03 марта 2022

10 произведений российского современного искусства, которые нужно знать

В список произведений российского современного искусства, «которые нужно знать», выбранных редакцией Лавруса совместно с Отделом новейших течений Третьяковской галереи, вошли далеко не все знаковые работы — их количество намного превосходит число 10. Мы постарались выбрать те произведения, которые маркируют магистральные направления современного искусства в СССР и на постсоветском пространстве.


Текст: Игорь Волков, Ирина Горлова, Сергей Епихин, Анастасия Курляндцева, Сергей Фофанов, Галина Шубина

Михаил Рогинский. Красная дверь.

Михаил Рогинский. Красная дверь. 1965.
Михаил Рогинский. Красная дверь. 1965.
Критики отмечают, что «Красная дверь» Рогинского для русского искусства второй половины XX века имеет такое же значение, как и «Черный квадрат» Казимира Малевича для начала XX столетия. Крайне лаконичная по своему облику, эта работа поразительно емкая по смысловой насыщенности. «Дверь» существует в трех версиях, две из которых находятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи, в том числе первая, приобретенная коллекционером Леонидом Талочкиным перед самым отъездом Рогинского в эмиграцию.

Екатерина Деготь назвала «Красную дверь» одним из главных реди-мейдов в русском искусстве. На первый взгляд работа неотличима от настоящей двери, как будто выхваченной художником из бытовой среды. Но, если учесть обстоятельства создания, описанные самим автором, вырисовывается более сложная картина: «Я делаю чертеж двери, несу его к плотникам на Беговую. Потом беру эту дверь, нахожу на помойке ручку, привинчиваю ее и малярной краской все расписываю». Получается, что на самом деле это умелая имитация, причем сделанная с привлечением профессионального ремесленного труда. Поэтика «Красной двери» строится на парадоксальной двойственности: обманная иллюзорность и живописная фактура сближают ее с классической картиной, а «найденные» элементы и предельная материальность позволяют применить к ней понятие «объект».

Картинность «Красной двери» кажется логичной в контексте всего творчества Рогинского — в историю искусства он вошел именно как мастер живописи. Сам художник вспоминал: «Когда я впервые выставил в Москве в мастерской Боруха Штейнберга эти работы, одну “Дверь” и три стенки, я назвал все это “Четыре конструкции”. Если убрать ручку, то это уже не дверь. Тем не менее “Дверь” — это живопись, пластика». Связь «Красной двери» с картиной позволяет говорить и о символическом значении образа двери как портала, средства перехода из одного пространства в иное (и буквально, и метафорически); а также о символике цвета, отнюдь не случайно выбранного художником. Идеологически насыщенного в Советской России, имеющего глубокие корни в религиозной и народной традиции — цвета красоты и любви, энергии и эмоциональной заряженности, жертвенности и угрозы.

С легкой руки Генриха Сапгира искусство Рогинского стали называть русским поп-артом. Однако стиль, приемы и объекты художника кардинально отличны от американского поп-арта: Рогинский хоть и изображает простые, всем знакомые предметы советского быта, но не критикует чрезмерное потребление (что было бы абсурдно в условиях тотального дефицита в СССР), не использует приемы и логику рекламы. Сам художник называл свой стиль документализмом. Прежде всего его интересовала «эстетика простых вещей», их цвет и фактура, форма и пропорции, монументальность и чувственность.

Илья Кабаков. Все о нем (Ответы экспериментальной группы).

Илья Кабаков. Ответы экспериментальной группы. 1970-1971.
Илья Кабаков. Ответы экспериментальной группы. 1970-1971.
Илья Кабаков во многом актуализовал проблемное поле международного концептуализма. Для концептуальной эстетики среди прочего особенно важно обращение к языку науки, так что произведения искусства нередко напоминают графики, схемы, диаграммы или даже каталожные ящики.

«Все о нем», поступившая в Третьяковскую галерею под названием «Ответы экспериментальной группы», относится к ключевым текстовым работам Кабакова начала 1970-х годов. Если в первоначальном варианте «Ответов», названных Андреем Монастырским первым произведением московского концептуализма, Кабаков сталкивал слово с изображением, то в данной «группе», где речь идет «о нем», герои только «говорят».

