Мы с вами находимся в экспозиции произведений Андрея Владимировича Васнецова — известного мастера поколения 1960-х, внука Виктора Михайловича Васнецова. В текущем 2024 году мы отмечаем 100 лет со дня его рождения, поэтому для нас исключительно важно, что творчество художника на выставке «Васнецовы. Связь поколений» показано в контексте искусства его знаменитых предков. Народный художник СССР, лауреат государственных премий, общественный деятель и педагог, Андрей Васнецов стал одной из ключевых фигур в русском искусстве второй половины ХХ века. Многие годы он был хорошо известен как выдающийся монументалист, автор уже хрестоматийных сегодня мозаик — «Завоевание Октября» на фасаде киноконцертного зала «Октябрь» на Новом Арбате в Москве, «Покорители космоса» в Музее истории космонавтики имени Циолковского в Калуге.
Между тем, станковая живопись Андрея Васнецова даже сейчас находится как будто в тени его громких монументальных проектов. Именно как художник-станковист он представлен на нашей выставке, где показано более пятидесяти его живописных работ.
Между тем, станковая живопись Андрея Васнецова даже сейчас находится как будто в тени его громких монументальных проектов. Именно как художник-станковист он представлен на нашей выставке, где показано более пятидесяти его живописных работ.
Благодаря таланту, высоким профессиональным и личным качествам Андрей Васнецов пользовался безусловным авторитетом у коллег, качествам, которые появились у него благодаря семье. Именно семейные традиции, семейные ценности — это та весомая константа, которая на глубинном значимом уровне определяла творческую биографию Андрея Васнецова. Может быть незаметно для художника, но совершенно очевидно для нас.
Своего знаменитого деда Андрей Васнецов не помнил. Когда Виктора Михайловича не стало, ему было всего два года. Но его первые детские впечатления связаны с домом деда в Троицком переулке, куда он ходил с родителями по воскресеньям навестить бабушку Александру Владимировну. «Ноев ковчег», как называл дом Андрей Васнецов, был полон разговоров об искусстве. В атмосфере творчества рос будущий художник. Дом по-прежнему посещали друзья Виктора Михайловича — художники Михаил Васильевич Нестеров, Ольга Петровна Кончаловская. Андрей Васнецов вспоминал, что однажды в то время он сделал рисунок по мотиву «Витязь на распутье», чем по-доброму рассмешил Михаила Васильевича. Родители — отец Владимир Викторович, известный ученый, биолог, и мама Надежда Петровна всячески способствовали развитию кругозора своих сыновей. Но самое важное — они никогда не ограничивали Андрея в его исканиях в искусстве. Именно свобода и самоопределение позволили Андрею Васнецову уже в самом начале своего творческого пути встать у истоков важного художественного направления в отечественном искусстве, который позднее назовут «суровым стилем».
Временные рамки «сурового стиля» довольно ограниченны — он охватывает период конца 1950-х — начала 1960-х годов, но суровая тональность определила все в творчестве Андрея Васнецова. Слишком мрачен, непонятен, пессимистичен — такие эпитеты часто сопровождали живопись Андрея Васнецова. Но так ли это на самом деле? На этот вопрос мы и предлагаем вам ответить.
Своего знаменитого деда Андрей Васнецов не помнил. Когда Виктора Михайловича не стало, ему было всего два года. Но его первые детские впечатления связаны с домом деда в Троицком переулке, куда он ходил с родителями по воскресеньям навестить бабушку Александру Владимировну. «Ноев ковчег», как называл дом Андрей Васнецов, был полон разговоров об искусстве. В атмосфере творчества рос будущий художник. Дом по-прежнему посещали друзья Виктора Михайловича — художники Михаил Васильевич Нестеров, Ольга Петровна Кончаловская. Андрей Васнецов вспоминал, что однажды в то время он сделал рисунок по мотиву «Витязь на распутье», чем по-доброму рассмешил Михаила Васильевича. Родители — отец Владимир Викторович, известный ученый, биолог, и мама Надежда Петровна всячески способствовали развитию кругозора своих сыновей. Но самое важное — они никогда не ограничивали Андрея в его исканиях в искусстве. Именно свобода и самоопределение позволили Андрею Васнецову уже в самом начале своего творческого пути встать у истоков важного художественного направления в отечественном искусстве, который позднее назовут «суровым стилем».
