26 августа 2024

10 фактов о Константине Коровине

Почему Константина Коровина называли «Демоном из Докучаева переулка»? Был ли он первым русским импрессионистом? Как появилось прозвище «Серовин и Коров»? За что художник получил звание кавалера ордена Почетного легиона? Почему Коровин писал с ошибками? Как он жил после эмиграции? Обо всем этом — в 10 важных фактах биографии Константина Коровина.

В школе не учился и писал с ошибками

Константин Коровин (справа) с братом Сергеем. Фотография. 1860-е.
Константин Коровин (справа) с братом Сергеем. Фотография. 1860-е.
Коровин Константин Алексеевич родился 23 ноября (5 декабря) 1861 года в Москве в старообрядческой семье. Его дед Михаил Емельянович, купец из Рогожской слободы, содержал ямской извоз. Дом, где родился и провел свое детство Константин Коровин, не сохранился до наших дней, однако известно, что он находился на месте, где сейчас расположено Западное крыло факультета живописи МГАХИ им. В.И. Сурикова (Товарищеский переулок, 30). Отец художника Алексей Михайлович не продолжил семейное дело, он окончил юридический факультет Московского университета и был большим любителем классической литературы. Его супруга, мать Константина и Сергея Коровиных Аполлинария Ивановна (в девичестве Волкова), также была далека от купеческого общества, увлекалась игрой на арфе и занималась акварельной живописью.
После смерти Михаила Емельяновича семью постигло разорение, и из города они были вынуждены переселиться в подмосковные Мытищи, где и провел детство Константин Алексеевич. Вот как вспоминал он об этом времени: «До 13 лет я не учился. Жил в деревне, где слышно было только крик петуха, в милом уютном нашем русском уголке. Это были лучшие годы, мне кажется, и всей моей жизни, с детской наивностью мне все казалось в розовом свете. Все было отрадно [неразб.] впечатлительному детскому взгляду…»1. Всеволод Саввич Мамонтов, друг художника, сетовал, что при всем таланте Коровин так и оставался всю жизнь малограмотным, нечасто его можно было встретить с книгой, писал он с ошибками «речька и печька, вставляя обязательно совершенно неуместный мягкий знак…»2. Однако этот факт не помешал художнику проявиться в качестве литератора и оставить после себя обширное мемуарное наследие, составленное им в период эмиграции.
_____________
1Москва — Париж. Из записных книжек К.А. Коровина. 1889–1892, 1904, 1927 годы // Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения. Кат. выставки. ГТГ, М. С. 380.

2Мамонтов В.С. Воспоминания о русских художниках / Музей-заповедник «Абрамцево». [Б. м.], 2006. С. 53–54.

«Демон из Докучаева переулка»

В 1875 году Константин Коровин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), сначала учится на архитектурном факультете, но очень скоро переходит на живописное отделение. Он посещает пейзажный класс под руководством Алексея Саврасова, где встречает Исаака Левитана, с которым впоследствии будет связан долгой и крепкой дружбой.
За непостоянный артистический нрав сокурсники называли Коровина в шутку «Демоном из Докучаева переулка»3. Михаил Нестеров, учившийся вместе с Коровиным в пейзажном классе у сменившего Саврасова Василия Поленова, оставил яркие воспоминания об этом периоде жизни художника: «Костя, как хамелеон, был изменчив: то он был прилежен, то ленив, то очарователен, то несносен, наивный и ко всему завистливый, доверчивый и подозрительный. То простодушный, то коварный, Костя легко проникал, так сказать, в душу, и так часто о нем хотелось забыть… В нем была такая смесь хорошего с “так себе”… Все в нем жило, копошилось, цвело и процветало. Костя был тип художника, неотразимо действующего на воображение…»4.
____________
3Нестеров М.В. Давние дни. Встречи и воспоминания. М., 1959. С. 127–128.

4Там же.