Работа представляет собой опросный лист некой фокус-группы. Каждая из 52 ячеек содержит имя «персонажа» и короткую характеристику третьего лица, которое во всех комментариях фигурирует под местоимением «он». Кто-то из респондентов знает «его» лично, кто-то понаслышке, одни убеждены в «его» хороших качествах, другие не уверены, что знают, о ком идет речь, и вместо ответов задают уточняющие вопросы. От ячейки к ячейке Кабаков меняет контекст восприятия для своего героя, и зритель начинает понимать, что неназванный «он» может быть кем и даже чем угодно: живым существом и неодушевленным предметом, точкой на карте, деталью одежды или продуктом питания.

Но самое главное в том, что «он» существует только в комментариях и реализуется в системе связей, которые возникают внутри воображаемого сетевого сообщества, или «экспериментальной группы». Важно, что именно он, в отличие от случайно собранной фокус-группы, формально наделен персональностью, «личным» местоимением, которое под перекрестным допросом свидетелей становится безмерным, безразличным и… пустым. Фигурой речи, плоской функцией языка. А множество якобы реальных людей, готовых охарактеризовать и «опредметить» героя, становятся лишь бесплотной формой номинации.

В этой работе заложены принципы, которые легли в основу альбомов и инсталляций Кабакова, повествующих о невидимых, неуловимых, ускользающих от попыток идентификации и интерпретации зрителями персонажах, одержимых странными фобиями-мечтами. Вовлеченный в разговор «о нем» зритель оказывается в положении собеседника участников таинственной «экспериментальной группы», который вынужден соглашаться или спорить с их утверждениями.

Виталий Комар, Александр Меламид. Душа Нортона Доджа.

Комар-Меламид. Душа Нортона Доджа. Из проекта «Komar & Melamid, Inc. Мы продаем и покупаем души». 1978–1983.
Комар-Меламид. Душа Нортона Доджа. Из проекта «Komar & Melamid, Inc. Мы продаем и покупаем души». 1978–1983.
В 1978 году эмигрировавшие из СССР художники Виталий Комар и Александр Меламид, перебравшись из Израиля в Нью-Йорк, приступили к осуществлению одного из самых смелых и необычных проектов советского концептуального искусства, который получил название «Продажа душ» или просто «Души» (Souls), или — наиболее полное — «Первая беспошлинная торговля между США и СССР. Продажа душ».

Оказавшись в США, художники создали фиктивную корпорацию Komar & Melamid, Inc., от имени которой запустили рекламную кампанию по скупке человеческих душ. Реклама включала печать полиграфической продукции — серии абсурдистских плакатов («We Buy and Sell Souls» — «Мы покупаем и продаем души») с клишированными и нарочито серьезными слоганами: «A Soul is the Best Investment» («Душа — лучшая инвестиция»), «Over Five Thousand Years Experience» («Больше пяти тысяч лет опыта»), «No One Else In This World Pays Cash For Nothing» («Никто больше в этом мире не платит за ничто»), «Your Soul is in good hands with us» («Ваша душа с нами в надежных руках»). Кроме того, был сделан ролик для медиаэкрана на Таймс-сквер — главной рекламной площади Нью-Йорка.

С ноября 1978 по май 1979 года художники купили или приняли на комиссию несколько сотен душ. Владелец подписывал типовой красный контракт о продаже. Так, художник Энди Уорхол передал свою душу за ноль долларов, а коллекционер советского неофициального искусства Нортон Додж получил 70 центов. Далее Комар и Меламид по дипломатическим каналам передали сертификаты своим друзьям — художникам из группы «Гнездо» Геннадию Донскому, Михаилу Рошалю и Виктору Скерсису. Они, в свою очередь, купили на птичьем рынке деревянные клетки, выкрасили их в белый цвет, сопроводили красными надписями «SOS» — «Save Our Souls» («Спасите наши души») и поместили туда красные квитанции.

19 мая 1979 года в мастерской художника Михаила Одноралова состоялся аукцион американских душ. Лот № 0344 — душа Нортона Доджа, был описан следующим образом: «Душа, гармонично сочетающая в себе сугубо рациональные и чисто сентиментальные качества. Она напоминает структуру еще не упавшего с дерева ореха: мягкая внешняя оболочка, затем твердая скорлупа, далее снова нежная и питательная начинка». При стартовой цене 6 рублей 86 копеек душа Нортона Доджа ушла с молотка за 60 рублей.

