Детство и обучение в Академии художеств
Карл Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье потомственного художника французского происхождения Поля Брюлло, который и стал его первым учителем. Его отец был резчиком по дереву и живописцем, а все семеро детей в семье получили художественное образование.
Уже в раннем возрасте Карл проявил выдающиеся способности к рисованию. Отец, строгий и требовательный, приучал детей к труду: мальчики помогали ему в мастерской, изучали анатомию, копировали гравюры. В 1809 году, в возрасте 10 лет, его вместе с братом Александром зачислили в Академию художеств на казенное содержание.
Обучение в академии было строгим и систематическим: ученики начинали с копирования гравюр и гипсовых слепков античных скульптур, затем переходили к рисованию с натуры и изучению анатомии. Брюллов быстро выделился среди сверстников благодаря своему таланту и трудолюбию. Его учителями были известные мастера: Иванов, Егоров и Шебуев.
За годы учебы Брюллов неоднократно получал награды за свои работы. Первые картины, написанные в традициях академического классицизма, уже демонстрировали его мастерство в передаче пластики человеческого тела и эмоциональной выразительности. В 1818 году он был удостоен первой малой золотой медали АХ за картину «Улисс и Навсикая», а в 1819 году — второй малой золотой медали АХ за полотно «Нарцисс, смотрящийся в воду». В 1821 году Брюллов завершил обучение в Академии художеств с большой золотой медалью АХ за картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». Работа была высоко оценена Советом Академии, и художник получил право на пенсионерскую поездку за границу.
Как Карл Брюлло стал Брюлловым
Имя Карла Брюллова известно каждому любителю русской живописи, но мало кто задумывается, что изначально его фамилия звучала иначе — Брюлло. Изменение произошло не случайно: за ним стояла воля императора и важный поворот в судьбе художника.
Фамилия Brulleau (иногда писали Brullo) имела нормандское происхождение, но в России ее произносили на русский манер — Брюлло.
До 1822 года Карл и Александр Брюлловы носили фамилию своих предков Брюлло. Необходимость смены фамилии появилась перед отъездом в пенсионерскую поездку. Император Александр I лично рассмотрел список выпускников и, отметив талант братьев, повелел дать их фамилии форму «Брюлловы» как более благозвучную в русском языке. Именно в связи с этой поездкой фамилия двух братьев была русифицирована, получив русское окончание в Высочайшем указе, которым было дано соизволение императора на их пенсионерскую поездку за границу.
Так Брюлло превратились в Брюлловых — это изменение должно было подчеркнуть их принадлежность к русской культуре. Это переименование стало своеобразным актом признания со стороны власти: Брюлловы больше не считались иностранцами, а стали русскими художниками с европейским образованием.
Новая фамилия закрепилась навсегда. В официальных документах, переписке и каталогах он фигурировал уже только как Брюллов. Даже в Италии, где он провел 12 лет, его знали под новой фамилией. Все последующие работы художник подписывал как Karl Brülloff (немецкий вариант) или «К. Брюллов».
Отношения с Обществом поощрения художников
В 1821 году Карл Брюллов, окончив Академию художеств, должен был отправиться в пенсионерскую поездку за границу, но президент Академии художеств Оленин настоял на его дальнейшем обучении, назначив ему слабого наставника — художника Ермолаева. Брюллов просил заменить учителя, но его просьба была отклонена, после чего он отказался от поездки.
В это время его заметило недавно появившееся благодаря известным меценатам Общество поощрения художников (ОПХ). Чтобы проверить его талант, ему предложили написать несколько картин в обмен на финансирование заграничного путешествия. Брюллов создал «Эдипа и Антигону» (1821) и «Раскаяние Полиника» (1821), после чего ОПХ согласилось отправить его за границу с условием регулярных отчетов и новых работ. В августе 1822 года Карл Брюллов вместе с братом Александром уехали в Италию.
По пути они совершили большое путешествие по городам Германии и Италии, а в мае 1823 года прибыли в Рим. Там Брюллов по заданию ОПХ сделал копию «Афинской школы» Рафаэля — свою последнюю ученическую работу.
