21 декабря 2020

Что почитать о Фальке

Читать о Роберте Фальке не менее интересно, чем смотреть его картины. Монографии о нем написаны ведущими искусствоведами. Живой образ классика авангарда остался и в воспоминаниях его близких, современников, а также в письмах и статьях самого художника.

Роберт Фальк был одним из немногих художников эпохи авангарда, чье теоретическое наследие ничуть не уступает творческому. Эта книга вышла в 1981 году благодаря вдове мастера Ангелине Щекин-Кротовой и долгие годы была главным источником информации о его жизни и творчестве. Особую ценность представляют материалы, проливающие свет на довольно скудно осмысленный парижский период в жизни художника. Кроме того, в сборник вошли письма Фалька, записи его бесед с учениками, воспоминания современников. Художник размышляет о предметности в живописи, вспоминает Владимира Фаворского, рассказывает о жизни в Париже и своих переживаниях, связанных с тем, что он не может жить «как настоящий художник» («то есть почти целый день писать или хотя бы иметь постоянно свободную голову, чтобы думать о своей работе»). В этих текстах прекрасно чувствуется упорство человека, который оставался верен собственным убеждениям, несмотря на выпавшие ему испытания.

Роберт Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. М.: Советский художник, 1981

Глеб Поспелов был одним из первых историков искусства, кто отважился поместить русский авангард в широкий исторический контекст. Правда, его исследованию «Бубнового валета» была уготована столь же непростая судьба, как и многим героям его повествования. На русском языке книга вышла только в 1990-х. В центре внимания Поспелова — художественная практика московских живописцев 1900–1910-х и ее отношения с городским фольклором и примитивом в русском искусстве, а также с тенденциями, оформившимися на рубеже XIX и XX веков в европейской художественной жизни. В контексте разговора о Роберте Фальке наиболее важной представляется глава о живописи Сезанна и ее влиянии на творчество русских художников. Еще при жизни за Фальком закрепилась репутация «типичного сезанниста» — лишь ближе к 1920 году он изменил систему изобразительного языка. Труд Поспелова позволяет проследить, как идеи сезаннизма раскрывались в искусстве Фалька, и понять, почему художник их в конце концов перерос. 

Глеб Поспелов. «Бубновый валет»: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М.: Пинакотека, 2008

Книга искусствоведа, научного сотрудника Третьяковской галереи Татьяны Левиной имеет историческое значение для изучения творчества Фалька. Этот альбом стал первым научным изданием о художнике на русском языке. Ему предшествовала лишь монография Дмитрия Сарабьянова, вышедшая в Дрездене на немецком языке в 1974 году. По этой причине посвященный художнику труд Левиной носит скорее просветительский характер. При этом автору удалось собрать множество свидетельств о художественной жизни Роберта Фалька и насытить биографический материал голосами, деталями и приметами времени, благодаря чему повествование становится более живым и объемным. 

Татьяна Левина. Роберт Фальк. М.: Слово, 1996

До сих пор Роберта Фалька знают в основном как живописца, который на протяжении всего своего творческого пути испытывал возможности цвета и формы. Графика художника известна куда меньше. Поэтому собрать и показать развеянные по российским музеям и частным собраниям «работы на бумаге» — это своего рода вызов для галериста и издателя Ильдара Галеева. Впрочем, Галееву удалось справиться с поставленной задачей. Он смог объединить редчайшие графические произведения и уникальные материалы, которые вряд ли увидели бы свет в другом издании. К примеру, в книге представлены письма погибшего на фронте сына художника Валерия и последней жены Ангелины Щекин-Кротовой, искусствоведа и хранительницы его наследия. Их дополняют воспоминания Елены Левиной, дочери Евы Розенгольц — ученицы мастера, и Анны Цузмер, которая тоже входила в близкий круг Фалька, и статьи художника Михаила Меженинова и самого Ильдара Галеева. 

Роберт Рафаилович Фальк. 1886–1958. Работы на бумаге. М.: Галеев-галерея, 2012

После возвращения из Парижа в 1937 году Роберт Фальк оказался вне поля зрения художественных критиков и искусствоведов — для советских ученых он был персоной нон грата. Первым искусствоведом, который всерьез принялся изучать его творчество, стал Дмитрий Владимирович Сарабьянов. В 1974 году на немецком языке вышел его наиболее весомый труд о Фальке — объемная монография, расширенный вариант которой лег в основу научного описания каталога-резоне. До сих пор это издание служит главным источником информации о живописном наследии художника. В него вошли сведения обо всех известных на тот момент 1210 картинах. Каталогизировать картины Фалька начала его вдова Ангелина Щекин-Кротова, замыслившая издание каталога еще в 1960-е. Настоящий том увидел свет только в 2006 году благодаря усилиям искусствоведа Юлии Диденко, выступившей составителем и редактором книги. Неудивительно, что эта книга быстро стала библиографической редкостью — столь подробной работы прежде не было.