Таким образом, Комар и Меламид, сделав предположение, что «каждый предмет, который содержит душу индивидуума, является произведением искусства», осуществили «первую открытую распродажу американского искусства в Москве». В истории современного искусства эту акцию можно рассматривать не только как яркий пример дематериализации художественного произведения, но и как политическое высказывание в разгар холодной войны между США и СССР.

Тимур Новиков. Аполлон, попирающий красный квадрат.

 Тимур Новиков. Аполлон, попирающий красный квадрат. 1991.
Тимур Новиков. Аполлон, попирающий красный квадрат. 1991.
В 1989 году ленинградский художник Тимур Новиков организовал Новую Академию Изящных Искусств. Одной из главных задач академии было сохранение классических традиций в современном искусстве. Новому периоду в творчестве Новикова предшествовало членство в группе «Летопись» и неоэкспрессионизм, организация нью-вейверской группы «Новые художники», Новая академия всяческих искусств, турне с выставками по Европе и Америке, участие в организации техно-движения и многое другое. В автобиографии Новиков писал: «Времена менялись: 80-е годы сменились 90-ми годами, и я уже тогда чувствовал, что пора заняться чем-то другим, более актуальным и свежим. <…> Тогда после заграничного путешествия я пришел к выводу, что пора резко изменить направленность. <…> В 1990-е годы я стал ощущать всю прелесть классики, и в 1988 году мы начали организовывать нашу Новую академию». В итоге творчества Тимура Новикова, а также Георгия Гурьянова, Дениса Егельского и ряда других ленинградских художников появился неоакадемизм: первая одноименная выставка прошла в Музее Ленина (ныне Мраморный дворец Русского музея) в 1991 году.

Работа «Аполлон, попирающий красный квадрат» создана в излюбленной Тимуром технике живописи по ткани. Любовь к подобному утрированному минимализму, когда пустота фона довлеет над помещенным на него маленьким объектом, Новиков объяснял тремя годами жизни, проведенными в детстве вместе с матерью на Севере — на Новой Земле. «Действительно, крайне открытые горизонты, крайне дальние земли, крайне маленькие предметики отличали эти пейзажи», — вспоминал художник.

В «Аполлоне, попирающем красный квадрат» главным является мотив превосходства классического искусства над авангардом. Аполлон Бельведерский, эталон античной красоты и один из самых узнаваемых образов истории искусства, «попирает» красный квадрат супрематизма. Таким образом, работа читается как визуальный манифест новых академиков.

В персональной мифологии Новикова «Красный квадрат» Казимира Малевича играл особую роль — то протагониста, то антагониста его видения искусства. С одной стороны, именно красный квадрат был выбран эмблемой «Клуба друзей Маяковского», созданного Тимуром в середине 1980-х. С другой — в разгар позднего неоакадемического периода красный квадрат вновь стал спекулятивным символом. В коротком фильме 1999 года «Опять двойка — 2. Красный квадрат, или Золотое сечение» (1999, в ролях: Тимур Новиков, Ирэна Куксенайте, Владислав Мамышев-Монро) герой Владислава Мамышева-Монро, нерадивый ученик Академии изящных искусств, опаздывает на урок рисования и вместо аналитического рисунка гипсовой Венеры на скорую руку «малюет» красный квадрат, после чего подвергается показательной порке профессором. Интертитры гласят: «Что?! Красный квадрат?! Да это бунт!! <…> Вы забыли про золотое СЕЧЕНИЕ!!!»

Владимир Дубосарский, Валерий Кошляков. Археология утопического города

«Археология утопического города» — масштабный совместный проект Валерия Кошлякова и Владимира Дубосарского. Художники познакомились в начале 1990-х в легендарном сквоте в Трехпрудном переулке, где с 1991 по 1993 год жила художественная коммуна и еженедельно устраивались выставки. В то время Кошляков, переехавший в Москву из Ростова-на-Дону, писал московские пейзажи — в основном виды сталинской архитектуры, превращая их в подобие античных руин. Они были созвучны инсталляциям Владимира Дубосарского, составленным из советских скульптур, найденных в заброшенных и полуразоренных мастерских. Художники решили объединить два компонента: антикизирующие руинированные пейзажи стали фоном мизансцен или даже диорам из россыпи гипсовых обломков. По подсчетам Кошлякова, эта поистине масштабная и многосоставная серия насчитывает в целом около 25 холстов, написанных в течение 1992–1997 годов.

