Купальщицы
Алексей Моргунов. Купальщицы. Начало 1910-х. Бумага, акварель.
Государственная Третьяковская галерея
Небольшая акварель «Купальщицы» поступила в Третьяковскую галерею в составе коллекции искусствоведа Алексея Алексеевича Сидорова, одного из самых значительных собирателей русской графики.
Здесь Моргунов изобретательно цитирует поздние композиции Сезанна, но ставит сверхраннюю дату — 1905 год. В то время он еще оставался верным адептом своего великого отца — Алексея Саврасова. Все уцелевшие живописные и акварельные композиции молодого Моргунова — лирические пейзажи. Перелом наступил только после заграничного вояжа в 1909 году, когда, сопровождая мецената Александра Карзинкина, художник побывал в Австрии, Германии, Италии и, наконец, во Франции. О своем ошеломлении от нового искусства Европы он сам рассказал в мемуарах.
В Россию Моргунов вернулся убежденным сторонником новейших течений европейского искусства. Поэтому акварель должна датироваться 1909–1911 годами. И это убедительное свидетельство новаций, характеризующих новое русское искусство. На обороте акварели уцелел еще один, по-модернистски язвительный рисунок, изображающий обнаженную женщину с литаврами в руках.
Здесь Моргунов изобретательно цитирует поздние композиции Сезанна, но ставит сверхраннюю дату — 1905 год. В то время он еще оставался верным адептом своего великого отца — Алексея Саврасова. Все уцелевшие живописные и акварельные композиции молодого Моргунова — лирические пейзажи. Перелом наступил только после заграничного вояжа в 1909 году, когда, сопровождая мецената Александра Карзинкина, художник побывал в Австрии, Германии, Италии и, наконец, во Франции. О своем ошеломлении от нового искусства Европы он сам рассказал в мемуарах.
В Россию Моргунов вернулся убежденным сторонником новейших течений европейского искусства. Поэтому акварель должна датироваться 1909–1911 годами. И это убедительное свидетельство новаций, характеризующих новое русское искусство. На обороте акварели уцелел еще один, по-модернистски язвительный рисунок, изображающий обнаженную женщину с литаврами в руках.
Марка объединения «Бубновый валет»
Знаменитая марка (знак, эмблема) общества «Бубновый валет» — яркий пример оформительского искусства Моргунова. Художник Аристарх Лентулов, один из организаторов первой экспозиции «Бубнового валета», вспоминал о создании вывески, на которой впервые появился этот знак: «Моргунов сделал в середине холста циркулем круг, который в центре слегка сдвинул, и в каждой из половин нарисовал бубнового валета — одного вверх головой, а другого вниз, как это есть на картах. Поле было покрыто оранжевым цветом, и чернильными буквами написано: “Выставка картин «Бубновый валет»”. Идущему по улице и читающему эту вывеску вполне могло показаться, что здесь не только картины, но и что-нибудь вроде игорного дома»1.
__________
1Лентулов А.В. Воспоминания. СПб., 2014. С. 45.
Впрочем, на обложке каталога и на пригласительном билете этой выставки был помещен другой рисунок работы неизвестного автора (с колосьями). Марка Моргунова впервые появилась на каталоге общества лишь в 1912 году, а затем многократно тиражировалась.
Под розовой тенью
Алексей Моргунов. Под розовой тенью. 1911 (1910?). Холст, масло.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Один из ранних шедевров Моргунова — обобщенная, смелая, по-фовистски энергичная композиция, полная убедительных деталей, явно подсмотренных в реальности. Действительно, в дорожных альбомах молодого Моргунова, связанных с его путешествием по странам Европы в 1909 году (хранятся в Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого), мы встречаем и тему картины (горожане, отдыхающие в тени деревьев), и отдельные мотивы полотна — например, зарисовки скамеек, летних зонтиков.
Картина, несомненно, является воспоминанием о путешествии автора по Франции, но «учитывает» и его австрийские и германские впечатления. Вероятно, что именно эта работа была впервые показана на выставке «Бубновый валет» (1910–1911) под названием Après midi. Поэтому холст правильнее датировать 1910 годом.
