09 октября 2023

10 произведений Николая Рериха, которые нужно знать

Гонец. “Восста род на род”

Николай Рерих. Гонец. "Восста род на род". 1897. Холст, масло.
Николай Рерих. Гонец. "Восста род на род". 1897. Холст, масло.
Картина «Гонец. “Восста род на род”» впервые экспонировалась на ученической выставке в Императорской Академии художеств в 1897 году. Тему для картины художник нашел в «Повести временных лет» и во время работы над ней часто советовался с Владимиром Васильевичем Стасовым, чтобы точнее изобразить детали быта славянских племен. Рерих получил за картину звание художника. Павел Михайлович Третьяков приобрел ее для своей галереи.

Произведение было создано в родовом имении семьи Рерихов Извара, расположенном недалеко от Гатчины. Извара оказала существенное влияние на становление личности Рериха и на его творчество. Окрестности имения окружали обширные курганные поля, скрывавшие древние захоронения X–XIV веков. В юные годы художник участвовал в археологических раскопках курганов в окрестностях Санкт-Петербурга, в том числе близ имения Рерихов, что способствовало его осмыслению отечественной истории и особому интересу к археологической науке.
«Щемящее приятное чувство первому вынуть из земли какую-либо древность. Непосредственно сообщиться с эпохой давно прошедшей. Колеблется седой вековой туман; с каждым взмахом лопаты, с каждым ударом лома раскрывается перед вами заманчивое тридесятое царство; шире и богаче развертываются чудесныя картины… Словно бы синей становится небо… Полноводныя реки несут долбленые челны. На крутых берегах защищенные валом и тыном, с насаженными по кольям черепами, раскинулись городки. Дымятся редкия деревушки… У мужчин зверовые шапки, рубахи, толстыя шерстяные кафтаны… на ногах лапти…»
— так описывал Рерих впечатления от раскопок в своих литературных заметках. Буквально каждую строчку этих воспоминаний можно отнести к картине. Археологические находки становились для живописца проводниками в загадочный мир далекого прошлого, воплощаясь в темах его картин.

На картине темной ночью по тихой полноводной реке представители одного из враждующих племен неслышно плывут мимо высокого берега с поселением противоборствующего племени, которое обнесено с воды тыном и сторожевыми постами. Рог месяца из-за холма едва освещает узкую лодку и две мужские фигуры на ней. Зеленоватая река и темное небо, груда темных построек, поднимающихся к вершине холма, ярко-желтый месяц, чуть более светлые рубахи и онучи гонцов — все написано широкими, густыми мазками. Зрителю передается чувство тревожной тишины, настороженности, художник, позволяя проникнуться духом времени, пробуждает интерес к истории Древней Руси.

Рама картины тоже сочинена Рерихом. Она выполнена из дерева и плетеной рогожи с геометрическими фигурами на полях в виде ромба с крестом и фигурками «собачек» (или «коньков») и «зайчиков», выполненных в технике присыпки песком по трафарету. Их реальные прототипы — это медные поясные или височные «привески», широко распространенные в славянских погребениях Х–ХIII веков. В своем противоборстве эти тотемы раскрывают суть названия картины — тему междоусобиц у славянских племен.

Заморские гости

Николай Рерих. Заморские гости, 1901. Холст, масло.
Николай Рерих. Заморские гости, 1901. Холст, масло.
Рерих сам совершил путешествие по великому водному пути к Новгороду.
«Чудно и страшно сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новгородская рать на роковую Шелонскую битву…» — писал он.
Осенью 1900 года художник уехал в Париж, где совершенствовал свое живописное мастерство в студии Фернана Кормона, учителя Ван Гога и Тулуз-Лотрека. Рериху было важно найти свой род «импрессионизма». В Париже была задумана картина «Заморские гости». Посмотрев первый эскиз, Кормон оценил самобытное начало в живописи русского художника.

