1. Малевич — не художник
Первый и самый распространенный миф: автор «Черного квадрата» вовсе не художник, а ловкий эксплуататор человеческого невежества. Для создания подобной картины талант и мастерство не нужны, ее может написать каждый.
2. Малевич — художник одной картины
С первым тезисом связано второе, более серьезное, но не менее ложное суждение: Малевич — художник одной картины («Черного квадрата»); вариант — одного течения в беспредметном искусстве (супрематизма). В такой интерпретации Малевич предстает исключительно художником-изобретателем, экспериментатором, творцом новых форм, но не живописцем, его фигуративные (ранние и поздние) работы не признаются эстетически ценными.
Эта точка зрения возникла еще при жизни Малевича. Отчасти он сам был повинен в ее появлении: в первых декларациях, отвергая все мировое искусство, противопоставляя изображению реальности свободную жизнь красок и форм, он как будто отрицал и собственное творчество до супрематизма, а в 1919 году вообще отказался от писания картин и занялся сочинением философских трактатов. Но спустя годы любовь к живописи взяла верх. Преодолев прежние установки, Малевич неожиданно создал большой корпус небывалых по живописной энергии постсупрематических полотен. Показанные на выставке в 1929–1930 годы, они затем на долгие годы стали недоступны зрителям. Сегодня любой желающий может убедиться, насколько несправедливо видеть в Малевиче только автора «Квадрата» и создателя одной из версий геометрической абстракции.
Интересно, что рассматриваемая точка зрения долгое время преобладала и на Западе, но по другой причине. На протяжении всего ХХ столетия здесь существовало представление о линейном развитии новейшего искусства — в сторону все большей абстракции и все большего удаления от мимесиса. Поздняя живопись Малевича противоречила этой парадигме, а потому считалась движением вспять. В настоящее время оценки теряют былую жесткость и творчество мастера постепенно осмысляется как особое и целостное художественное явление.
Эта точка зрения возникла еще при жизни Малевича. Отчасти он сам был повинен в ее появлении: в первых декларациях, отвергая все мировое искусство, противопоставляя изображению реальности свободную жизнь красок и форм, он как будто отрицал и собственное творчество до супрематизма, а в 1919 году вообще отказался от писания картин и занялся сочинением философских трактатов. Но спустя годы любовь к живописи взяла верх. Преодолев прежние установки, Малевич неожиданно создал большой корпус небывалых по живописной энергии постсупрематических полотен. Показанные на выставке в 1929–1930 годы, они затем на долгие годы стали недоступны зрителям. Сегодня любой желающий может убедиться, насколько несправедливо видеть в Малевиче только автора «Квадрата» и создателя одной из версий геометрической абстракции.
Интересно, что рассматриваемая точка зрения долгое время преобладала и на Западе, но по другой причине. На протяжении всего ХХ столетия здесь существовало представление о линейном развитии новейшего искусства — в сторону все большей абстракции и все большего удаления от мимесиса. Поздняя живопись Малевича противоречила этой парадигме, а потому считалась движением вспять. В настоящее время оценки теряют былую жесткость и творчество мастера постепенно осмысляется как особое и целостное художественное явление.
3. Малевич — диктатор
Не менее популярные мифы сложились вокруг личности художника. Самый известный гласит: Малевич был диктатором, его человеческие качества, как и его искусство (супрематизм), содержат зародыши тоталитарного мышления.
Отчасти ответ на это утверждение содержится в воспоминаниях современников. Малевич был разным: на разных этапах жизни, с разными людьми он вел себя неодинаково, не только реагировал на складывающиеся обстоятельства, но и внутренне менялся. Отстаивая свои идеи, держался уверенно, был требовательным, судил безапелляционно, воспринимался как вождь. В периоды поисков и сомнений удивлял мягкостью, терпимостью, широтой взглядов.
Отчасти ответ на это утверждение содержится в воспоминаниях современников. Малевич был разным: на разных этапах жизни, с разными людьми он вел себя неодинаково, не только реагировал на складывающиеся обстоятельства, но и внутренне менялся. Отстаивая свои идеи, держался уверенно, был требовательным, судил безапелляционно, воспринимался как вождь. В периоды поисков и сомнений удивлял мягкостью, терпимостью, широтой взглядов.
Совпадали ли эти перемены с этапами творчества? Видимо, да. Уточним вопрос: случайно ли в годы утверждения супрематизма и организации «партии» Уновис Малевич проявлял себя как авторитарный лидер, а в его характере побеждали «мессианский дух, категоричность, максимализм»1? И с этим придется согласиться. Да, он верил в свое открытие и хотел внушить эту веру другим. Пример «партийной дисциплины» у большевиков показался ему привлекательным — Малевич тоже захотел создать коллектив, ведомый сильным, знающим цель вожаком. Но это настроение быстро прошло, ученики выбирали свои пути, хотя и продолжали прислушиваться к мнению мэтра. И здесь возникает самый важный вопрос: какую роль играл в этой истории супрематизм?
