08 августа 2025

10 фактов об Александре Дейнеке

Александр Дейнека — один из самых ярких художников XX века, известный своими работами на темы спорта, авиации и труда. Помимо живописи, он занимался графикой, книжной иллюстрацией, скульптурой, монументальным искусством, преподаванием и даже увлекался боксом. Предлагаем узнать, как начался творческий путь художника, а также о его институциональном признании, участии в выставках, поездках за границу и других интересных фактах его биографии.

Ранние годы и образование

Александр Дейнека родился в 1899 году. Детство будущего художника прошло в Курске, где начались его первые творческие поиски. Мать художника принадлежала к курским мещанам, а отец, выходец из крестьянского сословия, работал на железной дороге Москва — Курск. С репродукциями картин известных художников мальчика познакомила бабушка на страницах журнала «Нива», она же подарила ему первый альбом для рисования. «Сколько я себя помню, — вспоминал художник, — я всегда рисовал; мои детские впечатления и наблюдения я старался передать в рисунках — бегущие собаки, птицеловы с клетками, лошади в упряжке и просто лошади, летящие вороны… В пять лет я засыпал над рисунками от творческого напряжения… Рисование оказалось моей самой продолжительной страстью…» [1].

С 1914 года Александр Дейнека учился в Курском первом высшем начальном училище, а также посещал художественную студию при Товариществе курских художников. По рекомендации преподавателей в 1916 году он поступил в Харьковское художественное училище, где попал под влияние новаторских течений модернизма. Однако с началом Февральской революции 1917 года занятия прекратились, и Дейнека вернулся в Курск.


[1] Дейнека А.А. Жизнь, искусство, время. Л., 1974. С. 70.

Картины современности: Гражданская война и искусство

Александр Дейнека. Наемник интервентов. Фрагмент. 1931. Холст, масло.
Александр Дейнека. Порядок восстановлен. Фрагмент. 1929. Бумага, акварель, тушь, перо, кисть.
Александр Дейнека. Наемник интервентов. Фрагмент. 1931. Холст, масло.
Александр Дейнека. Порядок восстановлен. Фрагмент. 1929. Бумага, акварель, тушь, перо, кисть.

В 1918–1920 годах, после возвращения в Курск, Дейнека активно участвовал в художественной жизни города: работал инструктором художественной секции и Пролетарской студии при Губернском отделе народного образования (Губнаробразе), преподавал рисование в женской гимназии, сотрудничал с Курским отделением РОСТА (Российского телеграфного агентства). Также художник оформлял агитпоезда, праздничные мероприятия и постановки Курского драматического театра и передвижного Рабоче-крестьянского театра. В автобиографии он позже иронично заметил: «Насаждаю на курских ухабах ярый кубизм».

В статье «Искусство наших дней» Дейнека восклицал: «Кого не захватят наши дни? Кто останется к ним равнодушным? Яркие порывы, титанические размахи пролетариата — солнце — красочно хочется набросать тысячью самоцветных каменьев и запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс… Картины современности — сон, яркий детский сон, который не может уложиться в рамках реальности с ее фотографией. Ведь это сказки — сказки пролетариата, творящего свою яркую жизнь» [1].

Однако художник не только выражал свои взгляды на революционные изменения в государстве и искусстве, но и отстаивал установившуюся власть красных в Гражданской войне. В 1919 году Александр Дейнека участвовал в боях под Курском как солдат укрепрайона. Однако в сентябре того же года город был взят в плен войсками Белого движения под командованием Антона Деникина. Художник мог быть свидетелем расстрела рабочих деникинцами, что нашло отражение в эмоциональной акварели «Порядок восстановлен».


[1] Дейнека А.А. Искусство наших дней // Наш день. 1918. 19 авг. С. 12.

Вхутемас: учеба, Маяковский и бокс

Александр Дейнека. Девушка, сидящая на стуле. 1924. Холст, масло.
Александр Дейнека. Колхозник, будь физкультурником! 1930. Бумага на картоне, цветные карандаши, акварель, пастель.
Александр Дейнека. Девушка, сидящая на стуле. 1924. Холст, масло.
Александр Дейнека. Колхозник, будь физкультурником! 1930. Бумага на картоне, цветные карандаши, акварель, пастель.

Получив направление на учебу во Вхутемас (Высшие государственные художественно-технические мастерские), Александр Дейнека поступил на полиграфический факультет к основателю советской школы ксилографии Владимиру Фаворскому. В произведениях художника видно влияние мастера, его теории «О композиции»: живопись подобна графике, где объемные фигуры на плоскости выглядят двухмерными, но при этом сохраняется ощущение объемной массы благодаря четкому контуру.