Временные рамки «сурового стиля» довольно ограниченны — он охватывает период конца 1950-х — начала 1960-х годов, но суровая тональность определила все в творчестве Андрея Васнецова. Слишком мрачен, непонятен, пессимистичен — такие эпитеты часто сопровождали живопись Андрея Васнецова. Но так ли это на самом деле? На этот вопрос мы и предлагаем вам ответить.
И мы с вами переходим к первой картине этого мастера. Картина «Завтрак», программное произведение в творчестве Андрея Васнецова, была написана в 1960 году. Сейчас она считается одним из классических примеров обновленного пластического и образного языка «сурового стиля». В чем же заключается суть направления? Стилистически «суровый стиль» довольно разнообразен. В основе его лежит переосмысление художественного наследия формальных поисков в русском искусстве 1920-1930-х годов, классического искусства, эпохи модернизма. Но главным объединяющим фактором стал поиск правды жизни, которую молодые художники находили в окружающей их действительности, действительности, в которой еще чувствовались отголоски тяжелого военного времени, ведь многие из них были фронтовиками, в том числе и Андрей Васнецов. Он был призван на фронт из десятого класса, когда ему было всего 16 лет.
Суровый стиль стал антитезой грандиозной эпохе в советском искусстве 1930-х—начале 1950-х годов. Эта эпоха дала нам немало шедевров, но многие из них отличал показной оптимизм, далекий от правдоподобия. Наоборот, живое и искреннее общение художников с окружающей действительностью и способствовало тому, что именно в их произведениях чувствовался дух времени, импульс жизни.
Большое влияние на художников-шестидесятников оказал итальянский кинематограф неореализма. Фильмы Висконти, Росселлини стали открытием для советского зрителя в 1970-е годы. Главные герои этих фильмов простые горожане, труженики, а главная тема — трагическая суть их бытия, окрашенная не в яркие, а в приглушенные тона. И мы знаем, кто изображен на картине «Завтрак» — это Андрей Иванушкин, сосед художника по дому в Большом Харитоньевском переулке, где он вырос. Члены семьи Иванушкина часто становились моделями для картин Андрея Васнецова. Практически бессюжетные жизненные мотивы становились для художника лишь поводом для пластического эксперимента, преобразуя их в некие архетипы, свободные от каких-либо бытовых прочтений. Новые формы заключали новую философию.
Об истории создания этой картины Андрей Васнецов рассказывал: «Мне хотелось изобразить его предельно просто. Я начал писать с натуры стол, стул перед ним и фигуру юноши, но никак не мог справиться со стеной». В результате в стене он изображает подчеркнутую контрастной тенью нишу, благодаря чему композиция обретает завершенность. Поза юноши вызывает ассоциации с картинами Пикассо «Арлекин и его подружка», «Любительница абсента», где изображены посетители парижских кафе, но все здесь выглядит по-другому. Лапидарность средств сочетается с математической логикой построения пространственных связей. Скромный интерьер, предметы быта, фигура юноши являются равнозначными деталями пространственной конструкции, где нет ни главного, ни второстепенного. Именно поэтому мы не можем четко определить, что это произведение относится к жанру портрета. По сути это именно пространственная композиция.
Суровый стиль стал антитезой грандиозной эпохе в советском искусстве 1930-х—начале 1950-х годов. Эта эпоха дала нам немало шедевров, но многие из них отличал показной оптимизм, далекий от правдоподобия. Наоборот, живое и искреннее общение художников с окружающей действительностью и способствовало тому, что именно в их произведениях чувствовался дух времени, импульс жизни.