В собрании Государственной Третьяковской галереи представлена выразительная и характерная для проекта часть: триптих «Новая Ростовская набережная», сопровожденный инсталляцией из гипсовых осколков. Кошляков покрывает монументальные холсты кусками рыхлой, местами специально надорванной бумаги. Они напоминают быстрые архитектурные эскизы или полустертые фрески: изображение создается динамичными пятнами краски с потеками и экспрессивными, отрывистыми линиями угля и соуса. В целом работа оставляет впечатление многослойности и патины времени — художник будто нарочно состаривает материальную сторону полотен. К материальному старению прибавляется стилистическое и сюжетное соответствие: в пейзажах современной Москвы он выбирает целые градостроительные ансамбли «большого сталинского стиля» и представляет их сродни руинам античной цивилизации — «вечного города» Страны Советов. Живопись дополнена осколками сталинских скульптур, своей слегка загрязненной белизной гипса и трагической фрагментарностью отсылающих к обломкам античных мраморов. Все эти приемы призваны создать ощущение ностальгии и меланхолии — обеспечить зрителю сентиментальное переживание красоты руин. Кроме того, этот эффектный проект отразил настроение эпохи: смог отчасти реабилитировать живопись как медиум, дать постмодернистский вариант «большого стиля» и осмыслить только что произошедшее крушение империи, на руинах которой приходилось выживать миллионам.

Анатолий Осмоловский. Путешествие Нецезиудика в страну Бробдингнегов.

Анатолий Осмоловский. Путешествие нецезиудика в страну Бробдингнегов. Акция, 1993 (печать 1996).
Анатолий Осмоловский. Путешествие нецезиудика в страну Бробдингнегов. Акция, 1993 (печать 1996).
Акция состоялась в 1993 году в рамках российско-голландского проекта «Exchange/Обмен. Искусство в городской среде». Художник Анатолий Осмоловский взобрался на памятник Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади в Москве и, усевшись на плечо колосса, подобно карикатурному персонажу из «Окон Роста», выкурил «буржуинскую» сигару.

Труднопроизносимое название акции отсылает к роману Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера», в котором описана фантастическая страна великанов — Бробдингнегов. Нецезиудик — персонаж, вымышленный художником, имя которого означает «лишний».

В 1990-е, после распада Советского Союза, символы ушедшей эпохи утратили свою идеологическую нагрузку. Монумент певца революции, установленный в разгар хрущевской оттепели, потерял свой первоначальный смысл и начал превращаться в «безыдейный» и пустой туристический объект.

Революционно-художественный жест Осмоловского был ориентирован на то, чтобы в прямом смысле «оживить» памятник, «взорвать» пространство городской площади и вернуть бунтарский дух пионеров русского футуризма, к которым относился и Маяковский. При этом сама акция является прямым выражением знаменитого афоризма Бернара Шартрского: «Мы подобны карликам, усевшимся на плечах великанов; мы видим больше и дальше, чем они, не потому, что обладаем лучшим зрением, и не потому, что выше их, но потому, что они нас подняли и увеличили наш рост собственным величием».

Олег Кулик (совместно с Александром Бренером). Бешеный пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером.

Олег Кулик (совместно с Александром Бренером). Бешеный пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером. 1994.
Олег Кулик (совместно с Александром Бренером). Бешеный пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером. 1994.
Самая провокативная и противоречивая акция в истории московского акционизма 1990-х получила мировой резонанс и заложила основы многолетнего проекта Олега Кулика — «Человек-собака». Публика, заинтригованная пафосным метафорическим названием, собиралась в ожидании вернисажа у заколоченных дверей галереи, и вдруг из-за дверей послышался собачий лай. Кто-то изнутри выбил дверь ногой, выпустив Олега Кулика, ведомого на поводке Александром Бренером. Обнаженный Кулик, стоящий на четвереньках, лаял, метался на цепи, сбивая с ног и кусая зрителей. Бренер, раздетый до трусов и ботинок, напоминающий боксера на ринге, на протяжении всего действия повторял строчку из романса Вертинского: «В бездарной стране». Охрипнув от лая, не чувствуя холода и опасности, Кулик бросился на проезжую часть, вклинившись в поток машин.

