25 августа 2022

10 картин Валентина Серова, которые нужно знать

Валентин Серов был, безусловно, одним из лучших портретистов своего времени. Притчей во языцех стала тщательность, с которой художник работал над портретами, — Серов писал очень медленно, как будто вживаясь в своих моделей, доводя количество сеансов в некоторых случаях до ста. Впрочем, эта особенность никак не влияла на конечный результат — лучшие серовские портреты оставляют ощущение легкости, свежести, скользящего взгляда. Глазами Серова мы видим героев рубежа XIX–XX веков: светских дам, царственных особ, юных прелестниц и великих актрис.

Девочка с персиками

Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887. Холст, масло.
Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887. Холст, масло.
Вера Саввична Мамонтова — старшая дочь Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых. Портрет Веры был написан летом 1887 года в столовой абрамцевского дома Мамонтовых. Серов так отзывался о нем: «Я сам ценю и, пожалуй, даже люблю его... Все, чего я добивался, — это свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я… больше месяца и замучил ее, бедную, до смерти. Уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров. Думал о Репине, о Чистякове, о стариках — поездка в Италию очень тогда сказалась, — но больше всего думал об этой свежести». В 1888 году за этот портрет художник был удостоен первой премии на конкурсе Московского общества любителей художеств.

В будущем Вера Мамонтова стала женой Александра Дмитриевича Самарина, государственного, общественного и церковного деятеля, статского советника, камергера двора Его Императорского Величества.

Девушка, освещенная солнцем

Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я. Симонович. 1888.
Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я. Симонович. 1888.
На портрете изображена Мария Яковлевна Симонович, в замужестве Львова, — двоюродная сестра Серова. По воспоминаниям Симонович, портрет писался в липовой аллее в Домотканове в течение трех летних месяцев: «Сеансы происходили по утрам и после обеда — по целым дням. Он изучал и писал лицо в утренние часы, при одном и том же освещении, а после обеда, когда освещение менялось, подготовлял рисунок аксессуаров: руки, одежду и пейзаж. <...> Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь: он — удачным писанием, а я — важностью своего назначения. <...> В начале четвертого месяца вдруг я почувствовала нетерпение. Я знала, что он выполнил ту задачу, которую себе назначил, больше сказать… ничего не мог <...> и потому со спокойной совестью сбежала... в Петербург…»

С начала 1890-х годов Мария жила в Париже, где получила художественное образование, обучаясь у скульпторов Марка Антокольского, Жан-Антуана Энжальбера и Анри Мишеля Шапу. Ее произведения выставлялись на Салоне Национального общества изящных искусств. В Париже Симонович вышла замуж за Соломона Львова, политэмигранта, врача-психиатра. Их сын Андре Львов стал знаменитым биологом, лауреатом Нобелевской премии.

Портрет великого князя Павла Александровича

Валентин Серов. Портрет великого князя Павла Александровича. 1897. Холст, масло.
Валентин Серов. Портрет великого князя Павла Александровича. 1897. Холст, масло.
Великий князь Павел Александрович Романов — сын императора Александра II. В первом браке был женат на двоюродной племяннице, греческой принцессе Александре Георгиевне, дочери короля Греции Георга I. Его дети, Мария и Дмитрий, после смерти жены воспитывались в семье брата великого князя Сергея Александровича и его супруги великой княгини Елизаветы Фёдоровны. В 1902 году вступил в морганатический брак с Ольгой фон Пистолькорс, и только в 1915-м его жена и дети получили российский титул князей Палей. В конце января 1919 года Павел Александрович был расстрелян в Петропавловской крепости вместе с братьями великими князьями Дмитрием Константиновичем, Николаем Михайловичем и Георгием Михайловичем в ответ на убийство Розы Люксембург и Карла Либкнехта в Германии. Его сын Владимир Павлович Палей вместе с великой княгиней Елизаветой Фёдоровной был убит большевиками под Алапаевском 18 июля 1919 года.

На портрете великий князь изображен в форме лейб-гвардии Конного полка. В 1900 году за этот портрет художник получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже.

Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой

Валентин Серов. Портрет княгини З.Н. Юсуповой. 1902. Холст, масло.
Валентин Серов. Портрет княгини З.Н. Юсуповой. 1902. Холст, масло.
Зинаида Николаевна Юсупова — княгиня, дочь Николая Борисовича Юсупова, последнего представителя рода князей Юсуповых по мужской линии, и графини Татьяны Александровны Рибопьер, принадлежала к одному из богатейших аристократических семейств России. Зинаида Николаевна была замужем за графом Феликсом Феликсовичем Сумароковым-Эльстоном, которому в 1885 году высочайшим указом было пожаловано право именоваться двойным титулом — князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном. После смерти старшего сына в 1908 году княгиня делала крупные пожертвования, вела большую благотворительную деятельность, особенно во время Первой мировой войны. В 1919-м эмигрировала с семьей на линкоре «Мальборо», присланном английским королем Георгом V. Жила с мужем в Риме, где возглавила центральный комитет по помощи беженцам из России, открыла бюро по поиску работы, бесплатную столовую, мастерскую по пошиву белья и давала возможность обучиться профессии. После смерти мужа переехала в Париж к сыну.