Большое влияние на художников-шестидесятников оказал итальянский кинематограф неореализма. Фильмы Висконти, Росселлини стали открытием для советского зрителя в 1970-е годы. Главные герои этих фильмов простые горожане, труженики, а главная тема — трагическая суть их бытия, окрашенная не в яркие, а в приглушенные тона. И мы знаем, кто изображен на картине «Завтрак» — это Андрей Иванушкин, сосед художника по дому в Большом Харитоньевском переулке, где он вырос. Члены семьи Иванушкина часто становились моделями для картин Андрея Васнецова. Практически бессюжетные жизненные мотивы становились для художника лишь поводом для пластического эксперимента, преобразуя их в некие архетипы, свободные от каких-либо бытовых прочтений. Новые формы заключали новую философию.
Об истории создания этой картины Андрей Васнецов рассказывал: «Мне хотелось изобразить его предельно просто. Я начал писать с натуры стол, стул перед ним и фигуру юноши, но никак не мог справиться со стеной». В результате в стене он изображает подчеркнутую контрастной тенью нишу, благодаря чему композиция обретает завершенность. Поза юноши вызывает ассоциации с картинами Пикассо «Арлекин и его подружка», «Любительница абсента», где изображены посетители парижских кафе, но все здесь выглядит по-другому. Лапидарность средств сочетается с математической логикой построения пространственных связей. Скромный интерьер, предметы быта, фигура юноши являются равнозначными деталями пространственной конструкции, где нет ни главного, ни второстепенного. Именно поэтому мы не можем четко определить, что это произведение относится к жанру портрета. По сути это именно пространственная композиция.
В 1962 году как художник-новатор Андрей Васнецов выступил на знаменитой выставке «30 лет МОСХ» в Московском Манеже, где и показал картину «Завтрак». Первого декабря эту выставку посетил Никита Сергеевич Хрущев и наряду с другими произведениями молодых художников подверг картину резкой критике. По существующей тогда традиции ее пытались прочесть литературно. В частности, художнику передали слова Хрущева: «Почему тарелка перед юношей пуста? Художник что, намекает на то, что в стране есть нечего?» Хотя сам автор объяснял это тем, что того требовала композиция. «Мне просто нужно, чтобы там ямка была», — говорил он. Однако мы не можем отрицать, что с точки зрения сюжета эта картина абсолютно не читается.
Взгляд юноши, черты лица которого не прописаны, кажется устремлен на зрителя, но в то же время он находится в состоянии замедленного переживания событий и явлений. Эта экзистенциальная тональность была крайне неожиданной и очень смелой для того времени, но именно эти тенденции получили развитие в русском искусстве во второй половине 1960-х и 1970-е годы. Получается, что Андрей Васнецов и здесь оказался в авангарде новых тенденций.
В январе 1963 года в газете «Правда» вышла статья Андрея Васнецова «Молодые художники служат народу». В этой статье в ответ на критику художник объяснил свою творческую позицию. Он писал: «Новое поколение всегда вносит в искусство новые формы, новое видение». И заканчивал: «То, что я сделал — это только этап, необходимый этап профессиональных поисков реалистического искусства».
Однако реальность была другой. После выставки в Манеже Андрей Васнецов прекрасно понимал, что дорога к большим заказам для него закрыта. Его картины не будут показывать на выставках. Однако, как и Виктор Михайлович в свое время, он ни на миг не отказался от своей творческой позиции. Удивительно, как оказались похожи творческие судьбы этих двух художников.
