие — Англия, Франция и Германия — начинают доминировать как в море, так и на земле. Дмитрий Иванович, находясь в гуще европейских революционных событий (1859-1860 года), попадает в интересный переплет. Кажется, что где Джузеппе Гарибальди, и где Дмитрий Иванович Менделеев. Гарибальди — это революционер, освобождавший страны своим романтическим порывом. Но так случилось, что его искала полиция. При переезде из Швейцарии в Германию Гарибальди перемещался тем же поездом, что и наши химики. У Гейдельбергского кружка, в который входил Менделеев, были алые рубахи, как у сторонников Гарибальди. А Александр Бородин был ещё и похож внешне на него. Полиция сняла на досмотр участников путешествия — Дмитрия Менделеева, Ивана Сеченова и Александра Бородина. И таким образом Гарибальди был спасен от полицейской слежки, что тоже отразилось в дневниках Менделеева. Кажется, что такой маленький эпизод, но тем не менее показывает насколько все было переплетено: и революционное движение, и научно-технический процесс, и люди искусства.


Менделеевские среды ещё полноценно научно и системно не описаны. Мы со студенткой магистранткой Санкт-Петербургского университета немного разработали эту тему, определили гостей этих сред, периоды встреч. Она это делала по одному артефакту — скатерти из Музея-архива Д.И. Менделеева СПбГУ, где зафиксированы 280 росписей гостей Менделеева, вышитые его супругой и дочерями. Всего у Дмитрия Ивановича было шестеро детей: трое дочерей и трое сыновей. Дочери вышивали в разное время эту скатерть.


Скатерть Д.И. Менделеева. Государственный мемориальный музей-заповедник Д.И. Менделеева.



Известные русские художники на одной из «менделеевских сред». 1888. Музей-архив Д. И. Менделеева (СПбГУ)


Гости менделеевских сред начинают собираться где-то в начале 1870-х годах, потому что в 1869 (6 февраля) Менделеев открыл периодический закон. То есть собирались уже после первой публикации об открытии.  Вообще, систематизация элементов производилась и другими коллегами химиками. И не было подтверждения, что систематизация элементов Менделеева является рабочей и отражает истинное взаимодействие элементов.  


В 1871 году состоялась первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) в Санкт-Петербурге. Художники работали над разными сюжетами, но в том числе и историческими, как в картине Николая Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея». В 1872 году прошла первая политехническая выставка в Москве. Одна из целей — собрать предметы для создания научно-технического музея, отражающего развитие науки и техники в России. И мы помним, что первая выставка Политехнического музея была приурочена к 200-летию со дня рождения Петра I. Мы видим тематические переклички двух выставок. И более того, на первой выставке, была представлена периодическая таблица Менделеева. К сожалению, нет изображения, как она была представлена. Возможно, элементы были в ячейках на полочках, как это делают сейчас.


В этом же году начались более тесные взаимоотношения Менделеева с художниками из Академии художеств. В 1871 году художники попросили Менделеева прочитать лекцию по философии химии и естественным наукам. В это время в мире открывались новые элементы, вещества, соединения, краски, технологии и развивалась сфера оптики. Физик Федор Петрушевский и химик Дмитрий Менделеев проводили по субботам систематические занятия академикам. Петрушевский разработал прибор для измерения цветового тона, и наибольшая чувствительность по линейке цветов у Куинджи.

Примечание Лавруса: Фёдор Фомич Петрушевский (1828 —1904) — русский физик, заслуженный профессор Императорского Санкт-Петербургского университета, изобретатель ряда оптических приборов В области цветоведения Петрушевский разработал методы определения коэффициентов отражения света цветной поверхностью, среднего цветового тона многокрасочных картин и др. Им был накоплен обширный экспериментальный материал о физических свойствах масел, применяемых для изготовления масляных красок.


Уильям Белл Скотт. Железо и уголь. 1856-1864. Частная коллекция
Новые технологии не появлялись сами собой. Идет разведка новых ресурсов и освоение территорий. Картина Уильяма Белл Скотта «Железо и уголь» 1856-1864 гг. отражает темы, которые волновали передвижников. Как в литературе, так и в искусстве обсуждается тема споров отцов и детей. Менделеев и передвижники не остаются в стороне. Спор славянофилов и западников о пути России в гостиной в Арзамасе продолжался в среде Менделеева. Лев Николаевич Толстой настаивал, что у России особый путь: она должна стать житницей Европы благодаря богатым землям. Менделеев же и сторонники научного прогресса считали, что Россия с её огромной неосвоенной и малонаселенной территорией и богатыми недрами не может быть только аграрной страной. Если мы будем развивать сельское хозяйство, используя западные технологии для развития сельского хозяйства, мы станем сырьевым придатком более технологически развитых держав.

