28 апреля 2023

10 картин Левитана, которые нужно знать

Исаак Левитан — один из крупнейших пейзажистов в истории отечественного искусства. Это художник, который мог тонко передавать в пейзажах оттенки эмоций, духовные состояния, непростые философские размышления о человеке и мире. Левитану были свойственны подлинный лиризм и поэтическое восприятие русской природы.

Расцвет творчества Левитана пришелся на 1890-е годы. В этот период традиция русского реалистического искусства второй половины XIX века, воспринятая художником, дополняется и обогащается новыми тенденциями: импрессионизмом, модерном и символизмом. В полотнах Левитана всегда есть эстетическая составляющая самой живописи. Как подчеркивал Александр Бенуа: «…Левитан умел наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво писать».

Осенний день. Сокольники

Исаак Левитан. Осенний день. Сокольники. 1879. Холст, масло.
Исаак Левитан. Осенний день. Сокольники. 1879. Холст, масло.
Картина «Осенний день. Сокольники» сыграла особую роль в судьбе молодого художника. На это произведение обратил внимание Павел Третьяков и приобрел его. Затем Третьяков постоянно покупал работы мастера. В собрании Третьяковской галереи находится большое количество полотен Левитана во многом благодаря интересу Третьякова к творчеству художника.

В этом раннем произведении начал формироваться образ пейзажа, который получил название «пейзаж настроения». Исаак Левитан продолжает традицию своего педагога в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Алексея Саврасова, в творчестве которого всегда присутствовало поэтическое восприятие скромных, неброских русских пейзажей. В картине «Осенний день.
 Сокольники» Левитан передает состояние легкой грусти, появляющееся при созерцании неярких красок осенней природы и одинокой фигурки девушки. Левитан создал в этой работе только пейзаж, девушку писал Николай Чехов — брат Антона Чехова. Сдержанная цветовая гамма, построенная на сочетании серых, коричневых, зеленых оттенков, соответствует традиции реалистической живописи. В этот период молодой художник также изучал произведения французских художников-барбизонцев, особенно интересна ему была живописная система Камиля Коро.

Природа в картине Левитана уподоблена величественному храму, в котором пребывает человек. Мощные стволы сосен похожи на колонны, поддерживающие свод неба. Дорожка парка вызывает ассоциации с нефом. Желтые листья кленов подобны горящим светильникам. Состояние природы вторит внутреннему состоянию человека.

После дождя. Плёс

Исаак Левитан. После дождя. Плёс. 1889. Холст, масло.
Исаак Левитан. После дождя. Плёс. 1889. Холст, масло.
Для каждого художника-пейзажиста важны путешествия, так как они не только дают возможность увидеть другие ландшафты, но и привносят иное ощущение пространства, света, цветовой гаммы в последующие работы автора. Большое значение для творчества Левитана имели поездки на Волгу. Используя обширный этюдный материал, художник создал такие произведения, как «После дождя. Плёс» и «Вечер. Золотой Плёс».

В картине «После дождя. Плёс» изображения города, водной глади Волги, неба равнозначны для художника. Несуетная жизнь человека, его спокойное и гармоничное существование среди вечно прекрасной и величественной природы становятся темой произведения. В картине Левитан не изображает людей, но лодки, дома, церковь свидетельствуют о присутствии человека.
Обобщая этюдный материал, работу на пленэре, Левитан передает эффекты неяркого солнечного света, играющего на поверхности воды; света, проходящего сквозь многослойные облака и отражающегося на крышах домов; воздуха, напоенного влагой. На тончайших тональных отношениях построен колорит произведения. Благодаря градации тонов создается иллюзия глубины пространства.

Повествование о простой и обыденной жизни в небольшом русском городке приобретает черты возвышенной поэзии благодаря изысканной живописной манере и тонкому чувству прекрасного, которым обладал художник.

