25 июля 2024

10 фактов об Алексее Моргунове

Какой знаменитый русский художник был отцом Алексея Моргунова? Как Моргунов поссорился с Михаилом Ларионовым? Почему он не принял «Черный квадрат» Малевича? Как Моргунов и художники-авангардисты готовили мировую художественную революцию? Как изменилось искусство художника-авангардиста в 1930-е годы? О 10 важных фактах из жизни Алексея Моргунова написала одна из ведущих специалистов по русскому авангарду Ирина Вакар.

Рождение

Василий Перов. Портрет А.К. Саврасова. 1878. Холст, масло.
Василий Перов. Портрет А.К. Саврасова. 1878. Холст, масло.
Алексей Алексеевич Моргунов родился 9 (21) октября 1884 года в Москве. Его отец, известный живописец-пейзажист Алексей Кондратьевич Саврасов, и мать, Евдокия (Авдотья) Матвеевна Моргунова, состояли в гражданском браке, поэтому в метрическом свидетельстве ребенок был записан как Алексей Федорович Моргунов, крестьянин Рязанской губернии. В 1889 году родилась его сестра Надежда. Она также стала художницей — окончила Строгановское училище и преподавала рисование.

После смерти отца (1897) семья осталась без средств к существованию, и только благодаря настойчивости Евдокии Матвеевны получала от Московского общества любителей художеств небольшие пособия, которых едва хватало на пропитание и оплату дешевого жилья.

Учеба: Москва — Париж

Алексей Моргунов. Пейзаж с красным домом. 1908–1909. Холст, масло.
Алексей Моргунов. Пейзаж с красным домом. 1908–1909. Холст, масло.
В 1899 году Моргунов был принят во второй класс Строгановского училища, но уже в 1902-м должен был уйти «по домашним обстоятельствам». Вероятно, ему пришлось зарабатывать на жизнь, давая уроки, — так делали многие способные, но «несостоятельные» студенты.

В том же году состоялся его выставочный дебют. Лирические пейзажи потомка Саврасова стали регулярно появляться на выставках Московского общества любителей художеств (МОЛХ) и Московского товарищества художеств (МТХ), и вскоре их автор стал членом этих объединений. Критики писали: «Моргунов нашел себя», находили в его работах поэзию и «чувство просторов». Но художник еще только начинал искать свой путь в искусстве.

В 1909 году меценат Александр Андреевич Карзинкин пригласил Моргунова сопровождать его в поездке по странам Европы. Путешественники побывали в Австрии, Германии, Бельгии, Италии, некоторое время жили в Париже; наряду с классическим искусством знакомились и с современными живописными течениями. Моргунов уже был подготовлен к их восприятию: он видел в Москве нашумевшие выставки «Золотое руно», в 1908-м сам экспонировал работы в духе пуантилизма, вызвавшие насмешки рецензентов. Но теперь его стиль решительно изменился: пятна чистого цвета и резкая «обрубовка» форм роднили новые работы Моргунова с картинами фовистов и предвещали обращение к кубизму.

«Бубновый валет» и «Моргуновка»

Осенью 1910 года молодые художники решили устроить в Москве доселе небывалую выставку — в ней должны были участвовать самые смелые, бескомпромиссно новаторские произведения. Михаил Ларионов придумал название: «Бубновый валет». Моргунова пригласили в экспоненты и доверили выполнить эскиз рекламного плаката. Он выставил только что законченную парижскую серию. Некоторые критики упоминали его «Париж» рядом с «чудовищными» творениями Машкова, Ларионова и братьев Бурлюков, а журнал «Аполлон» поместил эту картину в статью о выставке. Так Моргунов вошел в когорту первого поколения художников русского авангарда.

Тогда же произошло еще одно важное событие: в своей мастерской на Остоженке Моргунов открыл Студию рисунка. Она была устроена по типу парижских студий, где за небольшую плату любой желающий мог рисовать с натуры и писать обнаженную модель. Художники быстро оценили новинку. «Моргуновку» охотно посещала и молодежь, и такие мастера, как Валентин Серов.

«Ослиный хвост»

Алексей Моргунов. Портрет Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова. 1913.
Алексей Моргунов. Портрет Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова. 1913.
На выставке «Бубновый валет» вокруг Ларионова сложилась группа последователей, вскоре принявшая название «Ослиный хвост» (выставка под таким названием состоялась весной 1912 года). Моргунов примкнул к этой группе. Помимо Наталии Гончаровой, в нее вошли Казимир Малевич и Владимир Татлин, с которыми Моргунова связала многолетняя дружба. «Ослиный хвост» проповедовал свободный выбор темы (включая самые низменные) и стиля (включая самые грубые), отказ от модернистского эстетизма, опору на народные традиции, национальное своеобразие (не обязательно русское). Созданное ослинохвостовцами живописное течение получило название неопримитивизм.

Моргунов активно включился в реализацию этой программы. На его холстах появились лавочники, мясники, торговки, посетители московских трактиров — живые, узнаваемые типы, написанные в легкой, почти импровизационной манере, ярко и красочно.

