Рождение
Родина Васнецова — село Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии. Васнецов — вятич. Художник не любил многотомных и обширных биографий. «Если все припоминать, все лица, с которыми встречался и жил… придется вспомнить и детские годы, как жил в селе среди мужиков и баб и любил их не по-народнически, а попросту, как своих друзей и приятелей, — слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете лучины. Вспомнить моего дорого отца (священника), глубоко религиозного и философски настроенного… и дедов, и прадедов — все попы и преинтересные люди».
В семье потомственного сельского священника Михаила Васильевича, иерея Троицкой церкви, и дочери священника Аполлинарии Ивановны (урожд. Кибардиной) 15 мая 1848 года родился второй сын, нареченный Виктором. Отчим домом Виктор Михайлович называл дом в селе Рябово, где спустя два года о. Михаил получил новый приход в Иоанно-Предтеченской церкви. Всю жизнь Виктор Михайлович хранил воспоминания о родительском доме — мире дорогом и родном, о милых братьях — «Васнецовщине».
Образование
Жанр. Передвижники
Абрамцево
«Привлекал он особенной чуткостью и отзывчивостью ко всем тем чаяниям и мечтам, чем жив и живет художник. Мало о нем сказать, что он любил искусство — он им дышал, как и мы, художники», — вспоминал Виктор Михайлович о друге, Савве Мамонтове. С 1879 года Васнецов «внутри» абрамцевского содружества. В мамонтовских «пенатах» с большим усадебным парком, изгибистыми берегами Вори, со старинным барским домом началась работа над полотном «После побоища Игоря Святославича с половцами». Картина означила поворот к теме исторического и былинного эпоса. Пейзажи окрестности «помогают» Васнецову трудиться над «Богатырями». Вдохновившись видами этой земли, Виктор Михайлович написал свою задушевную, поэтично-музыкальную «Аленушку». Здесь, в дорогом «сельце Абрамцове», заиграли ярче грани его таланта. Весной 1881 года были готовы чертежи и рисунки церкви во имя Спаса Нерукотворного, в основу которой лег проект Васнецова. А дальше «тете Лизе [Е.Г. Мамонтовой] захотелось построить беседку в старом парке над просекой. Виктор Михайлович сейчас же сочинил рисунок в виде сказочной избушки Бабы-яги, и сам принялся руководить постройкой» (Н.А. Прахов).
В 1882 году в пристроенной к «Яшкиному дому» мастерской Васнецов создает панно-фриз для зала Исторического музея. Театральная жизнь кружка продолжилась постановкой в канун Рождества 1881 года «Снегурочки» Островского со сценографией Васнецова, полностью соответствовавшей духу сказки.
В Абрамцеве соединилось искусство и жизнь, а Васнецов этот кружок единомышленников называет «большой семьей». Вся коллективная деятельность сообщества так или иначе тесно связана с именем Виктора Васнецова.
Фольклор
Родившийся в далекой, «чистой», вятской провинции, художник понимал тесную связь переживаний человека с состоянием природы. Это свойственно и русскому фольклору. Чудодейственная сила земли и воды, неба и трав — поэтические воззрения славян на природу укоренились в мифических сказания, пополнивших духовную, глубинную культура народа. Песня, предания, обращавшиеся к христианским воззрениям, нашли живописный эквивалент в работах Васнецова. Печали-тоски полна «Аленушка», где образ строится не на сказочном сюжете, а на мотивах народных песен, сказов о нелегкой судьбинушке. «Сон» павших русичей («После побоища Игоря Святославича с половцами») созвучен поэтической метафоре о смерти, когда герои «закрытыми глазами смотрят в небо». Костюмы для постановки «Снегурочки» при «сказочной» красивости в основе имеют русский домотканый сарафан и рубахи, а на них узорочьем рассыпались мотивы с солнцем, зверьем, травами и цветами. Васнецов как тонкий стилист сохраняет символичную информацию о древних обычаях народа, его занятиях и старинных верованиях.
Новатор
Поездки
Семья
Ради этих людей художник воплотил в жизнь заветную мечту: поставить в Москве собственный дом-мастерскую.
Дом в Троицких переулках
Награды. Звания. Заслуги
Первое поощрение Васнецова скромно — серебряная академическая медаль (1870 год) в годы студенчества. Та же академия удостоила в 1892 году Васнецова званием профессора живописи. В следующем он — действительный член Петербургской Академии художеств. Правление Общества художников исторической живописи в 1895 году избрало мастера почетным членом общества. Реймская Академия художеств в том же году пожаловала Васнецову титул члена-корреспондента. Императорское Общество поощрения художеств «во внимание заслуг перед русским искусством» избирает художника действительным членом общества. В мае 1920 года Общество им. А.И. Куинджи единогласно постановило просить Виктора Михайловича принять звание почетного члена.
В 1915 году Святейший синод присваивает художнику звание почетного члена Московской духовной академии. Особым признанием его деятельности в области религиозного искусства стало возведение Васнецова в 1912 году в дворянское достоинство со всем нисходящим потомством.
В 1897 году Васнецов получил орден Св. Равноапостольного князя Владимира IV степени — за заслуги по украшению Киевского Владимирского собора. Год 1902-й — французский орден Почетного легиона; год 1907-й — медаль Красного Креста «В память Русско-японской войны».
Хотя Виктор Михайлович считал, что «общественная деятельность всякого рода не по моей натуре и темпераменту», современные ему события всегда находили отклик в душе. В 1904 году художник отчисляет Историческому музею 1200 рублей с выставки своей картины на приобретение музеем памятников древности. Осенью 1905 года он жертвует часть выставочного сбора голодающим поволжских губерний, а другую часть — на нужды приходского попечительства; избирается членом Комитета по устройству Музея изящных искусств Александра III, а также Общества Исторического музея; Васнецов среди членов-учредителей Общества возрождения художественной Руси.