Абрамцевский кружок

Большую роль в творческом становлении Коровина сыграл художник Василий Поленов. Он сразу обратил внимание на талант молодого живописца, как он писал позднее: «Я всегда восхищался Вашим изумительным талантом. Ваши этюды и наброски до сих пор дают мне истинные минуты радости, а это, мне кажется, высшее, что художник может дать людям…»5. В 1884 году Василий Дмитриевич познакомил Коровина с меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым. Известный покровитель искусств с большим интересом воспринял одаренность Константина Алексеевича, который вскоре стал просто «Костенькой» — всеобщим любимцем, и занял особенное место в кругу Абрамцевского художественного кружка. Эта знаменательная встреча открыла новую главу в творчестве мастера, связанную с работой над оформлением спектаклей — сначала в Русской частной опере Мамонтова, а с 1900-х годов в Императорских театрах Санкт-Петербурга и Москвы.
____________
5Из письма В.Д. Поленова —– К.А. Коровину [Борóк] 31 мая 1914 года// Е.В. Сахарова. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова: Хроника семьи художников. М., 1964. С. 679.
Благодаря работе в Русской частной опере Коровин познакомился со многими известными оперными артистами и встретил хористку Анну Яковлевну Фидлер, ставшую его женой и родившую в 1897 году сына Алексея.

Первый русский импрессионист?

Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Холст на картоне, масло.
Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Холст на картоне, масло.
Импрессионизм, зародившийся во Франции в 1870-е годы, с большим опозданием нашел свое отражение в творчестве мастеров русской школы. Ученики Василия Поленова по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) Валентин Серов и Константин Коровин на интуитивном уровне в 1880-е годы начали применять в своей живописи приемы, свойственные этому направлению. Первыми известными произведениями, исполненными в духе русского импрессионизма, считаются картины, хранящиеся в собрании Третьяковской галереи, — «Портрет хористки» (1887) Коровина и «Девочка с персиками» (1887) Серова. Однако кого из них можно назвать первым русским импрессионистом?
Интересное открытие сделали сотрудники Третьяковской галереи при подготовке юбилейной выставки Коровина в 2012 году. Оно было связано с упомянутым выше «Портретом хористки»6. Художником в левом углу холста была сделана надпись «1883 г. / Харьков», которая долгое время считалась авторской датировкой. Однако гастроли Русской частной оперы в Харькове проходили в 1887 году. Таким образом, исследователи установили, что надпись была сделана намного позднее. По всей видимости, Коровин во что бы то ни стало хотел утвердить в истории свое звание «первого русского импрессиониста», обогнав в этом негласном соревновании своего лучшего друга Серова.
___________________
6Атрощенко О.Д. Атрощенко. Миф Константина Коровина // Тайны старых картин. М.:, ГТГ,. 2016. С. 130–-139.

Серовин и Коров

Валентин Серов. Портрет К.А. Коровина. 1891. Холст, масло.
Валентин Серов. Портрет К.А. Коровина. 1891. Холст, масло.
Абрамцевский кружок, рисовальные вечера у Василия Поленова, его классы в МУЖВЗ и совместные поездки на пленэр сблизили Коровина и Серова. Придуманное в шутку Саввой Мамонтовым прозвище «Серовин и Коров» закрепилось за неразлучными друзьями на всю жизнь. Обладая разными темпераментами, они удивительным образом дополняли друг друга: «Странно было видеть тесную дружбу этих двух художников, столь различных по характеру, по привычкам и по образу жизни. Серов, неизменно аккуратно одетый, тщательно причесанный, был всегда обаятелен и на вид угрюмо-серьезен, а Коровин отличался непостоянством, в достаточной степени легкомыслием, малоприятной “художественной” небрежностью в костюме <…> А как талантливы, всесторонне талантливы были оба! Когда в хорошем расположении духа сойдутся они, бывало, конца краю нет их остроумным шуткам, блестящим рассказам, метким имитациям»7. Художники много времени проводили вместе, делились друг с другом мыслями об искусстве, никто из них не переступал личные границы, не советовал лишнего, каждый высоко ценил в другом его творческую индивидуальность. Они совершили несколько больших совместных путешествий, а в 1901 году одновременно стали преподавателями портретно-жанровой мастерской МУЖВЗ, воспитав плеяду ярких мастеров XX столетия, среди которых Николай Ульянов, Михаил Шемякин, Павел Кузнецов, Константин Юон, Николай Крымов, Мартирос Сарьян.
________________
7В.С. Мамонтов. Воспоминания о русских художниках / Музей-заповедник «Абрамцево». [Б. м.], 2006. С. 49–-50.