Менделеев окончил университет в 1855 году и был направлен в Крым, где шла русско-турецкая война. Он не смог преподавать в Симферополе, так как гимназия была переоборудована под военный госпиталь, которым руководил Николай Иванович Пирогов. Но врач осмотрел Менделеева, так как он был слаб здоровьем.

Ещё на первом курсе, переехав в Санкт-Петербург, мама привезла его вместе с сестрой. Когда, вопреки всякой логике он был зачислен второй курс на физико-математический факультет, сестра умерла. Затем умерла мать от туберкулёза, и Менделеев также тяжело заболел. Последующие три года он часто довольно тяжелый находился в больнице. Врачи говорили, что он не жилец. Однако Менделеев выжил и после окончания университета попал в Крым на осмотр к Пирогову, который сказал, что он долго будет жить.

Два месяца Менделеев провёл в Крыму (июль, август), путешествуя по крымскому побережью. В это же время Лев Толстой участвовал в боях за Севастополь. После этой поездки Менделеев напишет в дневниках, что Россию не победили в русско-турецкой войне, мы проиграли экономически, потому что Россию завоевали экономически: продавая нефть, мы покупали керосин. Это была тоже случайная поездка, которая не должна была состояться, так как по окончанию обучения его должны были направить в Одессу, где после он и будет преподавать в Ришельевском лицее. В лицее он преподавал два года и преподавание не осталось бесследно для биографии Менделеева и развития лицея. Там он организовал научный музей для преподавания и обучения студентов. В Одессе химик работал над магистерской диссертацией по изоморфизму, которую защитил в 1858 году.


Архип Куинджи. После дождя. 1879. Государственная Третьяковская галерея

Переплетённая связь художников и жизни учёного Менделеева завязывается мистическим образом. Архип Иванович Куинджи и Менделеев были известными друзьями. Они были слишком прямолинейными. Как Куинджи, так и Менделеев сделали себя сами. Ни Куинджи, ни Менделеева никто не принимал с первого раза. Куинджи не с первого раза поступил в Академию художеств, так как его обзывали маляром. Он не искал славы и наград, закрылся в себе и шёл своим путём, обретая свой язык. Его путь был резким и революционным. Когда Менделеев открыл периодический закон в 1869 году, его тоже не приняли. Тогда ещё не понимали, что он сделал основу основ. Он говорил, что открыл как работает взаимодействие веществ в природе, но почему это работает, мы поймём, когда найдём мировой эфир.


Путь Менделеева с 1869 года складывался по поиску мирового эфира. В архиве Санкт-Петербургского университета мы увидим черновик периодической таблицы Менделеева, где вверху в левом углу карандашом он напишет: «Легче всех эфир». Он неизбежно есть, но какое место ему отвести, было ещё неизвестно. И когда открыли аргон и гелий, Дмитрий Иванович думал, не предвестники ли это мирового эфира?



Архип Куинджи. Радуга. 1900–1905. Государственный Русский музей

Куинджи также пытался из сюжетных картин вывести всё предметное, как Менделеев в поиске мирового эфира создавал вакуум, вытягивая весь воздух и думая, что в этой разнице весов сможет поймать мировой эфир. Куинджи стремился к изображению «эфира», потому что изображения воздуха и неба после дождя говорят о союзе, когда человек должен остаться один на один. Поэзия тоже становится в помощь, потому что одним из самых сокровенных поэтов Менделеева был Тютчев. Он много раз приводил стих «Молчание», поэтому можно сказать, что Куинджи и Менделеев были одними из предвестников-концептуалистов, которые без формы изображали всё самое главное, суть вещей.


Николай Ярошенко. Портрет Д.И. Менделеева за рабочим столом. 1886. Музей-архив Д. И. Менделеева (СПбГУ)


Николай Ярошенко был военным человеком, офицером, артиллеристом и художником. Он был честью и совестью передвижников. Ярошенко чутко относился к любой несправедливости, подделке и фальши. От этого он страдал физически, отчего, можно сказать, и умер. Он был одним из самых близких друзей Менделеева. В историю вошёл портрет Менделеева, где он стоит за работой. 

