05 июля 2023

10 фактов о Викторе Васнецове

Что вдохновило Виктора Васнецова написать свою «Аленушку»? Почему он называл Абрамцевский кружок «большой семьей»? Какой день художник считал самым счастливым в своей жизни? И на что он жертвовал свои средства? О примечательных фактах из биографии главного сказочника русского искусства написала сотрудник Музея Виктора Васнецова Оксана Мельничук.

Рождение

«Вспомнить моего дорого отца (священника) и дедов, и прадедов…»

Родина Васнецова — село Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии. Васнецов — вятич. Художник не любил многотомных и обширных биографий. «Если все припоминать, все лица, с которыми встречался и жил… придется вспомнить и детские годы, как жил в селе среди мужиков и баб и любил их не по-народнически, а попросту, как своих друзей и приятелей, — слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете лучины. Вспомнить моего дорого отца (священника), глубоко религиозного и философски настроенного… и дедов, и прадедов — все попы и преинтересные люди».

В семье потомственного сельского священника Михаила Васильевича, иерея Троицкой церкви, и дочери священника Аполлинарии Ивановны (урожд. Кибардиной) 15 мая 1848 года родился второй сын, нареченный Виктором. Отчим домом Виктор Михайлович называл дом в селе Рябово, где спустя два года о. Михаил получил новый приход в Иоанно-Предтеченской церкви. Всю жизнь Виктор Михайлович хранил воспоминания о родительском доме — мире дорогом и родном, о милых братьях — «Васнецовщине».

Образование

Виктор Васнецов. Автопортрет. 1868. Бумага, графитный карандаш.
Виктор Васнецов. Автопортрет. 1868. Бумага, графитный карандаш.
«Начал я рисовать с самого детства…»

Жизненный путь, казалось, традиционно предопределен для сыновей священнослужителя. Начальное образование будущий художник получил в Вятском духовном уездном училище, а духовная семинария продолжила формировать мировоззрение юноши. В годы учебы в Вятской семинарии Васнецов начал немного рисовать с натуры. Зарисовки людей, видение их характеров, взаимосвязь человека с окружающим миром лягут в основу первых произведений.

Но огромное влияние на развитие личности Виктора оказал «дорогой отец (священник), глубоко религиозный и философски настроенный». Он и благословил сына на служение на ниве искусства: в 1868 году Виктор поступил в Петербургскую Академию художеств. Друзьями стали Иван Крамской, Илья Репин, Марк Антокольский, Василий Поленов, Архип Куинджи. Особенно памятным стал первый год учебы в Академии художеств — «медовый год».

Жанр. Передвижники

Виктор Васнецов. Нищие певцы. 1873. Холст, масло.
Виктор Васнецов. Нищие певцы. 1873. Холст, масло.
«Мужиков и баб любил попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки…»

В художественную жизнь Васнецов входит мастером бытового жанра. Критики хвалят Васнецова за умение создать правдивые, выразительные типы, сравнивают с Василием Перовым — психологом момента.

Рассказывая достоверно о том, что видит вокруг, Васнецов наблюдателен и проницателен: «Нищие певцы», «Рабочие с тачками», «Чаепитие в трактире», «Поймали воришку», «Книжная лавочка», «С квартиры на квартиру», «В чайной». В 1874 году Васнецов впервые участвует в качестве экспонента в Передвижной выставке. Год 1878-й был ознаменован принятием художника в Товарищество. Но в одном из писем к Ивану Крамскому 30-летний Виктор Михайлович сетует: «…убеждаюсь в своей ненужности в наличном виде. Что требуется, я не могу делать, а что делаю, того не требуется». Но в этот год Васнецов пишет вариант и «Витязя на распутье» — «во время самого ярого увлечения жанром в Петербурге меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы».

Абрамцево

«Дружба, согревающая сердце»

«Привлекал он особенной чуткостью и отзывчивостью ко всем тем чаяниям и мечтам, чем жив и живет художник. Мало о нем сказать, что он любил искусство — он им дышал, как и мы, художники», — вспоминал Виктор Михайлович о друге, Савве Мамонтове. С 1879 года Васнецов «внутри» абрамцевского содружества. В мамонтовских «пенатах» с большим усадебным парком, изгибистыми берегами Вори, со старинным барским домом началась работа над полотном «После побоища Игоря Святославича с половцами». Картина означила поворот к теме исторического и былинного эпоса. Пейзажи окрестности «помогают» Васнецову трудиться над «Богатырями». Вдохновившись видами этой земли, Виктор Михайлович написал свою задушевную, поэтично-музыкальную «Аленушку». Здесь, в дорогом «сельце Абрамцове», заиграли ярче грани его таланта. Весной 1881 года были готовы чертежи и рисунки церкви во имя Спаса Нерукотворного, в основу которой лег проект Васнецова. А дальше «тете Лизе [Е.Г. Мамонтовой] захотелось построить беседку в старом парке над просекой. Виктор Михайлович сейчас же сочинил рисунок в виде сказочной избушки Бабы-яги, и сам принялся руководить постройкой» (Н.А. Прахов).

