11 апреля 2025

10 произведений о космосе, которые важно знать

Тайны Вселенной волновали художников во все времена. Как изобразить космические миры? Как выглядят инопланетяне? Есть ли жизнь на Марсе? Особое внимание к космической теме в искусстве возникло в начале ХХ века с появлением новых научных и философских теорий в работах Константина Циолковского, Владимира Вернадского, Николая Федорова и других ученых. Новый виток научно-технического прогресса и полет первого человека в космос дали импульс к следующей волне интереса к этой теме. О том, как художники осмысливали тему космоса, читайте в нашем материале.

Константин Юон Новая планета

Константин Юон. Новая планета. 1921. Картон, темпера.
Константин Юон. Новая планета. 1921. Картон, темпера.
Картина Константина Юона была создана в переломный момент истории России. Только отгремела Октябрьская революция, жизнь менялась на глазах — рухнул старый мир, а новый рождался в муках. В картине Юона изображена сцена появления неизвестной планеты, при этом одни люди встречают новую жизнь явно с восторгом, другие — с ужасом. Как на картине фигуры людей выглядят крошечными по сравнению с восходящей красной планетой, так и в жизни человечество столкнулось с событием планетарного масштаба, для кого-то ставшего счастьем, для кого-то — личным апокалипсисом и вселенской катастрофой. Человек — игрушка в руках высших сил, песчинка во Вселенной — эта идея в символической форме выражена на полотне Юона.

Интересно, что художник изначально делал эскиз для занавеса Большого театра. Юон активно работал в сфере театральной сценографии, однако эта его работа осталась в форме картины. Ученик импрессионистов Абрама Архипова и Николая Касаткина, некоторое время учившийся у Валентина Серова, Юон был одним из организаторов Союза русских художников и ко времени создания картины считался уже признанным мастером. Художественный стиль Юона сложился под влиянием новейших течений начала ХХ века — в картине сосуществуют черты экспрессионизма и символизма. «Новая планета» была не единственной работой художника на космическую тему. Еще в 1910-е годы он создал альбом «Сотворение мира», а в 1920-е годы тема продолжилась в работах «Симфония жизни» и «Люди будущего», последняя была вдохновлена книгой Константина Циолковского «Вне Земли» (1916).

Иван Кудряшов Конструкция прямолинейного движения

Иван Кудряшов. Конструкция прямолинейного движения. 1925. Холст, масло.
Иван Кудряшов. Конструкция прямолинейного движения. 1925. Холст, масло.
Иван Кудряшов — художник-авангардист, ученик Казимира Малевича и один из ведущих представителей космизма в живописи. В 1920-е годы Кудряшов создал серию абстракций, названных им «представлениями космического плана». В большой цикл представлений вошло несколько вариантов космической темы, вершиной которой стала «Конструкция прямолинейного движения» 1925 года.

В своих беспредметных картинах художник пытался выразить безграничность космического мира. Светящиеся формы устремляются вверх по диагонали, усиливая динамическое развитие движения. Эффект космического свечения Кудряшов создавал при помощи лессировок, накладывая многочисленные тонкие слои краски один на другой. Космос Кудряшова совершенный, поражающий идеальными линиями и формами, и это неудивительно, ведь сам художник видел в космизме один из путей развития супрематизма, с которого начинался его творческий путь. В 1930-е годы он обращается к фигуративному искусству, вернувшись к космической теме только в 1960-е годы и создав удивительно современные варианты абстракции, близкой живописи Марка Ротко.

Александр Лабас Полет на Луну

Александр Лабас. Полет на Луну. 1935. Картон, акварель, темпера.
Александр Лабас. Полет на Луну. 1935. Картон, акварель, темпера.
В картинах Александра Лабаса «все бегут, летят и скачут» прямо по завету Даниила Хармса. Художники русского авангарда были одержимы темой полета, мечтали «уничтожить кольцо горизонта» и вглядывались в тайны Вселенной. И на полотнах Лабаса, созданных в 1920–1930-е годы, летят аэропланы, дирижабли, мчатся поезда, и даже эскалатор метро выглядит скорее как лестница в небо. Но в какой-то момент художник вовсе оторвался от Земли, начав изображать летающие тарелки, фантастические города и жизнь на других планетах. Вдохновляясь рассказами Константина Циолковского, который описывает землян, переселившихся на другие планеты, а также инопланетных жителей с изумрудными крыльями, Лабас создает свое видение будущего.

На картине «Полет на Луну» можно увидеть и межпланетный дирижабль, устремившийся от Земли к Луне, и летающие тарелки, бороздящие космические пространства. При этом космические картины Лабаса напрочь лишены идеальной холодности, с которой обычно художники изображают Вселенную. Космос Лабаса — человеческий и теплый, не зря искусствовед Александр Каменский писал, что «Лабас из числа мастеров, которые всю свою жизнь положили на то, чтобы найти родственный союз между новой материально-технической средой и “старыми” человеческими чувствами — расставания, встречи, волнения дороги, но это уже окрашивается по-другому светом и цветом».