Дмитрий Сарабьянов, Юлия Диденко. Живопись Роберта Фалька. Полный каталог живописных произведений. М.: КомпьютерПресс, 2006

Существование каталога-резоне в наших краях по сей день считается большой удачей — немногие русские художники удостоились такой чести. Фальку в этом смысле повезло: в дополнение к изданию 2006 года, которое само по себе произвело небольшую революцию в искусствоведческих кругах, два года назад вышла еще одна книга. Она вобрала в себя информацию о ранее неизвестных работах Фалька, которые были найдены и атрибутированы за минувшее со дня издания основного каталога время, две статьи искусствоведа Александра Ромма 1920-х годов и уточненные данные об уже известных произведениях художника. Составителем книги вновь выступила научный сотрудник Третьяковской галереи Юлия Диденко. 

Юлия Диденко. Роберт Фальк. Живопись: Дополнения к каталогу-резоне. М.: Три квадрата, 2018

Ангелина Щекин-Кротова, четвертая жена художника, хранительница и популяризатор его наследия, признавалась, что не умеет рассказывать о плохом: «Но что делать с памятью? Память умом помнит все плохое, что было, а чувства — только хорошее». Фальк встретился с ней уже после возвращения из Парижа, когда наиболее громкий и красочный период его жизни остался позади. Их совместные годы, когда многие боялись даже приходить к Фальку смотреть картины, были полны лишений. Однако, как верно замечает Щекин-Кротова, «в этом было счастье Фалька как художника — то, что он не имел все эти годы признания». Отсутствие заказов и иных возможностей влиться в официальную художественную жизнь позволило ему сохранить себя в искусстве. Об этом пути становления художника и рассказывают мемуары Щекин-Кротовой. Беседы с ней записал собиратель русской культуры Виктор Дувакин. Устный жанр позволил сохранить интонацию неспешного разговора — столь необходимую, когда речь заходит о личном и бытовом. 

Ангелина Щекин-Кротова. Рядом с Фальком. М.: Арт-Волхонка, 2020

Жизненный путь Фалька был сложным и извилистым. На протяжении всей жизни художник не оставлял поисков собственного стиля, которые порой приводили его к противоречащим друг другу решениям и порождали удивительно разные произведения. Искусствовед Антон Успенский предпринял попытку описать живописную систему Фалька во всей полноте — начиная с ранних экспериментальных работ в духе Сезанна и заканчивая более поздним творчеством, которое сам художника определял как живописный реализм. Также автор попытался ответить на вопрос, почему именно Фальк по сей день остается одним из наиболее упоминаемых в профессиональной среде художников и теоретиков. Ведь, как замечает Успенский, «художнику всегда везло на концепции, в которые его встраивали, и если автору нужно было взять всего несколько имен, чтобы расставить их как вехи, обозначающие направление своей мысли, одним из них, как правило, оказывалось имя Фалька».

Антон Успенский. Роберт Фальк. Счастье живописца. М.: Искусство XXI век, 2020

Каталог приурочен к масштабной выставке Роберта Фалька в Третьяковской галерее — в музее, который впервые показал работы художника 1924 году, когда тот пребывал на пике славы. Издание подчинено логике экспозиции, которая охватила не только живописное наследие мастера, но также графику и эскизы к театральным постановкам. Многие материалы — статьи, мемуары, документальные фотографии — публикуются впервые. Одна из глав объединяет воспоминания младших современников художника: небольшой текст Елены Левиной, которая рассказывает о дружбе Фалька и художницы Евы Левиной-Розенгольц; воспоминания Эрика Булатова и «лирический комментарий» Ангелины Щекин-Кротовой. Эти тексты придают сложившейся за минувшие годы легенде о Фальке новое — человеческое — измерение и позволяют взглянуть на его творчество как на непрекращающийся поиск себя и своего места в искусстве. 

Роберт Рафаилович Фальк. 1886–1958. Каталог выставки. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2020

Фото: Юлия Захарова / Третьяковская галерея (превью, а также фото 1-7, 9), iskusstvo21.com (8), Антон Успенский (2)