24 сентября 2020

Что почитать о Ларионове

О зигзагах творческой и личной судьбы Михаила Ларионова читайте в монографиях и статьях столпов отечественного искусствознания и в воспоминаниях современников. 

Эли Эганбюри. Наталия Гончарова и Михаил Ларионов

«Судьба русского искусства странна, как и судьба самой России» — так начинается первая биография Гончаровой и Ларионова, написанная Эли Эганбюри. Под замысловатым псевдонимом скрывался поэт и соратник Ларионова по авангарду Илья Зданевич. Он написал биографию художников ещё в 1913 году к одной из ключевых выставок новейшего искусства — «Мишень». Зданевич объясняет, что такое лучизм, и без ложной скромности заявляет, что Ларионов и Гончарова «стоят во главе нынешних художников». Большинство искусствоведов в дальнейшем опирались именно на эту биографию авангардистов, написанную их современником. Тем более что в книгу вошли не только тексты, но и альбом с иллюстрациями — больше 40 автотипий с работ и несколько отдельных литографий.

Эли Эганбюри. Наталия Гончарова и Михаил Ларионов. М., 1913

Дмитрий Сарабьянов. Примитивистский период в творчестве Михаила Ларионова

Очерк классика отечественного искусствознания Дмитрия Сарабьянова о примитивизме Ларионова — первая публикация о художнике в советской литературе с 1928 года. Тогда блестящий искусствовед Николай Пунин написал статью об импрессионистическом периоде Ларионова, с тех пор имя художника-эмигранта в Советском Союзе фактически было забыто на долгие годы. О Ларионове было известно лишь узким специалистам и редким знатокам, в 1970-е о нем можно было узнать разве что из спецкурса самого Сарабьянова, который он читал на искусствоведческом отделении истфака МГУ. Поэтому публикация в сборнике статей «Русская живопись конца 1900-х — начала 1910-х годов. Очерки» стала настоящим прорывом в изучении авангарда. Сарабьянов сравнивает примитивизмы Ларионова и его современников, находя, что «с самого начала Ларионов наслаждается примитивом, извлекая из него неведомые доселе выразительные возможности и приемы характеристик различных жизненных явлений».

Дмитрий Сарабьянов. Примитивистский период в творчестве Михаила Ларионова, в кн.: Русская живопись конца 1900-х — начала 1910-х годов. М.: Искусство, 1971

Евгений Ковтун. Михаил Ларионов. 1881–1964

Петербургский искусствовед Евгений Ковтун — автор нескольких книг и почти ста статей о художниках авангарда, среди которых Филонов, Малевич, Кульбин, Гуро, Стерлигов. Как научный сотрудник Русского музея, Ковтун принимал участие в организации многочисленных выставок, посвященных авангарду, в том числе таких масштабных, как «Москва — Париж» (1979), «Михаил Ларионов» (1980), «Великая утопия и советский авангард. 1915–1932» (1992–1993). Книга о Ларионове альбомного формата со множеством цветных иллюстраций стала первой опубликованной монографией о художнике с 1913 года. Основное внимание здесь уделено русскому периоду Ларионова, об искусстве художника после 1914 года рассказано вскользь. Автор, обладающий энергичным стилем и глубиной суждений, кратко, но ëмко пишет о годах импрессионизма Ларионова, увлечении примитивизмом, влиянии архаики, художественных диспутах и изобретении лучизма. Евгений Ковтун не дожил двух лет до публикации своей книги.

Ковтун Евгений. Михаил Ларионов. 1881–1964. СПб.: Аврора, 1998

Наталия Гончарова и Михаил Ларионов: исследования и публикации

Сборник статей, опубликованный силами Государственного института искусствознания, ориентирован больше на профессионалов, чем на широкую публику. В книге собраны статьи специалистов по русскому авангарду, звёзд не только российского, но и западного искусствознания: Александра Иньшакова, Глеба Поспелова, Евгении Илюхиной, Елены Баснер, Юрия Молока, Жан-Клода Маркаде. В части, посвящённой Ларионову, рассматриваются взаимоотношения лучизма и супрематизма, теоретические воззрения Ларионова на балет; авторы проводят сравнительный анализ художественных методов Ларионова и Гончаровой. Впервые опубликованы редкие материалы — архивы архитектора Николая Виноградова, одного из доверителей Ларионова в Советской России, отрывки из дневников Ларионова и Гончаровой, переписка художников авангарда.

