20 октября 2022

Что почитать о Сергее Дягилеве

Деятельность Сергея Дягилева оказала настолько заметное влияние на историю искусства ХХ века, что его личность до сих пор привлекает внимание публики. Он непревзойдённо владел мастерством организатора, был первооткрывателем многих художников, композиторов, хореографов и «крестным отцом» модернизма в музыкальном театре. Не удивительно, что за последние 100 лет о нём написано множество книг. Память о Дягилеве в России и в Европе сохранялась по-разному. Если в Англии и Франции значение его личности не ставилось под сомнение, то в СССР было принято обходить молчанием его выдающуюся роль в развитии искусства. Отчасти поэтому русскоязычным читателям с большим опозданием стали доступны важнейшие книги о Дягилеве, а некоторые из них до сих пор не переведены.

Arnold Haskell Diaghileff: His Artistic and Private Life

Мировую известность Сергей Дягилев приобрел как импресарио. Его компания «Русский балет Дягилева» (1909–1929) вернула в моду искусство балета, которое на протяжении всего ХХ века оставалось визитной карточкой и экспортным товаром русской культуры. В то время как на родине о Дягилеве долгое время предпочитали не вспоминать, в Европе его предприятие породило волну балетомании. И самый яркий ее представитель, влиятельнейший балетный критик, своими статьями утвердивший идею британской балетной школы, свидетель дягилевских спектаклей в Лондоне и Париже 1920-х годов Арнольд Хаскелл (1903–1980) стал первым биографом Дягилева. Для работы над книгой он консультировался с друзьями и сотрудниками Дягилева: например, с художником Александром Бенуа и танцовщиком Сергеем Григорьевым. Но важнейшим источником для Хаскелла стали записки пианиста и участника объединения «Мир искусства» Вальтера Нувеля, ближайшего друга Дягилева, который прошел с ним весь жизненный путь, от первых шагов в Петербурге до последних дней. Ни первая биография, ни записки Нувеля, написанные по-французски, так и не переведены на русский язык.

Arnold Haskell. Diaghileff: His Artistic and Private Life. Lnd.: Victor Gollancz Ltd., 1935


Richard Buckle Diaghilev

Образцовая и во многом исчерпывающая биография Сергея Дягилева принадлежит британскому критику и историку балета Ричарду Баклу (1916–2001). Последующие биографы не могут обойтись без этой книги, как без точного путеводителя по судьбе героя, но, к сожалению, ее до сих пор нельзя прочитать на русском языке. Особенность этой биографии в том, что Баклу удалось совместить взгляд на судьбу и деятельность Сергея Дягилева с определенной исторической дистанции и живые биографические свидетельства, оставленные очевидцами. В книге соблюден прекрасный баланс между рассказом о Дягилеве как деятеле и творческом предпринимателе и Дягилеве как человеке. На радость русскоязычным читателям в 2016 году в издательстве «КоЛибри» вышел перевод другой знаменитой книги Ричарда Бакла «Нижинский» (London: Weidenfeld & Nicolson, 1971) — наиболее полной биографии главного дягилевского премьера. Разумеется, нашему герою в ней уделено много внимания.

Richard Buckle. Diaghilev. Lnd.: Weidenfeld & Nicolson, 1979

Сергей Дягилев и русское искусство

Двухтомник, собранный выдающимся советским литературоведом, искусствоведом и коллекционером Ильёй Самойловичем Зильберштейном и его постоянным редактором-компаньоном Владимиром Алексеевичем Самковым, был настоящим прорывом в советском искусствознании. На излете советской эпохи, после полувека неловкого умалчивания фигура Сергея Дягилева предстала перед соотечественниками как самостоятельная и во многом определяющая художественный процесс первых десятилетий ХХ века. Это издание до сих пор самый полный опубликованный (хоть и с купюрами) свод источников о Дягилеве; в нем много материалов, относящихся к деятельности объединения «Мир искусства» и одноименного журнала, редактором которого был наш герой. В помощь смелым советским издателям, везде подчеркивающим значение Дягилева как пропагандиста русской культуры, пригодилось высказывание самого героя: «Русское искусство еще не раз сослужит службу России». В этой фразе встретились и необходимый государственный пафос, и тоска позднесоветской интеллигентной публики по таинственной, потерянной, полуфантастической «прекрасной эпохе».

