Ранние годы и образование
Александр Дейнека родился в 1899 году. Детство будущего художника прошло в Курске, где начались его первые творческие поиски. Мать художника принадлежала к курским мещанам, а отец, выходец из крестьянского сословия, работал на железной дороге Москва — Курск. С репродукциями картин известных художников мальчика познакомила бабушка на страницах журнала «Нива», она же подарила ему первый альбом для рисования. «Сколько я себя помню, — вспоминал художник, — я всегда рисовал; мои детские впечатления и наблюдения я старался передать в рисунках — бегущие собаки, птицеловы с клетками, лошади в упряжке и просто лошади, летящие вороны… В пять лет я засыпал над рисунками от творческого напряжения… Рисование оказалось моей самой продолжительной страстью…» [1].
С 1914 года Александр Дейнека учился в Курском первом высшем начальном училище, а также посещал художественную студию при Товариществе курских художников. По рекомендации преподавателей в 1916 году он поступил в Харьковское художественное училище, где попал под влияние новаторских течений модернизма. Однако с началом Февральской революции 1917 года занятия прекратились, и Дейнека вернулся в Курск.
Картины современности: Гражданская война и искусство
В 1918–1920 годах, после возвращения в Курск, Дейнека активно участвовал в художественной жизни города: работал инструктором художественной секции и Пролетарской студии при Губернском отделе народного образования (Губнаробразе), преподавал рисование в женской гимназии, сотрудничал с Курским отделением РОСТА (Российского телеграфного агентства). Также художник оформлял агитпоезда, праздничные мероприятия и постановки Курского драматического театра и передвижного Рабоче-крестьянского театра. В автобиографии он позже иронично заметил: «Насаждаю на курских ухабах ярый кубизм».
В статье «Искусство наших дней» Дейнека восклицал: «Кого не захватят наши дни? Кто останется к ним равнодушным? Яркие порывы, титанические размахи пролетариата — солнце — красочно хочется набросать тысячью самоцветных каменьев и запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс… Картины современности — сон, яркий детский сон, который не может уложиться в рамках реальности с ее фотографией. Ведь это сказки — сказки пролетариата, творящего свою яркую жизнь» [1].
Однако художник не только выражал свои взгляды на революционные изменения в государстве и искусстве, но и отстаивал установившуюся власть красных в Гражданской войне. В 1919 году Александр Дейнека участвовал в боях под Курском как солдат укрепрайона. Однако в сентябре того же года город был взят в плен войсками Белого движения под командованием Антона Деникина. Художник мог быть свидетелем расстрела рабочих деникинцами, что нашло отражение в эмоциональной акварели «Порядок восстановлен».
Вхутемас: учеба, Маяковский и бокс
Получив направление на учебу во Вхутемас (Высшие государственные художественно-технические мастерские), Александр Дейнека поступил на полиграфический факультет к основателю советской школы ксилографии Владимиру Фаворскому. В произведениях художника видно влияние мастера, его теории «О композиции»: живопись подобна графике, где объемные фигуры на плоскости выглядят двухмерными, но при этом сохраняется ощущение объемной массы благодаря четкому контуру.
В годы обучения Дейнека познакомился с Владимиром Маяковским. Весной 1921 года художник участвовал в подготовке спектакля по пьесе поэта «Мистерия-буфф» в цирке на Цветном бульваре. Осенью 1922 года он оформил обложку для книги Маяковского «13 лет работы». Дейнека позже вспоминал: «Получилась обычная обложка в красивой рамочке с орнаментальным клеймом. Владимир Владимирович посмотрел и забраковал ее. Он сказал, что нужна такая обложка, которую можно издалека увидать и ясно читать. Он сделал ее сам. На цветном ровном поле лаконично встали три слова. Крепкий шрифт, его композиция и масштаб создали желаемый эффект. Это был урок мне, из которого наглядно вытекало, что красота обложки должна заключаться в самом шрифте, а не в окружающих его финтифлюшках. Я попробовал этот урок использовать и в своих картинах, старался оставлять в них только самое главное, искал для них форму простую и ясную, отбрасывая кучу деталей» [1].