 

                                                             

Илья Репин. Портрет химика Д.И. Менделеева в мантии профессора Эдинбургского университета. 1885. Государственная Третьяковская галерея



   Николай Ярошенко. Портрет химика Д.И. Менделеева в мантии профессора Эдинбургского университета. 1885. 

Государственная Третьяковская галерея


Здесь два одинаковых портрета, которые многие часто путают. Тут есть еще и третий портрет, который писала Анна Ивановна и потом уже в ХХ веке в 80-е годы один художник написал Менделеева в мантии Эдинбургского Университета. По поводу 300-летия Эдинбургского Университета —- в 1885 году Менделеев был принят почетным доктором права. Почему право и химик? Но на тот момент так исторически было определено, что естественно-научные знания относились к категории права. Хотя нам это кажется немножечко странным. И два портрета, написанные Репиным и Ярошенко. Немного в разных манерах, соответственно, разные художники — разные манеры. Дальше еще Анна Ивановна писала много портретов — супруга Дмитрия Ивановича Менделеева. Она была выпускница, первая выпускница, Академии Художеств женского курса, потому что до этого учились только мужчины-художники. (Анна Ивановна училась в Академии Художеств с 1876 по 1880 год — прим. Лавруса).



Иван Крамской. Портрет химика Дмитрия Ивановича Менделеева. 1878. Музей-архив Д. И. Менделеева (СПбГУ)


Т.В. – И еще один портрет Дмитрия Ивановича Менделеева, художник Крамской. Портрет находится в музее-квартире Дмитрия Ивановича Менделеева, в музее-архиве. Это один из всеми нами любимых портретов. Написан Дмитрий Иванович как раз в момент душевного кризиса в 1878 году, когда он уже открыл периодический закон, это уже признано. Достиг определенной научно-академической славы, но в Академию наук он принят не был. Был принят другой академик. Дмитрий Иванович внутренне огорчен, делает запись в своем дневнике: «Приучил уши к хлопкам, приучай и к свисткам.» То есть тебе аплодировали, а сейчас ты освистан. Всякое бывает в этой жизни. Но как мы можем сказать современным языком, это произвело огромный пиар-эффект – непринятие Дмитрия Ивановича Менделеева в члены Академии наук в России. Но в этот год его наиболее интенсивно приняли другие Академии наук, общественные организации, более 90 телеграмм было прислано. Он стал одним из самых почетных, известных членов. И ноты протеста из ведущих учебных заведений были присланы в Академию наук из-за рубежа, из Англии. Но он был не принят по причине – слишком был упрям и груб. Для многих коллег это было не совсем приятно и Президент Академии на тот момент сказал: «Менделееву быть академиком? Никогда!». 


Иван Крамской. Лунная ночь. 1880. Государственная Третьяковская галерея


Но он был действительным и почетным членом Академии художеств. И первое обновленное заседание Академии Художеств в 1893 году состоялось уже совместно с Менделеевым. Менделеев уже ведет свои записи на этих заседаниях, составляет списки наградных академиков, участвует в составлении Устава и также применяет свои знания по реставрации, по покрытию купола Академии Художеств, и также по реставрации купола Казанского собора. Тут мы видим интересный момент: с Менделеевым и картиной «Лунная ночь». Во-первых, коллизия довольно личного характера. У Дмитрия Ивановича Менделеева с Крамским отношения рассорились и, наверное, по понятным причинам. Биография умалчивает, но рядом у нас картина «Лунная ночь», на которой позирует девушка. Она написана примерно в одно и то же время, когда и портрет. И, кстати, этот портрет супруге Анне Ивановне очень не нравился, она считала, что Менделеев здесь не Менделеев, он здесь с пустыми глазами. Она его видела совершенно другим в это время. Потому что как раз в 78-м году она была влюблена в него, он страдал и у них была большая коллизия. Вот здесь мы видим причину ссоры Крамского с Менделеевым. Картина задумывалась, и Крамской ее начинал писать с Анны Ивановны, еще студентки Академии художеств. Но эту картину заприметил Сергей Третьяков, она ему очень понравилась, сюжет был прекрасен. И он сказал, что картину эту покупает, но хочет, чтобы лицо этой девушки было лицом его жены, которая на 20 лет старше юной Анны Ивановны, но тем не менее, заказ есть заказ. Крамской исполнил волю заказчика и покупателя этой картины. Но дружбы с Менделеевым уже не было. 