В Италии Карл Брюллов увлекся жанровой живописью. Его картина «Итальянское утро» (1823) вызвала восторг в Петербурге, и Николай I наградил его перстнем, заказав парную работу. Однако «Итальянский полдень» (1827) не понравился ни императору, ни ОПХ из-за «недостаточной возвышенности». В 1829 году Брюллов разорвал связи с Обществом. Уже в то время художнику стало поступать много заказов на картины.Акварели итальянского жанра
Помимо живописных жанровых полотен, в 1820-х годах Карл Брюллов создал серию акварелей — миниатюрных и изящных работ, в которых он передавал сцены из повседневной жизни Италии. Благодаря своей тематике эта серия работ получила название «итальянский жанр». Акварели итальянского жанра делались под заказ для аристократии и служили открытками, привезенными из Италии. Часто заказчики на них запечатлевались на фоне итальянского пейзажа. Яркими примерами являются «Портрет графини Е.А. Воронцовой и княжны Е.М. Голицыной» (1825) и «Портрет Г.Н. и В.А. Олениных» (1827).
Однако в акварельном наследии Брюллова остались не только заказные акварели, он писал и самостоятельные работы. Сюжеты акварелей итальянского жанра Карла Брюллова разнообразно представлены в собрании Третьяковской галереи: это камерные и драматичные сцены («Прерванное свидание» (1827) и «Возвращение римского пастуха домой» (1850–1851)), народные гулянья и празднества («Праздник сбора винограда» (1827) и «Гулянье в Альбано» (1830–1833)). Отдельную роль в этих работах занимает пейзаж: он также отражает колорит местности.
Работы этой серии отличаются воздушностью и легкостью, невероятной декоративностью и тонкостью написания, которые придает акварельная техника. Вдохновленный жизнью в Италии, Брюллов изучает местные традиции, посещает празднества, которые передает в своих работах. Его акварели пропитаны итальянским колоритом, любовью в этой стране. Художник не просто берет за основу итальянские сюжеты — он переосмысливает их. Его работы привлекают безупречностью исполнения и точным колористическим решением.
«И стал “Последний день Помпеи” для русской кисти первый день» (Баратынский)
На полотне «Последний день Помпеи» (1830–1833) Карла Брюллова запечатлена трагедия древнеримского города Помпеи во время извержения Везувия в 79 году н. э.
Идея картины возникла у живописца в 1827 году, когда он посетил раскопки Помпей во время поездки в Неаполь и знакомства с оперой Джованни Пачини «Последний день Помпеи». Заказчиком выступил меценат Анатолий Демидов. Работа над полотном заняла около шести лет: первые эскизы появились в 1827 году, а окончательный вариант создавался с 1830 по 1833 год.
После завершения картины Брюллов представил ее в своей римской мастерской, где она сразу привлекла внимание. Современники, включая писателя Николая Рожалина, отмечали, что «весь город стекался дивиться ей». Позже полотно выставлялось в Милане (1833) и Париже (1834), где получило большую золотую медаль Салона.
Летом 1834 года картина прибыла в Санкт-Петербург. Демидов подарил ее Николаю I, и сначала она хранилась в Эрмитаже, а затем была передана Академии художеств для публичного показа. Успех произведения был оглушительным: Александр Пушкин посвятил ему стихотворение «Везувий зев открыл», а Николай Гоголь назвал картину «светлым воскресением живописи». В 1851 году полотно переместили в Новый Эрмитаж, а в 1897 году — в коллекцию Русского музея.
Картина «Последний день Помпеи» не только снискала Брюллову признание в России и Европе, но и стала важной вехой в истории отечественного искусства, ознаменовавшей переход от классицизма к романтизму. В отличие от классицистических традиций Карл Брюллов изобразил не героический подвиг одного человека, а трагедию целого народа.
Влияние Юлии Самойловой на творчество Карла Брюллова
Особое место в жизни и творчестве Карла Брюллова занимала графиня Юлия Самойлова (1803–1875) — аристократка из рода Скавронских, родственников императрицы Екатерины I, меценатка и близкий друг художника. Брюллов познакомился с Юлией Самойловой в Италии в конце 1820-х годов. Графиня, известная своей красотой, независимым характером и покровительством искусствам, стала для художника не только моделью, но и музой. Их связывали не только творческие, но и личные отношения, что подтверждается перепиской художника.