Наталия Гончарова Абстрактная композиция. Дуга

Наталия Гончарова. Абстрактная композиция. Дуга. 1958. Холст, масло.
Наталия Гончарова. Абстрактная композиция. Дуга. 1958. Холст, масло.
На первый взгляд космос — тема не совсем близкая для «амазонки авангарда» Наталии Гончаровой. И все же невозможно не почувствовать космическую интонацию, которая звучит еще в ее ранней живописи — есть что-то неуловимо космическое и в ее крестьянах, и в диковинных зверях и цветах, но более всего — в апокалиптических видениях, созданных в графике 1910-х годов. А абстрактная картина «Пустота» (1913), сильно выпадающая из раннего творчества, уже совершенно точно о космическом, непознаваемом, неземном.

В конце 1950-х годов Наталия Гончарова создает целую серию картин, посвященных космосу, ставшей, как пишет специалист по русскому авангарду Ирина Вакар, «одной из самых больших загадок ее творчества». Можно предположить, что на создание космических работ Гончарову мог вдохновить запуск искусственного спутника в СССР. С другой стороны, толчком к появлению абстрактных полотен мог стать и новый виток развития абстракционизма в 1950-е годы, и возникновение интереса к беспредметным опытам русских авангардистов. И абстрактное начало, которое подспудно жило в творчестве Гончаровой, наконец вырвалось наружу в космической теме.

Герман Черемушкин Встреча космонавтов. Из серии «Москва»

Герман Черемушкин. Встреча космонавтов. Из серии «Москва». Бумага. Гравюра на гипсе. 1963.
Герман Черемушкин. Встреча космонавтов. Из серии «Москва». Бумага. Гравюра на гипсе. 1963.
В 1960-е годы Герман Черемушкин создает серию гравюр, посвященных жизни Москвы. Очередь за газетами, шахматисты на бульваре, студенты на лекциях, пловцы в бассейне «Москва», слушатели в консерватории и вечно спешащие москвичи — в своих работах художник передает энергетически заряженную атмосферу столицы времен оттепели. «Встреча космонавтов» стала частью этого необычного цикла. Черно-белые гравюры выглядят необычайно стильно и современно даже сейчас благодаря острым силуэтам и контрасту фона и изображения.

Для создания работ Черемушкин использовал технику гравюры на гипсе, благодаря чему стало возможно достичь большого размера оттиска. В основу этой технологии лег метод получения оттисков с гипса, смешанного с казеином, который использовали еще в Древнем Китае. Об этой технике Черемушкину рассказал археолог и историк Античности Владимир Блаватский.

В центре гравюры «Встреча космонавтов» изображена машина с космонавтами — Юрием Гагариным и Валентиной Терешковой — в окружении мотоциклистов. Космонавты были героями оттепели, и мы видим, как их встречают восторженные поклонники. Необычный ракурс позволяет передать движение на плоскости — среди учителей Черемушкина был и Александр Дейнека, известный своим умением создавать необычные пространственные решения. Острый ракурс придает картине ощущение репортажности, делая зрителя также свидетелем происходящего события.

Франциско Инфанте Космос каббалистики. Проекты звездного неба

Ключевая идея, пронизывающая творчество Франциско Инфанте с самого начала, — создание метафор бесконечности. Мотив звездного неба стал одной из первых таких метафор художника. На первый взгляд может показаться, что это фотография, но это не так. Альбом «Космос каббалистики. Проекты звездного неба» из 10 работ Инфанте создал вручную кистью в графической технике.

Художник не просто любуется изображением звездного неба. Он выстраивает небесные тела в изобретенные им созвездия в виде мистических знаков. Франциско Инфанте стоял у истоков отечественного кинетизма — искусства, вдохновленного идеей движения. Одно из направлений кинетизма было связано с изображением движения с помощью оптических эффектов. В своих видах ночного неба Инфанте пытается создать эффект пульсации звездного неба, бесконечного движения живой Вселенной. Вглядываясь в космические бездны, зритель вместе с автором пытается приблизиться к постижению тайн Вселенной и распознать знаки, которые она нам посылает. Интересно, что спустя 60 лет подобная картина звездного неба появилась в фотографиях спутников Илона Маска, так что художник в своих работах 1960-х годов в некотором смысле предвидел будущее.

Юрий Чернов Гагарин

Юрий Чернов создал несколько портретов первого космонавта. Скульптура из коллекции Третьяковской галереи легла в основу памятника Юрию Гагарину на проспекте Вернадского напротив кинотеатра «Звездный» в Москве. Гагарин изображен еще в скафандре, но уже без шлема — его руки подняты в приветствии землян. Космонавт как будто делает свои первые шаги после полета, еще не совсем твердо ступая на землю. И все же перед нами момент триумфа человека, впервые преодолевшего земное притяжение и покорившего космос.

