12 октября 2021

Текст Чем русский символизм отличался от ев­ро­пейско­го?

Во многом наследуя художественные принципы европейского символизма, русский символизм имеет ряд самобытных черт. По замечанию Сергея Маковского, русский символизм «оказался не тем, каким он был на Западе: от стилистических, формальных изысканностей и от “соответствий” наши символисты сейчас же ушли в глубины, которые иначе не назовешь, как религиозные»

Истоки в религиозной философии и поэтической теории

Константин Сомов. Портрет поэта и писателя В. И. Иванова. 1906. Бумага, итальянский карандаш, белила, цветной карандаш.
Константин Сомов. Портрет поэта и писателя В. И. Иванова. 1906. Бумага, итальянский карандаш, белила, цветной карандаш.

Русский символизм зарождается в 1890-е годы в изобразительном искусстве и  религиозной философии, а позднее в поэтической теории. Этап теоретического осмысления символизма связан с именами младосимволистов — Александра Блока, Андрея Белого, Вячеслава Иванова, Эллиса (Л. Кобылинского) — и получает развитие в 1900-е годы.

Понимание символа

Михаил Врубель. Демон поверженный. 1902. Картон, акварель, белила, графитный карандаш, галловые чернила, перо.
Михаил Врубель. Демон поверженный. 1902. Картон, акварель, белила, графитный карандаш, галловые чернила, перо.

Наиболее емкое определение символа в контексте символизма, обобщающее европейский и русский опыт, дает в своей статье «Поэт и чернь» (1904) Вячеслав Иванов: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном (иератическом и мистическом) языке намека и внушения нечто неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и темен в последней глубине. Он органическое образование, как кристалл. Он даже некая монада и тем отличается от сложного и разложимого состава аллегории, притчи или сравнения. Аллегория  — иносказание, символ указание. Аллегория логически ограничена и внутренне неподвижна, символ имеет душу и внутреннее развитие, он живет и перерождается».

Творчество как процесс теургического жизнестроительства

Лев Бакст. Элизиум. Вариант занавеса для Драматического театра В. Ф. Комиссаржевской. 1906. Бумага на холсте, акварель, гуашь, бронзовая краска, черный карандаш.
Лев Бакст. Элизиум. Вариант занавеса для Драматического театра В. Ф. Комиссаржевской. 1906. Бумага на холсте, акварель, гуашь, бронзовая краска, черный карандаш.

Вячеславу Иванову принадлежит определение символа как «ядра и зародыша мифа». Отсюда и возникает понимание высшей задачи творчества как  процесса теургического жизнестроительства. В статье «Поэт и чернь» (1904) Вячеслав Иванов пишет: «Мистерия — упразднение символа, как подобия, и мифа, как отраженного, увенчание и торжество через прохождение вратами смерти. Мистерия — победа над смертью, положительное утверждение личности».

Два типа символизма

Петр Уткин. Займище. 1908. Холст, темпера.
Петр Уткин. Займище. 1908. Холст, темпера.

В статье «Две стихии русского символизма» (1908) Вячеслав Иванов выделил два типа символизма — идеалистический и реалистический: «Идеалистический символизм есть интимное искусство утонченных, реалистический символизм — келейное искусство тайновидения мира и религиозного действия за мир». Второй вид символизма наиболее близок русскому художественному сознанию и получил развитие в теории теургического творчества.

Понятие теургии

Павел Кузнецов. Утро (Рождение). 1905. Холст, темпера.
Павел Кузнецов. Утро (Рождение). 1905. Холст, темпера.

Под теургической (теургия, от греч. theos — бог, ergon — работа; боготворчество) задачей художника в русском символизме понималось преображающее мир явление сверхприродной реальности и высвобождение истинной красоты из-под грубых покровов вещества.

У истоков теории теургического творчества стоял русский философ Владимир Соловьев. В своих сочинениях «Красота в природе», «Общий смысл искусств» (1890) он писал: «Художники и поэты опять должны стать жрецами и пророками, но уже в другом, еще более важном и возвышенном смысле: не только религиозная идея будет владеть ими, но они сами будут владеть ею и сознательно управлять ее земными воплощениями». И далее: «Совершенное искусство в своей окончательной задаче должно воплотить абсолютный идеал не в одном только воображении, а в самом деле, должно одухотворить и пресуществить нашу жизнь. Если скажут, что указанная задача выходит за пределы искусства, то спрашивается: кто установил эти пределы».

Учение о Софии Премудрости Божией

Михаил Нестеров. Философы. 1917. Холст, масло.
Михаил Нестеров. Философы. 1917. Холст, масло.

Отличительной чертой русского символизма является также его связь с русской богоискательской философией Всеединства, центральной концепцией которого было учение о Софии Премудрости Божией.

У истоков этого учения стоял философ Владимир Соловьев («Три свидания», 1898). В дальнейшем оно получило последовательное развитие у Павла Флоренского («Столп и утверждение истины», 1914) и Сергия Булгакова («Свет невечерний. Созерцания и умонастроения», 1917). В их трактовке София предстает как личность, стоящая на грани мира божественного и мира земного. Она сотворена действием Святой Троицы для воплощения божественного замысла устроения человеческой жизни по идеальным законам красоты. Она обладает высшим даром сочетать и гармонизовать все сущее в мире. Неслучайно все философы и поэты, пиcавшие о ней, именовали ее «София — художница небесная». В свете Софии христианство раскрывалось как религия культуры — созидания, творчества, — воспринявшая все самое ценное из сокровищницы человеческой мысли, поэтому ее обожествляют люди-творцы, слышащие гармонию небесных сфер. Творчество, художество есть путь постижения Бога, а София — путеводительница для вступающих на этот путь. Она подобна античной музе, встреча с ней, о которой мечтает каждый поэт и художник, — свидетельство его богоизбранности».

