Дорогие друзья, мы с вами вновь на выставке «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век». Но сегодня наш разговор пойдет о другом представителе творческой династии Васнецовых — Аполлинарии Михайловиче. Аполлинарий Васнецов известен как мастер пейзажной живописи и как художник, создавший замечательную серию картин под названием «Старая Москва».
Родился Аполлинарий Васнецов в 1856 году в селе Рябово в семье потомственного священника Михаила Васильевича Васнецова. Аполлинарий Михайлович был младшим братом Виктора Михайловича, разница в возрасте составляла восемь лет. Они очень рано потеряли своих родителей. Сначала мать — Аполлинарию Ивановну, а затем в 1870 году скончался отец. Аполлинарий Михайлович остался на попечении старшего брата Виктора, который стремился дать ему не только хорошее образование, но и художественные навыки, поскольку видел, что его младший брат заявляет о себе как о художнике.
С детства Аполлинарий Михайлович рисовал с большим удовольствием. Как и все дети в семье Васнецовых, Аполлинарий Михайлович сначала закончил духовное училище в Вятке, а затем приехал к Виктору Михайловичу в Петербург в надежде поступить в Академию художеств. Не имея среднего образования, в Академию художеств он не поступил, но под руководством своего брата стал заниматься художеством. В результате упорного труда Аполлинарий Михайлович стал знаменитым художником, который получал всевозможные награды на международных выставках. Его картины находятся в Третьяковской галерее.
Родился Аполлинарий Васнецов в 1856 году в селе Рябово в семье потомственного священника Михаила Васильевича Васнецова. Аполлинарий Михайлович был младшим братом Виктора Михайловича, разница в возрасте составляла восемь лет. Они очень рано потеряли своих родителей. Сначала мать — Аполлинарию Ивановну, а затем в 1870 году скончался отец. Аполлинарий Михайлович остался на попечении старшего брата Виктора, который стремился дать ему не только хорошее образование, но и художественные навыки, поскольку видел, что его младший брат заявляет о себе как о художнике.
С детства Аполлинарий Михайлович рисовал с большим удовольствием. Как и все дети в семье Васнецовых, Аполлинарий Михайлович сначала закончил духовное училище в Вятке, а затем приехал к Виктору Михайловичу в Петербург в надежде поступить в Академию художеств. Не имея среднего образования, в Академию художеств он не поступил, но под руководством своего брата стал заниматься художеством. В результате упорного труда Аполлинарий Михайлович стал знаменитым художником, который получал всевозможные награды на международных выставках. Его картины находятся в Третьяковской галерее.
Николай Кузнецов. Портрет А. М.Васнецова. 1897. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Мы с вами сейчас находимся около портрета Аполлинария Васнецова, который написал в 1897 году его друг Николай Дмитриевич Кузнецов. На этом портрете Аполлинарию Михайловичу сорок лет. Мы видим, он стоит в своей обычной позе со скрещенными на груди руками, с мечтательным взглядом на лице. Таким его и запомнили современники.
У Аполлинария Михайловича было много дарований. Он был не только прекрасным художником-пейзажистом, но и прекрасным искусствоведом, человеком, серьезно увлекающимся наукой. Он написал много трудов, в которых выразил свои философские размышления о сущности жизни, о проблемах творчества, об искусстве.
С 1882 года Аполлинарий Васнецов становится участником Абрамцевского художественного кружка. Как он сам говорил, он попал в окружение звезд первой величины. Ему удалось поработать вместе с такими замечательными художниками, как Илья Репин, Василий Поленов, Василий Суриков, и художниками более молодого поколения, но уже заявившими о себе в искусстве, среди которых были Константин Коровин, Валентин Серов, Илья Остроухов. И в окружении этих живописцев формировалось мастерство Аполлинария Михайловича.