В годы обучения Дейнека познакомился с Владимиром Маяковским. Весной 1921 года художник участвовал в подготовке спектакля по пьесе поэта «Мистерия-буфф» в цирке на Цветном бульваре. Осенью 1922 года он оформил обложку для книги Маяковского «13 лет работы». Дейнека позже вспоминал: «Получилась обычная обложка в красивой рамочке с орнаментальным клеймом. Владимир Владимирович посмотрел и забраковал ее. Он сказал, что нужна такая обложка, которую можно издалека увидать и ясно читать. Он сделал ее сам. На цветном ровном поле лаконично встали три слова. Крепкий шрифт, его композиция и масштаб создали желаемый эффект. Это был урок мне, из которого наглядно вытекало, что красота обложки должна заключаться в самом шрифте, а не в окружающих его финтифлюшках. Я попробовал этот урок использовать и в своих картинах, старался оставлять в них только самое главное, искал для них форму простую и ясную, отбрасывая кучу деталей» [1].

Большое внимание Дейнека придавал спорту — как в своем творчестве, так и в личной жизни. Во Вхутемасе художник занимался в секции бокса у знаменитого тренера Александр Гетье. Спустя многие годы, возглавив МИПиДИ (Московский институт прикладного и декоративного искусства), Дейнека поощрял студентов за занятия спортом. У бывшего тренера художника один из преподавателей спросил, помнит ли тот такого ученика. Гетье ответил: «Как же! Это тот, который художник! Очень хорошо помню! Он хорошо шел, но его сбила эта, как ее, живопись» [2].

Обучение в мастерских для Дейнеки закончилось в 1925 году. Пройдя полный курс, он покинул Вхутемас, не дожидаясь защиты диплома. Причиной стали разногласия с администрацией, не засчитавшей практику в журнале «Безбожник у станка» в качестве художника-иллюстратора.

[1] Дейнека А.А. Жизнь, искусство, время. Л., 1974. С. 70.

[2] Долгополов И. Мастера и шедевры. Т. 3. М., 2000. С. 258

Общество станковистов

Александр Дейнека. Перед спуском в шахту. 1925. Холст, масло.
Александр Дейнека. В Донбассе. 1925. Бумага, гуашь, тушь, кисть.
Александр Дейнека. Перед спуском в шахту. 1925. Холст, масло.
Александр Дейнека. В Донбассе. 1925. Бумага, гуашь, тушь, кисть.

В 1925 году в объединение ОСТ (Общество станковистов) вошли художники нового поколения, ставившие перед собой следующие задачи: «революционная современная ясность в выборе сюжета; стремление к абсолютному мастерству… развитие формальных достижений прошлых лет; стремление к законченной картине» [1]. Одним из основателей ОСТ был Александр Дейнека, чье творчество сочетало язык модернизма с новой тематикой, такой как спорт, труд, материнство, индустриальный пейзаж, техника и другие социалистические мотивы.

Членами объединения также были художники Юрий Пименов и Андрей Гончаров, с которыми Дейнека учился во Вхутемасе и входил в «Объединение трех». Первая выставка состоялась в 1925 году, где Дейнека представил полотно «Перед спуском в шахту». Эскиз к этой картине он выполнил во время командировки в Донбасс по заданию журнала «Безбожник у станка». Его художественный стиль после первой выставки стал ассоциироваться со стилистикой ОСТ, а сам художник стал одним из неформальных лидеров объединения. Однако из-за стилистических и тематических разногласий оно стало постепенно распадаться, и в 1928 году, покинув ОСТ, Александр Дейнека стал членом объединения «Октябрь».

 [1] Советское искусство за 15 лет: Материалы и документация. М., 1933. С. 575.

Институциональное признание

Александр Дейнека. На стройке новых цехов. 1926. Холст, масло.
Александр Дейнека. На стройке новых цехов. 1926. Холст, масло.

Первая картина Дейнеки, поступившая в коллекцию Третьяковской галереи, — «На стройке новых цехов». Картина была впервые представлена на второй выставке ОСТ в 1926 году, а после приобретения у автора экспонировалась вместе с картинами Петрова-Водкина, Шагала, Кандинского и других. В путеводителе по галерее это была единственная картина из раздела новейшей живописи и сопровождалась аннотацией: «Перед нами — пример поисков новых форм для живописи, предназначающейся не для частного коллекционера, не для музея, а для общественных зданий» [1].