За два года до создания картины Рерих писал в письме Стасову:
«Хочу очень поговорить с Вами насчет варяжских древностей да приниматься за следующую картину — там у меня будут варяги. <...> В ней должно быть солнце, свет, сила, — что-то подавляющее, стройное и несокрушимое».
Тогда же в журнале «Искусство и художественная промышленность» художник опубликовал литературное эссе — прообраз своего будущего шедевра:
«Плывут полунощные гости… Вода точно напиталась синевой ясного, весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким стройным носом-драконом. Новая струя пробивается по стоячей воде... подымет роды славянские — увидят они редких, незнаемых гостей, подивуются они на их строй боевой, на их заморский обычай. Около носа и кормы на ладье щиты привешены, горят под солнцем. Паруса своей пестротою наводят страх на врагов. <…> По борту сидит до 30 гребцов. У рулевого весла стоят: кто посановитей, поважней, сам конунг там стоит. <…> Стихнет ветер — дружно подымутся весла; как одномерно бьют они по воде, несут ладьи по Неве, по Волхову, Ильменю, Ловати, Днепру — в самый Царьград; идут варяги на торг или на службу».
На выставке в Академии художеств в 1902 году картина была приобретена государем Николаем II для царскосельского дворца.

Сокровище ангелов

Николай Рерих. Сокровище ангелов. 1905. Холст, темпера, масло.
Николай Рерих. Сокровище ангелов. 1905. Холст, темпера, масло.
В 1903 и 1904 годах Рерих совершил два больших путешествия по древним городам Русского Севера, а в 1905 году была создана картина «Сокровище ангелов». Художник называл себя «практическим идеалистом». Им он оставался всегда, но в путешествии по России Рерих, вероятно, постиг нечто столь важное в ее судьбе, что пробудило в нем глубокое мистическое сознание. На картине на дальнем плане изображен белокаменный город с крепостными стенами и башнями. Из его ворот с двух сторон выходят сонмы ангелов, несколько ангелов трубят, обратившись в сторону города. На цветущих холмах среди деревьев с птицами радости и печали благоговейно стоят ряды ангелов с копьями, а на переднем плане на поземе — большой камень со сверкающими синим и золотом знаками, с отблесками сияния, исходящего от главного архангела, несущего неусыпную стражу около камня-сокровища.

С археологической точностью художник перенес на полотно вид камня викингов с резными стилизованными изображениями: символами добра и зла, распятого Христа и руническими надписями. Еллингский камень — гранитный монолит с изображениями, выполненными в низком рельефе, установленный в городе Еллинге королем Харальдом I Синезубым в конце X века в знак перехода Дании от язычества к христианству. Дата установления камня близка к годам начала крещения Руси князем Владимиром Святославовичем. Рерих глубоко интересовался этим периодом истории и взаимосвязью скандинавского и славянского искусства. Создавая произведение, он развивает художественную фантазию древности, дает легендам прошлого новую жизнь.

Картину «Сокровище ангелов» можно назвать краеугольной в творчестве Рериха. При ее написании словно печать преломилась в душе художника, и постепенно в его творческой фантазии возникли образы святости. Он уподобил картину майолике, будто исчерпав возможности палитры масляных красок, он перешел к темпере, предвосхищая новую для себя область живописи — работу над мозаиками и декоративными панно.

Эта картина принесла Рериху международную славу, она экспонировалась на выставках 1906–1914 годов в Вене, Париже, Лондоне, Мальмё. Позднее, в 1920-е годы, он привез полотно в США, где оно демонстрировалось во многих городах в составе передвижной выставки художника и с 1929 по 1935 год находилось в Музее Рериха в Нью-Йорке.

В выставочных каталогах художник сопроводил картину стихотворением, раскрывающим сакральный смысл изображаемого.
За двенадцатым небом стоят города ангельские,
чистые.
Сами Власти там правят бесплотные.
Ходят там ангелы дружинами тесными.
За стенами, по широкой долине в трубы трубят.
Все спокойно, и добро, и зло.
За долиною, за горбатым холмом, за древами
бытия лежит сокровище ангелов.
Самоцветный камень.
В нем добро и зло.
Краеугольный камень.
На нем мир стоит.
Вся земная твердь на камень опирается.
Бытие все на камне узорами начертано.
Пуще всего хранят камень архангелы.
Архистратиг сам у камня дозор ведет.
От усталости не помнит себя, а все сторожит.
Угрожают копьями архангелы.
Стерегут камень от лихого прохожего.
Непутевый не разбил бы их сокровище.
Как бы врозь не пошло и добро, и зло.
Как бы змей не пожрал мучимого.
Сокровищем держатся все города ангельские.
Без сокровища-камня разлетятся ангелы.
Всем конец придет.
Н. К. Рерих. 1908.