Андрей Васнецов обратил свое внимание на монументальное искусство, где уже во второй половине 1960-х годов он обрел заслуженное признание. Станковая же живопись на многие годы оказалась очень закрытой сферой его деятельности. Годами не пускать к себе в мастерскую, разочароваться в картине, над которой работал много лет, и уничтожить ее – так об этом периоде рассказывал друг и коллега Андрея Васнецова художник Виктор Борисович Эльконин. И только спустя шестнадцать лет на групповой выставке в Москве в 1987 году Андрей Васнецов показал девять своих живописных работ, в том числе и «Автопортрет с семьей» (1987). Композиция «Автопортрета с семьей» была исполнена в нескольких вариантах. Решая новые задачи он каждый раз менял пространственный строй картины, экспериментировал с формой и цветом. Неизменным оставалось одно: образ самого художника, его жены Ирины Ивановны Васнецовой, московского скульптора, и сына Федора, который в будущем также станет художником.
Взгляд юноши, черты лица которого не прописаны, кажется устремлен на зрителя, но в то же время он находится в состоянии замедленного переживания событий и явлений. Эта экзистенциальная тональность была крайне неожиданной и очень смелой для того времени, но именно эти тенденции получили развитие в русском искусстве во второй половине 1960-х и 1970-е годы. Получается, что Андрей Васнецов и здесь оказался в авангарде новых тенденций.
В январе 1963 года в газете «Правда» вышла статья Андрея Васнецова «Молодые художники служат народу». В этой статье в ответ на критику художник объяснил свою творческую позицию. Он писал: «Новое поколение всегда вносит в искусство новые формы, новое видение». И заканчивал: «То, что я сделал — это только этап, необходимый этап профессиональных поисков реалистического искусства».
Однако реальность была другой. После выставки в Манеже Андрей Васнецов прекрасно понимал, что дорога к большим заказам для него закрыта. Его картины не будут показывать на выставках. Однако, как и Виктор Михайлович в свое время, он ни на миг не отказался от своей творческой позиции. Удивительно, как оказались похожи творческие судьбы этих двух художников.
Андрей Васнецов обратил свое внимание на монументальное искусство, где уже во второй половине 1960-х годов он обрел заслуженное признание. Станковая же живопись на многие годы оказалась очень закрытой сферой его деятельности. Годами не пускать к себе в мастерскую, разочароваться в картине, над которой работал много лет, и уничтожить ее – так об этом периоде рассказывал друг и коллега Андрея Васнецова художник Виктор Борисович Эльконин. И только спустя шестнадцать лет на групповой выставке в Москве в 1987 году Андрей Васнецов показал девять своих живописных работ, в том числе и «Автопортрет с семьей» (1987). Композиция «Автопортрета с семьей» была исполнена в нескольких вариантах. Решая новые задачи он каждый раз менял пространственный строй картины, экспериментировал с формой и цветом. Неизменным оставалось одно: образ самого художника, его жены Ирины Ивановны Васнецовой, московского скульптора, и сына Федора, который в будущем также станет художником.
В 1970-м годам живопись Андрея Васнецова обретает зрелую уверенность. В этом произведении мы видим, как художественное наследие, в частности интерьерные работы Алексея Гавриловича Венецианова, буквально трансформируются в сложном процессе художественной адаптации. К этому времени Андрей Васнецов вырабатывает формулу своего искусства. Он говорит: «Для меня в первую очередь важны форма и композиционно-пространственный строй изображения». А эта задача удачно решалась ограниченным подбором цветовых слоев. Художник добавлял: «Я же не против цвета. Я против того, чтобы цвет нарушал точность передаваемых чувств».
Но кажущаяся черно-белой палитра Андрея Васнецова буквально соткана из тончайших колористических и тональных нюансов. В частности, большим открытием для нас был и нежнейший розовый, который внезапно проявился при специальном экспозиционном освещении. Этот цвет словно вторит внутреннему содержанию картины, ведь во время работы над выставкой нам стали известны интересные детали, связанные с созданием этой композиции. В частности, образ сидящего на коленях мальчика Андрей Васнецов почерпнул из рисунка десятилетнего Федора «Дома не все». Все тот же интерьер квартиры в Большом Харитоньевском переулке, милые детали, подмеченные зорким взглядом мальчика, но среди изображенных нет папы. В «Автопортрете с семьей» образ Федора словно замыкает композицию, он становится смысловым центром этой картины, главная идея которой заключается в семейном единении, а также в скрытом от глаз зрителя диалоге между сыном и бесконечно любящим его отцом.
