Arnold Haskell Diaghileff: His Artistic and Private Life
Мировую известность Сергей Дягилев приобрел как импресарио. Его компания «Русский балет Дягилева» (1909–1929) вернула в моду искусство балета, которое на протяжении всего ХХ века оставалось визитной карточкой и экспортным товаром русской культуры. В то время как на родине о Дягилеве долгое время предпочитали не вспоминать, в Европе его предприятие породило волну балетомании. И самый яркий ее представитель, влиятельнейший балетный критик, своими статьями утвердивший идею британской балетной школы, свидетель дягилевских спектаклей в Лондоне и Париже 1920-х годов Арнольд Хаскелл (1903–1980) стал первым биографом Дягилева. Для работы над книгой он консультировался с друзьями и сотрудниками Дягилева: например, с художником Александром Бенуа и танцовщиком Сергеем Григорьевым. Но важнейшим источником для Хаскелла стали записки пианиста и участника объединения «Мир искусства» Вальтера Нувеля, ближайшего друга Дягилева, который прошел с ним весь жизненный путь, от первых шагов в Петербурге до последних дней. Ни первая биография, ни записки Нувеля, написанные по-французски, так и не переведены на русский язык.
Arnold Haskell. Diaghileff: His Artistic and Private Life. Lnd.: Victor Gollancz Ltd., 1935
Richard Buckle Diaghilev
Образцовая и во многом исчерпывающая биография Сергея Дягилева принадлежит британскому критику и историку балета Ричарду Баклу (1916–2001). Последующие биографы не могут обойтись без этой книги, как без точного путеводителя по судьбе героя, но, к сожалению, ее до сих пор нельзя прочитать на русском языке. Особенность этой биографии в том, что Баклу удалось совместить взгляд на судьбу и деятельность Сергея Дягилева с определенной исторической дистанции и живые биографические свидетельства, оставленные очевидцами. В книге соблюден прекрасный баланс между рассказом о Дягилеве как деятеле и творческом предпринимателе и Дягилеве как человеке. На радость русскоязычным читателям в 2016 году в издательстве «КоЛибри» вышел перевод другой знаменитой книги Ричарда Бакла «Нижинский» (London: Weidenfeld & Nicolson, 1971) — наиболее полной биографии главного дягилевского премьера. Разумеется, нашему герою в ней уделено много внимания.
Richard Buckle. Diaghilev. Lnd.: Weidenfeld & Nicolson, 1979
Richard Buckle. Diaghilev. Lnd.: Weidenfeld & Nicolson, 1979
Сергей Дягилев и русское искусство
Двухтомник, собранный выдающимся советским литературоведом, искусствоведом и коллекционером Ильёй Самойловичем Зильберштейном и его постоянным редактором-компаньоном Владимиром Алексеевичем Самковым, был настоящим прорывом в советском искусствознании. На излете советской эпохи, после полувека неловкого умалчивания фигура Сергея Дягилева предстала перед соотечественниками как самостоятельная и во многом определяющая художественный процесс первых десятилетий ХХ века. Это издание до сих пор самый полный опубликованный (хоть и с купюрами) свод источников о Дягилеве; в нем много материалов, относящихся к деятельности объединения «Мир искусства» и одноименного журнала, редактором которого был наш герой. В помощь смелым советским издателям, везде подчеркивающим значение Дягилева как пропагандиста русской культуры, пригодилось высказывание самого героя: «Русское искусство еще не раз сослужит службу России». В этой фразе встретились и необходимый государственный пафос, и тоска позднесоветской интеллигентной публики по таинственной, потерянной, полуфантастической «прекрасной эпохе».