Сеча при Керженце

Николай Рерих. Сеча при Керженце. Эскиз занавеса на тему оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». 1911. Картон, темпера.
Николай Рерих. Сеча при Керженце. Эскиз занавеса на тему оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». 1911. Картон, темпера.
Между двух войн (Русско-японской и Первой мировой) проходят годы размышлений Рериха о судьбах человечества, развитии и гибели цивилизаций, подвиге и славе предков. Исторические и былинные сражения воплощаются мастером в полотнах «Сеча при Керженце», «Покорение Казани», а также в «Богатырском фризе» для особняка Филадельфа Геннадьевича Бажанова в Санкт-Петербурге. Фантастическое противоборство на земле и в небесах раскрывается в знаменитых картинах «Бой» и «Небесный бой». В «Велениях неба» и «Звездных рунах» живет мечта о небесном заступничестве: взирая ввысь, в горячей молитве и светлой надежде пребывают рериховские герои.

Архитектор Алексей Викторович Щусев, построивший Казанский вокзал в Москве, в конце 1912 года предложил Рериху оформление главной башни, повторявшей в своих формах башню Сююмбике Казанского кремля. На выбор Щусева оказал влияние театральный проект Сергея Павловича Дягилева 1911 года, для которого по эскизам Рериха был выполнен занавес «Сеча при Керженце», на его фоне исполнялся симфонический антракт из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В интерьере башни вокзала слева и справа от входа архитектор предложил разместить два живописных панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани». Оба панно Рериха ввиду приостановки работ по оформлению вокзала после революции 1917 года были переданы в АХ СССР и позднее уничтожены при расформировании музея Академии художеств. Сохранились только эскизы.

Пантелеймон-целитель

Николай Рерих. Пантелеймон-целитель. 1916. Холст, темпера.
Николай Рерих. Пантелеймон-целитель. 1916. Холст, темпера.
Финалом рериховских «сказаний в красках», его благодарным прощальным приветом Руси и родине представляется картина-притча — «Пантелеймон-целитель». Трагедийность переживаемых страной событий (войны, эпидемии, природные катаклизмы) заставляет художников обратиться к вечным ценностям, воспевая мир, гармонию, любовь. Именно эти чувства заставили Николая Рериха обратиться к образу святого Пантелеймона (в переводе с греческого — всемилостивый). Симптоматично, что героем картины становится не святой воин, а мудрый целитель.

Раннехристианский великомученик Пантелеймон из Никомидии слыл искусным врачом, лечившим по вере «от имени Христа». В православной традиции он изображается в образе юноши. У Рериха Пантелеймон — старец-отшельник, знахарь, убеленный сединами.

Под высоким весенним небом идет Пантелеймон среди холмов, покрытых мхами, усеянных цветами, в поисках полезных растений. Полотно не воспринимается безмятежным: далекой перспективе пустынных синих и зеленых холмов вторят белые караваны облаков, гонимые ветром над неподвижной землей, переливаются и светятся сине-голубые и зеленые оттенки с легкими точками лилового, желтого и сиреневого цвета. Фигура старца, склонившегося к земле, одухотворяет суровую красоту природы.

Такого целителя, человека зрелого возраста, Рерих встретил позднее на Алтае в 1926 году. Вахрамей Семенович Артамонов стал проводником художника и его семьи во время их Центрально-Азиатского путешествия. В своем дневнике художник оставил теплые слова об этом незаурядном человеке:
«Он <…> знает и руды, знает и пчелок, а главное и заветное — знает он травки и цветики. <…> И не только знает, как и где растут цветики и где затаились коренья, но он любит их и любуется ими. И до самой седой бороды, набрав целый ворох многоцветных трав, он просветляется ликом. И гладит их, и ласково приговаривает об их полезности».