Но кажущаяся черно-белой палитра Андрея Васнецова буквально соткана из тончайших колористических и тональных нюансов. В частности, большим открытием для нас был и нежнейший розовый, который внезапно проявился при специальном экспозиционном освещении. Этот цвет словно вторит внутреннему содержанию картины, ведь во время работы над выставкой нам стали известны интересные детали, связанные с созданием этой композиции. В частности, образ сидящего на коленях мальчика Андрей Васнецов почерпнул из рисунка десятилетнего Федора «Дома не все». Все тот же интерьер квартиры в Большом Харитоньевском переулке, милые детали, подмеченные зорким взглядом мальчика, но среди изображенных нет папы. В «Автопортрете с семьей» образ Федора словно замыкает композицию, он становится смысловым центром этой картины, главная идея которой заключается в семейном единении, а также в скрытом от глаз зрителя диалоге между сыном и бесконечно любящим его отцом.
Андрей Васнецов. Осенний пейзаж с охотниками. 1976. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Неизменными членами семьи Васнецова были охотничьи собаки. Охоте — главному увлечению Васнецовых посвящена целая серия картин, которая возникла все в те же 1970-е годы. Известно, что Владимир Викторович начал брать Андрея в охотничьи поездки, когда тому было всего 11 лет. А уже в зрелом возрасте они стали для художника возможностью отдохнуть от московской суеты, обрести необходимую для работы точку опоры. Это увлечение разделили семья — жена и сын художника. В поездках на берега рек Волги, Медведицы, в Карелию художник находил мотивы для своих картин, в том числе и для композиции «Осенний пейзаж с охотниками». Вероятно, что идея картины зародилась у художника во время путешествия в Архангельскую область, где вместе с семьей Васнецов жил в деревне Труфаново на берегу Лёкшмозера.
Однако художник отказывается от передачи специфики природы этих мест, времени года, отказывается от повествовательности. В гармонии форм рождается сложный образный мир, некая метафизика. Это словно фотонегатив, на котором запечатлен макрокосмос. Этот мир драматичен, но в то же время прекрасен. В том, что существует за границами видимого, художник чувствовал красоту мира. Ту красоту, которую воспевал и о которой говорил Виктор Михайлович Васнецов. Словно продолжая эту идею Андрей Владимирович говорил: «Природа сама по себе еще не есть искусство. Искусство же есть форма, степень интерпретации, образность». Этому высказыванию как нельзя лучше вторят пейзажи из подмосковного Абрамцева — важного места в жизни и творчестве художников Васнецовых.
Однако художник отказывается от передачи специфики природы этих мест, времени года, отказывается от повествовательности. В гармонии форм рождается сложный образный мир, некая метафизика. Это словно фотонегатив, на котором запечатлен макрокосмос. Этот мир драматичен, но в то же время прекрасен. В том, что существует за границами видимого, художник чувствовал красоту мира. Ту красоту, которую воспевал и о которой говорил Виктор Михайлович Васнецов. Словно продолжая эту идею Андрей Владимирович говорил: «Природа сама по себе еще не есть искусство. Искусство же есть форма, степень интерпретации, образность». Этому высказыванию как нельзя лучше вторят пейзажи из подмосковного Абрамцева — важного места в жизни и творчестве художников Васнецовых.
Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век». Вид экспозиции в Новой Третьяковке. 2024. Андрей Васнецов. Абрамцево. Дорога. 1990. Холст, масло.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Представленные на выставке абрамцевские пейзажи составляют поздний, но очень важный период творчества Андрея Васнецова. Вспоминая детские годы, художник говорил: «Летом мы выезжали на дачу в Абрамцеве, которую родители всегда снимали, в том числе и у вдовы известного живописца Ильи Ивановича Машкова — Марии Ивановны. Полноправным обитателем поселка художников Андрей Васнецов стал в конце 1980-х годов, когда приобрел в Абрамцево участок с домом и построил мастерскую, которая стала еще одним местом его работы. Сопоставляя детские воспоминания и зрелые впечатления, Андрей Васнецов говорил: «Мои ощущения похожи и не похожи теперь, когда я уже не только взрослый, но и сильно постаревший человек. Тогда я воспринимал кусками и конкретно, теперь в целом и восторженно. Я в восторге от всего — леса, неба, реки». Постоянное созерцание природы дало мощный импульс пейзажной живописи Андрея Васнецова. Его работы словно раскрываются новыми красками, появляется темно-зеленый, нежно-фиолетовый, розовые оттенки и его знаменитый перламутровый. Художника не интересует пейзаж как таковой, а состояние природы. Не мгновение природного угасания или оживления, а природа сама по себе, как целостная гармоничная система.
Творческие пути Андрея и Виктора Михайловича Васнецовых неоднократно пересекались, в том числе и в проектах, реализованных Третьяковской галереей. Мы знаем, что по эскизам Виктора Михайловича был создан изразцовый декор на фасаде главного здания Третьяковской галереи. В середине 1980-х годов Андрей Васнецов был приглашен к работе над созданием нового комплекса музея. Именно Андрей Васнецов создал керамический фриз, фонари в открытой галерее и ворота нового Инженерного комплекса музея. Тема памяти предков была чрезвычайно важна для Андрея Васнецова. Ка говорил художник Дмитрий Эльконин, Андрей Васнецов никогда не стремился потакать своему зрителю. «Аскет в быту, столпник в искусстве», — так говорили о нем друзья. Его живопись зачастую сложна для восприятия, но преодолев видимую суровость его холстов, ты словно попадаешь в другой мир, где царит гармония форм и чувствуется высокая духовность живописи Андрей Васнецова, высокая духовность семьи Васнецовых. А закончить сегодня экскурсию мне бы хотелось словами художника Гурия Филипповича Захарова: «И все-таки Андрей Васнецов похож на деда, в нем та же ясность. Простота, открытость и стремление к правде». Эти и другие произведения Андрея Владимировича Васнецова вы можете увидеть на выставке «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век».
Фото на превью: Экспозиция выставки «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век». Иван Новиков-Двинский/ГТГ
Творческие пути Андрея и Виктора Михайловича Васнецовых неоднократно пересекались, в том числе и в проектах, реализованных Третьяковской галереей. Мы знаем, что по эскизам Виктора Михайловича был создан изразцовый декор на фасаде главного здания Третьяковской галереи. В середине 1980-х годов Андрей Васнецов был приглашен к работе над созданием нового комплекса музея. Именно Андрей Васнецов создал керамический фриз, фонари в открытой галерее и ворота нового Инженерного комплекса музея. Тема памяти предков была чрезвычайно важна для Андрея Васнецова. Ка говорил художник Дмитрий Эльконин, Андрей Васнецов никогда не стремился потакать своему зрителю. «Аскет в быту, столпник в искусстве», — так говорили о нем друзья. Его живопись зачастую сложна для восприятия, но преодолев видимую суровость его холстов, ты словно попадаешь в другой мир, где царит гармония форм и чувствуется высокая духовность живописи Андрей Васнецова, высокая духовность семьи Васнецовых. А закончить сегодня экскурсию мне бы хотелось словами художника Гурия Филипповича Захарова: «И все-таки Андрей Васнецов похож на деда, в нем та же ясность. Простота, открытость и стремление к правде». Эти и другие произведения Андрея Владимировича Васнецова вы можете увидеть на выставке «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век».
Фото на превью: Экспозиция выставки «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век». Иван Новиков-Двинский/ГТГ