В 1882 году в пристроенной к «Яшкиному дому» мастерской Васнецов создает панно-фриз для зала Исторического музея. Театральная жизнь кружка продолжилась постановкой в канун Рождества 1881 года «Снегурочки» Островского со сценографией Васнецова, полностью соответствовавшей духу сказки.

В Абрамцеве соединилось искусство и жизнь, а Васнецов этот кружок единомышленников называет «большой семьей». Вся коллективная деятельность сообщества так или иначе тесно связана с именем Виктора Васнецова.

Фольклор

Виктор Васнецов. Иван-царевич на Сером волке. 1889. Холст, масло.
Виктор Васнецов. Иван-царевич на Сером волке. 1889. Холст, масло.
«Выразить красоту, мощь и смысл наших родных образов, нашей русской природы и человека, нашего прошлого…»

Родившийся в далекой, «чистой», вятской провинции, художник понимал тесную связь переживаний человека с состоянием природы. Это свойственно и русскому фольклору. Чудодейственная сила земли и воды, неба и трав — поэтические воззрения славян на природу укоренились в мифических сказания, пополнивших духовную, глубинную культура народа. Песня, предания, обращавшиеся к христианским воззрениям, нашли живописный эквивалент в работах Васнецова. Печали-тоски полна «Аленушка», где образ строится не на сказочном сюжете, а на мотивах народных песен, сказов о нелегкой судьбинушке. «Сон» павших русичей («После побоища Игоря Святославича с половцами») созвучен поэтической метафоре о смерти, когда герои «закрытыми глазами смотрят в небо». Костюмы для постановки «Снегурочки» при «сказочной» красивости в основе имеют русский домотканый сарафан и рубахи, а на них узорочьем рассыпались мотивы с солнцем, зверьем, травами и цветами. Васнецов как тонкий стилист сохраняет символичную информацию о древних обычаях народа, его занятиях и старинных верованиях.

Новатор

«Если человечество до сих пор сделало что-либо высокое в области искусства, то только на почве религиозных представлений»

«“Сказочник” Васнецов представлялся в 80-х годах единственным поэтом среди непроглядной прозы русского искусства. Поэтому вполне понятно, что, когда профессору Прахову пришлось выбрать кого-либо для расписывания Владимирского собора в древнерусском духе, выбор его пал на Васнецова», — писал А.Н. Бенуа. В начале 1885 года художником получено приглашение от профессора Адриана Прахова руководить росписями в построенном Киевском Владимирском соборе. Согласился художник не сразу. Это первая и самая масштабная работа Васнецова в области религиозной живописи, которой отдано почти 11 лет жизни. Что значила для самого мастера работа в соборе, позволяют понять его слова: «Что касается религиозной моей живописи, то скажу, как Православный и искренне верующий, не мог хоть копеечную свечку не поставить Господу Богу. Может, свечка эта и из грубого воску, но поставлена она от души».

В последующие годы им были выполнены иконы, картоны для мозаик и картины для храма Воскресения (Спаса на крови) в Петербурге; Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном; церкви Св. Марии Магдалины, Дармштадт; храма-памятника Св. Александра Невского в Софии; собора Св. Александра Невского, Варшава. В XX век Васнецов входил крупнейшим религиозным художником.

Поездки

Виктор Васнецов. Балаганы в окрестностях Парижа. 1876. Холст, масло.
Виктор Васнецов. Балаганы в окрестностях Парижа. 1876. Холст, масло.
«Путешествовать — тяжелая обязанность…»

Впервые вояж в Европу состоялся у Васнецова в период с марта 1876 по май 1877 года, после учебы в академии. Васнецов посещает Францию: музеи, Салоны Парижа; работает в старинном пригороде Медоне, с холмов которого открываются живописные виды на столицу. Художника интересуют коллекции, где представлены старые итальянские и испанские живописцы.

Большое впечатление на Виктора Михайловича оказала следующая поездка, по Италии весной 1885 года. Цель — изучить мозаики, росписи и архитектуру византийских христианских храмов. Ему предстоял огромный труд — росписи собора Св. Владимира в Киеве. Он уже семьянин, и жене летят письма, что «ехать одному невесело, скука ужасная», но путешествие постепенно увлекло. Он увидел Рим, Флоренцию, а «самым сильным художественным впечатлением» стали Равенна и Венеция. После этой поездки Васнецов пришел к выводу, что «не видеть в оригиналах Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Веласкеса — значит, совсем не знать искусства».