Вечер. Золотой Плёс

Исаак Левитан. Вечер. Золотой Плес. 1889. Холст, масло.
Исаак Левитан. Вечер. Золотой Плес. 1889. Холст, масло.
Совершенно иной образ был создан Левитаном в картине «Вечер. Золотой Плёс». В композиции этого полотна впервые появляется высокая точка зрения. С холма открывается панорамный вид на город, реку и противоположный берег. Первый план прописан достаточно четко и подробно. Центром композиции становятся вертикаль словно устремленной в небеса колокольни и небольшой дом с красной кровлей, в котором останавливался художник. Далее — гладь воды, небо и легкий золотистый туман, скрадывающий очертания берега, леса, горизонта. Река и дальний берег уже теряют осязаемость земной материи и превращаются в образ небесного, идеального мира. Свет вечернего солнца сопоставим с божественным, «нетварным» в христианской традиции, светом.

Определенные философские взгляды Левитана, его ощущение и осознание «божественного нечто, разлитого во всем»1, вероятно, нашли отражение в художественном образе произведения. Художник постигал тайну божественного начала в мире через красоту природы.
_____________
1Левитан И.И. Письма. Документы. Воспоминания. СПб., 2014. С. 16.

Вечерний звон

Исаак Левитан. Вечерний звон. 1892. Холст, масло.
Исаак Левитан. Вечерний звон. 1892. Холст, масло.
Сложный образ-символ мира, исполненного тишины, гармонии и спокойствия, был создан Левитаном в полотне «Вечерний звон». Художник продолжает тему, которая была найдена в картинах «Вечер. Золотой Плёс» (1889) и «Тихая обитель» (1890). Не только настроения, но и духовные состояния человека нашли отражение в этих произведениях.

В полотне «Вечерний звон» присутствует условное деление на два мира. Ближний берег погружается в тень — это символически образ дольнего мира. Сложно построено картинное пространство. Рассматривая лодки в нижней части полотна, лодку в центре и отражение монастыря на водной глади, зритель постепенно, во времени воспринимает художественный образ. Монастырь, неяркий мягкий свет закатного солнца, розово-золотистые облака словно отражают красоту мира горнего. Небесное воплощается в земном. Спокойные, линейные ритмы движения облаков сопоставимы с мерными звуками колокола, точно «отраженными» в пространстве картины.

В воспоминаниях знакомой Левитана — Софьи Кувшинниковой — есть момент, важный для восприятия полотна «Вечерний звон». Она описывает эпизод, произошедший в окрестностях Саввино-Сторожевского монастыря. Художник находился в подавленном состоянии, он почти не мог тогда работать… Прогуливаясь вечером около монастыря, Левитан наблюдает закат и восхищается красотой природы: «Невольно заговорил Левитан об этой красоте, о том, что ей можно молиться, как Богу, и просить у нее вдохновения, веры в себя…

Еще раз обернулся он к бледневшему в сумерках монастырю и задумчиво сказал:
— Да, я верю, что это даст мне когда-нибудь большую картину». 2

 Спустя несколько лет были написаны картины «Тихая обитель» и «Вечерний звон».
___________
2Левитан И.И. Письма. Документы. Воспоминания. СПб., 2014. С. 186.

Владимирка

Исаак Левитан. Владимирка. 1892. Холст, масло.
Исаак Левитан. Владимирка. 1892. Холст, масло.
В один год Левитаном были завершены такие противоположные по художественным образам и темам произведения, как «Вечерний звон» и «Владимирка».

Художник создал «Владимирку», один из самых значительных в своем творчестве пейзажей, исходя из натурных впечатлений. Выйдя на печально известный тракт (по Владимирке раньше гнали ссыльных в Сибирь), Левитан представляет и осознает те страшные картины горя и боли, которые разворачивались когда-то на этой дороге. Художник отказывается от излишней повествовательности, не пишет идущих по дороге ссыльных. Только через образ пейзажа он раскрывает тему человеческих страданий. Левитан избирает темную цветовую гамму, в огромном пространстве почти теряется фигурка богомолки. Рядом с широкой основной дорогой написаны небольшие «тропинки», соединяющиеся в общую линию движения. Они подобны судьбам отдельных людей, присутствующим в общей истории страны. Белый храм на горизонте и свет, падающий на облака, воспринимаются как символы надежды.