Сергей Дягилев и русское искусство: в 2 т. [Т. 1. Статьи, открытые письма, интервью. Т. 2. Переписка. Современники о Дягилеве] / Сост., авт. вступ. ст. и ком. И.С. Зильберштейн и В.А. Самков. М.: Изобразительное искусство, 1982

Сергей Григорьев Балет Дягилева, 1909–1929

Мемуары Сергея Григорьева (1883–1968), бывшего артиста Мариинского театра и незаменимого режиссера и администратора дягилевской труппы на протяжении всего ее существования, были впервые опубликованы в переводе на английский язык в Лондоне в 1953 году. Григорьев отвечал за состояние труппы и весь текущий репертуар, участвовал в отборе молодых артистов и вводил их в спектакли, передавая им традиции российских императорских театров, помогал хореографам и сам исполнял некоторые пантомимно-пластические партии. После смерти Дягилева он продолжил дело «Русского балета» в антрепризах, которые считались его правопреемницами, а в 1950-х годах со своей женой Любовью Чернышёвой восстанавливал спектакли Михаила Фокина «Жар-птица», «Сильфиды», «Петрушка» для театров в Лондоне и Милане. Его книга — ценнейший источник сведений о гастрольной жизни и репертуаре дягилевской антрепризы.

Сергей Григорьев. Балет Дягилева, 1909–1929. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1993

Дягилев Начало

К столетию первого сезона легендарного «Русского балета» Государственный Русский музей подготовил большую выставку, посвященную раннему периоду творческой биографии Сергея Дягилева. И эта, петербургская, часть его жизни в большей степени связана с историей изобразительного искусства, чем последующие успешные годы антрепризы. Ведь на родине Дягилев проявил себя прежде всего как талантливый организатор выставок и редактор первого журнала, посвященного изобразительному искусству. В каталоге выставки «Дягилев. Начало» собраны и систематизированы работы, показанные на выставках, организованных Дягилевым, которому среди прочего принадлежит слава первооткрывателя забытых тогда великих русских портретистов XVIII века Дмитрия Левицкого, Фёдора Рокотова и Владимира Боровиковского (Историко-художественная выставка портретов в Таврическом дворце 1905 года) и манифестация нового, международно ориентированного, русского искусства (Выставка русских и финляндских художников в здании художественно-промышленного училища Штиглица в 1898 году).

Дягилев. Начало. СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2009. [Государственный Русский музей. Альманах. Вып. 251.]

Ирина Парфенова, Ирина Пешкова Дягилев и музыка: словарь.

Недавнее энциклопедическое издание «Дягилев и музыка: словарь» раскрывает одну из сторон деятельности Сергея Дягилева, на которую широкая публика далеко не всегда обращает пристальное внимание. Речь идет о его влиянии на музыку и музыкантов ХХ века. Конечно, Дягилев известен как музыкально-театральный организатор, но, как отмечает один из авторов словаря Ирина Пешкова, «фактологических данных о деятельности импресарио в области музыкального искусства, его личном участии в качестве заказчика, вдохновителя, постановщика музыкальных идей и нотного материала, режиссера, музыкального редактора, его влиянии на музыкальную сторону “Русских сезонов” с учетом его предпочтений» до сих пор было недостаточно. Эта книга систематически закрывает лакуну в исследованиях, посвященных деятельности Дягилева как музыкального организатора с 1907 по 1929 год, и содержит более 60 статей, о композиторах, около 30 — о дирижерах, рассказывает о музыкальных коллективах, принимавших участие в проектах Дягилева.