Но двух лет общения с Ларионовым для Моргунова и его друзей оказалось достаточно. Обладавший удивительным живописным талантом и не менее удивительным — придирчивым и капризным — характером, Ларионов в 1913-м умудрился оттолкнуть от себя самых верных соратников. Моргунов ответил на обиду остроумным способом: выставил картину «Муж и жена», в персонажах которой — жестоком, властном диктаторе и безвольной, словно загипнотизированной жертве — угадывались черты Ларионова и Гончаровой.

От кубизма к супрематизму

Казимир Малевич, Иван Клюн, Алексей Моргунов. 1914. Фотография.
Казимир Малевич, Иван Клюн, Алексей Моргунов. 1914. Фотография.
Дружба Моргунова и Малевича явилась важным событием в творческой жизни обоих художников. Ее пиком стал конец 1913-го — начало 1915 года. Вслед за Малевичем Моргунов стал осваивать концепцию кубизма и к началу 1914-го создал несколько изощренных полубеспредметных композиций, вызвавших восторг его друга. Критики находили в них влияние Пикассо, но русские «пикассисты» вовсе не собирались останавливаться на подражании — они мечтали создать новое, оригинальное направление. Встреча с вождем итальянских футуристов Филиппо Томазо Маринетти подталкивала к шумным эпатажным выступлениям, к дерзости и саморекламе.

Первым пробным шаром, выпущенным друзьями в качестве нового «изма», стал алогизм. Первоначально Малевич назвал его феврализмом: на диспуте 19 февраля 1914 года он заявил, что «отрекся от разума». И речь, и термин принадлежали Малевичу — прирожденному теоретику. Немногие помнят, что и на диспуте, и на прогулке с деревянными ложками в петлицах и, главное, в живописной практике феврализма-алогизма ему сопутствовал и поддерживал Моргунов. А если как следует рассмотреть его картины, то можно предположить и более серьезное соавторство…

Все это время Малевич строил планы: участвовать на футуристической выставке в Риме (обязательно с Моргуновым), открыть в Москве международный салон (тоже с ним). Готовились к новой выставке («Трамвай В»). Лето 1915-го решили жить вместе на даче в Кунцеве. Но здесь в их взаимопонимании и тесном сотрудничестве произошел сбой.

Малевич создал «Черный квадрат», вывел формулу супрематизма. Моргунов ее не принял. Идея беспредметности, мотив квадрата были ему близки (он сам ввел красный квадрат в одну из своих композиций). Но сделать радикальные выводы он был не готов…

Война, революция. Анархисты

Следующий период жизни Моргунова полон белых пятен. В 1916-м он был призван, попал на фронт, служил в Двинске (рядовым в пехотном полку). Но уже весной-летом 1917 года мы находим его в Москве. Он участвует в общественной жизни — в организации Профессионального союза художников Москвы, в деятельности Совета солдатских депутатов.

Сочувствовал ли он большевикам, принял ли Октябрьскую революцию? Видимо, не совсем.

Уже в феврале 1918-го Моргунов покинул солдатскую секцию Совета, а затем сблизился с московскими анархистами и начал сотрудничать в газете «Анархия».

Здесь, в компании «анархо-футуристов», Моргунов вновь встретился со старыми друзьями — Малевичем, Татлиным, Клюном и другими. Он собирал картины, пытался превратить захваченный анархистами особняк Алексея Викуловича Морозова в Дом современного искусства. Статьи Моргунова, опубликованные в газете «Анархия», отличались крайним радикализмом. Он выступал против всякого вмешательства государства в дела искусства. Как и другие, Моргунов верил, что прямое обращение авангардистов к народным массам станет основой третьей русской революции — Революции духа.
В апреле 1918-го анархисты были разгромлены, газета закрыта.

В Наркомпросе

Алексей Моргунов. Интернационал искусства. 1919. Эскиз обложки сборника «Интернационал искусства». Бумага, акварель, графитный карандаш.
Алексей Моргунов. Интернационал искусства. 1919. Эскиз обложки сборника «Интернационал искусства». Бумага, акварель, графитный карандаш.
Оставалось одно — идти на службу к государству. Но не на поклон!

Моргунов пришел в Народный комиссариат просвещения вслед за Татлиным, которого пригласил лично Луначарский. Затем в Отдел ИЗО поступили и другие авангардисты. Вместе они составляли мощную идейную силу. Получив рычаги управления культурой, художники независимо от политики властей могли пропагандировать и утверждать новое искусство.

Моргунов вошел в руководство Школьного подотдела. Этот орган проводил масштабную реформу художественного образования: занимался реорганизацией Академии художеств, московских и провинциальных училищ в Свободные государственные мастерские, введением нового устава, новых дисциплин и преподавателей.

Моргунов стал руководителем (уполномоченным) 1-х Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ), бывшего Строгановского училища, где когда-то учился. Впрочем, административной работе он предпочитал педагогическую деятельность — вел мастерские сразу в 1-х и 2-х ГСХМ.