Путешествие на Крайний Север

В 1894 году Константин Коровин и Валентин Серов отправились в большое совместное путешествие по Русскому Северу. Поездку организовал Савва Мамонтов, он занимал в то время пост председателя правления Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги и намеревался построить новую железнодорожную магистраль на Север, но прежде решил познакомить широкие круги общественности с новым краем. Художники побывали в наиболее отдаленных северных губерниях. Их путь начался в Вологде, Архангельске, Мурманске и продолжился вплоть до Норвегии, Швеции и Финляндии.
Стоит отметить, что на участие в этой поездке Коровин согласился практически сразу после возвращения из поездки во Францию, где пробыл с 1893 до конца 1894 года. В связи с этим Михаил Нестеров язвительно отзывался по поводу его участия в предстоящей экспедиции: «…что будет делать Костенька, например, в Соловках, как он опишет природу могучего и прекрасного Севера?!... Ведь это не Севилья и не Гренада, где можно отделаться приятной шуткой»8. Но Константин Коровин вернулся из путешествия к берегам Белого моря наполненным впечатлениями о неизъяснимой притягательности северной природы. Восторг от увиденного он запечатлел в многочисленных зарисовках с натуры и в серии живописных этюдов, экспонированных на 16-й выставке МОЛХ. На основе этих работ Коровин создал серию декоративно-монументальных панно, украсивших стены павильона Крайнего Севера на Нижегородской выставке 1896 года, — его первой грандиозной работе, в которой он выступил не только в качестве художника-декоратора, но и как архитектор и автор экспозиции.
_________________
8М.В. Нестеров —– А.М. Васнецову, [Уфа], 14 августа [18]94 // Коровин. Жизнь и творчество. С. 336.

Кавалер ордена Почетного легиона

Спустя два года после оглушительного успеха павильона Крайнего Севера на Нижегородской выставке князь Вячеслав Николаевич Тенишев пригласил Константина Коровина возглавить работу по художественному оформлению Кустарного отдела Русского павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В качестве лейтмотива мастером была выбрана деревянная архитектура Русского Севера XVII века. Интерьеры выставочных помещений Кустарного отдела были оформлены по эскизам Александра Головина. Он же принимал непосредственное участие в подготовке строений к выставке, за что был удостоен золотой медали от жюри. Чертежи и надзор за строительством выполнял архитектор Илья Евграфович Бондаренко.

В связи с тем, что место, выделенное для постройки, представляло собой довольно узкое и вытянутое пространство вдоль стены Trocadero, Коровиным был разработан оригинальный план. Все основные сооружения он расположил по одной оси, соединив их между собой открытыми галереями. Получилась целая улица с церковью и небольшими бревенчатыми строениями, напоминавшими древнерусские терема, вход в отдел обрамляли массивные ворота. Архитектура Кустарного отдела Русского павильона и оформление его интерьеров вобрали в себя основные черты зарождавшегося неорусского стиля, к становлению которого приложили немалое усилие ведущие члены Абрамцевского кружка — Виктор Васнецов и Елена Поленова.

Масштабная и трудоемкая работа Коровина была оценена по достоинству, жюри Всемирной выставки наградило его двумя золотыми и семью большими серебряными медалями. Тогда же правительство Франции пожаловало ему звание кавалера ордена Почетного легиона.

Работал в театре, но в театр не ходил

Большую часть своей творческой деятельности Коровин посвятил театрально-декорационному искусству. За время работы в Русской частной опере Мамонтова он оформил и принял участие в создании более 30 оперных постановок, среди которых были: «Лакме» Л. Делиба (1885), «Снегурочка» (по эскизам В.М. Васнецова, 1885) и «Садко» (совм. с М.А. Врубелем и С.В. Малютиным, 1897) Н.А. Римского-Корсакова. В сентябре 1901 года Константин Алексеевич получил должность художника Императорских театров Москвы и Петербурга. Директор Императорских театров Владимир Аркадьевич Теляковский, пригласивший Коровина на новую службу, оставил воспоминания о том времени, когда художник, приезжая в Петербург, часто останавливался у него в гостях: «В театр К. Коровин вообще не ходил ни в Петербурге, ни в Москве. Он, как ни странно, любя театр, не любил представлений, и на них заманить его было трудно, а если он и приходил, то оставался на сцене или в режиссерской комнате. Мне он часто говорил: “Я не понимаю, как вам до сих пор не надоел еще театр, и как вы можете ездить каждый день смотреть представления”. Шаляпин также в театр ходил редко»9. Вероятнее всего, художник был настолько погружен в работу над созданием спектаклей, что не мог воспринимать театр таким, каким его видит зритель. Благодаря своему таланту и высокому профессионализму Коровин оформил более 150 оперных и балетных спектаклей на сцене Большого и Мариинского театров и внес большой вклад в развитие театрально-декорационного искусства.
________________
9В.А. Теляковский. Воспоминания. М., 1978. С. 223–224.