Роспись храма Святого Духа в Талашкино

В 1903 и 1904 годах летом Рерих совершил большие путешествия по городам Русского Севера, изучая древнерусские архитектурные памятники, запечатлевая их в живописных этюдах. В это же время он побывал в имении княгини Марии Клавдиевны Тенишевой в Талашкино и был потрясен ее просветительской и художественной деятельностью. Вместе они разработали программу росписей небольшой церкви Святого Духа, построенной по проекту Сергея Малютина. Однако к работе художник смог приступить лишь спустя пять лет. За эти годы по его эскизам были созданы мозаики и росписи церкви Покрова Пресвятой Богородицы в имении Пархомовка Киевской губернии, храма во имя святых апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах в Санкт-Петербурге, Троицкого собора Свято-Успенской Почаевской лавры и иконостас для церкви Казанской иконы Богоматери в Перми. Когда в 1909 году начались работы в Талашкине, художник использовал опыт и идеи, которые у него накопились со времени первоначального замысла.

Эскиз росписи алтарной конхи Рерих изначально сочинил для храма в Пархомовке. Художник предпринял для этого заказа путешествие по Италии, где собирал необходимые материалы, вдохновляясь живописью раннего Ренессанса. На эскизе изображена Богоматерь, сидящая на престоле в окружении небесных сил и мандорлы, у Ее ног символы евангелистов и река, по которой плывут лодки с путниками. Этот эскиз не был принят одним из заказчиков, и художник с горечью писал второму из них:
«Скажу одно, что брат твой указывал мне сделать вещи банальнее!! Все мои доводы и ссылки на лучших, на Ан[д]желико, на Гоццоли и других попали не по адресу».
Княгиня Тенишева предложила отвергнутый эскиз скорректировать и использовать при возобновлении работ по украшению храма в Талашкине. Вокруг Богоматери здесь было написано множество фигур князей, воинов, жен, отроков по подобию православной иконографии «Всех скорбящих Радость» и «О Тебе радуется». Преизобилие сюжетных и ярких декоративных элементов придавало традиционному образу нарочитую новизну и необычность, к чему осознанно стремился художник. Рерих назвал композицию «Царица Небесная над рекой жизни» и посвятил ей поэтический текст:
«Высоко проходит небесный путь. Протекает река жизни опасная. Берегами каменистыми гибнут путники неумелые: не знающие различить, где добро, где зло. <…> Духу Святому, Господу Великому передаст Владычица моления. О малых путников вразумлении, о Божьих путей посещении, о спасении, заступлении, всепрощении. Подай, Господи, Великий Дух».
Параллельно с росписями храма в Талашкине Рерих разработал эскизы для часовни святой Анастасии Римлянки в Пскове. Среди единомышленников, друзей и коллег, искренне поддерживающих поиски Рериха в церковном искусстве, были меценаты М.К. Тенишева, В.В. Голубев, И.Г. Каменский, архитекторы В.А. Покровский и А.В. Щусев, художники и критики А.Н. Бенуа, С.В. Маковский, Д.Н. Кордовский, мозаичист В.А. Фролов. Благожелательно отзывались о росписях и мозаиках Рериха архиепископ Антоний (Храповицкий) и митрополит Флавиан (Городецкий).

Эскиз к балету И.Ф. Стравинского «Весна священная»

Эскиз к балету И.Ф. Стравинского «Весна священная». 1912. Бумага на картоне, белила, графитный карандаш, гуашь, бронзовая и сереберяная краски.
Эскиз к балету И.Ф. Стравинского «Весна священная». 1912. Бумага на картоне, белила, графитный карандаш, гуашь, бронзовая и сереберяная краски.
Николай Рерих вспоминал, что в 1909 году предложил Игорю Стравинскому сюжет для славянского балета:
«Действие происходит на вершине священного холма, перед рассветом. Начинается действие летней ночью и оканчивается перед восходом солнца, когда показываются первые лучи. Собственно, хореографическая часть заключается в ритуальных плясках. Эта вещь будет первой попыткой… дать воспроизведение старины, которая не нуждается ни в каких словах».
Стравинский немного иначе излагал рождение замысла:
«Однажды… в воображении моем… возникла картина священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность. Это стало темой “Весны священной”. Должен сказать, что это видение произвело на меня сильное впечатление, и я тотчас же рассказал о нем моему приятелю, художнику Николаю Рериху, картины которого воскрешали славянское язычество. Его это привело в восторг, и мы стали работать вместе».
Музыкальная партитура была завершена Стравинским в сентябре 1912 года, а в декабре были готовы эскизы костюмов и декораций Рериха. Хореографом стал Вацлав Нижинский. Необычная метрическая организация музыки Стравинского вызвала идею применения в хореографии популярной в то время ритмической системы.