Сергей Дягилев и русское искусство: в 2 т. [Т. 1. Статьи, открытые письма, интервью. Т. 2. Переписка. Современники о Дягилеве] / Сост., авт. вступ. ст. и ком. И.С. Зильберштейн и В.А. Самков. М.: Изобразительное искусство, 1982
Сергей Дягилев и русское искусство: в 2 т. [Т. 1. Статьи, открытые письма, интервью. Т. 2. Переписка. Современники о Дягилеве] / Сост., авт. вступ. ст. и ком. И.С. Зильберштейн и В.А. Самков. М.: Изобразительное искусство, 1982
Сергей Григорьев Балет Дягилева, 1909–1929
Мемуары Сергея Григорьева (1883–1968), бывшего артиста Мариинского театра и незаменимого режиссера и администратора дягилевской труппы на протяжении всего ее существования, были впервые опубликованы в переводе на английский язык в Лондоне в 1953 году. Григорьев отвечал за состояние труппы и весь текущий репертуар, участвовал в отборе молодых артистов и вводил их в спектакли, передавая им традиции российских императорских театров, помогал хореографам и сам исполнял некоторые пантомимно-пластические партии. После смерти Дягилева он продолжил дело «Русского балета» в антрепризах, которые считались его правопреемницами, а в 1950-х годах со своей женой Любовью Чернышёвой восстанавливал спектакли Михаила Фокина «Жар-птица», «Сильфиды», «Петрушка» для театров в Лондоне и Милане. Его книга — ценнейший источник сведений о гастрольной жизни и репертуаре дягилевской антрепризы.
Сергей Григорьев. Балет Дягилева, 1909–1929. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1993
Сергей Григорьев. Балет Дягилева, 1909–1929. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1993
Дягилев Начало
К столетию первого сезона легендарного «Русского балета» Государственный Русский музей подготовил большую выставку, посвященную раннему периоду творческой биографии Сергея Дягилева. И эта, петербургская, часть его жизни в большей степени связана с историей изобразительного искусства, чем последующие успешные годы антрепризы. Ведь на родине Дягилев проявил себя прежде всего как талантливый организатор выставок и редактор первого журнала, посвященного изобразительному искусству. В каталоге выставки «Дягилев. Начало» собраны и систематизированы работы, показанные на выставках, организованных Дягилевым, которому среди прочего принадлежит слава первооткрывателя забытых тогда великих русских портретистов XVIII века Дмитрия Левицкого, Фёдора Рокотова и Владимира Боровиковского (Историко-художественная выставка портретов в Таврическом дворце 1905 года) и манифестация нового, международно ориентированного, русского искусства (Выставка русских и финляндских художников в здании художественно-промышленного училища Штиглица в 1898 году).
Дягилев. Начало. СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2009. [Государственный Русский музей. Альманах. Вып. 251.]
Дягилев. Начало. СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2009. [Государственный Русский музей. Альманах. Вып. 251.]
Ирина Парфенова, Ирина Пешкова Дягилев и музыка: словарь.
Недавнее энциклопедическое издание «Дягилев и музыка: словарь» раскрывает одну из сторон деятельности Сергея Дягилева, на которую широкая публика далеко не всегда обращает пристальное внимание. Речь идет о его влиянии на музыку и музыкантов ХХ века. Конечно, Дягилев известен как музыкально-театральный организатор, но, как отмечает один из авторов словаря Ирина Пешкова, «фактологических данных о деятельности импресарио в области музыкального искусства, его личном участии в качестве заказчика, вдохновителя, постановщика музыкальных идей и нотного материала, режиссера, музыкального редактора, его влиянии на музыкальную сторону “Русских сезонов” с учетом его предпочтений» до сих пор было недостаточно. Эта книга систематически закрывает лакуну в исследованиях, посвященных деятельности Дягилева как музыкального организатора с 1907 по 1929 год, и содержит более 60 статей, о композиторах, около 30 — о дирижерах, рассказывает о музыкальных коллективах, принимавших участие в проектах Дягилева.
Ирина Парфенова, Ирина Пешкова. Дягилев и музыка: словарь. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2017
Ирина Парфенова, Ирина Пешкова. Дягилев и музыка: словарь. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2017
Линн Гарафола Русский балет Дягилева
«Русский балет Дягилева» американской исследовательницы и историка балета Линн Гарафолы — самая важная книга о дягилевской антрепризе. В ней рассказывается не только про революцию в искусстве классического танца, которую совершил «Русский балет», но и о публике, которую создала эта труппа. Влияние, которое оказали спектакли, инициированные Дягилевым, на развитие мировой балетной сцены, здесь помещено в контекст искусства и культуры модернизма. Исследовательница выявляет «секрет успеха» этого безумного и местами даже отчаянного предприятия. Эта захватывающая книга впервые опубликована в Нью-Йорке в издательстве Oxford University Press в 1989 году. Книга прекрасно структурирована и доступна на русском языке в двух изданиях (Пермь: Книжный мир, 2009; М.: КоЛибри, 2021).