Картина, несомненно, является воспоминанием о путешествии автора по Франции, но «учитывает» и его австрийские и германские впечатления. Вероятно, что именно эта работа была впервые показана на выставке «Бубновый валет» (1910–1911) под названием Après midi. Поэтому холст правильнее датировать 1910 годом.
Автопортрет
Алексей Моргунов. Автопортрет. 1914. Бумага, черный карандаш, акварель.
Государственная Третьяковская галерея
Исполненный по-кубистски, «Автопортрет» — свидетельство одного из самых ярких экспериментов, связанных с освоением русскими художниками-новаторами 1910-х годов передового искусства Европы. Принципы европейского модернизма использованы автором творчески. Кубизм для него — возможность минимальными средствами достичь максимума пространственно-временных обобщений.
В эти годы Моргунов был особенно близок с Казимиром Малевичем, который высоко ценил талант своего друга.
К сожалению, в старых книгах учета Третьяковской галереи не указано, откуда именно поступила эта работа, но все произведения «вокруг» «Автопортрета» происходят из московского Музея живописной культуры.
В эти годы Моргунов был особенно близок с Казимиром Малевичем, который высоко ценил талант своего друга.
К сожалению, в старых книгах учета Третьяковской галереи не указано, откуда именно поступила эта работа, но все произведения «вокруг» «Автопортрета» происходят из московского Музея живописной культуры.
Алексей Моргунов и Казимир Малевич («Футуристы на Кузнецком»)
Алексей Моргунов и Казимир Малевич («Футуристы на Кузнецком»). 1914. Вырезка из газеты.
Российский государственный архив литературы и искусства
Перед нами газетная фотография одной из самых «резонансных» акций раннего русского авангарда: вместе с Казимиром Малевичем Алексей Моргунов вышел на прогулку по Кузнецкому Мосту. У обоих — деревянные ложки в петлицах пальто. Так художники собирались эпатировать столичную публику.
Иван Клюн, отказавшийся от демонстративной прогулки, но сфотографировавшийся с «лошкарями» сразу после их акции в одном из арбатских ателье, вспоминал: «Они выбрали день и час, когда на Кузнецком гуляет больше всего народу; предварительно позвонили по телефону в редакции некоторых газет. Когда они проходили, народ с удивлением глядел на них. На перекрестках стояли репортеры от газет и щелкали фотоаппаратами».
Друзей-футуристов снимали 1 марта 1914 года. На следующий день фотография была опубликована в газете «Раннее утро». Хранящуюся ныне в РГАЛИ вырезку из газеты сделал для своего архива знаменитый искусствовед и коллекционер Николай Харджиев.
Иван Клюн, отказавшийся от демонстративной прогулки, но сфотографировавшийся с «лошкарями» сразу после их акции в одном из арбатских ателье, вспоминал: «Они выбрали день и час, когда на Кузнецком гуляет больше всего народу; предварительно позвонили по телефону в редакции некоторых газет. Когда они проходили, народ с удивлением глядел на них. На перекрестках стояли репортеры от газет и щелкали фотоаппаратами».
Друзей-футуристов снимали 1 марта 1914 года. На следующий день фотография была опубликована в газете «Раннее утро». Хранящуюся ныне в РГАЛИ вырезку из газеты сделал для своего архива знаменитый искусствовед и коллекционер Николай Харджиев.
Композиция
Алексей Моргунов. Композиция. 1915–1916. Холст, масло.
Слободской музейно-выставочный центр
В 1919 году, в период раннесоветской «футуристической революции», это произведение было отобрано в Московском центральном музейном бюро для музея в городе Слободском (Пермской губернии) молодым миссионером авангарда, художником Сергеем Лупповым.
Двусторонняя картина сильно пострадала от времени. Вероятно, она долго хранилась без подрамника. Многочисленные трещины и утраты красочного слоя мешали восприятию. Проблемы удалось скорректировать лишь в 2022 году. Реставрация была проведена на средства, собранные в рамках краудфандинговой кампании Музея русского импрессионизма, Энциклопедии русского авангарда и Ельцин-центра на платформе Planeta.ru.