Ирина Парфенова, Ирина Пешкова. Дягилев и музыка: словарь. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2017

Линн Гарафола Русский балет Дягилева

«Русский балет Дягилева» американской исследовательницы и историка балета Линн Гарафолы — самая важная книга о дягилевской антрепризе. В ней рассказывается не только про революцию в искусстве классического танца, которую совершил «Русский балет», но и о публике, которую создала эта труппа. Влияние, которое оказали спектакли, инициированные Дягилевым, на развитие мировой балетной сцены, здесь помещено в контекст искусства и культуры модернизма. Исследовательница выявляет «секрет успеха» этого безумного и местами даже отчаянного предприятия. Эта захватывающая книга впервые опубликована в Нью-Йорке в издательстве Oxford University Press в 1989 году. Книга прекрасно структурирована и доступна на русском языке в двух изданиях (Пермь: Книжный мир, 2009; М.: КоЛибри, 2021).

Линн Гарафола. Русский балет Дягилева. М.: КоЛибри, 2021

Наталия Чернышова-Мельник Сергей Дягилев — редактор, публицист и критик

Еще одна сторона деятельности Сергея Дягилева (ключевая для раннего этапа его творческой биографии) получила достойное освещение в монографии Наталии Дмитриевны Чернышовой-Мельник. Творческое становление Дягилева в 1896–1905 годы происходило преимущественно в сфере журналистики. Свой вес и влияние в художественном процессе наш герой завоевывал, выступая как художественный критик и организатор журнала «Мир искусства». Именно на этом этапе, в просветительских начинаниях и в попытках реформирования художественной и театральной жизни Петербурга, активно складывались вкусы и убеждения Сергея Дягилева, которые он сохранил и в годы работы своей знаменитой антрепризы.

Наталия Чернышова-Мельник. Сергей Дягилев — редактор, публицист и критик. СПб.: Алетейя, 2021

Шенг Схейен Сергей Дягилев

Самая популярная на сегодняшний день биография Дягилева написана голландским историком, специалистом по русской культуре ХХ века Шенгом Схейеном. Она впервые издана на нидерландском языке в 2009 году под названием «Сергей Дягилев: жизнь для искусства», а на русском языке известна с 2012 года под названием «Сергей Дягилев. “Русские сезоны” навсегда». Книга читается как увлекательный авантюрный роман и передает атмосферу лихорадочной, кипучей деятельности, полной тайн и счастливых случайностей, амбициозных устремлений и противостояний. И это прежде всего человеческая история: психологическому портрету Дягилева и его личным взаимоотношениям с участниками художественной жизни автор уделяет заметно много внимания. Но главная заслуга Схейена в том, что он дает широкую панораму культурной жизни Петербурга 1890–1900-х годов так, что читателю становится ясно, насколько вся творческая биография Дягилева обязана духу этого города и круга его друзей из «Мира искусства».

Шенг Схейен. Сергей Дягилев. «Русские сезоны» навсегда. М.: КоЛибри, 2022

Сергей Лифарь Дягилев и с Дягилевым

Многие знаменитые друзья и партнеры Сергея Дягилева оставили о нем немало историй в своих мемуарах. Среди них: Александр Бенуа — художник, идеолог объединения «Мир искусства» и автор сценографии к ведущим спектаклям дягилевской антрепризы (балеты «Петрушка», «Сильфиды», «Жизель», опера «Соловей»); Леонид Мясин — танцовщик и главный балетмейстер дягилевской труппы с 1915 по 1921 год; Бронислава Нижинская — танцовщица и хореограф образцового модернистского балета «Свадебка» (1923). Но никто из них так не подчеркивал свою связь с Дягилевым и его значение в своей артистической судьбе, как Серж Лифарь (1905–1986) — премьер «Русских балетов» с 1925 по 1929 год. Звездный статус импресарио произвел на молодого артиста такое впечатление, что Лифарь решил написать биографию Дягилева, которая состоит из двух частей: в первой, собственно, биографической, речь идет о нашем герое, а во второй, автобиографической, рассказывается о годах, которые Серж Лифарь провел вместе с ним в собственных сценических триумфах. Впервые книга Лифаря была опубликована на русском языке в Париже в издательстве «Дом книги» в 1939 году через десять лет после смерти Дягилева.

Сергей Лифарь. Дягилев и с Дягилевым. М.: Книжный клуб 36.6, 2022