Архип Куинджи. Ночь на Днепре. 1882. Государственная Третьяковская галерея


Возможно, и Анна Ивановна не очень любила портрет Дмитрия Ивановича авторства Крамского, но, возможно, это наши домыслы. С Крамским связана жизнь и Куинджи, т.к. мастерская Куинджи и портрет Куинджи, который мы видели ранее, был написан также Крамским. Крамской – мастер портрета, наверное, непревзойденный, один из лучших. И мастерская Крамского перешла Куинджи, и он там творил свои волшебные полотна, магические полотна. Это вы, наверное, тоже знаете, что «Ночь над Днепром» в 1880-м году – это был довольно дерзкий проект, выставка одной картины. До этого выставка одной картины -- это был уровень императорской семьи. Гибель Помпеи, например. Это было оправдано, потому что это сверхсюжет и сверхзаказчик и это находится в круге императоров. А когда какой-то Куинджи, какую-то «Ночь над Днепром», где все темно и ничего непонятно, довольно небольшая картина, по-моему, 80х40, маленькая картина собирает толпы людей. Тысячи людей за две недели посетили эту выставку одной работы.  И картина показывалась не все время, то есть она открывалась под особым углом, чтобы на нее блик света падал именно на том уровне, как хотел художник, и в общем-то ничего не объяснял. И это не-объяснение, эта загадочность конечно же породили много мифов и легенд. И про Куинджи говорили, что он продал душу дьяволу, или они с Менделеевым что-то такое придумали, какую-то необычную краску, химический элемент, который дал вот такой эффект. И Менделеев, кстати, с этой картиной «Ночь над Днепром» вошел в историю, как искусствовед. Потому что, то, что он написал о картине, как ученый, естественно-научные знания, нам кажется, что ничего особенного, ведь каждый, кто стоит перед картиной может увидеть свое – ученый увидит свое, искусствовед свое, литературовед тоже увидит свои сюжеты. Менделеев говорил именно об этой безОбразности, об этом творящем ничто, открытом сюжете, где каждый наделяет картину своей мыслью и своим опытом – такое активное взаимодействие со зрителем. Это конечно тоже было революционным. И мы помним причину, почему Куинджи после такого успеха ушел с художественной сцены и замолчал почти на 10 лет, замкнулся. Но через 10 лет он вышел опять на авансцену и его приняли академиком в Академию Художеств, стал преподавать и стал попечителем всех своих студентах, очень волновался об их здоровье, их финансовом состоянии. И интересно, что Куинджи за эти 10 лет финансово преуспел, но не на продаже картин, а на продаже недвижимости, что тоже объединяет Куинджи с Менделеевым. Потому что Дмитрий Иванович также преуспевал, но не только на недвижимости, а на консультациях, на бизнес-консультациях магнатов – нефтяных, химических и прочих производствах, как оптимизировать прибыль. Также Дмитрий Иванович Менделеев был одним из инициаторов создания финансово-ценных бумаг и на рынке ценных бумаг он был активным участником. Например, в 1865 году он покупает имение Боблово в складчину за 8 тысяч совместно с коллегой, но в этот же день он покупает ценные бумаги на 30 тысяч рублей. Он умел считать деньги и думал, как же правильно их вложить. 


Здесь на этом слайде мы видим Стасова, Репина, прекрасную женщину в черной шляпе и Алешу Пешкова. Женщина в шляпе – это Андреева, женщина-феномен, которая была влюблена и в нее был влюблен старший сын – Володя Менделеев, он был мичманом, морским офицером, ходил на крейсере «Память Азова» вместе с цесаревичем. И вся фотоистория путешествия цесаревича на Восток – это было, кстати, одно из рисковых событий, во время эпидемии холеры отправить цесаревича на Восток. Та же Китайская Восточная железная дорога строилась в то же время буквально на костях по ряду причин, в том числе и из-за чумы. Володя Менделеев стал морским офицером и отправился он на крейсере «Память Азова» тоже не спроста. Он был влюблен в Андрееву, но она решила выйти замуж за более престижного жениха.