Юрий Чернов был мастером необычных пластических решений. Его талант расцвел в 1960-е годы, когда была найдена новая интонация в изображении людей труда в работах художников «сурового стиля» — без напускного оптимизма, характерного для соцреализма. Чернов был создателем образов монтажников, строителей, рыбаков. А затем создал череду портретов выдающихся современников, среди которых были ученый и телеведущий Юрий Сенкевич, хирург Гавриил Илизаров, путешественник Федор Конюхов. Для скульптора характерно обобщенное решение формы, он избавляется от лишних деталей, сосредотачиваясь на выразительности образа. Чернов считается подлинным новатором в области скульптуры, вписавшим новую страницу в историю отечественной пластики.

Камиль Муллашев Юность. Триптих «Земля и время. Казахстан»

Камиль Муллашев. Юность. Триптих «Земля и время. Казахстан». 1978. Холст, масло.
Камиль Муллашев. Юность. Триптих «Земля и время. Казахстан». 1978. Холст, масло.
«Юность» — центральная часть триптиха «Земля и время. Казахстан», созданного Камилем Муллашевым. Казахстан — вторая родина художника необычной судьбы, родившегося в Китае. В этой работе художник изобразил важные составляющие жизни тогда еще советской республики. В левой части триптиха — «Над белой пустыней» — нефтяные цистерны; правая часть — «Хлебная страда» — изображает самосвалы, разгружающие зерно. На главной картине мы видим момент приземления космонавта на казахской земле. В Казахстане находится космодром Байконур, где осуществлялись запуски советских космических кораблей. Так художник показал три столпа, на которых держалась жизнь Казахстана в советское время, — нефть, зерно и космос.

Картина выглядит необычайно современно до сих пор — художник пользуется в ней приемами гиперреализма и сюрреализма, привнося в живопись необыкновенные фотографические эффекты и ракурсы. Большую часть полотна занимает гигантское беспокойное небо, в котором парит огромный парашют, превратившийся в раковину, — что вызывает ассоциации с картинами Сальвадора Дали. Приземление космонавта выглядит как прекрасный мираж, возникший в безграничной пустыне. Триптих стал дипломной работой живописца, учившегося в Суриковском институте в мастерской классика «сурового стиля» Таира Салахова.

Юрий Королев Космические братья

Юрий Королёв. Космические братья. 1981. Холст, масло.
Юрий Королёв. Космические братья. 1981. Холст, масло.
На картине Юрия Королева изображены космонавты, участвовавшие в программе «Интеркосмос». В 1950-е годы организация была создана для координации международного сотрудничества в области освоения космического пространства. В советское время в программах «Интеркосмоса» участвовали космонавты социалистического лагеря. На картине запечатлены четырнадцать космонавтов из социалистических стран: СССР, Венгрии, Польши, Болгарии, Чехословакии, Кубы, Монголии и ГДР.

Художник изобразил космонавтов с портретным сходством. Советский Союз на картине представляют космонавты Юрий Романенко, Владимир Джанибеков, Николай Рукавишников, Валерий Кубасов, Алексей Губарев, Валерий Быковский и Петр Климук. Фигуры выстроены по принципу рельефа, как античные герои. Мирное голубое небо сияет над головами современных титанов — масштаб личности космонавтов был подчеркнут размером полотна, достигавшего в длину более трех метров. Интересно, что художник Юрий Королев — монументалист, автор многих мозаичных панно, в том числе на станциях метро «Свиблово» и «Улица 1905 года», — во время создания полотна занимал должность директора Третьяковской галереи.

Алексей Леонов Выход в открытый космос

Алексей Леонов. Выход в открытый космос. 2006. Холст, масло.
Алексей Леонов. Выход в открытый космос. 2006. Холст, масло.
Алексей Леонов — уникальный художник, который создавал свои космические картины по собственным впечатлениям. Космонавт увлекался искусством с самого детства и чуть было не поступил в Академию художеств, но все же остановил свой выбор на авиации. Однако занятия искусством он не оставил и даже в космических полетах делал рисунки с изображением космических видов цветными карандашами. В 1960-е годы Леонов познакомился с художником-фантастом Андреем Соколовым, с которым у него сложился творческий тандем на долгие годы. Вместе они выпустили семь альбомов с совместными картинами, а затем участвовали в создании марок. Самостоятельно Леонов написал более 200 картин, две из которых передал в дар Третьяковской галерее.

«Лучший космонавт-художник и лучший художник-космонавт» — так говорил о нем классик соцреализма Борис Иогансон, принимая в Союз художников СССР. Картины Леонова — не только произведения искусства, но и документальные свидетельства человека, который первым побывал в открытом космосе. Сегодня мы представляем себе космос в том числе и по картинам, созданным Алексеем Леоновым. Ледяная синева, безграничное пространство, фантастические виды Земли и других планет, неземное свечение — благодаря картинам Леонова немного приоткрылась завеса над тайнами Вселенной, а космос стал чуть ближе.