Еще один проект с участием Моргунова был задуман в начале 1919 года — журнал «Интернационал искусства». Он должен был вести пропаганду нового русского искусства, публиковать воззвания к художникам разных стран с целью ни много ни мало подготовки мировой художественной революции! В редколлегию входили Малевич, Татлин, Хлебников, председателем был Луначарский. Моргунов написал статью «Обращение к художникам мира», выполнил эскиз обложки (для № 2). Его предложения были свежи и оригинальны: например, публиковать тексты на заумном, идеографическом и т. п. языке, написать статью «Разум в искусстве».

Журнал из печати не вышел.

Новый взлет

Алексей Моргунов. Сидящая женщина. 1929. Холст, масло.
Алексей Моргунов. Сидящая женщина. 1929. Холст, масло.
Моргунов смог встроиться в советскую систему: в начале 1920-х он продолжал служить в Наркомпросе, затем в Институте методов школьной работы, читал лекции, много преподавал. Но творчески художник был на распутье. Кубизм, супрематизм уходили в прошлое, ахрровский реализм безнадежно устарел. Найти новые темы и современный язык Моргунову удалось не сразу.

В 1929 году он вступил в Общество московских художников. Руководили ОМХ старые знакомцы: Кончаловский, Лентулов, Машков. В декларации общества говорилось: «Мы требуем от художника величайшей… выразительности формальной стороны его творчества, образующей неразрывное единство с идеологической основой…» На выставке того же года Моргунов показал 15 произведений разных жанров и стилистик. Мощная пластика «Сидящей женщины» соседствовала с легким, эскизным решением «Зрителей», экспрессивная «Демонстрация» — с изысканными «Окнами» и натюрмортами, намекающими на близость к парижской школе. В следующем году Моргунов выполнил триптих «Рабочий», лаконизмом и монументальностью близкий к эстетике ОСТа. Как и остовская молодежь, Моргунов создавал новую живопись, энергичную, содержательную и современную. Такой могла бы быть живопись советской эпохи, если бы ее творцы — как и все жители страны, — оставались свободными людьми.

Последние путешествия

Алексей Моргунов. Химкомбинат. Кемерово. 1930. Холст, масло.
Алексей Моргунов. Химкомбинат. Кемерово. 1930. Холст, масло.
В 1930-е годы художники СССР совершали множество поездок по стране. Заключив контракт с госучреждениями, «контрактанты» отправлялись в творческие командировки: на «великие стройки», в передовые колхозы и на ударные предприятия, чтобы потом отчитываться «тематическими картинами». Моргунов побывал в Донбассе, Закавказье, Сибири и на Урале, писал плотины, ГЭС и нефтепроводы. Далеко не всегда мастеров увлекало то, что они видели, и картины выходили «не по теме». С Моргуновым этого не произошло. В его работах «гений места» и результаты человеческого труда сплавлены воедино. Широкие реки с хребтами плотин кажутся единым организмом; безлюдные, необжитые города стелются по равнине, не предвещая легкой победы над природой, а Крым и Кавказ по-прежнему чаруют цветовой гаммой, так что промышленные сооружения и новые «здравницы» не нарушают гармонии.

В одну из поездок Моргунов, по воспоминаниям Ивана Клюна, подхватил «злостную лихорадку». 15 февраля 1935 года Алексей Алексеевич Моргунов скончался. Ему было 50 лет.

Персональная выставка, которую в тот же день на экстренном заседании президиума МОССХ было решено открыть в Москве, не состоялась.

Неустановленные факты

В биографии Алексея Моргунова немало событий, известных нам лишь в самых общих чертах. По его собственным словам, он встречался за ужином с Маринетти, но в подробных исследованиях пребывания итальянца в Москве имя Моргунова не фигурирует. Художник участвовал в Первой мировой войне, но об обстоятельствах и сроках его пребывания на фронте никаких сведений нет.

Крайне мало известно о его личной жизни. В мемуарах бегло упоминается жена — танцовщица-«босоножка». Но можно ли идентифицировать ее и А.М. Моргунову, которая в качестве вдовы распоряжалась наследием художника? Дети? Кто они, какова их судьба? Обо всем этом приходится только гадать.

Не меньше вопросов вызывает творчество мастера. Описанный со слов вдовы эпизод, когда в день самоубийства Маяковского 14 апреля 1930 года Моргунов и Лев Кассиль исполнили траурный плакат и выставили на месте «Окон РОСТА», документально подтвердить пока не удалось. Вообще о контактах Моргунова с поэтами почти ничего не известно. А они явно были — неслучайно его пригласили участвовать в издании «Автографы» (1919) вместе с лидерами имажинизма…

Много и конкретных проблем, например, с датировкой произведений. На оборотах многих картин, видимо, рукой вдовы поставлены категорически точные даты, но часто они противоречат очевидным фактам, а потому вызывают сомнения. Да и обстоятельства создания работ не всегда понятны. Как возник, например, огромный портрет Клима Ворошилова на фоне толпы рабочих? Писался ли он на заказ или только в расчете на заказ? Закончен или нет? Понравился ли заказчикам и модели и почему не был принят?

Все это требует самого серьезного исследования. Прекрасный живописец Алексей Моргунов достоин того, чтобы посвятить ему время и силы.