Художник написал три портрета представителей семьи Юсуповых в Архангельском, подмосковном имении Юсуповых. Знакомство Серова с Зинаидой Николаевной описано в письме к жене от 2 июня 1896 года: «1-го июня я отправился… в Архангельское <...> Княгиня пришла, славная княгиня, ее все хвалят очень, да и правда, в ней есть что-то тонкое, хорошее».

Мика Морозов

Валентин Серов. Мика Морозов. 1901. Холст, масло.
Валентин Серов. Мика Морозов. 1901. Холст, масло.
Мика Морозов — сын предпринимателя, мецената и коллекционера Михаила Абрамовича Морозова и Маргариты Кирилловны Морозовой. Мать Мики считала, что это произведение «передает не только Мику того времени; в нем Серов схватил основную черту его натуры, его необыкновенную живость, и оттого все находили этот портрет очень похожим и на взрослого Михаила».

Впоследствии Михаил Михайлович стал советским литературоведом, театроведом, педагогом, переводчиком, исследователем творчества Шекспира. Он получил хорошее домашнее образование, а затем обучался на филологическом факультете Московского университета, в Кембриджском и Оксфордском университетах. Профессор МГУ и ГИТИСа, он выступал с лекциями на английском языке по истории английской литературы в разных московских вузах. Член совета и президиума Всероссийского театрального общества, старший научный сотрудник Института истории искусств Академии наук СССР, Михаил Морозов многие годы являлся редактором советского англоязычного журнала «News».

По воспоминаниям Самуила Маршака, «несмотря на его большой рост, мы неизменно узнавали в нем того жадно и пристально вглядывающегося в окружающий мир ребенка, “Мику Морозова”».

Портрет Марии Николаевны Ермоловой

Валентин Серов. Портрет М.Н. Ермоловой. 1905. Холст, масло.
Валентин Серов. Портрет М.Н. Ермоловой. 1905. Холст, масло.
Мария Николаевна Ермолова — драматическая актриса Малого театра. С 1876 года была замужем за известным московским присяжным поверенным, юристом и адвокатом Николаем Петровичем Шубинским. Ермолова стала первой народной артисткой Советской Республики в 1920 году, а затем даже получила звание Героя Труда. С 1935 года ее имя носит Московский драматический театр, а в 1970 году в Москве был открыт Музей-квартира М.Н. Ермоловой.

Портрет был написан к 35-летию артистической деятельности актрисы. Директор Московского литературно-художественного кружка архитектор Фёдор Осипович Шехтель, заказавший его художнику, считал это произведение памятником Ермоловой, в котором выразились «высшие духовные качества ее артистического творчества». Портрет был выполнен за 32 сеанса, которые проходили в доме артистки на Тверском бульваре, в зале с огромными зеркалами, вделанными в белые стены. «На сеансах не присутствовал никто. Изредка заходили взглянуть на ход работы дочь или муж Марии Николаевны. Она отрывалась на минутку от позы, в которой простаивала не двигаясь часами, пришедшие обменивались двумя-тремя словами с таким же немногословным, как его модель, художником...» — вспоминала Татьяна Щепкина-Куперник, свидетель создания произведения.

Портрет Генриетты Леопольдовны  Гиршман

Валентин Серов. Портрет Г. Л. Гиршман. 1907. Холст, темпера.
Валентин Серов. Портрет Г. Л. Гиршман. 1907. Холст, темпера.
Генриетта Леопольдовна Гиршман — жена известного московского коллекционера Владимира Осиповича Гиршмана. Игре на рояле училась в Дрездене и Москве, пела, занималась живописью у Осипа Браза, Александра Архипова и Константина Юона. Эмигрировала с мужем из Советской России после 1922 года. Жила в Париже, помогала в небольшом книжном магазине, владельцем которого был ее муж, в женской гимназии, в приюте для детей эмигрантов. Затем переехала в Нью-Йорк, где работала секретарем у дирижера Бостонского оркестра Кусевицкого, сотрудничала с одним из нью-йоркских музыкальных изданий.

По словам Игоря Грабаря, Валентин Серов находился под очарованием Генриетты Гиршман: «Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной».