Заядлый охотник и страстный рыболов

Константин Коровин, вращавшийся в богемном обществе, был человеком особого склада образа жизни и мыслей. Его натуре было свойственно черпать вдохновение и силы в соприкосновении с природой, вдали от городской суеты. Дочь художника Николая Крымова, ученика Коровина по МУЖВЗ, вспоминала: «К.А. Коровин — человек был не книжный, самобытный <…>. Ходил в меховых куртках мехом вверх (даже на генеральных репетициях в Большом театре)»10.
______________
10Константин Коровин. Жизнь и творчество: Письма. Документы. Воспоминания / сост. Н.М. Молева. М., 1963. С. 230.
После успеха на Нижегородской выставке художник приобрел у Мамонтова земельный участок в пустоши Ратухино на берегу реки Нерль во Владимирской губернии, известный как деревня Охотино. Деревянный дом с террасой с видом на реку стал своего рода местом силы для Коровина. Там им было написано множество картин и этюдов с натуры, портретов, на которых запечатлены его друзья и знакомые. Частыми гостями были Валентин Серов и Федор Шаляпин. Последнему Коровин в 1905 году продал часть территории, прилегающей к дому, там была построена дача оперного артиста. Они по-соседски заходили друг к другу, часто отправлялись вместе на охоту или рыбачили. Владимир Теляковский вспоминал: «Коровин, страстный рыболов, мог часами просиживать на берегу реки с удочкой, и Шаляпин тоже стал увлекаться рыбной ловлей, хотя особым любителем ее и не был…»11. Эта особая страсть художника прослеживается в многочисленных картинах, исполненных в Охотино. Так, наравне с романтическими композициями, такими как «Терраса» (1914, Таганрогский художественный музей) и «Девушка с гитарой» (1916, Вологодская областная картинная галерея), встречаются живые изображения из повседневного быта и выловленных накануне «огромных пудовых щук» и «золотых язей»: «Утро. Охотничья палатка» (1914), «Рыбаки» (1914, частное собрание), «Рыбы» (1917).
_________________
11В.А. Теляковский. Воспоминания. М., 1978. С. 211.

Коровин-отец и Коровин-сын

Алексей Константинович Коровин. Фотография. 1921.
Алексей Константинович Коровин. Фотография. 1921.
Константин Алексеевич Коровин прожил долгую жизнь, наполненную яркими событиями и встречами, он прославил русскую школу живописи, став одним из самых узнаваемых художников конца XIX — начала XX века. Он умер в Париже 11 сентября 1939 года в возрасте 77 лет. Уехав из России на полгода в 1922 году, он остался в эмиграции до конца своей жизни и был похоронен на православном кладбище Парижа в Сен-Женевьев-де Буа.

Наравне с Иваном Айвазовским, Марком Шагалом, возглавляющими рейтинг мировых продаж с 2000 года, произведения Константина Коровина пользуются большим спросом на аукционах. Однако именно работы «первого русского импрессиониста», представляемые на художественном рынке, вызывают наибольшие споры по вопросу подлинности. Это связано с тем, что мастеру уже под конец жизни было свойственно подписывать произведения прошлых лет и менять дату создания. Вместе с тем большое количество картин, созданных им в Париже, написанных в характерной манере ритмичного цветоносного мазка, дают простор для еще большего количества подделок, подражающих оригинальному стилю художника.

Исследователями творчества Коровина установлено, что наибольшую сложность для экспертизы представляют произведения его сына Алексея, которые художник часто подписывал для увеличения их стоимости. Решиться на такой поступок, будучи в эмиграции, Константина Алексеевича заставило то безвыходное положение, в котором они оказались в отсутствие материальных средств. Дело в том, что Алексей Константинович Коровин (1897–1950) в юношестве попал в серьезную аварию, вследствие чего лишился ноги и стал инвалидом. Поэтому занятия искусством были его единственным источником для поддержания достойной жизни.