Ирина Анатольевна Вакар, инициатор первой экспозиции Моргунова в Третьяковской галерее, считает, что обе работы (на оборотной и лицевой сторонах) связаны с подготовкой к Первой футуристической выставке картин «Трамвай В». В центре оборота видна буква «В», слева вверху — изображение ложки, которая была эмблемой художников-«февралистов» (группы, собранной в это время Казимиром Малевичем). По мнению Вакар, композиция на лицевой стороне, которую автор закончил в начале 1915 года, была показана на выставке «Трамвай В» под названием «Гимназист».
Авторская дата «1915–16» поставлена после выставки (возможно, в 1919 году).
Двусторонняя картина сильно пострадала от времени. Вероятно, она долго хранилась без подрамника. Многочисленные трещины и утраты красочного слоя мешали восприятию. Проблемы удалось скорректировать лишь в 2022 году. Реставрация была проведена на средства, собранные в рамках краудфандинговой кампании Музея русского импрессионизма, Энциклопедии русского авангарда и Ельцин-центра на платформе Planeta.ru.
Ирина Анатольевна Вакар, инициатор первой экспозиции Моргунова в Третьяковской галерее, считает, что обе работы (на оборотной и лицевой сторонах) связаны с подготовкой к Первой футуристической выставке картин «Трамвай В». В центре оборота видна буква «В», слева вверху — изображение ложки, которая была эмблемой художников-«февралистов» (группы, собранной в это время Казимиром Малевичем). По мнению Вакар, композиция на лицевой стороне, которую автор закончил в начале 1915 года, была показана на выставке «Трамвай В» под названием «Гимназист».
Авторская дата «1915–16» поставлена после выставки (возможно, в 1919 году).
Интернационал искусства
Алексей Моргунов. Интернационал искусства. 1919. Эскиз обложки сборника «Интернационал искусства». Бумага, акварель, графитный карандаш.
РГАЛИ
Произведений Моргунова, относящихся к началу 1920-х годов, уцелело крайне мало. А ведь это время стало одним из пиков творческой биографии художника! Лишь недавно специалисты узнали, что именно Моргунов был одним из главных организаторов системы Государственных свободных художественных мастерских — авангардистских учебных и творческих центров агитации за «Новое искусство», первым руководителем (уполномоченным) 1-х ГСХМ, бывшего Строгановского училища (параллельно живописец Илья Машков организовывал 2-е ГСХМ, прежнее Училище живописи, ваяния и зодчества).
Тем ценнее замечательный рисунок 1919 года, задуманный как эскиз обложки нереализованного журнала «Интернационал искусства», органа Международного бюро при Отделе ИЗО Наркомпроса. Пропаганда искусства победившей революции и установление творческих связей с художниками-новаторами из других стран стало центральной темой журнала. Известны три варианта обложки. Наряду с Моргуновым их исполнили его друзья — Казимир Малевич и Софья Дымшиц-Толстая.
Тем ценнее замечательный рисунок 1919 года, задуманный как эскиз обложки нереализованного журнала «Интернационал искусства», органа Международного бюро при Отделе ИЗО Наркомпроса. Пропаганда искусства победившей революции и установление творческих связей с художниками-новаторами из других стран стало центральной темой журнала. Известны три варианта обложки. Наряду с Моргуновым их исполнили его друзья — Казимир Малевич и Софья Дымшиц-Толстая.
Окно
Алексей Моргунов. Окно. 1924–1925. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Неброская, очень характерная для Моргунова картина (объединение пейзажа и натюрморта) изображает комнату в Полуэктовом (ныне Сеченовском) переулке, дом 6, квартира 3 — последний московский адрес художника. В этом убеждают повторяющиеся из картины в картину предметы быта, приметные (в цветочек) обои на стенах, узнаваемое дерево и многоэтажные дома за окном.
В 2023 году в Третьяковской галерее была проведена реставрация, подтвердившая, что на том же холсте до записи существовал еще один пейзаж — с деревом, напоминающий тему нескольких уцелевших акварелей Моргунова (хранится в РГАЛИ).