У Аполлинария Михайловича было много дарований. Он был не только прекрасным художником-пейзажистом, но и прекрасным искусствоведом, человеком, серьезно увлекающимся наукой. Он написал много трудов, в которых выразил свои философские размышления о сущности жизни, о проблемах творчества, об искусстве.
С 1882 года Аполлинарий Васнецов становится участником Абрамцевского художественного кружка. Как он сам говорил, он попал в окружение звезд первой величины. Ему удалось поработать вместе с такими замечательными художниками, как Илья Репин, Василий Поленов, Василий Суриков, и художниками более молодого поколения, но уже заявившими о себе в искусстве, среди которых были Константин Коровин, Валентин Серов, Илья Остроухов. И в окружении этих живописцев формировалось мастерство Аполлинария Михайловича.
Уже в 1883 году он участвует в первой своей Передвижной выставке. И его небольшую, но очень эффектную картину «Серый денек» покупает Павел Михайлович Третьяков. Через несколько лет, в 1886 году, Васнецов создает картину «Родина», и она также попадает в Третьяковскую галерею. В этом небольшом произведении художник воплощает свои представления о том, чем для него является Родина — это патриархальная Россия с бескрайними полями, лугами, с покосившимися от времени избами, но непременно с белым силуэтом церквушки где-то вдалеке на горизонте.
Аполлинарий Васнецов. Ахтырка. Вид усадьбы. 1894. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Аполлинарий Михайлович очень часто останавливался недалеко от усадьбы Абрамцево — в Ахтырке. Сейчас мы с вами около работы, которая была написана спустя десять лет, в 1894 году. Это более позднее произведение, где он изображает в перспективном удалении эту замечательную усадьбу, построенную еще в 1820 году по проекту архитектора Александра Кутепова в стиле ампир. В этих благодатных местах художники жили, часто общаясь с историком, филологом Федором Ивановичем Буслаевым, с которым вели непременные длительные разговоры об искусстве, фольклоре и русской истории.
Все эти пейзажи, о которых мы с вами говорили, написаны на пленэре. Безусловно огромную роль здесь сыграл Василий Дмитриевич Поленов, мастер пленэрной живописи. И мы понимаем, как хорошо усвоил этот урок Аполлинарий Михайлович Васнецов, но он работал и в другом направлении. Сейчас мы с вами пройдем в другой раздел, который называется «Метафизика природы», и увидим большое полотно этого мастера под названием «Элегия», где он уже будет размышлять о связи человека и космоса, о величии Творца, о бренности человеческой жизни.
Так же, как и старший брат Виктор, Аполлинарий проявлял огромный интерес к иррациональному миру. И свой интерес к неземному он очень часто выражал в своих произведениях. В них он размышляет о величии Творца, о том, сколь временна жизнь человека, пытается понять и найти эту взаимосвязь человека и Всевышнего. К таким произведениям можно отнести картину «Элегия», перед которой мы с вами сейчас и находимся. Произведение написано под впечатлением картины Арнольда Бёклина «Остров мертвых». Творчеством этого мастера тогда серьезно увлекались в России. Практически в каждой интеллигентной семье можно было увидеть на стене гравюру с этого произведения.
Не прошло это увлечение и мимо Аполлинария Михайловича. Художник побывал в старинной усадьбе Кучук-Ламбат в Крыму, что на мысе Плака. И этот старый полуразрушенный некрополь, кладбище, трагические кипарисы, которые он увидел, бушующее море в сумраке ночи — все это послужило поводом для создания подобного произведения. Это метафизическое состояние художник пытается передать через одиноко сидящую на скамье фигуру мужчины в позе философа. Томные кипарисы создают трагическое настроение, и в противовес этому темному пятну, он изображает светлые могильные плиты и склепы. Вдали едва мелькает огонек зажженной лампады возле часовни... Все это создает таинственное настроение. В 1893 году Аполлинарий Михайлович заканчивает это произведение.