Обычно в качестве доказательства приводят название, которое Малевич дал своему детищу. В одном из писем, подыскивая название, он прямо говорит: «Мне думается, что Супрематизм наиболее подходяще, так как означ<ает> господство»2. Но смысл художественного явления никогда не исчерпывается его именем; не бывало в истории искусства и господствующих течений — даже классицизм, периодически возрождавшийся на протяжении многих веков, не может считаться таковым. Вообще сопоставление художественных течений и стилей с идейными движениями срабатывает далеко не всегда. Если же говорить о ХХ веке, то стоит вспомнить, что, к примеру, соцреализм мог воплощаться в неоклассических, натуралистических и псевдоимпрессионистических формах. Но, заметим, не в супрематических!
_______________
1Сарабьянов Д.В. К.С. Малевич и искусство первой трети ХХ века // Казимир Малевич (1878–1935). Каталог выставки. Ленинград — Москва — Амстердам. 1988–1989. С. 71.
2К.С. Малевич — М.В. Матюшину [24.09. 1915, Москва] // Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания современников. Критика. Авт.-сост. И.А. Вакар, Т.Н. Михиенко. М.: RA, 2004. Т. 1. С. 69.
4-5. Супрематизм — проявление кризисного буржуазного сознания или предвестие великой русской революции
Продолжая эту тему, обратимся к двум когда-то широко известным, а сегодня почти забытым и, что интересно, взаимоисключающим мифологемам. О них следует вспомнить потому, что, сменив одна другую, они более полувека господствовали в суждениях о новом искусстве. Напомню: согласно марксистской теории, искусство должно выражать интересы какого-либо класса или общественного слоя. Малевичевский супрематизм, как и весь модернизм/авангард, в 1930–1960-е годы рассматривался как проявление кризисного буржуазного сознания; в 1970–1980-е — как предвестие великой русской революции (Малевич и сам был не прочь блеснуть этим демагогическим доводом). Причем и то, и другое утверждение выглядело убедительным и логичным. Однако в действительности ни одно из них адекватно не характеризует ни Малевича, ни супрематизм.
В реальной жизни Малевич не был похож на успешных представителей буржуазной культуры, не разделял типичных для буржуа ценностей и образа мысли, сочувствовал революционному движению, хотя и не стал большевиком. Пропагандируя супрематизм как революционное искусство, он настаивал на одном общем признаке: и политическая революция, и художественный авангард несли новое, обновляли жизнь и сознание людей. Но прямой связи между ними все же не было. В самих супрематических формах нет ничего, что позволяло бы интерпретировать его в политическом смысле, — одного красного цвета для этого недостаточно. К тому же супрематизм скорее элитарен, чем демократичен. Осознав это, художник отложил его распространение и пропаганду до лучших времен. Сегодня мы можем наконец посмотреть на создание Малевича непредвзято, не привязывая его к идеологиям и тенденциям, с которыми он имеет мало общего.
В реальной жизни Малевич не был похож на успешных представителей буржуазной культуры, не разделял типичных для буржуа ценностей и образа мысли, сочувствовал революционному движению, хотя и не стал большевиком. Пропагандируя супрематизм как революционное искусство, он настаивал на одном общем признаке: и политическая революция, и художественный авангард несли новое, обновляли жизнь и сознание людей. Но прямой связи между ними все же не было. В самих супрематических формах нет ничего, что позволяло бы интерпретировать его в политическом смысле, — одного красного цвета для этого недостаточно. К тому же супрематизм скорее элитарен, чем демократичен. Осознав это, художник отложил его распространение и пропаганду до лучших времен. Сегодня мы можем наконец посмотреть на создание Малевича непредвзято, не привязывая его к идеологиям и тенденциям, с которыми он имеет мало общего.
6. Подражательный характер искусства Малевича
К устаревшим можно отнести и суждение о подражательном характере искусства Малевича. Его особенно ярко выразил в свое время критик А.М. Эфрос: «…никакого “художника Малевича” нет вообще, есть насколько лиц, носящих имя и фамилию “Казимир Малевич”»3. Полистилизм, смена принципиальных творческих установок, объясняется, по Эфросу, несамостоятельностью, зависимостью от художественной моды, подчинением авторитетам.
_____________
3Эфрос А.М. К. Малевич (Ретроспективная выставка). Цит. по: Малевич о себе. Т. 2. С. 527.
Взгляд критика генетически связан с эстетикой «Мира искусства». Для людей этого круга цельность художника выражается в приверженности своим идеалам, сложившимся пристрастиям и вкусам — ему нужно только искренне выражать себя. Для Малевича и других авангардистов такой образ мысли неприемлем. Для них главное — постоянный поиск, движение к новому, отказ от уже найденного. Самоповторение, эксплуатация творческих находок, необходимые для коммерческой успешности, ведут к застою и омертвению. Малевич противопоставляет этому высшую цель: «В искусстве нужна истина, но не искренность».