Большое внимание Дейнека придавал спорту — как в своем творчестве, так и в личной жизни. Во Вхутемасе художник занимался в секции бокса у знаменитого тренера Александр Гетье. Спустя многие годы, возглавив МИПиДИ (Московский институт прикладного и декоративного искусства), Дейнека поощрял студентов за занятия спортом. У бывшего тренера художника один из преподавателей спросил, помнит ли тот такого ученика. Гетье ответил: «Как же! Это тот, который художник! Очень хорошо помню! Он хорошо шел, но его сбила эта, как ее, живопись» [2].
Обучение в мастерских для Дейнеки закончилось в 1925 году. Пройдя полный курс, он покинул Вхутемас, не дожидаясь защиты диплома. Причиной стали разногласия с администрацией, не засчитавшей практику в журнале «Безбожник у станка» в качестве художника-иллюстратора.
[1] Дейнека А.А. Жизнь, искусство, время. Л., 1974. С. 70.
[2] Долгополов И. Мастера и шедевры. Т. 3. М., 2000. С. 258Общество станковистов
В 1925 году в объединение ОСТ (Общество станковистов) вошли художники нового поколения, ставившие перед собой следующие задачи: «революционная современная ясность в выборе сюжета; стремление к абсолютному мастерству… развитие формальных достижений прошлых лет; стремление к законченной картине» [1]. Одним из основателей ОСТ был Александр Дейнека, чье творчество сочетало язык модернизма с новой тематикой, такой как спорт, труд, материнство, индустриальный пейзаж, техника и другие социалистические мотивы.
Членами объединения также были художники Юрий Пименов и Андрей Гончаров, с которыми Дейнека учился во Вхутемасе и входил в «Объединение трех». Первая выставка состоялась в 1925 году, где Дейнека представил полотно «Перед спуском в шахту». Эскиз к этой картине он выполнил во время командировки в Донбасс по заданию журнала «Безбожник у станка». Его художественный стиль после первой выставки стал ассоциироваться со стилистикой ОСТ, а сам художник стал одним из неформальных лидеров объединения. Однако из-за стилистических и тематических разногласий оно стало постепенно распадаться, и в 1928 году, покинув ОСТ, Александр Дейнека стал членом объединения «Октябрь».
[1] Советское искусство за 15 лет: Материалы и документация. М., 1933. С. 575.
Институциональное признание
Первая картина Дейнеки, поступившая в коллекцию Третьяковской галереи, — «На стройке новых цехов». Картина была впервые представлена на второй выставке ОСТ в 1926 году, а после приобретения у автора экспонировалась вместе с картинами Петрова-Водкина, Шагала, Кандинского и других. В путеводителе по галерее это была единственная картина из раздела новейшей живописи и сопровождалась аннотацией: «Перед нами — пример поисков новых форм для живописи, предназначающейся не для частного коллекционера, не для музея, а для общественных зданий» [1].
В 1928 году Александру Дейнеке поступил первый государственный заказ на создание полотна к юбилейной выставке, посвященной десятилетию Рабоче-Крестьянской Красной Армии, которое сейчас хранится в Центральном музее Вооруженных сил. Для написания картины «Оборона Петрограда», отражающей подвиг красногвардейцев-рабочих, художник посетил Путиловский завод в поиске образов участников событий Гражданской войны. Там Дейнека сделал зарисовки с рабочих и позже вспоминал: «…знакомство с людьми, их лица позволили найти хороший, выразительный типаж» [2]. Поэтому первоначально картина называлась «Оборона Петрограда от Юденича в 1919 г.».
