11 декабря 2019

Грани твор­че­ства Ар­хи­тек­ту­ра Василия Поленова

Пространственное мышление Василия Поленова позволяло ему осуществлять и монументальные живописные задачи, и архитектурные проекты, идеи которых формировались на протяжении долгих лет.

Абрамцево — Борок и Бёхово — Кологрив — Москва. Василий Поленов и архитектура

Помимо работы над живописными произведениями, преподавания, оформления театральных постановок и сочинения музыки, в жизни Поленова было ещё одно серьёзное увлечение — архитектура. Илья Репин так вспоминал об этой странице творчества Поленова:

Ведь он — архитектор, да ещё какой! Ещё будучи учеником Академии художеств, он некоторым архитекторам по-родственному сочинял и обрабатывал архитектурные программы на заданную тему, и те получали медали и звания.

И. Е. Репин — И. С. Остроухову. Пенаты. 6/19 июня 1924 г. // Сахарова Е. В.  Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников: Письма, дневники, воспоминания. М.: Искусство, 1964. С. 697

С 1880 по 1915 год Поленов спроектировал шесть зданий (не считая хозяйственных построек на территории усадьбы Борок): три церкви, Большой дом и мастерскую Аббатство в Борке, Дом театрального просвещения в Москве. Здания, построенные по проектам Поленова, близки памятникам архитектуры русского модерна. При этом исследователи говорят об особом, «поленовском» архитектурном стиле, специфика которого заключается в самобытном сплаве традиций зодчества Русского Севера и древнего Новгорода с романской архитектурой.

Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве


Проект абрамцевской церкви — первое обращение художника к архитектуре.

«В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, — писала в своей книге об Абрамцеве жена Поленова Наталья Васильевна, — жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу [Мамонтову] пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни… но до дела так и не дошло»1. К этой идее вернулись через год: объявили домашний конкурс, в котором победил проект Виктора Васнецова, во многом основанный на проекте Поленова.

1. Поленова Н. В. Абрамцево. Воспоминания. М.: Музей-заповедник «Абрамцево», 2006. С. 19–20

Поленов создал несколько вариантов архитектурного решения храма: один из ранних эскизов воспроизводит образцы деревянного зодчества Русского Севера, ещё один — готическую капеллу. Окончательный облик церковь обрела, когда в качестве главного прототипа Поленов выбрал новгородскую церковь Спаса на Нередице (около 1198). От неё абрамцевский храм унаследовал компактную структуру, лаконичный декор и цветовое решение. Обращение Поленова к зодчеству Руси домонгольского периода (которое он хорошо знал с детства благодаря совместным с отцом поездкам по древнерусским городам) стало новым словом в архитектуре того времени.

В работе над интерьером церкви участвовали многие художники Абрамцевского кружка. В 1882 году, после возвращения из путешествия в Египет и на Святую Землю, Поленов выполнил эскиз резного иконостаса, воспроизводящий иконостас ростовской церкви Иоанна Богослова на Ишне (1687–1689), сделал эскизы паникадил и хоругвей, написал иконы. Летом 1882 года церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве была освящена.

Борок — усадьба Поленовых

Мысль поселиться на живописных берегах Оки возникла у Поленова в 1887 году, когда он впервые увидел эти места. Мечта сбылась два года спустя. Когда жена Поленова Наталья Васильевна оформила сделку о покупке земли. Уже в 1892 году семья художника переселилась в новый Большой дом усадьбы Борок в Тульской губернии, построенный по проекту самого Поленова.

В облике всех построек усадьбы ощущается влияние европейской средневековой архитектуры: в деревянном оштукатуренном Большом доме с ломаной крышей, его флигеле, в Аббатстве — мастерской художника, возведённой из кирпича и дерева, с черепичной крышей (1904), каменном Адмиралтействе (1895), Фахверковом сарае (1895), построенном из местного известняка, который Поленов называл тарусским мрамором… Большой дом и Аббатство спроектированы таким образом, чтобы каждая часть их внутреннего пространства была функционально обусловлена. Ни один фасад этих зданий не повторяет другой.

Василий Поленов. Дом в Бёхове. Начало 1890-х. Бумага, акварель, карандаш. 20,3 × 30 см.
Василий Поленов. Мастерская Аббатство. Начало 1900-х. Бумага, карандаш. 34 × 23,7 см.
Василий Поленов. Адмиралтейство. Бумага, карандаш. 21,8 × 32,8 см.
Василий Поленов. Дом в Бёхове. Начало 1890-х. Бумага, акварель, карандаш. 20,3 × 30 см.
Василий Поленов. Мастерская Аббатство. Начало 1900-х. Бумага, карандаш. 34 × 23,7 см.
Василий Поленов. Адмиралтейство. Бумага, карандаш. 21,8 × 32,8 см.