Семья

Виктор Васнецов. Портрет А.В. Васнецовой. 1878. Холст, масло.
Виктор Васнецов. Портрет А.В. Васнецовой. 1878. Холст, масло.
«Только в семье найдет успокоение современный страдающий человек»

«Дорогая милушка, родная, скучненько мне без Вас», «Что детки? Как они меня беспокоят — совсем измучился», «Как вспомнишь про вас, моих милых, так и тяжело станет… ты бы хоть подробнее написала о ребятах, что Таня говорит, Боря? Как Алеша рассуждает? Смеется ли Михайло? Эх, Вы, милые все мои, храни Вас Бог!», «Прежде я думал, что ближе братьев у меня никого не может быть, а теперь вижу, есть ближе и роднее сердцу — это ты с милыми моими детишками — болит мое сердце по Вас» — проникнуты невероятно трепетной заботой, душевным теплом и волнением письма художника жене Александре Владимировне (урожд. Рязанцевой).

Скромное венчание Виктора и Шурочки состоялось в Петербурге в ноябре 1877 года. Жена Васнецова — одна из первых женщин в России, получивших высшее медицинское образование. Терпеливая и заботливая, «немногоречивая», умевшая слушать, она всю свою жизнь посвятила своей семье. У четы Васнецовых родилось пятеро детей: дочь Татьяна (р. 1879) и четверо сыновей — Боря (р. 1880), Алеша (р. 1882), Миша (р. 1884) и Володя (р. 1888). Близким человеком Виктору Михайловичу стала и теща, чуткая Мария Ивановна (урожд. Караваева), о чем свидетельствуют семейная переписка и ряд портретов, этюдов, написанных с Марии Ивановны.
Ради этих людей художник воплотил в жизнь заветную мечту: поставить в Москве собственный дом-мастерскую.

Дом в Троицких переулках

«Замечателен был дом у Виктора Васнецова…»

«Это был один из счастливейших дней моей жизни, когда я увидел стоящих на подставке в моей просторной, с правильным освещением мастерской милых моих “Богатырей”. Теперь они могли уже не скитаться по чужим углам… стояли, как им нужно стоять, были у себя дома». Наконец художник исполнил свою заветную мечту: в 1894 году появился дом-мастерская в тихих Троицких переулках, близ Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Как собственный дом художника, он поднимался не стесненным в этом случае требованием заказчика. Дом для себя, любимой семьи — это «прекрасный дом», окруженный садом, концепция его сформулирована эстетикой второй половины XIX века.

Виктор Михайлович отличался общительностью. Обладая русской, широкой душой, он был привлекателен для многих. «Кто только у него в доме не бывал: архиереи и монахини, писатели, артисты, иностранные журналисты, юноши, приехавшие из деревни, старушки и дети… Часто собирались художники, и тогда велись горячие разговоры об искусстве…» — позже вспоминал сын Михаил о гостях, бывавших в доме-тереме.

Награды. Звания. Заслуги

Виктор Васнецов. Автопортрет. 1913. Холст, масло.
Виктор Васнецов. Автопортрет. 1913. Холст, масло.
«Милость царская для меня драгоценна…»

Первое поощрение Васнецова скромно — серебряная академическая медаль (1870 год) в годы студенчества. Та же академия удостоила в 1892 году Васнецова званием профессора живописи. В следующем он — действительный член Петербургской Академии художеств. Правление Общества художников исторической живописи в 1895 году избрало мастера почетным членом общества. Реймская Академия художеств в том же году пожаловала Васнецову титул члена-корреспондента. Императорское Общество поощрения художеств «во внимание заслуг перед русским искусством» избирает художника действительным членом общества. В мае 1920 года Общество им. А.И. Куинджи единогласно постановило просить Виктора Михайловича принять звание почетного члена.

В 1915 году Святейший синод присваивает художнику звание почетного члена Московской духовной академии. Особым признанием его деятельности в области религиозного искусства стало возведение Васнецова в 1912 году в дворянское достоинство со всем нисходящим потомством.

В 1897 году Васнецов получил орден Св. Равноапостольного князя Владимира IV степени — за заслуги по украшению Киевского Владимирского собора. Год 1902-й — французский орден Почетного легиона; год 1907-й — медаль Красного Креста «В память Русско-японской войны».

Хотя Виктор Михайлович считал, что «общественная деятельность всякого рода не по моей натуре и темпераменту», современные ему события всегда находили отклик в душе. В 1904 году художник отчисляет Историческому музею 1200 рублей с выставки своей картины на приобретение музеем памятников древности. Осенью 1905 года он жертвует часть выставочного сбора голодающим поволжских губерний, а другую часть — на нужды приходского попечительства; избирается членом Комитета по устройству Музея изящных искусств Александра III, а также Общества Исторического музея; Васнецов среди членов-учредителей Общества возрождения художественной Руси.

В 1909 году он хлопотал перед ОПХ о возможности сбора денег пострадавшим итальянцам в результате мощнейшего землетрясения в Мессине. В годы Первой мировой войны вновь занимается благотворительностью: жертвует большие суммы в помощь раненым и их семьям. Дела эти он не считал чем-то значительным, но скромность художника не поза.


На превью: Николай Кузнецов. Портрет Виктора Васнецова. 1891. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.