Борис Кустодиев. Письма, статьи, встречи, воспоминания
Вера Докучаева. Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве
Книга Веры Докучаевой в строгом смысле не является творческой биографией Кустодиева. В ее основе — попытка найти реальные источники творчества художника, рассмотреть искусство Кустодиева в деталях. Автор как будто оспаривает знаменитую кустодиевскую формулу «Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии», которую записал его первый биограф Всеволод Воинов. Поиск меры реального и вымышленного в картинах Кустодиева и стал основной задачей книги. При подготовке к написанию монографии была проведена большая исследовательская работа — автор объездила города Верхнего Поволжья, в которых работал художник, «чтобы сверить произведения Кустодиева с реальной средой». И на этом пути было сделано немало настоящих открытий, найдены реально существующие памятники архитектуры, запечатленные художником. Докучаева также проделала большую работу по поиску реальных прототипов изображенных в картинах Кустодиева предметов народного творчества, любимых русским купечеством. Книга помогает глубже проникнуть в смысл кустодиевских произведений, приблизиться к их пониманию.
Аркадий Кудря. Борис Кустодиев
Михаил Соколов. Борис Кустодиев
Книга написала одним из мэтров российского искусствознания Михаилом Соколовым относительно недавно — первое издание вышло в 2007 году. Благодаря этому в ней отсутствуют стереотипы, присущие советской искусствоведческой науке, в которой прежде всего было необходимо доказать принадлежность Кустодиева к русскому реализму. Так что в книге впервые была сделана попытка объективно проанализировать стилистическую принадлежность художника. О раннем Кустодиеве Соколов пишет, что «он выглядел запоздалым романтиком, примеряющим модерн, новую стилистику Серебряного века, лишь как модную одежду, которую можно при случае снять». Привлекал Кустодиева и импрессионизм, но, как пишет Соколов, «более всего увлекали не приемы, а именно интонации, родство красочных мелодий… Он привык согреваться искусством, будучи настоящим импрессионистом жизни».
В книге освещаются и другие новые моменты в творчестве Кустодиева, ранее затененные. В первую очередь это отношения с царской семьей. Тот факт, что Кустодиев создал несколько портретов членов царской семьи, неоднократно ездил в Царское Село, работая над портретом Николая II, в советское время не подчеркивался исследователями. Новым, безусловно, является и поиск места мастера в русском и мировом искусстве. Со временем Кустодиев, как пишет Соколов, «сделался здесь воистину первым среди равных». Соколов сравнивает значение Кустодиева для русского искусства с тем, что сделал Норман Рокуэлл для Америки, Фердинанд Ходлер для Швейцарии и Аксели Галлен-Каллела для Финляндии.