Акварельный эскиз портрета был сделан весной 1906 года, но постоянная работа над картиной началась в ноябре и продолжалась всю зиму до весны 1907-го. «Помню, как с обычной для него иронической улыбкой, — писала Генриетта Гиршман, — он благодарил меня за долготерпение <...> и указал на сюрприз: в глубине портрета, в зеркале, он написал свой уменьшенный автопортрет!» Она считала, что произведение своей композиционной игрой с зеркалами перекликается с картиной Веласкеса «Менины». Кроме Серова, портреты Гиршман писали Александр Риццони, Константин Сомов, Константин Юон, Федор Малявин, Николай Милиоти, Леонид Пастернак и Зинаида Серебрякова.

Портрет Ивана Абрамовича  Морозова

Валентин Серов. Портрет И.А. Морозова. 1910. Картон, темпера.
Валентин Серов. Портрет И.А. Морозова. 1910. Картон, темпера.
Иван Абрамович Морозов — предприниматель, благотворитель и коллекционер. Вместе со старшим братом Михаилом с девяти лет брал уроки рисунка и живописи у Николая Мартынова, Константина Коровина и Егора Хруслова. Иван Морозов занимал должность директора-распорядителя Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий, был соучредителем промышленных предприятий и банков. Занимался благотворительностью в области здравоохранения, образования и культуры. Был казначеем Московской консерватории, финансировал Русское филармоническое общество, «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже. После переезда из Твери в Москву в 1900-м в особняке на Пречистенке начал коллекционировать картины. С 1903 года собирал новейшую французскую живопись. После Октябрьской революции коллекции Ивана Морозова и Сергея Щукина стали основой Музея нового западного искусства, в дальнейшем были распределены между Государственным Эрмитажем и Пушкинским музеем. Произведения русских художников из коллекции Ивана Морозова поступили в Третьяковскую галерею.

Валентин Серов изобразил Ивана Морозова на фоне натюрморта Анри Матисса «Фрукты и бронза», приобретенного коллекционером.

Портрет Иды Рубинштейн

Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн. 1910. Холст, темпера, уголь.
Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн. 1910. Холст, темпера, уголь.
Ида Львовна Рубинштейн — актриса, танцовщица. Участвовала в «Русских сезонах» Сергея Дягилева, исполнив роль Клеопатры в одноименном балете и роль Зобеиды в балете «Шахерезада». Впоследствии организовала собственную театральную труппу, а затем и балетную антрепризу.

Портрет был задуман в 1909 году и исполнен летом 1910-го. По свидетельству Игоря Грабаря, «Серов видел Рубинштейн в Париже в роли Клеопатры, которую она танцевала почти обнаженной, и нашел в ней столько стихийного, подлинного Востока, сколько раньше не приходилось наблюдать ни у кого. Он был до такой степени увлечен ею, что решил во что бы то ни стало писать ее портрет. Серов находил, что Ида дает не фальшивый сладкий затасканный Восток банальных опер и балетов, а сам Египет и Ассирию, каким-то чудом воскресшие в этой необычайной женщине. “Монументальность есть в каждом движении — просто оживший архаический барельеф”, — говорил он с несвойственным ему воодушевлением. Ида позировала ему обнаженной, как некогда патрицианки позировали Тициану».

В декабре 1911 года Илья Семёнович Остроухов писал коллекционеру Дмитрию Ивановичу Толстому: «…вчера из финляндского именья Серовых доставили несколько рисунков и неоконченных картин. <…> Среди же рисунков, очень немногочисленных и не первосортных (серовской мерки, конечно), объявился прелестный набросок Рубинштейн, который я немедля включил в свою папку на место уступленного Вам. (О, как я завидую музею, имеющему эту дивную поэму!)» До 1913 года упомянутый Остроуховым рисунок находился в собрании Дмитрия Ивановича Толстого.

Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой

Валентин Серов. Портрет княгини О.К. Орловой. 1911. Холст, масло.
Валентин Серов. Портрет княгини О.К. Орловой. 1911. Холст, масло.
Ольга Константиновна Орлова — жена генерал-майора князя Владимира Николаевича Орлова, начальника Военно-походной канцелярии императора Николая II, затем помощника по гражданским делам наместника Кавказа. В 1919 году с семьей сына покинула Россию, в 1920-м развелась с мужем. Жила во Франции.

Александр Бенуа в письме советскому искусствоведу Алексею Николаевичу Савинову в 1957 году сообщал, что портрет был написан в розовой передней особняка на набережной Мойки, 90. Петербургский салон Орловых отличался утонченным аристократизмом. И сама хозяйка, благодаря своеобразной наружности и смелой оригинальности нарядов, «казалась каким-то олицетворением изящности». Именно поэтому она «пользовалась большим фавором среди художников», пожелавших увидеть «ее тонкую длинную высокую фигуру» увековеченной в «особенно искусном портрете». Считалось, что «единственно достойным подобной задачи» мог быть только Серов. Портрет был выполнен в продолжение ста сеансов в начале 1911 года.