В 1928 году Александру Дейнеке поступил первый государственный заказ на создание полотна к юбилейной выставке, посвященной десятилетию Рабоче-Крестьянской Красной Армии, которое сейчас хранится в Центральном музее Вооруженных сил. Для написания картины «Оборона Петрограда», отражающей подвиг красногвардейцев-рабочих, художник посетил Путиловский завод в поиске образов участников событий Гражданской войны. Там Дейнека сделал зарисовки с рабочих и позже вспоминал: «…знакомство с людьми, их лица позволили найти хороший, выразительный типаж» [2]. Поэтому первоначально картина называлась «Оборона Петрограда от Юденича в 1919 г.».

История создания этого произведения интересна для понимания метода работы Дейнеки. Художник продолжительное время работал над эскизами и, когда приступал к живописи, «картину писал с ходу». Когда пришли с проверкой готовности произведения, солдат доложил комиссии, что увидел чистый холст. В итоге, по словам Дейнеки: «Как взялся я, как двинул свою матросню, за неделю и написал» [3]. В коллекции Третьяковской галереи хранится авторское повторение, исполненное по заказу в 1964 году и приобретенное музеем в 1966 году.

[1] Краткий путеводитель по Третьяковской галерее. М., 1929. С. 124.

[2] Дейнека А.А. Жизнь, искусство, время. Л., 1974. С. 104.

[3] Слова Дейнеки приводятся в кн.: Рахилло И.С. Серебряный переулок. Роман. Повесть. Рассказы. Встречи. М., 1974. С. 480.

Участие в Венецианской биеннале

Александр Дейнека. Оборона Петрограда. 1964–1965. Холст, масло.
Александр Дейнека. Купающиеся девушки. 1933. Холст, масло.
Александр Дейнека. Оборона Петрограда. 1964–1965. Холст, масло.
Александр Дейнека. Купающиеся девушки. 1933. Холст, масло.

С 1928 года произведения Александра Дейнеки регулярно экспонировались на Венецианской биеннале, одной из самых важных международных выставок изобразительного искусства. Работы художника пользовались большим успехом у иностранной публики.

На XVI биеннале в национальном павильоне СССР экспонировалась картина Дейнеки «Оборона Петрограда». Крупноформатные произведения советских художников вызвали интерес у критиков. В прессе писали: «Павильон СССР с художественной точки зрения сделал решительный шаг вперед и теперь ведет, на глазах публики, политическую пропаганду своими большими, полными силы, насыщенными цветом картинами. ...Искусство, которое ошеломляет и опутывает... “Матросы в засаде” Богородского, “Защита Петрограда” Дейнека, “Красные командиры” В. Яковлева, “Смерть Комиссара” Петрова-Водкина, “Индустрия” Пименова — вот новое русское искусство, торжественное и строгое, даже в выражении непривычных господствующих страстей» [1].

В 1932 году художник обратился к монументальной живописи и создал панно «Гражданская авиация» для фабрики-кухни в Филях. С этого произведения Дейнека начал разрабатывать тему авиации, которой особенно восхищался после первого полета на аэроплане в 1920 году. В 1934 году было принято решение отправить панно на XIX Венецианскую биеннале, после которой в итальянской прессе его называли «художником авиации». Также экспонировалась картина «Купающиеся девушки» из коллекции Третьяковской галереи. Работы художника были представлены и на XVII, XVIII и XXX Венецианских биеннале.

[1] Терновец Б.Н. Итальянская пресса и советский отдел XVI Международной выставки в Венеции // Искусство. 1928. № 3–4. С. 98.

Поездки за границу: США, Франция, Италия

С декабря 1934 года по начало марта 1935 года проходила передвижная выставка «Искусство Советской России» по городам США, на которой «Вратарь» Дейнеки и другие работы получили положительные отзывы критиков. Помимо участия в выставке, художник был официальным представителем выставки. В 1934 году, когда Анри Матиссу показывали репродукции советских художников, пользовавшихся тогда популярностью, он выделил Дейнеку как «наиболее одаренного из всех и наиболее ушедшего вперед в своем художественном развитии».

В Филадельфийском музее искусств в 1935 году прошла персональная выставка художника. Журнал Vanity Fair пригласил Дейнеку создать обложку для одного из номеров, отправив его в командировку в горнолыжную олимпийскую деревню Лейк-Плэсид для работы с натуры. В письме художник отмечал: «Красиво. Снег, голубое небо, горы. Яркая толпа… “Ярмарка тщеславия”... так называется богатый журнал, который оплачивает мою сюда поездку. Я для него рисую красивых спортсменов и каракатиц в дорогих спорткостюмах».

