13 января 2023

Архивная история Александр Бенуа, Ольга и Валентин Серовы

Начало 1900-х годов — переломный период в творческой биографии Валентина Серова. Он выходит из Товарищества передвижных художественных выставок и присоединяется к обществу «Мир искусства». На фотографии, которая хранится в Отделе рукописей Третьяковской галереи, Валентин Серов запечатлен со своей супругой Ольгой Федоровной и с одним из основателей «Мира искусства» Александром Бенуа. Где и при каких обстоятельствах был сделан снимок? Рассказывает заведующая Отделом рукописей ГТГ Елена Теркель.
Александр Николаевич Бенуа, Ольга Федоровна и Валентин Александрович Серовы. Ино. 1903. Фотография.
Александр Николаевич Бенуа, Ольга Федоровна и Валентин Александрович Серовы. Ино. 1903. Фотография.
В 1901 году Валентин Серов приобрел участок земли на берегу Финского залива. Вскоре здесь был возведен простой деревянный дом, где семья художника проводила летние месяцы. Эти места знакомы нам по картинам «Финляндский дворик», «Лошади на взморье» и другим.
Валентин Серов. Финляндский дворик. 1902. Картон, масло.
Валентин Серов. Финляндский дворик. 1902. Картон, масло.
Серов был не очень общительным человеком, поэтому на дачу в Ино приглашались только самые близкие друзья. В июле 1903 года туда отправились из Петербурга Александр Бенуа и Лев Бакст. Последний сообщал в письме невесте — дочери Павла Михайловича Третьякова, Любови Гриценко: «Я в восторге от поездки, от их именьица, житья на берегу моря и от милой, доброй, славной Ольги Федоровны! <…> Дети Серова славные, загорелые, целый день босиком, полощутся в море. Все у них просто без затей, и сам Антоша (так называли Валентина Серова близкие — Прим. ред.) мне очень по сердцу посреди своей мирной семьи».
Валентин Серов. Лошади на взморье. 1905. Холст, масло.
Валентин Серов. Лошади на взморье. 1905. Холст, масло.
Лев Бакст взял в поездку фотокамеру и запечатлел всю компанию в непринужденной домашней обстановке. Валентин Александрович смотрит в окно, взяв за руку жену, а Александр Бенуа устремил взгляд прямо на фотографа, облокотившись на подоконник. Редкий любительский снимок дает представление о повседневной жизни художников, минутах их дружеского общения, о которых Бакст поведал в том же письме: «Страшно весело было, и даже нервную, немного пугливую Ольгу Федоровну развеселили очень, и она бегала с нами, как девочка».