По признанию художника, акция, состоявшаяся 23 ноября 1994 года, была экспромтом, который никак не связан с подобным перформансом Питера Вайбеля и Вали Экспорт 1969 года. Импульсом для столь радикального перевоплощения художника послужило воспоминание о детской травме, когда родители Кулика продали его любимую собаку только из-за того, что она стала помехой. С приходом новой политической и экономической ситуации и определением новых эстетических ориентиров, по словам художника, он почувствовал себя никому не нужным и мешающим всем псом.

Первоначальное название акции, «Бешеный пес», предложенное самим Куликом, отсылало к популярной видео-игре-шутеру Mad Dog и к алкогольному коктейлю. Однако окончательное название, предложенное вторым участником акции Александром Бренером, определило ее глубинный смысл. Пес, укус которого чреват смертельным заболеванием, преобразился в мифологическое существо — Цербера, охраняющего вход в царство мертвых. В данном случае в царство почивших утопий, фантомов и тиранов, каким предстала обновленная Россия в начале 1990-х. Радикальный акционизм, который некоторые критики связывают с традицией средневекового юродства, предложил художественную тактику защиты-нападения, отверг иллюзии и явил собой «прямое действие», с помощью чего отвоевал себе заметное место в общественном и медийном пространстве. Тупая боль и внутренняя злоба уступили место высшему служению, отчаянной защите территории истинного творчества, символом которой стали закрытые двери галереи и фигура одинокого художника-поэта и бунтаря, в образе которого предстал Бренер.

Деструктивно-агрессивное поведение Кулика, принявшего образ животного, стало символичным отражением распада страны, повлекшего за собой поиски идентичности. Появление человека-собаки, олицетворяющего стихийный характер природных сил мифологического существа, с одной стороны, и выражение обозленности на окружающую постсоветскую действительность обманутого и униженного субъекта — с другой, выразило состояние общества эпохи.

Владислав Мамышев-Монро. Владислав Мамышев-Монро. Жизнь замечательных Монро.

Мэрилин Монро, Иисус Христос, Наполеон, Екатерина II, Жанна д’Арк, Фауст, Владимир Ленин, Будда, граф Дракула, Шерлок Холмс и Петр I — 12 постановочных фотопортретов, 12 масок, которые примерил на себя Владислав Мамышев-Монро для проекта «Жизнь замечательных Монро», впервые показанного в 1995 году в «Якут-галерее». Эта выставка стала первой для художника в Москве и знаменовала символический переход от работ в русле петербургской Новой Академии Изящных Искусств к творческой деятельности, аналогов которой в русском искусстве нет.

Перефразировав название известной серии биографических книг, художник вывел на авансцену Монро, свое альтер эго. Именно в этом образе художник выходил на сцену во время концерта «Поп-механики», появлялся на вернисажах и вел выпуски «Пиратского телевидения». Нивелировав собственное «я», художник как будто предоставляет свое тело как податливый материал для преображения, сосредотачиваясь на пластике персонажей и их заостренных индивидуальных характеристиках, находящихся в широчайшем диапазоне от образца вечной красоты до воплощения абсолютного зла.

Рассказы о произведениях Монро часто предваряет важная оговорка, во многом объясняющая его артистический феномен: произведением прежде всего был сам Монро и его образ жизни. Пригодные для любого современного художника понятия «живописец», «перформансист», «акционист», «автор фото- и видеоработ» хоть и определяют положение Мамышева-Монро в видовой системе координат, но ничуть не раскрывают его творческий метод, который чаще всего описывают как мистическое явление «вживания» в примеряемый образ. Перевоплощение для Влада Монро было особым способом познания мира — через личность другого человека, поэтому разыгрываемый с помощью подручных материалов актерский экспромт в узком кругу друзей отличался точно такой же абсолютной точностью попадания, как и тщательно подготовленный художником для фотосъемки образ актера, музыканта, исторического или литературного персонажа.

Андрей Монастырский. Ветка.