Точную характеристику произведения приводит Михаил Нестеров: «В левитановской “Владимирке” сочеталась историческая правда с совершенным исполнением, и картина эта останется одной из самых зрелых им написанных».3
____________
3Сноска: Левитан И.И. Письма. Документы. Воспоминания. СПб., 2014. С. 132.

Над вечным покоем

Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894. Холст, масло.
Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894. Холст, масло.
Сложные философские размышления о скоротечности человеческой жизни, изменчивости мироздания и предчувствие исторических перемен, которые произойдут на рубеже XIX–XX веков, нашли отражение в полотне «Над вечным покоем».

Над произведением Левитан работал долго — в течение целого года. В композиции картины были объединены различные впечатления художника: виды озера Удомля близ Вышнего Волочка, этюды деревянной церкви из Плёса. С очень высокой точки зрения, как бы с высоты птичьего полета, открывается панорама широкой водной глади и огромного пространства неба. Спокойное и гармоничное состояние природы нарушено приближающейся грозой. В напряженный сине-лиловый цвет окрашивается горизонт, подобно образу, возникающему в поэзии Александра Блока: «Фиолетовый запад гнетет, как пожатье десницы свинцовой…» (А. Блок. Фиолетовый запад гнетет… 1904). Драма, разыгрывающаяся в небесах, словно отражается в пространстве земли. Ощущение роковых событий, перемен, которые принесет век двадцатый, воплощается в состоянии природы.

В одном из писем к Сергею Дягилеву Левитан указывал, что читал работы Артура Шопенгауэра.4 В труде Шопенгауэра «Мир как воля и представление» присутствуют размышления о материи в природе, которая путем борьбы постоянно меняет форму. Изменчивость мироздания, столкновение стихий — воды, воздуха, земли, взаимодействие их с человеком воплощаются в художественном образе произведения «Над вечным покоем». Несмотря на драматическое состояние природы, в картине появляется символ надежды — свет в окошке церкви, изображенной на первом плане.

Стилистические черты модерна присутствуют в выразительном ритме дугообразных линий, сдержанной серой, синей и лиловой гамме, широких цветовых плоскостях, на сочетании которых строится картинное пространство. Эти приемы придают величественную монументальность композиции. Известно, что во время работы над картиной Левитан просил Софью Кувшинникову, чтобы она играла ему «Героическую» симфонию Бетховена с ее траурным маршем.5 Произведение «Над вечным покоем» по сложности художественного образа и глубине философского содержания можно сравнить с «симфонией», исполненной в красках и линиях.
___________
4Левитан И. К 150-летию со дня рождения. Каталог. М., 2010. С. 11.

5Левитан И.И. Письма. Документы. Воспоминания. СПб., 2014. С. 189.

Март

Исаак Левитан. Март. 1895. Холст, масло.
Исаак Левитан. Март. 1895. Холст, масло.
Картину «Март» можно воспринимать как возможный «диалог» в живописи Левитана со своим учителем — Алексеем Саврасовым. Тема весны — сложного, переходного состояния природы с оттенком тонкого лирического переживания образа, которая нашла отражение в знаменитой картине Саврасова «Грачи прилетели» (1871), — совершенно по-иному раскрылась в полотне Левитана. Чувство радостного восторга от окончания холодной зимы присутствует в работе мастера. Ощущение наступающей весны выражается через звучную цветовую гамму, эффекты яркого солнечного света и глубоких синих теней, а также свободную пастозную живопись поверхности снега на первом плане.

Художник отчасти возвращается к приемам импрессионизма, которые появились в картине «Березовая роща» (1889). Но живописный метод Левитана отличен от системы французского импрессионизма. Традиция русской реалистической живописи второй половины XIX века дополняется новыми художественными приемами, индивидуально воспринятыми мастером. В картине «Март» свет не растворяет цвет и изображение деревьев, дома, лошадки с санями. Цвет приобретает максимальную интенсивность и воспринимается более декоративно.
В полотне «Март» природа соразмерна человеку, о присутствии которого говорят такие детали, как открытая дверь, запряженная лошадь, следы на снегу. И красота природы воспринимается через призму человеческих эмоций.