После командировки в США Дейнека посетил Францию и Италию. В ходе заграничных поездок художник создал множество зарисовок, некоторые из них легли в основу живописных произведений. Например, картина «Итальянский мотив» была создана на основе блокнотного наброска. Среди зарисовок — многочисленные городские пейзажи Нью-Йорка, Филадельфии, Вашингтона, Парижа и Рима, а также изображения афроамериканских и буржуазных персонажей. В США основным материалом для работы были масло и гуашь. Во Франции и Италии художник отдавал предпочтение акварели как более «походной» технике. «…Я старался найти характер, колорит, свойственный той или другой стране», — вспоминал Дейнека.

Лычёва и квартира в доме Наркомфина

Александр Дейнека. Портрет С.И.Л. 1940. Цемент.
Александр Дейнека. Портрет С.И.Л. 1940. Цемент.

В творческом наследии Александра Дейнеки есть картина «Натурщица» 1936 года, отражающая изменившееся социальное положение художника в 1930-х годах. На картине обнаженная натурщица Ида изображена повернутой лицом к широким раздвижным окнам конструктивистского дома Наркомфина, построенного архитектором Моисеем Гинзбургом. В этом доме художник жил с первой женой Серафимой Лычёвой с 1934 по 1948 года, после того как познакомился с ней в командировке в Крыму.

Примерно в 1950 году Дейнека предложил семье Куперман с тремя детьми переехать в свою большую квартиру, где он проживал после расставания с Лычёвой. Ирония ситуации заключалась в том, что квартиру изначально получил не он, а высокопоставленный представитель советской номенклатуры — отец Серафимы. Щедрость художника проявилась в том, что он обменялся с многодетной семьей на квартиру поскромнее в этом же доме и даже оставил резной дореволюционный буфет и бронзовые отливки своих скульптур. При этом за Серафимой ее комнату сохранили.

В дни Великой Отечественной войны

Александр Дейнека. Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года. 1941. Холст, масло.
Александр Дейнека. Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года. 1941. Холст, масло.

С начала Великой Отечественной войны Александр Дейнека остался в Москве, несмотря на наступление противника на столицу. В ноябре 1941 года войсками противника был оккупирован Курск, где находились мать и сестра художника. В этот же период он написал пейзаж окраины столицы военного времени: «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года».

В феврале 1942 года Дейнека был командирован на фронт под город Юхнов, где сделал большое количество зарисовок. По возвращении в Москву художник принялся за работу над картиной «Оборона Севастополя». Хотя сам Дейнека не видел оккупацию города, он любил Севастополь и помнил его совсем другим, нежели на немецкой фотографии панорамы разрушенного города. «Когда я увидел фотографии разбитого города, я понял, что должен это написать. Когда я работал, я по-настоящему все это переживал, волновался вложил в эту работу свое сердце» [1], — вспоминал художник. Масштабное произведение было закончено осенью того же года, а в октябре умерла его мать.

В годы войны Дейнека также преподавал в МГХИ (Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова) и выполнял плакаты для «Окон ТАСС». Его фронтовые рисунки и живописные произведения экспонировались на выставке «Московские художники в дни Великой Отечественной войны» в 1942 году, а также в Третьяковской галерее в 1943 году.

 [1] Русский музей. От иконы до современности. СПб., 2015. С. 353.

Послевоенные годы

После победы над Германией в начале июня 1945 года Александра Дейнеку командировали в Берлин. В поездке художник создал серию акварелей «Берлин. 1945» и множество рисунков, запечатлевших берлинские развалины и опустевший город. Чтобы к художникам в гражданской одежде было меньше вопросов, им выдали военную форму и присвоили воинские звания. Так, на фотографиях из семейного архива полковник Дейнека запечатлен у стен Рейхстага и в саду в форме.

В послевоенные годы творчество Дейнеки не сразу обратилось к сюжетам мирной жизни. До 1947 года художник продолжал работу над графической серией «Москва Военная», а также создал серию с видами послевоенной Вены. Идея картины, олицетворяющей новую послевоенную жизнь, возникла под впечатлением от спортивных состязаний в дни Первомая. Наблюдая возле дома Наркомфина состязания командного бега на Садовом кольце, Дейнека сделал серию натурных зарисовок, после чего приступил к работе над большим холстом. О картине «Эстафета» художник писал: «Я работал на ней с особым удовольствием. Это событие связано с Москвой. И впервые для меня тема спорта решена среди архитектуры Москвы… За эти годы Москва так сильно изменилась! Появились высотные здания, новые дома. И моя картина стала в какой-то степени исторической!» [1].

[1] Цит. по: Ситнина М.А. Дейнека. «Эстафета по кольцу «Б» // Художник. 1963. №7. С. 31.