История создания этого произведения интересна для понимания метода работы Дейнеки. Художник продолжительное время работал над эскизами и, когда приступал к живописи, «картину писал с ходу». Когда пришли с проверкой готовности произведения, солдат доложил комиссии, что увидел чистый холст. В итоге, по словам Дейнеки: «Как взялся я, как двинул свою матросню, за неделю и написал» [3]. В коллекции Третьяковской галереи хранится авторское повторение, исполненное по заказу в 1964 году и приобретенное музеем в 1966 году.
[1] Краткий путеводитель по Третьяковской галерее. М., 1929. С. 124.
[2] Дейнека А.А. Жизнь, искусство, время. Л., 1974. С. 104.
[3] Слова Дейнеки приводятся в кн.: Рахилло И.С. Серебряный переулок. Роман. Повесть. Рассказы. Встречи. М., 1974. С. 480.Участие в Венецианской биеннале
С 1928 года произведения Александра Дейнеки регулярно экспонировались на Венецианской биеннале, одной из самых важных международных выставок изобразительного искусства. Работы художника пользовались большим успехом у иностранной публики.
На XVI биеннале в национальном павильоне СССР экспонировалась картина Дейнеки «Оборона Петрограда». Крупноформатные произведения советских художников вызвали интерес у критиков. В прессе писали: «Павильон СССР с художественной точки зрения сделал решительный шаг вперед и теперь ведет, на глазах публики, политическую пропаганду своими большими, полными силы, насыщенными цветом картинами. ...Искусство, которое ошеломляет и опутывает... “Матросы в засаде” Богородского, “Защита Петрограда” Дейнека, “Красные командиры” В. Яковлева, “Смерть Комиссара” Петрова-Водкина, “Индустрия” Пименова — вот новое русское искусство, торжественное и строгое, даже в выражении непривычных господствующих страстей» [1].
В 1932 году художник обратился к монументальной живописи и создал панно «Гражданская авиация» для фабрики-кухни в Филях. С этого произведения Дейнека начал разрабатывать тему авиации, которой особенно восхищался после первого полета на аэроплане в 1920 году. В 1934 году было принято решение отправить панно на XIX Венецианскую биеннале, после которой в итальянской прессе его называли «художником авиации». Также экспонировалась картина «Купающиеся девушки» из коллекции Третьяковской галереи. Работы художника были представлены и на XVII, XVIII и XXX Венецианских биеннале.
[1] Терновец Б.Н. Итальянская пресса и советский отдел XVI Международной выставки в Венеции // Искусство. 1928. № 3–4. С. 98.
Поездки за границу: США, Франция, Италия
С декабря 1934 года по начало марта 1935 года проходила передвижная выставка «Искусство Советской России» по городам США, на которой «Вратарь» Дейнеки и другие работы получили положительные отзывы критиков. Помимо участия в выставке, художник был официальным представителем выставки. В 1934 году, когда Анри Матиссу показывали репродукции советских художников, пользовавшихся тогда популярностью, он выделил Дейнеку как «наиболее одаренного из всех и наиболее ушедшего вперед в своем художественном развитии».
В Филадельфийском музее искусств в 1935 году прошла персональная выставка художника. Журнал Vanity Fair пригласил Дейнеку создать обложку для одного из номеров, отправив его в командировку в горнолыжную олимпийскую деревню Лейк-Плэсид для работы с натуры. В письме художник отмечал: «Красиво. Снег, голубое небо, горы. Яркая толпа… “Ярмарка тщеславия”... так называется богатый журнал, который оплачивает мою сюда поездку. Я для него рисую красивых спортсменов и каракатиц в дорогих спорткостюмах».
После командировки в США Дейнека посетил Францию и Италию. В ходе заграничных поездок художник создал множество зарисовок, некоторые из них легли в основу живописных произведений. Например, картина «Итальянский мотив» была создана на основе блокнотного наброска. Среди зарисовок — многочисленные городские пейзажи Нью-Йорка, Филадельфии, Вашингтона, Парижа и Рима, а также изображения афроамериканских и буржуазных персонажей. В США основным материалом для работы были масло и гуашь. Во Франции и Италии художник отдавал предпочтение акварели как более «походной» технике. «…Я старался найти характер, колорит, свойственный той или другой стране», — вспоминал Дейнека.