Премьера балета «Весна священная» состоялась 29 мая 1913 года и вызвала грандиозный скандал. Публика была возмущена непонятной музыкой, «корявой хореографией» и оформлением Рериха — для одних недостаточно авангардным, для других чрезмерно лаконичным. Однако были и те, кто оценил постановку. Так, граф, дипломат и покровитель искусства Гарри Кесслер записал в своем дневнике:
«Внезапно возникло совершенно новое зрелище, нечто абсолютно доселе невиданное, захватывающее и убедительное. Новый вид первобытности в антиискусстве и искусстве одновременно: все [старые] формы разрушены, и внезапно из хаоса возникли новые».
Уверенный в художественной ценности постановки Дягилев продолжал включать «Весну священную» в репертуар «Русских сезонов» и убедил всех: в ХХ веке этот балет регулярно возникал в репертуаре мировых театров, каждый раз с оформлением Рериха. Сегодня «Весна священная» насчитывает более 60 хореографических интерпретаций самых известных балетмейстеров.

Театрально-декорационное искусство — важная и значимая составляющая творческого наследия Рериха. Художником исполнено не менее 500 театральных эскизов: декораций, костюмов, занавесов, бутафории. Эскизы предназначались для почти 40 постановок. Спектаклям в его оформлении аплодировали зрители Петербурга, Москвы, Парижа, Лондона, Чикаго, Филадельфии, Стокгольма, Милана и других городов. Среди наиболее известных спектаклей с оформлением Рериха — оперы «Снегурочка», «Князь Игорь», «Псковитянка», «Тристан и Изольда», драмы «Три волхва», «Принцесса Мален», «Пер Гюнт».

Майтрейя-Победитель

Николай Рерих. Майтрейя-Победитель. 1925. Холст, темпера.
Николай Рерих. Майтрейя-Победитель. 1925. Холст, темпера.
«…В древнем Маульбеке гигантское изображение Грядущего стоит властно при пути. Каждый путник должен пройти мимо этой скалы. Две руки к небу как зов дальних миров. Две руки вниз как благословение земле. Знаю — Майтрейя идет», 
— писал Рерих в своей книге «Алтай — Гималаи». На картине среди гор возле высеченного на скале изображения Будды молящийся монах созерцает в пламенеющих облаках неба видение скачущего всадника и его свиты. Майтрейя в переводе с санскрита означает «Тот, кто есть любовь». «Милосердный», «Непобедимый», «Владыка нареченный Состраданием», «грядущий Учитель человечества» — такие имена даны ему верующими. Майтрейя является единственным Бодхисаттвой, которого признают все направления буддизма. Майтрейя — грядущий Будда, преемник Будды Шакьямуни (Гаутамы Будды).

В произведениях Рериха середины 1920-х преобладает религиозная символика азиатского региона, что напрямую связано с опытом художника, полученным во время экспедиций, соприкосновением с людьми, исповедующими буддизм, с изучением традиций искусства Индии, Китая, Тибета, Монголии, анализом культовых предметов Азии. 8 октября 1925 года, находясь вблизи оазиса Санджу, он сделал запись в дневнике: «Задумана серия картин “Майтрейя”». Позднее, прибыв в Хотан, Рерих исполнил семь полотен. Эту серию он передал в дар советскому правительству в Москве в 1926 году.