Золотая осень

Исаак Левитан. Золотая осень. 1895. Холст, масло.
Исаак Левитан. Золотая осень. 1895. Холст, масло.
Ряд произведений Левитана — «Март», «Весна — большая вода», «Вечерний звон», «Золотая осень» — можно сопоставить с фортепианным циклом Петра Ильича Чайковского «Времена года» (1875–1876). Происходит смена времен года, состояний природы и настроений, передаваемых художником в полотнах.

В картине «Золотая осень» Левитан изображает последний роскошный бал природы перед долгой зимой. Неподвижна синяя, прозрачная вода в реке, на голубом небе замирает легкое облако, солнечный свет играет и отражается на желтых листьях берез. Пастозно и экспрессивно написана листва деревьев, максимально интенсивно передана цветовая гамма. Декоративность и экспрессия живописной манеры еще более усилены по сравнению с картиной «Март».

Природа уподоблена прекрасному храму: желтые листья, как бы вобравшие всю интенсивность света, напоминают золоченый «иконостас», тонкие белые стволы берез сравнимы с изящной колоннадой, голубой купол неба завершает пространство картины.

В типичном для русского пейзажа мотиве воплотились принципы классической ясности и гармонии в сочетании с ярким, эмоциональным переживанием образа.

Весна — большая вода

Исаак Левитан. Весна – большая вода. 1897. Холст, масло.
Исаак Левитан. Весна – большая вода. 1897. Холст, масло.
Исаак Левитан часто писал весну, каждый раз находя новые вариации мотивов и живописных решений. В отличие от яркой мажорной эмоциональной ноты в картине «Март» в полотне «Весна — большая вода» отражено спокойное, созерцательное состояние. Колорит произведения построен на принципе нюанса. Эффекты мягкого солнечного света, воздуха переданы благодаря использованию изысканной гаммы голубых и охристых тонов. В этом произведении Левитан возвращается к приемам тональной живописи, которые были свойственны его ранним произведениям. В картине присутствует, условно, деление на два мира: реальный и «отраженный». Прихотливые арабески контуров деревьев напоминают орнаментальную вязь стиля модерн. Отражения в воде с нечеткими зыбкими контурами, зеркальная гладь воды превращаются в прекрасный иллюзорный мир. Пространство неба словно продолжается в голубоватой плоскости воды. Этой красотой неба восхищался Левитан: «…и как хорошо небо, и никто не смотрит. Какая тайна мира — земля и небо».6 Тайну гармонии неба и земли постиг художник в одной из самых лирических своих картин — «Весна — большая вода».
______________
6Левитан И.И. Письма. Документы. Воспоминания. СПб., 2014. С. 225.

Сумерки. Стога

Исаак Левитан. Сумерки. Стога. 1899. Холст, масло.
Исаак Левитан. Сумерки. Стога. 1899. Холст, масло.
Состоянием созерцательного покоя и умиротворения исполнено полотно «Сумерки. Стога». Мотив стогов напоминает о знаменитой серии Клода Моне, но не импрессионистические приемы, а черты стиля модерн нашли воплощение в произведении Левитана. Широкими цветовыми плоскостями переданы земля, небо, стога. Цвета приглушены, контуры стогов становятся зыбкими и нечеткими при мягком лунном свете. Изысканно и тонко подобраны розовато-синие тона неба, голубоватого облака, чуть закрывающего диск луны, светлого тумана, стелющегося над землей.

Тему вечернего или ночного состояния природы часто избирали символисты. В сумерках, или при лунном свете, мир кажется таинственным, призрачным и немного загадочным. Подобный образ есть в поэзии Александра Блока:
«Прозрачные, неведомые тени
К Тебе плывут, и с ними Ты плывешь,
В объятия лазурных сновидений,
Невнятных нам, — Себя Ты отдаешь…»
Александр Блок. Прозрачные, неведомые тени… 1901.
В отличие от величественной «симфонии в живописи» — картины «Над вечным покоем» — полотно «Сумерки. Стога» можно сопоставить с камерной «Лунной сонатой» Бетховена. Таинственное и реальное, поэзия и мечта о гармонии с миром нашли отражение в этом пейзаже Левитана.