Андрей Монастырский. Ветка. 1996. Объект. Смешанная техника
Андрей Монастырский. Ветка. 1996. Объект. Смешанная техника
С 1975 года Андрей Монастырский — художник, писатель, философ, основатель известной своими «поездками за город» группы «Коллективные действия» — создает «поэтические», или «акционные», объекты. Согласно комментарию автора, эти объекты являются «не столько предметами, сами по себе имеющими эстетическую ценность, а скорее знаками, указывающими на языковое пространство, в котором подобные работы могут существовать как достаточные для организации художественного (поэтического) события». В 1996 году коллекция подобных объектов, в которую вошли «Куча», «Моталка», «Пушка», «Палец» и другие, содержащие инструкции, побуждающие зрителя к совершению элементарного действия, пополнилась еще одним, а именно знаменитой «Веткой».

По своей стилистике и методике изготовления «Ветка» близка объектам «бедного искусства» — арте повера: к деревянной столешнице четырьмя рулонами скотча прикреплена сухая ветка, которая своим концом поддерживает расположенный на стене текст: «Какой бы отрывок из статей Штокхаузена о Веберне я бы здесь ни использовал, все равно это была бы, как говорится, “не та музыка”, “не совсем то”, и т. д.».

«Ветка» Монастырского может быть сопоставлена с такими значимыми для истории искусства работами, как реди-мейды Марселя Дюшана и произведения «Флюксуса», а также со всемирно известным перформансом Джона Кейджа «4:33». Так же, как у Кейджа, зритель ждет звуков музыки, которая оказывается «музыкой тишины». Монастырский идет дальше — он провоцирует зрителя к нарушению звуковой среды и, таким образом, разрушению самого объекта. Но этот потенциальный жест останавливает предупреждение: музыка, которую можно извлечь из данного «“музыкального” объекта (инструмента) одноразового использования» будет «не та». В нашем сознании неизбежно возникает скрип-треск разматывающегося скотча. Упоминание в авторском тексте-комментарии, являющемся частью произведения, теоретических трудов Карлхайнца Штокхаузена о музыке Антона Веберна усиливает «звуковую» составляющую объекта, переводит визуальный образ в потенциальную аудиоинсталляцию. Веберн важен для Монастырского как один из лидеров музыкального авангарда, который довел принципы атональности и додекафонии до крайней степени выражения. Штокхаузен интересен Монастырскому не только как ведущий авангардный композитор, который экспериментировал в том числе и с движущимися источниками звука, но и как теоретик и исследователь психологии восприятия музыки.

Игорь Макаревич. Homo Lignum.

Игорь Макаревич, имя которого с середины 1970-х прочно связано с кругом московской концептуальной школы, громко заявил о себе в начале 1990-х сложносоставными выставочными проектами, многие из которых реализованы в соавторстве с Еленой Елагиной. Определяющим в артистической практике Макаревича стал прием художественной мистификации — источники для творческой интерпретации могли быть самыми неожиданными: от исторического анекдота до каталога советской промышленной выставки.

В проекте Homo Lignum («Человек деревянный»), над которым Макаревич работает с 1996 года, нашла развитие тема персонажности, ставшая одним из отличительных признаков московского концептуализма: открытая альбомным циклом «10 персонажей» Ильи Кабакова, она нашла продолжение в творчестве многих его коллег.

Главный герой проекта Николай Иванович Борисов, бухгалтер, а затем сторож на мебельной фабрике, — своего рода «маленький человек», пребывающий в постоянном страхе перед государством, начальством и соседями. Из написанного художником для проекта текста «Тайная жизнь деревьев, или Дневник Борисова» можно узнать, что герой одержим идеей единения со всем «древесным», ставшей для него подобием религии. Он убежден, что произрастающее в нем «внутреннее дерево» очень чутко «воспринимает волны пространства» и позволяет открывать тайны мироздания.

События жизни Борисова приобретают осязаемость благодаря «документам», берущим на себя роль свидетелей: фотографиям ручной печати, объектам, имитирующим ритуальные предметы из комнаты героя и детали ее обстановки, а также коллажам с пожелтевшими страницами «рукописи». Благодаря артефактам рассказанная история приобретает достоверность — вплоть до полного неразличения художественной мистификации и реальности. Созданные в разное время, эти предметы собираются художником в выставочном пространстве каждый раз в неожиданных сопоставлениях, оставляя неизменным личное присутствие автора, скрывающегося под маской Буратино.