Подобные размышления о конечных задачах искусства хоть и выходили далеко за границы реальной художественной практики, но намечали путь к общекультурному синтезу, к единству философии, богословия и художественного творчества, о котором грезили теоретики символизма. Русская софиология воплотилась в творчестве в форме поэтического культа Вечной женственности.

Теза и антитеза русского символизма

Виктор Борисов-Мусатов. Призраки. 1903. Холст, темпера, пастель.
Виктор Борисов-Мусатов. Призраки. 1903. Холст, темпера, пастель.

Александр Блок в статье «О современном состоянии русского символизма» (1910), обозначая тезу и антитезу русского символизма, подробно описывает в метафорической форме метод теургического творчества, также поэт подводит итог основного периода развития этого направления. Если в русской поэзии кризис обозначился уже к 1906 году, то в изобразительном искусстве мы наблюдаем кризис символизма к 1908 году.

Теза символизма:

Символист уже изначала — теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие; но на эту тайну, которая лишь впоследствии оказывается всемирной, он смотрит как на свою; он видит в ней клад, над которым расцветает цветок папоротника в июньскую полночь; и хочет сорвать в голубую полночь — “голубой цветок”.

Антитеза символизма:

Итак, свершилось: мой собственный волшебный мир стал ареной моих личных действий, моим “анатомическим театром”, или балаганом, где сам я играю роль наряду с моими изумительными куклами (ессе homo!). Золотой меч погас, лиловые миры хлынули мне в сердце. Океан — мое сердце, все в нем равно волшебно: я не различаю жизни, сна и смерти, этого мира и иных миров (мгновенье, остановись!). Иначе говоря, я уже сделал собственную жизнь искусством…

Серебряный век

Константин Сомов. Дама в голубом платье (Портрет Елисаветы Михайловны Мартыновой). 1897–1900. Холст, масло.
Константин Сомов. Дама в голубом платье (Портрет Елисаветы Михайловны Мартыновой). 1897–1900. Холст, масло.

В русском искусстве эпоха расцвета изобразительного символизма и модерна получила поэтичное название Серебряный век. Его история имела два этапа развития: первый этап — с конца 1880-х до начала 1900-х, второй этап — с середины 1900-х до середины 1910-х годов, от радикальных новаций Михаила Врубеля до утонченности символистского языка мастеров объединения «Голубая роза».

Первая волна русского символизма

Константин Сомов. Арлекин и смерть. 1907. Бумага, акварель, гуашь.
Константин Сомов. Арлекин и смерть. 1907. Бумага, акварель, гуашь.

К первой волне символизма в русском искусстве относится творчество Михаила Врубеля и мастеров объединения «Мир искусства». Этот этап характеризуется включением русской художественной школы в процесс формирования символизма и модерна. В целом для этого периода характерно утверждение индивидуалистического творческого сознания, становление концепции  «искусства для искусства».

Михаил Врубель стал первопроходцем этого художественного русла в русском искусстве, обратившись к разработке авторской мифотворческой реальности и новаторского художественного языка, предполагавшего радикальную трансформацию натурных форм.

Объединение «Мир искусства» становится инициатором всех художественных начинаний эпохи. «Мир искусства» — это и одноименный художественный журнал, и международные выставки, позволившие русскому искусству получить европейский резонанс. В основе эстетики «Мира искусства» лежал принцип ретроспективизма, поэтического взгляда в прошлое. Универсализм творчества художников проявился в оформлении спектаклей прославленных «Русских сезонов» в Париже под руководством Сергея Дягилева, начавшихся в 1908 году.

Вторая волна русского символизма

Виктор Борисов-Мусатов. Изумрудное ожерелье. 1903–1904. Холст, масло, темпера.
Виктор Борисов-Мусатов. Изумрудное ожерелье. 1903–1904. Холст, масло, темпера.

Вторая волна русского изобразительного символизма характеризуется  появлением художественно-эстетической теории этого направления.

К этой волне относится творчество Виктора Борисова-Мусатова и его последователей, мастеров объединения «Голубая роза» (1907). Прошлое в  картинах Борисова-Мусатова лишено конкретного исторического адреса — это «просто прекрасная эпоха», эпоха старинных усадеб и погруженных в воспоминания дам, некое идеальное инобытие художественной мечты. Его полотна построены по законам музыкальной гармонии и перекликаются с поэзией русского символизма. Вслед за Михаилом Врубелем он сумел создать авторскую художественную систему, построенную на строгих законах формы для выражения сложных смысловых и эмоциональных нюансов. Художники объединения «Голубая роза» были последователями Виктора Борисова-Мусатова. Они довели до предельного истончения живописную поверхность, наполнив ее мистическим светом, ощущением присутствия духовного мира в материальных явлениях. Их искусство последовательно отражает эстетику и поэтику русского символизма.

Выставка «Голубая роза» 1907 года явилась ярким событием в художественной жизни Москвы. Издание журнала «Золотое руно» (1906–1909) в оформлении художников стало идеальным воплощением художественного журнала эпохи Серебряного века.

Превью: Михаил Врубель. Пан. 1899. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея