Аркадий Пластов Фашист пролетел
Аркадий Пластов. Фашист пролетел. 1942. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Аркадий Пластов — советский художник-реалист, продолжатель традиций русской художественной школы, унаследовавший живописные принципы Константина Коровина, Абрама Архипова, Филиппа Малявина и Исаака Левитана. Родившийся в семье иконописцев и проживший всю жизнь в родном волжском селе Прислониха, Пластов писал Русь крестьянскую, своих односельчан и величественную русскую природу.
В период Великой Отечественной войны художник создал наиболее значительные свои произведения — «Один против танка», «Немцы идут. Июль. 1941» («Подсолнухи»), «На сталинградских дорогах». Картина «Фашист пролетел» стала символом народной трагедии, выражающим тяжесть и ужас войны, ставших тяжелым испытанием для мирного населения. Война как противоестественное явление, несущее горе и разрушение, страдания и потери, показана не в виде баталий и взрывов. Перед зрителем предстает мирный осенний пейзаж в золотисто-охристых тонах. Но на переднем плане мы видим убитого мальчика-пастуха, чуть дальше — несколько мертвых коров, а в небе — удаляющийся вражеский самолет. Кажется, мгновение назад мирная жизнь шла своим ходом: на исходе лета паслось стадо в перелеске рядом с бескрайним полем — и вот гул самолета, грохот выстрелов и тоскливый вой собаки над безвинно убитым ребенком.
Так вторжение нацистской Германии в Советский Союз, нарушившее естественный ход бытия и мирный уклад страны, принесло трагедию всему населению, сея внезапные бессмысленные смерти невинных людей и ломая судьбы. Картина «Фашист пролетел» настолько впечатлила современников, что ее разместили в советском посольстве в Тегеране во время переговоров лидеров СССР, Великобритании и США об открытии второго фронта в 1943 году.
В период Великой Отечественной войны художник создал наиболее значительные свои произведения — «Один против танка», «Немцы идут. Июль. 1941» («Подсолнухи»), «На сталинградских дорогах». Картина «Фашист пролетел» стала символом народной трагедии, выражающим тяжесть и ужас войны, ставших тяжелым испытанием для мирного населения. Война как противоестественное явление, несущее горе и разрушение, страдания и потери, показана не в виде баталий и взрывов. Перед зрителем предстает мирный осенний пейзаж в золотисто-охристых тонах. Но на переднем плане мы видим убитого мальчика-пастуха, чуть дальше — несколько мертвых коров, а в небе — удаляющийся вражеский самолет. Кажется, мгновение назад мирная жизнь шла своим ходом: на исходе лета паслось стадо в перелеске рядом с бескрайним полем — и вот гул самолета, грохот выстрелов и тоскливый вой собаки над безвинно убитым ребенком.
Так вторжение нацистской Германии в Советский Союз, нарушившее естественный ход бытия и мирный уклад страны, принесло трагедию всему населению, сея внезапные бессмысленные смерти невинных людей и ломая судьбы. Картина «Фашист пролетел» настолько впечатлила современников, что ее разместили в советском посольстве в Тегеране во время переговоров лидеров СССР, Великобритании и США об открытии второго фронта в 1943 году.
Константин Юон Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года
Константин Юон. Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года. 1949. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Константин Юон посвятил картину «Парад на Красной Площади 7 ноября 1941 года» одному из переломных моментов в ходе Великой Отечественной войны, когда немецкие войска максимально приблизились к Москве и до столицы оставалось около 30 километров. С конца сентября 1941 года шла кровопролитная битва за Москву, и советские солдаты изо всех сил сдерживали наступление вермахта, разрушив планы немцев на блицкриг и быстрое завоевание города и страны. Осенью 1941 года на защиту города встало практически все население, формируя дивизии народного ополчения и создавая оборонительные укрепления вокруг города. Из внутренних районов страны, с Дальнего Востока и из Сибири перебрасывались свежие войска, мобилизовались добровольцы. Для поднятия боевого духа воинов и гражданского населения руководство страны решило провести военный парад на Красной площади, приурочив его к годовщине революции — 7 ноября. С этого парада военные колонны прямиком отправлялись на фронт.
На картине изображена заснеженная Красная площадь, по которой стройными колоннами идут военные. Сдержанный колорит картины — пасмурное небо, снег на площади, тающий в дымке город на дальнем плане — концентрирует внимание зрителя на Кремлевских стенах, Спасской башне и Покровском соборе как главных символах страны, которые оказываются безмолвными, но не безучастными свидетелями героического подвига народа, не в первый раз сплотившегося в едином усилии для защиты столицы. На полотне нет переднего плана и детализации, местом действия выступает вся Красная площадь со стройными бесконечными колоннами военных, марширующих на фронт. Город как сердце страны, воины-защитники и его жители сливаются в один цельный образ, символизирующий бесстрашную и отчаянную решимость защитить свою Родину. Строгая геометрия архитектуры гармонирует со стройными колоннами военных, создавая лаконичный суровый образ, воплощающий единство народа и страны.
На картине изображена заснеженная Красная площадь, по которой стройными колоннами идут военные. Сдержанный колорит картины — пасмурное небо, снег на площади, тающий в дымке город на дальнем плане — концентрирует внимание зрителя на Кремлевских стенах, Спасской башне и Покровском соборе как главных символах страны, которые оказываются безмолвными, но не безучастными свидетелями героического подвига народа, не в первый раз сплотившегося в едином усилии для защиты столицы. На полотне нет переднего плана и детализации, местом действия выступает вся Красная площадь со стройными бесконечными колоннами военных, марширующих на фронт. Город как сердце страны, воины-защитники и его жители сливаются в один цельный образ, символизирующий бесстрашную и отчаянную решимость защитить свою Родину. Строгая геометрия архитектуры гармонирует со стройными колоннами военных, создавая лаконичный суровый образ, воплощающий единство народа и страны.
Александр Дейнека Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года
Александр Дейнека. Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года. 1941. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Александр Дейнека — один из любимых мастеров советского искусства, обладающий яркой узнаваемой живописной манерой. Профессиональную выучку художник прошел в кузнице авангарда — в самом передовом художественном вузе страны тех лет Вхутемасе, в мастерской выдающегося графика Владимира Фаворского. А затем вошел в Общество станковистов (ОСТ) — художников, сохранивших верность фигуративному искусству, но испытавших мощное влияние экспрессионизма. Так, художественный язык Дейнеки сформировался на пересечении авангарда и реализма. Его картины легко узнать по резкому ракурсу, графичной манере, контрасту изображения и фона, лаконичным выразительным силуэтам.
Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» была написала в переломный момент в истории Великой Отечественной войны, когда немецкие войска вышли на ближние подступы к Москве. Дейнека в это тревожное время оставался в городе — делал антивоенные плакаты для «Окон ТАСС», рисунки для листовок. В течение всей войны художник писал картины военной Москвы, ставшие художественной летописью жизни города. Среди них «Окраина Москвы» — одно из знаковых произведений военных лет. Мрачное серое небо, дома без окон и дверей, несущийся вдаль грузовик и противотанковые ежи — все это точно передавало драматичную атмосферу военного времени. От картины как будто веет стужей и пронизывающим до костей ветром, треплющим брезент грузовой машины. Диагонали противотанковых заграждений, перечеркивающие вход в картину, стали символом героического сопротивления врагу. Столица выстояла. Уже в декабре немецкие войска отступили, а Красная армия перешла в наступление.
Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» была написала в переломный момент в истории Великой Отечественной войны, когда немецкие войска вышли на ближние подступы к Москве. Дейнека в это тревожное время оставался в городе — делал антивоенные плакаты для «Окон ТАСС», рисунки для листовок. В течение всей войны художник писал картины военной Москвы, ставшие художественной летописью жизни города. Среди них «Окраина Москвы» — одно из знаковых произведений военных лет. Мрачное серое небо, дома без окон и дверей, несущийся вдаль грузовик и противотанковые ежи — все это точно передавало драматичную атмосферу военного времени. От картины как будто веет стужей и пронизывающим до костей ветром, треплющим брезент грузовой машины. Диагонали противотанковых заграждений, перечеркивающие вход в картину, стали символом героического сопротивления врагу. Столица выстояла. Уже в декабре немецкие войска отступили, а Красная армия перешла в наступление.
Юрий Пименов Военный хлеб. 1941
Юрий Пименов. Военный хлеб. 1941. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Юрий Пименов — мастер изображения повседневной жизни советского времени, автор шедевра «Новая Москва», знакового полотна 1930-х годов. Картина «Военный хлеб», созданная во время Великой Отечественной войны, менее известна, но не менее значима в творчестве художника. Пименов отказался от эвакуации и провел военные годы в Москве, работая, как и его товарищ Александр Дейнека, в «Окнах ТАСС», а также делая рисунки для листовок.
На картине изображена очередь, стоящая за хлебом. В военное время хлеб выдавался по карточкам, чтобы справедливо распределить продукты на всех гражданских поровну. В холод, стужу горожане — в основном женщины, дети и старики — стояли часами, чтобы получить свою норму хлеба. Как вспоминал это тяжелое время сам художник: «Война, серое небо над Москвой, пустынные улицы и набережные, пронизывающий холод поземки, серьезные лица солдат, печальные и строгие лица женщин. Трагическая красота жизни. Синий, щемящий свет маскировочных ламп в темных и холодных подъездах, озябшие очереди за хлебом в мутной рассветной мгле, суровые натюрморты тех лет — грубый хлеб, картошка, пузырек подсолнечного масла, небольшой пакетик с крупой».
Через 20 лет в 1962 году художник создал картину-посвящение военному полотну — «Воспоминание о военном пайковом хлебе». Пименов нарисовал картину в картине: на полотне изображена мастерская художника уже в мирное время, на мольберте стоит холст «Военный хлеб», а рядом — натюрморт из мирной жизни, на котором бутылка вина, торт, цветы, а за окном — новостройка. Жизнь победила смерть!
На картине изображена очередь, стоящая за хлебом. В военное время хлеб выдавался по карточкам, чтобы справедливо распределить продукты на всех гражданских поровну. В холод, стужу горожане — в основном женщины, дети и старики — стояли часами, чтобы получить свою норму хлеба. Как вспоминал это тяжелое время сам художник: «Война, серое небо над Москвой, пустынные улицы и набережные, пронизывающий холод поземки, серьезные лица солдат, печальные и строгие лица женщин. Трагическая красота жизни. Синий, щемящий свет маскировочных ламп в темных и холодных подъездах, озябшие очереди за хлебом в мутной рассветной мгле, суровые натюрморты тех лет — грубый хлеб, картошка, пузырек подсолнечного масла, небольшой пакетик с крупой».
Через 20 лет в 1962 году художник создал картину-посвящение военному полотну — «Воспоминание о военном пайковом хлебе». Пименов нарисовал картину в картине: на полотне изображена мастерская художника уже в мирное время, на мольберте стоит холст «Военный хлеб», а рядом — натюрморт из мирной жизни, на котором бутылка вина, торт, цветы, а за окном — новостройка. Жизнь победила смерть!
Александр Лактионов Письмо с фронта
Александр Лактионов. Письмо с фронта. 1947. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Александр Лактионов — один из ведущих художников социалистического реализма, ученик Исаака Бродского. Картина «Письмо с фронта», задуманная еще во время войны, стала его первой творческой удачей. Художник, приехавший из эвакуации из Самарканда в Загорск, как назывался в советское время Сергиев Посад, однажды стал свидетелем счастливой сцены. На улице он встретил хромающего солдата, который нес письмо семье своего боевого товарища, и спросил у художника дорогу. Лактонов проводил солдата до нужного дома и увидел радостную встречу, которая и вдохновила его на создание полотна.
Лактионов работал над картиной несколько лет и дописал ее только в 1947 году, уже после окончания войны. Моделями ему послужили соседи и родные. Художник в то время жил в общежитии, устроенном прямо в стенах Троице-Сергиевой лавры. Моделью солдата стал десантник и художник Владимир Нифонтов. Мальчика, который читает письмо, художник написал со своего сына Сережи.
Сюжет картины оказался близок миллионам людей, также ждавших писем с фронта и радующихся вестям от своих близких. Картина стала популярна после показа на Всесоюзной художественной выставке. Примечательно, что полотно сначала не пропускал худсовет — картина показалась «недостаточно героической», поэтому ее поместили в дальний темный угол выставочного зала. Несмотря на это, картину оценили зрители, оставив благодарные отзывы, к ней водили экскурсии, а Лактионов вскоре получил за «Письмо с фронта» государственную премию.
Лактионов работал над картиной несколько лет и дописал ее только в 1947 году, уже после окончания войны. Моделями ему послужили соседи и родные. Художник в то время жил в общежитии, устроенном прямо в стенах Троице-Сергиевой лавры. Моделью солдата стал десантник и художник Владимир Нифонтов. Мальчика, который читает письмо, художник написал со своего сына Сережи.
Сюжет картины оказался близок миллионам людей, также ждавших писем с фронта и радующихся вестям от своих близких. Картина стала популярна после показа на Всесоюзной художественной выставке. Примечательно, что полотно сначала не пропускал худсовет — картина показалась «недостаточно героической», поэтому ее поместили в дальний темный угол выставочного зала. Несмотря на это, картину оценили зрители, оставив благодарные отзывы, к ней водили экскурсии, а Лактионов вскоре получил за «Письмо с фронта» государственную премию.
Аркадий Пластов Сенокос
Аркадий Пластов. Сенокос. 1945. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Певец русской деревни Аркадий Пластов создал картину «Сенокос» в год Победы. Однако работу над самим сюжетом художник начал задолго до этого. Первый подход к теме случился еще в 1910-е годы, а в 1930-х Пластов написал несколько работ с мотивом сенокоса, одну из которых даже показал на выставке — к сожалению, она не сохранилась. Художник вернулся к замыслу лишь в 1944 году, сначала сделав несколько эскизов, а в 1945-м уже полностью закончил картину.
Пластов писал картину по натурным впечатлениям. Художник всю жизнь прожил в родном селе Прислониха, и сам любил косить, по его словам, «до самозабвения». Моделями для картины послужили родные и знакомые художника. Седовласый старик написан с односельчанина Пластова Петра Черняева, более молодой мужчина — с еще одного односельчанина — Федора Тоньшина, оба они не раз позировали художнику. Женщину Пластов писал с супруги — Натальи Алексеевны, а мальчика — со своего сына Николая.
Картина излучает радость, все вокруг сверкает яркими красками. Солнечные блики сверкают на стволах берез, в зелени травы, разноцветии полевых цветов, все пронизано золотисто-зеленоватыми рефлексами. Семья косарей символизировала победу всего народа — всех, кто вернулся с войны, выжил в тяжелые военные годы. «Сенокос» стал гимном мирной жизни. Сам художник писал о картине: «…Я, когда писал эту картину, всё думал: ну теперь радуйся, брат, каждому листочку, радуйся — смерть кончилась, началась жизнь… Всё должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма». Вместе с картиной Пластова «Жатва» «Сенокос» был показан на Всесоюзной художественной выставке 1946 года, где диптих был удостоен государственной премии.
Пластов писал картину по натурным впечатлениям. Художник всю жизнь прожил в родном селе Прислониха, и сам любил косить, по его словам, «до самозабвения». Моделями для картины послужили родные и знакомые художника. Седовласый старик написан с односельчанина Пластова Петра Черняева, более молодой мужчина — с еще одного односельчанина — Федора Тоньшина, оба они не раз позировали художнику. Женщину Пластов писал с супруги — Натальи Алексеевны, а мальчика — со своего сына Николая.
Картина излучает радость, все вокруг сверкает яркими красками. Солнечные блики сверкают на стволах берез, в зелени травы, разноцветии полевых цветов, все пронизано золотисто-зеленоватыми рефлексами. Семья косарей символизировала победу всего народа — всех, кто вернулся с войны, выжил в тяжелые военные годы. «Сенокос» стал гимном мирной жизни. Сам художник писал о картине: «…Я, когда писал эту картину, всё думал: ну теперь радуйся, брат, каждому листочку, радуйся — смерть кончилась, началась жизнь… Всё должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма». Вместе с картиной Пластова «Жатва» «Сенокос» был показан на Всесоюзной художественной выставке 1946 года, где диптих был удостоен государственной премии.
Гелий Коржев Тревога
Гелий Коржев. Тревога. 1965-1968. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Один из выдающихся мастеров советского искусства, Гелий Коржев принадлежит к послевоенному поколению художников. Начало войны он встретил будучи подростком, учился в Московской художественной школе, несколько лет провел в эвакуации, а затем поступил в Суриковский институт в мастерскую классика соцреализма Сергея Герасимова. Значительная часть творчества Коржева посвящена теме войны, осознанию военной драмы и своего морального долга перед героями-победителями. «Мы — поколение, пронизанное войной», — писал сам художник.
В течение нескольких десятилетий Коржев работает над циклом «Опаленные огнем войны», куда вошли такие известные картины, как «Следы войны», «Мать», «Проводы» и в том числе «Тревога». Художник изображает вернувшихся с войны солдат как титанов, выбирая огромный двухметровый формат полотен, чтобы подчеркнуть величие героев. При этом образы солдат лишены фальшивого оптимизма, их обожженные в боях суровые лица несут печать воспоминаний об ужасах войны. Они — вечные свидетели героизма миллионов солдат во имя будущих поколений.
На полотне «Тревога» изображены двое — дед и внучка. Образ солдата Коржев писал со своего отца, девочку — со своей старшей дочери. Суровое лицо воина полно достоинства и в то же время тревожно. На его гимнастерке приколоты награды — орден Отечественной войны и орден Красной Звезды. Образ девочки решен на контрасте — юное светлое существо не знало суровой реальности военного времени, ее лицо светится счастьем и беззаботной радостью. Крепкая фигура деда-героя, перекрывающая гигантский холст, как стена, надежно защищает внучку от возможной опасности. Военный цикл Коржева стал воплощенным напоминанием о цене победы, о тех героях, которые победили страх и смерть, отстояв право детей и внуков на счастливую жизнь.
В течение нескольких десятилетий Коржев работает над циклом «Опаленные огнем войны», куда вошли такие известные картины, как «Следы войны», «Мать», «Проводы» и в том числе «Тревога». Художник изображает вернувшихся с войны солдат как титанов, выбирая огромный двухметровый формат полотен, чтобы подчеркнуть величие героев. При этом образы солдат лишены фальшивого оптимизма, их обожженные в боях суровые лица несут печать воспоминаний об ужасах войны. Они — вечные свидетели героизма миллионов солдат во имя будущих поколений.
На полотне «Тревога» изображены двое — дед и внучка. Образ солдата Коржев писал со своего отца, девочку — со своей старшей дочери. Суровое лицо воина полно достоинства и в то же время тревожно. На его гимнастерке приколоты награды — орден Отечественной войны и орден Красной Звезды. Образ девочки решен на контрасте — юное светлое существо не знало суровой реальности военного времени, ее лицо светится счастьем и беззаботной радостью. Крепкая фигура деда-героя, перекрывающая гигантский холст, как стена, надежно защищает внучку от возможной опасности. Военный цикл Коржева стал воплощенным напоминанием о цене победы, о тех героях, которые победили страх и смерть, отстояв право детей и внуков на счастливую жизнь.