Юлия Самойлова послужила моделью для нескольких ключевых работ Карла Брюллова, в которых воплотились черты романтизма. «Юлия Самойлова с воспитанницей и арапчонком» (1832–1834) — один из самых известных портретов, где графиня изображена в окружении воспитанниц. Композиция подчеркивает ее аристократизм и властность. Угадывается образ аристократки и в картине «Вирсавия» (1832), которой художник подводил итог своим творческим исканиям. На полотне «Последний день Помпеи» (1830–1833) образ Юлии Самойловой повторяется трижды. Также сохранились эскизы и незавершенные работы, в которых угадываются черты графини. Например, в некоторых образах для росписи Исаакиевского собора.
Помимо прямого изображения Самойловой в портретах, ее влияние проявилось в выборе тем и эмоциональной насыщенности работ Брюллова. Усиление драматизма в поздних работах, возможно, связано с переживаниями из-за разрыва с графиней. Интерес к итальянской тематике отчасти объясняется их совместным пребыванием в Италии.
Карл Брюллов — мастер парадного портрета
Карл Брюллов вошел в историю искусства не только как создатель монументальных исторических полотен и жанровых картин, но и как выдающийся мастер парадного портрета. Его работы в этом жанре отличаются величественностью композиции, тонкой психологической глубиной и виртуозной живописной техникой, унаследованной от академической школы. Карл Брюллов умел сочетать торжественность с жизненной достоверностью.
Парадный портрет в XIX веке был призван подчеркнуть высокий социальный статус модели, ее богатство, власть и социальный статус. Карл Брюллов обращался к портретному жанру на протяжении всей жизни. Именно благодаря парадному портрету он пользовался популярностью у итальянской знати и соотечественников. Портреты Брюллова итальянского периода отличались стремлением передать внутреннюю жизнь героев, иногда через обилие бытовых деталей, что придает работам декоративный характер.
В Петербурге Брюллов закрепил репутацию модного портретиста. Позировать ему считалось честью. Он создавал как парадные изображения знати, так и камерные портреты выдающихся современников, где уделял больше внимания психологической глубине. Среди лучших — портреты Н.В. Кукольника (1836) и И.А. Крылова (1839). К этому же времени относится и создание знаменитого «Автопортрета» (1848). Последним шедевром художника стал портрет его старого знакомого — археолога Микеланджело Ланчи (1851).
В 1837 году Жуковский предложил Брюллову написать его портрет для императорской семьи, чтобы вырученные средства пошли на выкуп Тараса Шевченко из крепостничества. Художник согласился, и портрет разыграли в лотерее, организованной графом Виельгорским. Собранные 2500 рублей позволили освободить Шевченко 22 апреля 1838 года. Впоследствии он поступил в Академию художеств и стал одним из любимых учеников Брюллова.
«По установлению Аллаха раз в год меняется рубаха»: внутри гарема
После триумфа «Последнего дня Помпеи» в Европе и России император Николай I велел Карлу Брюллову возвращаться на родину. Перед возвращением художник совершил путешествие по Малой Азии, Греции и Ионическим островам.
В 1835 году Карл Брюллов отправился в Турцию с очень смелым намерением: проникнуть в гарем, чтобы запечатлеть его внутреннюю жизнь. Однако на пути к достижению этой цели стояло препятствие: по местным обычаям посторонний мужчина, даже турок, пробравшийся в гарем, поплатится за это жизнью. Несмотря на очевидную опасность, Карлу Брюллову, пользовавшемуся невероятной популярностью, удалось воплотить свой замысел в реальность.
Он создал целую серию работ, посвященных жизни гарема в Турции. Образ круглолицей турчанки с большими глазами и длинными косичками появляется в нескольких работах восточной серии.
Интересно, что гарем оказался не таким, как представлялось. Состоятельные чиновники экономили на собственных женах. У женщин не было необходимых для жизни вещей: в год каждой полагался всего один комплект белья! Именно этим объясняется название одной из картин серии: «По установлению Аллаха раз в год меняется рубаха» (1845).