В 1932 году Рерих публикует главу «Майтрейя» в книге «Твердыня пламенная» на русском языке и книгу «Maitreya» на английском языке. Под «явлением Майтрейи» Рерих подразумевает приход в Азию нового духовного лидера, способного объединить народы в мирном сотрудничестве. Общины единомышленников, ашрамы просветленных людей, трудящихся во благо развития всего общества, во благо науки и культуры, — утопическая мечта о светлом будущем всего человечества, о чем долгие годы грезил художник.

Гуга Чохан

Николай Рерих. Гуга Чохан. 1931. Холст, темпера.
Николай Рерих. Гуга Чохан. 1931. Холст, темпера.
В конце декабря 1928 года Николай Константинович Рерих и его семья переехали в Кулу. Они поселились на гималайских склонах в окрестностях местечка Наггар. Это была долгожданная пауза в сложном и опасном путешествии по Индии, итогом которого была собранная коллекция минералов, разнообразных артефактов из археологических раскопок и картин, скорее этюдов с натуры, которые он писал в путешествии.

Картина «Гуга Чохан» — гимн красоте Северной Индии. В работе Рерих использует всю яркость своей палитры, чтобы изобразить «место силы», которое он полюбил всей душой. Недолгое время весны в горах, когда пышно цветут яблони и миндаль, художник написал во всем его живописном великолепии. На фоне сине-лиловых гор сложные оттенки розовых, бледно-желтых и нежно-зеленых с голубыми тенями цветов являют миру драгоценную красоту обновления природы.

Растения, будто многоцветный театральный задник, образуют фон для каменной статуи всадника. По преданию, Гуга Чохан был раджпутским принцем, создавшим государство в северной части Раджастана в Х веке н. э. Древняя архаическая скульптура подчеркнуто торжественна, при этом художник старался усилить ее орнаментальность. Скульптурная группа не велика, всего 70 см, но выбранная художником точка зрения снизу позволяет ей смотреться монументально. Законы классической композиции картины требовали, чтобы скульптура была сдвинута на холсте вправо, давая простор для взгляда всадника. Рерих поступает иначе: человек и конь приближены к левой части холста, то есть при внешней статичности им придано некое ускорение, как будто вскоре продолжится мерная поступь коня по склонам.

«Боги очень удовлетворены, — писал художник. — Мы не оскорбили их, напротив, мы даже собрали их изображения около нашего дома, принеся их из старого разрушенного храма. Есть статуя Гуга Чохана верхом на коне, богиня Кали, Риши Картик и несколько изображений Нарасимха, защитника этого места». Каменный всадник и по сей день охраняет усадьбу Рерихов в Наггаре, где весной искрятся цветущие сады и ввысь устремляются деодары — гималайские кедры.

Армагеддон

Николай Рерих. Армагеддон. 1936. Холст, темпера.
Николай Рерих. Армагеддон. 1936. Холст, темпера.
В 1936 году, находясь в Азии и предчувствуя приближение Второй мировой войны, мастер пишет картину «Армагеддон», которая возникает в период нарастающей японской агрессии в Маньчжурии и на фоне приближающейся Японо-китайской войны (1937–1945). В произведении звучит тема «града обреченного», к которой художник многократно обращался прежде. Жаркие красно-буро-оранжевые, желтые и фиолетовые клубы дыма и зарева пожарища окружают город на холмах, а на переднем плане движется вереница людей. Их темные силуэты прочитываются как обугленные тени. Мужчины, женщины, дети вынуждены уходить, но они двигаются вперед и вверх в надежде на спасение и свет впереди.

Рерих развивает пророческую линию в ряде полотен, начиная с картин времени Первой мировой войны, таких как «Зарево» (1914–1915), «Короны» (1914), «Дела человеческие» (1914).

Художник писал:
«Когда Армагеддон гремит, когда столько стрел ненависти, разделения, разрушения, разложения пронзают пространство, разве тогда мы не должны беречь каждую искру дружелюбия? Когда в невежестве поносятся самые высокие понятия, разве не должны мы собрать к очагу духа все священные лампады? Когда ложь и суеверие пытаются загрязнить все самое чистое, лишь бы увеличить поле хаоса, разве не должны мы в лучших летописях искать свидетельства истинного сотрудничества?»