В Большом доме, где всё, вплоть до мельчайших деталей, было выполнено по проектам Поленова, он создал первый в деревне музей, открытый для широкой публики. В нём все желающие могли познакомиться с картинами самого Поленова, работами его друзей и учеников, с предметами народного и декоративно-прикладного искусства, коллекциями египетских и греческих древностей, привезённых отцом художника из экспедиций. Экскурсии по дому проводил сам Василий Дмитриевич и члены его семьи.

За мастерской художника закрепилось необычное название, которое ей дал сам Поленов: «…я всё лето сооружал себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство»2. Это небольшое двухэтажное здание действительно стало для художника монастырём-крепостью, куда он удалялся для работы над картинами и театральными декорациями, а также для музицирования. И всё же облик мастерской больше напоминает европейские средневековые жилые дома, нежели аббатства. Впрочем, с последними его сближает угловая башенка и общая структура постройки, будто стихийно разраставшаяся со временем.

2. В. Д. Поленов — И. В. Цветаеву. [Борок]. 27октября 1904 // Сахарова, 1964. С. 647

Облик Борка сложился под впечатлением от семейных имений Поленовых — Имоченец под Петрозаводском, Ольшанки в Тамбовской губернии, — а особая творческая атмосфера появилась в том числе благодаря Абрамцеву — усадьбе Мамонтовых.

Василий Поленов. Дом в Бёхове. Холст на картоне, масло. 27 × 45 см.
Василий Поленов. Большой дом. 1899. Холст на картоне, масло. 9,3 × 16 см.
Василий Поленов. Адмиралтейство. Холст на картоне, масло. 9,5 × 16 см.
Василий Поленов. Дом в Бёхове. Холст на картоне, масло. 27 × 45 см.
Василий Поленов. Большой дом. 1899. Холст на картоне, масло. 9,3 × 16 см.
Василий Поленов. Адмиралтейство. Холст на картоне, масло. 9,5 × 16 см.

Церковь технического училища около города Кологрива Костромской губернии

В 1893 году Поленов скрупулезно разрабатывал проекты церкви технического училища близ города Кологрива Костромской губернии. Идея устройства училища принадлежала промышленнику и общественному деятелю Фёдору Чижову, уроженцу Костромы. В своём духовном завещании он предписал построить реальные училища в городах его родной губернии. Этот замысел воплотили в жизнь душеприказчики Чижова — Савва Мамонтов и Алексей Поленов (брат живописца). Они же пригласили Василия Поленова сделать проект внешнего убранства и интерьера церкви для грандиозного комплекса училища.

Поленов предложил оригинальное решение со свободной планировкой: при необходимости алтарная часть этой бесстолпной церкви могла быть отгорожена — тогда внутреннее пространство существовало бы автономно в качестве трапезной. Церковь в Кологриве, с золотыми главками и узорными поясками, пожалуй, самый «нарядный» архитектурный проект Поленова. По замыслу художника и следившего за исполнением проекта Мамонтова, интерьер храма должны были украсить картины, выполненные Поленовым, его учениками Александром Головиным, Егише Татевосяном и сестрой Еленой Поленовой по библейским эскизам Александра Иванова (с которым Чижов был хорошо знаком). Помимо эскизов Иванова, Поленов включил в программу декорации собственные решения: в эскизах интерьера церкви угадываются композиции его будущих картин «Поселился в Капернауме приморском», «Стерегли» и «Предал дух» из цикла «Из жизни Христа».

К сожалению, кологривская церковь так и не была построена, но её архитектурное решение легло в основу проекта церкви Святой Троицы в Бёхове, исполненного в 1903 году.

Церковь Святой Троицы в Бёхове

Василий Поленов. Троицкая церковь. Холст на картоне, масло. 6 × 9,3 см.
Василий Поленов. Троицкая церковь. Холст на картоне, масло. 6 × 9,3 см.

Недаром мужики-бёховцы называли его: Василий Дмитриевич — строитель.

Он и им выстроил церковь и, как всегда, дёшево и великолепно3.

3. И. Е. Репин — И. С. Остроухову. Пенаты. 6/19 июня 1924 г. // Сахарова, 1964. С. 697

Неподалёку от усадьбы Борок, в селе Бёхово, Поленов построил церковь для местных крестьян. Художник задумывал её как храм искусства: «Большинство великих созданий возникло на религиозной почве, было вызвано религией, и храм, посвящённый Божеству, становясь домом молитвы, становился хранителем искусства или искусств. Наша церковь, которая признаёт и живопись, и музыку, и поэзию, наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства, и это её огромная сила и значение как в прошедшем, так и в настоящем и будущем… Вот под влиянием каких дум я начинал созидать для наших соседей крестьян храм молитвы и искусства»4.