Сегодня нет надобности выбирать между этими позициями — в каждой есть своя правота. Но судить художника следует только «по законам, им самим над собой признанным» (А.С. Пушкин).
Сегодня нет надобности выбирать между этими позициями — в каждой есть своя правота. Но судить художника следует только «по законам, им самим над собой признанным» (А.С. Пушкин).
7-8. Малевич нигде не учился / Малевич был высокообразованным человеком
Среди «биографических мифов» распространен один, имеющий две взаимоисключающие версии. Первая: Малевич нигде не учился, как художник и философ был автодидактом. Вторая: он был высокообразованным человеком, получил прекрасную подготовку по специальности, изучал труды философов, а если не упоминал их имен и не давал ссылок на источники, то делал это сознательно в силу крайнего тщеславия и амбициозности.
Истина, как всегда, лежит посередине.
Сам Малевич по-разному высказывался на тему своего образования — в зависимости от ситуации легенда менялась. В письмах философу М.О. Гершензону, которого глубоко уважал, художник признавал себя «папуасом», что не мешало ему настаивать на правоте своих суждений. В анкете 1918 года в графе «Образовательный ценз» он указал: «Самообразование по вопросам искусства»4. Но в конце жизни, стремясь выглядеть респектабельно в глазах современников и потомков, Малевич сочинил следующий эпизод: «В 1904 году по конкурсу выдержал экзамен в Московское художественное училище, в котором нашел отрицательные стороны, мешающие художественному развитию»5. Здесь правдива только дата «1904»: он поступал в МУЖВЗ в 1904, 1905, 1906 и 1907 годах, но так и не смог сдать вступительный экзамен. Авторскую мистификацию удалось разоблачить только через 60 лет.
________________
4Вакар И.А. Годы учения Казимира Малевича в Москве. Факты и вымысел // Малевич — художник и теоретик. М.: «Советский художник», 1990. С. 28.
5Там же.
9. Малевич — теософ
Следующее суждение принадлежит к разряду научных гипотез, но, высказанное в категоричной форме, приобрело черты своеобразной мифологемы. Сравнительно недавно профессором В.С. Турчиным была выдвинута концепция, по-новому объясняющая Малевича и его супрематизм: Малевич — теософ, и его беспредметные полотна могут быть расшифрованы как теософские (эзотерические) символы и знаки6. Эта концепция имеет под собой серьезные основания. В пору увлечения кубизмом Малевич тесно общался с Михаилом Матюшиным, который был погружен в теософское учение и лично был знаком с П.Д. Успенским, автором известных в художественных кругах книг «Tertium organum» и «Четвертое измерение». Малевич разделял интересы друга. В письмах Матюшину он не раз упоминает «нашу милую идею», намекает на соединяющее их тайное знание. Однако представление о том, что все работы Малевича «являются иллюстрациями к определенным масонско-теософским идеям»7, невольно вызывает протест — оно противоречит всей направленности исканий художника. Изучив теософскую доктрину, Малевич идет дальше. В своем рассмотрении кубизма он противопоставляет матюшинской — теософской — трактовке этого явления формальный анализ, а создав «Черный квадрат», осознает его как нечто принципиально новое, как прорыв к новым смыслам. Малевич не только не стремился иллюстрировать какие-либо положения из сферы отвлеченной мысли, но, напротив, хотел сделать решительный шаг, позволяющий искусству стать самоценным, бросить «чемоданы мудрости», освободиться от налипших на него посторонних значений.
___________________
6См. об этом: Турчин В.С. Образ двадцатого… М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 201–240.
7Турчин В.С. «Другое искусство» при свете теософии // Символизм в авангарде. М.: «Наука», 2003. С. 413.
Тем не менее влияние теософии на искусство авангарда и, в частности, на возникновение супрематизма — проблема, заслуживающая внимания и представляющая исследовательский интерес.
10. Произведения Малевича не подлежат качественной оценке
Если миф № 1 отрицает в Малевиче художника, то его оборотной стороной является представление о том, что произведения мастера вообще не подлежат качественной оценке. Как все великие художники, он творил всегда безупречно и на века.
Разумеется, это не так. У любого творческого человека, даже гениального, бывают периоды большей и меньшей активности, программные и проходные работы, открытия и то, что им предшествовало. Считать шедевром все, что вышло из-под кисти или пера большого художника, наивно. Тем более если он постоянно находился в поиске, пробовал, экспериментировал. В ранних работах Малевича, например, можно видеть и тонкое живописное чувство, и оригинальность выдумки, и несовершенство техники. Но и работы зрелых лет различаются по выразительности, силе воздействия, «найденности» решения, причем это относится как к фигуративным, так и к супрематическим картинам — между стилем и художественным качеством вообще нет корреляции. Что же в таком случае отличает шедевр от рядового произведения?