Пожалуй, это последнее произведение, которое несет в себе приметы эпохи символизма. В 1900 году картина побывала на Всемирной выставке в Париже и получила серебряную медаль. В конце 1900-х годов Аполлинарий Михайлович посвящает свое творчество другой теме — теме старой Москвы. И сейчас мы пройдем в раздел нашей выставки под названием «Исторический экскурс» и увидим одну картину из этого цикла.
Когда братья Васнецовы оказались в Москве, их настолько потрясла древняя архитектура Москвы и особенно Кремля, что, как они сами говорили, кружили вокруг Кремля, любуясь этим прекрасными соборами. Для Аполлинария Михайловича Васнецова эта тема стала важной в творчестве. Когда он поселился в Кокоревском подворье на Софийской набережной, он из окна писал вид на Кремль, который ему открывался. Эти картины сейчас представлены у нас на выставке, их можно увидеть.
Так же, как и старший брат Виктор, Аполлинарий проявлял огромный интерес к иррациональному миру. И свой интерес к неземному он очень часто выражал в своих произведениях. В них он размышляет о величии Творца, о том, сколь временна жизнь человека, пытается понять и найти эту взаимосвязь человека и Всевышнего. К таким произведениям можно отнести картину «Элегия», перед которой мы с вами сейчас и находимся. Произведение написано под впечатлением картины Арнольда Бёклина «Остров мертвых». Творчеством этого мастера тогда серьезно увлекались в России. Практически в каждой интеллигентной семье можно было увидеть на стене гравюру с этого произведения.
Не прошло это увлечение и мимо Аполлинария Михайловича. Художник побывал в старинной усадьбе Кучук-Ламбат в Крыму, что на мысе Плака. И этот старый полуразрушенный некрополь, кладбище, трагические кипарисы, которые он увидел, бушующее море в сумраке ночи — все это послужило поводом для создания подобного произведения. Это метафизическое состояние художник пытается передать через одиноко сидящую на скамье фигуру мужчины в позе философа. Томные кипарисы создают трагическое настроение, и в противовес этому темному пятну, он изображает светлые могильные плиты и склепы. Вдали едва мелькает огонек зажженной лампады возле часовни... Все это создает таинственное настроение. В 1893 году Аполлинарий Михайлович заканчивает это произведение.
Пожалуй, это последнее произведение, которое несет в себе приметы эпохи символизма. В 1900 году картина побывала на Всемирной выставке в Париже и получила серебряную медаль. В конце 1900-х годов Аполлинарий Михайлович посвящает свое творчество другой теме — теме старой Москвы. И сейчас мы пройдем в раздел нашей выставки под названием «Исторический экскурс» и увидим одну картину из этого цикла.
Когда братья Васнецовы оказались в Москве, их настолько потрясла древняя архитектура Москвы и особенно Кремля, что, как они сами говорили, кружили вокруг Кремля, любуясь этим прекрасными соборами. Для Аполлинария Михайловича Васнецова эта тема стала важной в творчестве. Когда он поселился в Кокоревском подворье на Софийской набережной, он из окна писал вид на Кремль, который ему открывался. Эти картины сейчас представлены у нас на выставке, их можно увидеть.
Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. Улица в Китай-городе начала ХVII века. 1900. Холст, масло.
Государственный Русский музей
Затем он стал создавать цикл картин на тему старой Москвы. В 1900 году он пишет картину под названием «Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века». Эпоха XVII века, Смутного времени особенно привлекала Аполлинария Михайловича. Он интересовался жизнью города, у него была масса размышлений по этому поводу, и некоторые свои мысли он оставил в своих статьях: «Город жил чудной, полной страстей жизнью, отсюда вести разносились по всему городу: кто о войне, кто о казнях и новых налогах и поборах. Отсюда шум полной народной жизни, взбудораженной кознями вояк, ударяясь о кремлевские твердыни, поражая смуты, бунты и крамолу».