Брюллов в совершенстве владел трудной техникой сепии, в которой выполнена эта серия работ. Этот материал помогает передать утонченность и изысканность мира Востока. Другие сепии из этой серии хранятся в собрании Третьяковской галереи: «Гавань в Константинополе» (1835), «Турок, садящийся на коня» (1835) и «Полдень в караван-сарае» (1835).
В это время, на заре эпохи романтизма, в живописи зарождается интерес к восточному миру, который привлекал художников загадочностью, экзотичностью и закрытостью. Этот интерес развился в живописи XIX века.
Участие в росписи Исаакиевского и Казанского соборов
По возвращении в Россию Карл Брюллов принял участие в оформлении Исаакиевского и Казанского соборов в Санкт-Петербурге. Несмотря на то что Брюллов более известен как мастер портрета и исторической живописи, его работы в храмовом пространстве демонстрируют глубокое понимание традиций европейского искусства и новаторский подход к религиозным сюжетам.
Исаакиевский собор, строившийся с 1818 по 1858 год под руководством Огюста Монферрана, стал одним из главных проектов эпохи Николая I. Карл Брюллов был привлечен к работе над интерьером в 1841 году, после возвращения из Италии, где он изучал технику монументальной живописи. Его главной работой в соборе стала роспись плафона главного купола — композиция «Богоматерь во славе», выполненная в 1843–1847 годах. Эта фреска, созданная в традициях итальянского Возрождения, изображает Деву Марию в окружении ангелов и святых. Однако из-за технических ошибок при подготовке штукатурки живопись начала разрушаться еще при жизни художника. Брюллов, не имея достаточного опыта в технологии фресковой живописи, столкнулся с проблемой осыпания красочного слоя. Несмотря на трудности сохранности работ, росписи Карла Брюллова отличаются динамичностью и колористическим богатством.
В Казанском соборе (архитектор Воронихин, 1801–1811), который был расписан в 1840-е годы, Брюллову принадлежит авторство одной из ключевых композиций — «Взятие Богородицы на небо» (1836) в парусе главного купола. В отличие от Исаакиевского собора здесь художник использовал более камерный, но не менее выразительный стиль. Индивидуальная манера Брюллова заключается в передаче особого эмоционального напряжения.
Росписи Карла Брюллова в Исаакиевском и Казанском соборах, несмотря на технические сложности, стали важным вкладом в развитие русской монументальной живописи. Они отражают переход от классицизма к романтизму в религиозном искусстве и демонстрируют попытку синтеза европейских традиций с национальными особенностями.
Педагогическая деятельность
Карл Брюллов не только вошел в историю как выдающийся художник, но и оставил значительный след в художественном образовании России. Его педагогическая деятельность началась после возвращения в Петербург в 1836 году, когда он был назначен профессором Императорской Академии художеств.
Брюллов стремился отойти от строгих академических канонов, поощряя индивидуальность своих учеников. В отличие от традиционного подхода, требовавшего точного копирования классических образцов, он уделял внимание живой натуре, развитию композиционного мышления и эмоциональной выразительности.
Среди его учеников были известные художники. Освобожденный из крепостничества при участии Брюллова Тарас Шевченко стал одним из самых преданных его учеников, а позже выдающимся украинским живописцем и поэтом. Павел Федотов — мастер жанровой живописи, чьи работы («Сватовство майора», «Завтрак аристократа») отличались тонкой иронией и социальной критикой. Аполлон Мокрицкий — художник и мемуарист, оставивший ценные воспоминания о методах преподавания Брюллова.
Несмотря на популярность среди студентов, новаторские взгляды Брюллова вызывали недовольство консервативного руководства академии. Он критиковал устаревшую систему обучения, что привело к напряженным отношениям с коллегами. В 1849 году из-за ухудшения здоровья и разногласий он покинул преподавательскую должность.
Хотя Брюллов официально преподавал недолго, его влияние на русское искусство было значительным. Его ученики продолжили развивать реалистическую традицию, а его методы подготовки художников повлияли на дальнейшие реформы в академии.