4. В. Д. Поленов — Л. В. Кандаурову. Борок. Август 1911 // На пути к Храму: Церковь Святой Троицы в Бёхове. Сост.: Е. Е. Каштанова, П. Л. Булыгин. [Б. м.], [Б. г.]. [С. 1]

В облике камерной церкви в Бёхове гармонично соединились архитектурные традиции разных эпох: по своей компактной ступенчатой структуре она напоминает деревянные храмы Русского Севера, по цветовому решению, пропорциям и размещению окон — романскую архитектуру скандинавских стран, а шлемовидный купол «позаимствован» у собора Святой Софии в Новгороде (1045–1050).

Башня-звонница похожа на средневековые европейские колокольни, хотя в проекте художник изобразил более традиционную для русской архитектуры шатровую колокольню. В существующем виде она напоминает колокольню Воскресенского храма в соседней с Бёховым Тарусе (1628–1654, перестраивалась в XVIII–XXвеках). Так на разных берегах Оки рождается «рифма» двух храмов с похожими колокольнями.

Образцом для интерьера бёховского храма стала церковь Святой Елены в Иерусалиме с колоннами на высоких базах и с лотосовидными капителями. Согласно архивному документу, «несколько листов аканта на правой передней капители высечены собственноручно Поленовым». Росписей внутри церкви нет, она была украшена картинами на евангельские сюжеты, написанными Поленовым, его учениками и друзьями-художниками: Александром Головиным, Еленой Поленовой, Ильёй Репиным, Егише Татевосяном и Марией Якунчиковой.

Росписей внутри церкви нет, она была украшена картинами на евангельские сюжеты, написанными Поленовым, его учениками и друзьями-художниками: Александром Головиным, Еленой Поленовой, Ильёй Репиным, Егише Татевосяном и Марией Якунчиковой.

Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова

Василий Поленов. Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова в Москве на Медынке Осуществленный проект здания. 1915
Василий Поленов. Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова в Москве на Медынке Осуществленный проект здания. 1915

Последнее спроектированное Поленовым здание предназначалось для Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров — организации, в деятельности которой Поленов принимал живое участие, поскольку считал необходимым поддерживать деревенские и детские театры. По замыслу Поленова, дом на углу улицы Медынки и переулка Кабанихина (ныне Зоологическая, 13)должен был стать «театральной лабораторией на всю Россию»5. Лабораторией, которая бы снабжала любительские театры типовыми заготовками оформления сцены и помогала им отбирать и адаптировать литературные произведения для постановок.

5. Сахарова, 1964. С. 43

Участок земли под строительство этого дома Поленов выкупил в начале1915-го, а уже в декабре того же года состоялось его торжественное открытие. Строил по проекту Поленова известный архитектор эпохи модерна Осип Шишковский. Он бережно отнёсся к эскизам-вариантам художника, предлагавшего решение в традициях готики. Сам Поленов относил этот трёхэтажный дом к «бретонскому стилю XVвека», о чём свидетельствует надпись на проекте. Здание с угловой башней с конусообразной крышей и тройным стрельчатым окном действительно напоминает французский средневековый замок, только в миниатюре.

Внутри него сделали сцену и зал на 300 мест, библиотеку для народных театров, склад реквизита для любительских кружков, костюмерные и декорационные мастерские, в которых Поленов создал несколько десятков типовых декораций.

До и после революции здесь давали спектакли, в том числе в постановках самого Поленова — например, шла пьеса для детей «Анна Бретонская». В 1928 году здание пострадало от пожара, что серьёзно отразилось на его облике. В сильно перестроенном виде дом дошёл до нашего времени.

Послесловие

В архитектурном творчестве Поленова отразились поиски художника в самых разных областях искусства: в живописи, графике и театрально-декорационном искусстве. Он творчески переосмысливал традиции европейского и древнерусского зодчества, основываясь на своих наблюдениях и многочисленных эскизах, сделанных во время путешествий.

Все здания, построенные по проектам Василия Дмитриевича, камерные, и это отвечает характеру его живописного творчества — пейзажам и картинам евангельской серии, в которых большое внимание уделено образам природы. Архитектуру Поленова отличает простое цветовое решение, в ней практически нет живописного и скульптурного декора, но благодаря асимметрии фасадов, группировке и форме окон постройки приобретают эффектный вид. Наконец, архитектура Поленова всегда бережно вписана в окружающий ландшафт, в чём созвучна его живописи, в которой неизменно много света и воздуха, а архитектурные и природные мотивы сосуществуют в неразрывном единстве.