На картине мы как раз видим то, о чем писал в своей статье Аполлинарий Михайлович Васнецов. Вот эта очень узенькая улица, которая заполнена огромной массой людей: здесь и торговцы, которые что-то продают, стрельцы, которые стремительно врываются на эту узенькую улицу, здесь и глашатай, который зачитывает что-то важное, по всей вероятности. А другой житель Москвы поднимается на колокольню, и мы как будто ощущаем набатный гул колокола, который говорит о чем-то важном, возможно даже о тревожном. Но мы оставляем за кадром эту печальную историю Смутного времени.
Мы прежде всего обращаем внимание на то, с какой любовью художник изображает древнюю архитектуру. Он очень увлекался народным искусством, хорошо его знал, изучал. Он прекрасно знал деревянные шатровые храмы, которые испокон веков ставились на нашем Севере. И все это художник изображает на полотне. Мы видим, как украшены терема изразцами, как расписаны ворота. И в центре — совершенно узнаваемый храм Василия Блаженного. Эту картину Александр Николаевич Бенуа считал одной из лучших в творчестве Аполлинария Михайловича Васнецова, считал, что ему удалось передать совершенно удивительный, сказочный напев Древней Руси. И дальнейшее творчество Аполлинария Михайловича убедительно говорит о том, что путь реконструкции, который он избрал, был совершенно правильным. Надо сказать, что в советские годы Аполлинарий Михайлович Васнецов возглавлял комиссию «Старая Москва» и очень много сделал для того, чтобы древние памятники нашей столицы сохранились до сей поры.
Мы с вами посмотрели несколько произведений Аполлинария Васнецова. Я вас приглашаю на выставку «Связь поколений. Из XIX в XXI век», где в отдельном зале представлены произведения Аполлинария Михайловича Васнецова — его замечательные пейзажи, его картины из серии «Старая Москва», для того, чтобы вы сами убедились в таланте этого замечательного живописца.
Фото на превью: Экспозиция выставки «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век». Иван Новиков-Двинский/ГТГ
На картине мы как раз видим то, о чем писал в своей статье Аполлинарий Михайлович Васнецов. Вот эта очень узенькая улица, которая заполнена огромной массой людей: здесь и торговцы, которые что-то продают, стрельцы, которые стремительно врываются на эту узенькую улицу, здесь и глашатай, который зачитывает что-то важное, по всей вероятности. А другой житель Москвы поднимается на колокольню, и мы как будто ощущаем набатный гул колокола, который говорит о чем-то важном, возможно даже о тревожном. Но мы оставляем за кадром эту печальную историю Смутного времени.
Мы прежде всего обращаем внимание на то, с какой любовью художник изображает древнюю архитектуру. Он очень увлекался народным искусством, хорошо его знал, изучал. Он прекрасно знал деревянные шатровые храмы, которые испокон веков ставились на нашем Севере. И все это художник изображает на полотне. Мы видим, как украшены терема изразцами, как расписаны ворота. И в центре — совершенно узнаваемый храм Василия Блаженного. Эту картину Александр Николаевич Бенуа считал одной из лучших в творчестве Аполлинария Михайловича Васнецова, считал, что ему удалось передать совершенно удивительный, сказочный напев Древней Руси. И дальнейшее творчество Аполлинария Михайловича убедительно говорит о том, что путь реконструкции, который он избрал, был совершенно правильным. Надо сказать, что в советские годы Аполлинарий Михайлович Васнецов возглавлял комиссию «Старая Москва» и очень много сделал для того, чтобы древние памятники нашей столицы сохранились до сей поры.
Мы с вами посмотрели несколько произведений Аполлинария Васнецова. Я вас приглашаю на выставку «Связь поколений. Из XIX в XXI век», где в отдельном зале представлены произведения Аполлинария Михайловича Васнецова — его замечательные пейзажи, его картины из серии «Старая Москва», для того, чтобы вы сами убедились в таланте этого замечательного живописца.
Фото на превью: Экспозиция выставки «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век». Иван Новиков-Двинский/ГТГ