Линн Гарафола. Русский балет Дягилева. М.: КоЛибри, 2021
Линн Гарафола. Русский балет Дягилева. М.: КоЛибри, 2021
Наталия Чернышова-Мельник Сергей Дягилев — редактор, публицист и критик
Еще одна сторона деятельности Сергея Дягилева (ключевая для раннего этапа его творческой биографии) получила достойное освещение в монографии Наталии Дмитриевны Чернышовой-Мельник. Творческое становление Дягилева в 1896–1905 годы происходило преимущественно в сфере журналистики. Свой вес и влияние в художественном процессе наш герой завоевывал, выступая как художественный критик и организатор журнала «Мир искусства». Именно на этом этапе, в просветительских начинаниях и в попытках реформирования художественной и театральной жизни Петербурга, активно складывались вкусы и убеждения Сергея Дягилева, которые он сохранил и в годы работы своей знаменитой антрепризы.
Наталия Чернышова-Мельник. Сергей Дягилев — редактор, публицист и критик. СПб.: Алетейя, 2021
Наталия Чернышова-Мельник. Сергей Дягилев — редактор, публицист и критик. СПб.: Алетейя, 2021
Шенг Схейен Сергей Дягилев
Самая популярная на сегодняшний день биография Дягилева написана голландским историком, специалистом по русской культуре ХХ века Шенгом Схейеном. Она впервые издана на нидерландском языке в 2009 году под названием «Сергей Дягилев: жизнь для искусства», а на русском языке известна с 2012 года под названием «Сергей Дягилев. “Русские сезоны” навсегда». Книга читается как увлекательный авантюрный роман и передает атмосферу лихорадочной, кипучей деятельности, полной тайн и счастливых случайностей, амбициозных устремлений и противостояний. И это прежде всего человеческая история: психологическому портрету Дягилева и его личным взаимоотношениям с участниками художественной жизни автор уделяет заметно много внимания. Но главная заслуга Схейена в том, что он дает широкую панораму культурной жизни Петербурга 1890–1900-х годов так, что читателю становится ясно, насколько вся творческая биография Дягилева обязана духу этого города и круга его друзей из «Мира искусства».
Шенг Схейен. Сергей Дягилев. «Русские сезоны» навсегда. М.: КоЛибри, 2022
Шенг Схейен. Сергей Дягилев. «Русские сезоны» навсегда. М.: КоЛибри, 2022
Сергей Лифарь Дягилев и с Дягилевым
Многие знаменитые друзья и партнеры Сергея Дягилева оставили о нем немало историй в своих мемуарах. Среди них: Александр Бенуа — художник, идеолог объединения «Мир искусства» и автор сценографии к ведущим спектаклям дягилевской антрепризы (балеты «Петрушка», «Сильфиды», «Жизель», опера «Соловей»); Леонид Мясин — танцовщик и главный балетмейстер дягилевской труппы с 1915 по 1921 год; Бронислава Нижинская — танцовщица и хореограф образцового модернистского балета «Свадебка» (1923). Но никто из них так не подчеркивал свою связь с Дягилевым и его значение в своей артистической судьбе, как Серж Лифарь (1905–1986) — премьер «Русских балетов» с 1925 по 1929 год. Звездный статус импресарио произвел на молодого артиста такое впечатление, что Лифарь решил написать биографию Дягилева, которая состоит из двух частей: в первой, собственно, биографической, речь идет о нашем герое, а во второй, автобиографической, рассказывается о годах, которые Серж Лифарь провел вместе с ним в собственных сценических триумфах. Впервые книга Лифаря была опубликована на русском языке в Париже в издательстве «Дом книги» в 1939 году через десять лет после смерти Дягилева.
Сергей Лифарь. Дягилев и с Дягилевым. М.: Книжный клуб 36.6, 2022
Сергей Лифарь. Дягилев и с Дягилевым. М.: Книжный клуб 36.6, 2022