Новую тему мастер организует буквально несколькими ударами кисти. Сталкивая большие плоскости желтого и синего, акцентируя красный, он умело достигает эффектов освещенности. Холст доказывает, что автор внимательно изучал французскую посткубистскую живопись, особенно работы Жоржа Брака.
В 2023 году в Третьяковской галерее была проведена реставрация, подтвердившая, что на том же холсте до записи существовал еще один пейзаж — с деревом, напоминающий тему нескольких уцелевших акварелей Моргунова (хранится в РГАЛИ).
Новую тему мастер организует буквально несколькими ударами кисти. Сталкивая большие плоскости желтого и синего, акцентируя красный, он умело достигает эффектов освещенности. Холст доказывает, что автор внимательно изучал французскую посткубистскую живопись, особенно работы Жоржа Брака.
Демонстрация
Алексей Моргунов. Демонстрация. 1920-е (1929?). Холст, масло.
Таганрогский художественный музей
Центральный холст Моргунова, исполненный в манере экспрессионизма, — свидетельство «вселенской отзывчивости» русского художника.
В процессе подготовки каталога-монографии «Алексей Моргунов. Среди первых» в отделе учета Третьяковской галереи была обнаружена картотека с данными о пяти картинах этого автора, переданных в 1951 году в Загорский художественный архив. Их история прослеживается затем в различных собраниях.
На одной из учетных карточек указано: «Моргунов А.А. Демонстрация протеста (у китайского посольства 1929 г). Х. м. Списано п/а 125 от 28. VIII/51 г.». Демонстрации против захвата китайскими войсками Китайско-Восточной железной дороги прошли в 1929 году в столице и других городах. Официальный лозунг протестующих — «Руки прочь от СССР!» — различим на красном полотнище в глубине картины. Холст впервые экспонировался на 2-й выставке ОМХ в 1929 году.
В процессе подготовки каталога-монографии «Алексей Моргунов. Среди первых» в отделе учета Третьяковской галереи была обнаружена картотека с данными о пяти картинах этого автора, переданных в 1951 году в Загорский художественный архив. Их история прослеживается затем в различных собраниях.
На одной из учетных карточек указано: «Моргунов А.А. Демонстрация протеста (у китайского посольства 1929 г). Х. м. Списано п/а 125 от 28. VIII/51 г.». Демонстрации против захвата китайскими войсками Китайско-Восточной железной дороги прошли в 1929 году в столице и других городах. Официальный лозунг протестующих — «Руки прочь от СССР!» — различим на красном полотнище в глубине картины. Холст впервые экспонировался на 2-й выставке ОМХ в 1929 году.
Москва Триумфальная площадь
Алексей Моргунов. Москва Триумфальная площадь. 1931. Холст, темпера.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого
Одна из нескольких картин Моргунова, посвященных Москве начала 1930-х годов, подтверждает, что и в поздние годы художник убежденно продолжал свои технические эксперименты. Он писал по холсту темперой, используя буквально несколько красок. Его подчеркнуто условная манера по-прежнему ориентирована на живопись послевоенной Европы.
Неавторская надпись на обороте холста стала причиной ошибки в названии картины: Моргунов изобразил не Театральную, а Триумфальную площадь в Москве. Об этом свидетельствуют и многочисленные фотографии, и даже открытки с видами столицы 1920–1930-х годов. Ошибка была закреплена в статьях о Моргунове начиная с 1970-х годов.
Холст, изображающий Театральную площадь, в творчестве Моргунова тоже есть. Он написан в 1932–1933 годах и хранится ныне в Казахстане, в Музее искусств им. А. Кастеева (Алма-Ата).
Неавторская надпись на обороте холста стала причиной ошибки в названии картины: Моргунов изобразил не Театральную, а Триумфальную площадь в Москве. Об этом свидетельствуют и многочисленные фотографии, и даже открытки с видами столицы 1920–1930-х годов. Ошибка была закреплена в статьях о Моргунове начиная с 1970-х годов.
Холст, изображающий Театральную площадь, в творчестве Моргунова тоже есть. Он написан в 1932–1933 годах и хранится ныне в Казахстане, в Музее искусств им. А. Кастеева (Алма-Ата).