Тем не менее семья Дмитрия Ивановича Менделеева была тесно связана с художниками не только благодаря супруге Анне Ивановне, которая закончила Академию художеств и всячески поощряла, организовывала и помогала, поддерживала жизнь Менделеевских сред, но и Володя, выйдя с морской службы в 1885 году, женился на Варваре Лемох. Варвара Лемох – дочь Кирилла (Карла) Лемоха и муза многих художников-передвижников. Карл Лемох еще был преподавателем у семьи императора. Таким образом, семья Менделеевых была тесно связана с миром художников и с миром передвижников. 



Иван Шишкин. «На Севере диком...»


Кажется, что почти 80 лет разделяет эти картины, но на самом деле Каспаром Давидом Фридрихом восхищались не только романтики, но и передвижники. Он оставил большой след в русской художественной культуре, и большая коллекция его работ хранится в России. Здесь мы видим картину «На Севере диком» -- это, можно сказать, портрет Дмитрия Ивановича Менделеева. Действительно, так говорили об этом. Шишкин дарит эту работу Дмитрию Ивановичу Менделееву, и она всегда висит у него в кабинете за спиной. Описывали, что Менделеев стоит на холодной вершине, на скале, обдуваемой ветром, заснеженной, а внизу все человечество, которое его еще не догнало. Потому что Дмитрий Иванович перегнал, наверное, на столетия вперед. Нам еще придется читать и разгадывать то, что он думал и знал о мире. 



Николай Ярошенко. Эльбрус в облаках. 1894Государственный Русский музей 


Тут мы видим работу Ярошенко «Эльбрус», и понимаем, как она пересекается тематически с предыдущей картиной. Тут у нас картины о смысле жизни, о темах, ради которых собирались участники на Менделеевских средах. Менделеевские среды отличались от Репинских четвергов, Ярошенковских суббот такой, можно сказать, лаконичной серьезностью. Дмитрий Иванович Менделеев не любил тратить время, оно для него было очень ценно. И для него встреча с художниками, также там собирались литераторы, искусствоведы, политики и промышленники, предприниматели и чиновники говорить о судьбах мира т о человечестве. Как мы можем научиться быть людьми, кто мы такие? И действительно, Дмитрий Иванович Менделеев говорил, что естественно-научные знания и наука не противостоит ни искусству, ни религии. Это разные языки об одном и том же. Если мы наконец это поймем, прочувствуем и увидим, то сможем читать книгу Жизни и в камне, и в природе, и в небесах. 

Здесь я хотела поговорить о науке и спиритизме: то, что нам непонятно, мы пытаемся найти ответы в чем-то потустороннем. И в конце XIX века новые технологии и новая жизнь не умещались в повседневность человека XIX, решили увлечься и спиритизмом в том числе. И Дмитрию Ивановичу досаднее всего было то, что в спиритические кружки попали не только люди творческие, это понятно, но туда пошли и ученые – его любимый Бутлеров и Вагнер, которого Дмитрий Иванович считал одним из великих ученых. Поэтому Менделеев, не жалея сил и времени, организовал у себя на квартире в 1876 году комиссию по спиритизму для того, чтобы беспристрастно измерить и оценить, взвесить и проследить фокусы это или нет, шарлатанство или нет, а возможно найти свидетельства мирового эфира. Вдруг спириты общаются именно с тем мировым эфиром, который он ищет, с той энергией. И действительно он был искренним, несмотря на то, что Достоевский ему смеялся в лицо, заявляя, что Менделеев хочет измерить невидимое видимыми весами, предметами, вещами. Кто же веру может доказать математически? Это не доказывается. Но Менделеев тем не менее провел семь заседаний, все заседания были зафиксированы. И далее он выступил с лекциями о спиритизме, где он развенчивал и шарлатанство, и в то же время говорил о том, что если мы увлечемся спиритизмом, то потеряем суть вещей. Нет необходимости увлекаться внешними эффектами чуда, а надо искать глубже. Менделеев говорил о том, что смещается время, пространство, о том, что времени нет, об этом написано в разных книгах. 



Подробнее

Другие курсы

Цикл дискуссий
Искусство в контексте
1 лекция
Цикл интервью
Третьяковская галерея в лицах
Авторы: Галина Чурак ,Яков Брук
2 лекции
Стоимость
Бесплатно