Лычёва и квартира в доме Наркомфина
В творческом наследии Александра Дейнеки есть картина «Натурщица» 1936 года, отражающая изменившееся социальное положение художника в 1930-х годах. На картине обнаженная натурщица Ида изображена повернутой лицом к широким раздвижным окнам конструктивистского дома Наркомфина, построенного архитектором Моисеем Гинзбургом. В этом доме художник жил с первой женой Серафимой Лычёвой с 1934 по 1948 года, после того как познакомился с ней в командировке в Крыму.
Примерно в 1950 году Дейнека предложил семье Куперман с тремя детьми переехать в свою большую квартиру, где он проживал после расставания с Лычёвой. Ирония ситуации заключалась в том, что квартиру изначально получил не он, а высокопоставленный представитель советской номенклатуры — отец Серафимы. Щедрость художника проявилась в том, что он обменялся с многодетной семьей на квартиру поскромнее в этом же доме и даже оставил резной дореволюционный буфет и бронзовые отливки своих скульптур. При этом за Серафимой ее комнату сохранили.
В дни Великой Отечественной войны
С начала Великой Отечественной войны Александр Дейнека остался в Москве, несмотря на наступление противника на столицу. В ноябре 1941 года войсками противника был оккупирован Курск, где находились мать и сестра художника. В этот же период он написал пейзаж окраины столицы военного времени: «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года».
В феврале 1942 года Дейнека был командирован на фронт под город Юхнов, где сделал большое количество зарисовок. По возвращении в Москву художник принялся за работу над картиной «Оборона Севастополя». Хотя сам Дейнека не видел оккупацию города, он любил Севастополь и помнил его совсем другим, нежели на немецкой фотографии панорамы разрушенного города. «Когда я увидел фотографии разбитого города, я понял, что должен это написать. Когда я работал, я по-настоящему все это переживал, волновался вложил в эту работу свое сердце» [1], — вспоминал художник. Масштабное произведение было закончено осенью того же года, а в октябре умерла его мать.
В годы войны Дейнека также преподавал в МГХИ (Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова) и выполнял плакаты для «Окон ТАСС». Его фронтовые рисунки и живописные произведения экспонировались на выставке «Московские художники в дни Великой Отечественной войны» в 1942 году, а также в Третьяковской галерее в 1943 году.
[1] Русский музей. От иконы до современности. СПб., 2015. С. 353.
Послевоенные годы
После победы над Германией в начале июня 1945 года Александра Дейнеку командировали в Берлин. В поездке художник создал серию акварелей «Берлин. 1945» и множество рисунков, запечатлевших берлинские развалины и опустевший город. Чтобы к художникам в гражданской одежде было меньше вопросов, им выдали военную форму и присвоили воинские звания. Так, на фотографиях из семейного архива полковник Дейнека запечатлен у стен Рейхстага и в саду в форме.
В послевоенные годы творчество Дейнеки не сразу обратилось к сюжетам мирной жизни. До 1947 года художник продолжал работу над графической серией «Москва Военная», а также создал серию с видами послевоенной Вены. Идея картины, олицетворяющей новую послевоенную жизнь, возникла под впечатлением от спортивных состязаний в дни Первомая. Наблюдая возле дома Наркомфина состязания командного бега на Садовом кольце, Дейнека сделал серию натурных зарисовок, после чего приступил к работе над большим холстом. О картине «Эстафета» художник писал: «Я работал на ней с особым удовольствием. Это событие связано с Москвой. И впервые для меня тема спорта решена среди архитектуры Москвы… За эти годы Москва так сильно изменилась! Появились высотные здания, новые дома. И моя картина стала в какой-то степени исторической!» [1].
[1] Цит. по: Ситнина М.А. Дейнека. «Эстафета по кольцу «Б» // Художник. 1963. №7. С. 31.