Н. Гончарова и М. Ларионов: исследования и публикации. М.: Наука, 2001

Александр Ковалёв. Михаил Ларионов в России

Научный редактор издания, один из лучших специалистов по русскому авангарду, Валерий Турчин называл монографию Александра Ковалёва подвигом энтузиаста, «самостоятельно проделавшего громадную работу, актуальность которой не утрачивается из-за её несколько запоздалой публикации». Почему запоздалой? Книга была написана ещё на рубеже 1980–1990-х, однако в 1992 году автор скончался, и в результате издание увидело свет лишь через десять с лишним лет. Ковалёв был одним из первых исследователей, написавших подробную монографию о Ларионове. По мнению Турчина, «книга Ковалёва отличается не столько новизной постановки многих серьёзных вопросов, сколько прекрасной осведомлённостью об их сути, хорошим знанием источников и всей культурно-художественной среды…». Личная биография Ларионова и его творческие открытия оказываются тесно переплетены. Подробно рассмотрены отношения Ларионова с современными течениями — импрессионизмом, символизмом, футуризмом. И особенно важно, что автору удалось уже в те годы собрать большой документальный материал — манифесты, письма, записки, статьи Ларионова, а также воспоминания современников.

Александр Ковалёв. Михаил Ларионов в России. М.: Художественная галерея "Элизиум", КомпьютерПресс, 2005

Глеб Поспелов, Евгения Илюхина. Михаил Ларионов

Внутри увесистого тома тексты ведущих специалистов по творчеству Ларионова. Часть книги — о живописи и графике — написана глыбой отечественного искусствознания Глебом Поспеловым. Другая, посвящённая театральной активности Ларионова, — научным сотрудником Третьяковской галереи Евгенией Илюхиной. Важно отметить, что именно Поспелов принимал парижское наследие Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой, переданное по завещанию второй жены Ларионова в Третьяковскую галерею. Графика, живопись, театральные эскизы, коллекция фотографий и другие архивные материалы из дара Ларионовой-Томилиной сопровождены комментариями. Поспелов очень точно определил, что же отличало Ларионова от других художников: «Внутренне одушевлённый свет, проникающий всё живое, — вот как можно было бы определить природу его искусства. Вся живопись Ларионова — благословение живому, живущему, чего совершенно не было в этот период у других живописцев России».

Глеб Поспелов, Евгения Илюхина. Михаил Ларионов. М.: Галарт, 2005

История «Русского балета»

«История “Русского балета”» вышла в рамках проекта «Интерроса» «Первая публикация». В этом роскошном издании впервые в столь полном объёме опубликована часть архива Михаила Ларионова, посвящённого Дягилевскому балету, в котором художник участвовал не только в качестве сценографа, но и как хореограф. Заметки Ларионова о балете, воспоминания о Дягилеве, а также балетные фотографии из его личной коллекции, эскизы к спектаклям, наброски и рисунки — всё это вошло в дар вдовы Ларионова Александры Томилиной-Ларионовой, переданный Третьяковской галерее в 1989 году. В книге опубликованы тексты Ларионова из задуманной им книги о «Русских балетах» Дягилева. Впервые на русском языке составлены полные хроники Дягилевских балетов с указанием исполнителей. Тексты написаны ведущими специалистами по искусству Ларионова, среди которых Евгения Илюхина и легендарный балетный критик Елизавета Суриц. 

История «Русского балета», реальная и фантастическая в рисунках, мемуарах и фотографиях из архива Михаила Ларионова. М.: ИНТЕРРОС, 2009

Александр Иньшаков. Михаил Ларионов. Русские годы

Один из главных ларионоведов Александр Иньшаков защитил диссертацию о лучизме ещё в конце 1990-х. Его книга, опубликованная десять лет назад, — подробнейшая летопись русского периода Ларионова. Иньшаков глубоко анализирует буквально каждый шаг художника и раскрывает подробности создания практически каждой работы. Кроме того, в книгу включены воспоминания современников художника — Сергея Романовича, Александра Шевченко, Ильи Зданевича, Игоря Грабаря, Давида Бурлюка, — что позволяет максимально глубоко погрузиться во времена рождения авангарда. Приводит автор и цитаты из самого Ларионова — из его неизданных в России воспоминаний и интервью парижского периода.

Александр Иньшаков. Михаил Ларионов. Русские годы. М.: Гнозис, 2010

Сергей Романович. О прекраснейшем из искусств

Художник Сергей Романович, младший товарищ Михаила Ларионова и участник организованных им выставок, оставил яркие воспоминания о своём наставнике. Романович впервые увидел Ларионова и Гончарову ещё совсем мальчиком, когда они приезжали к матери Ларионова. Уже тогда Романович понял, что видит «настоящих художников», отметив «глаза как голубой огонь» и «особый отблеск свободы и веселья» у Ларионова. Первая публикация воспоминаний Романовича вышла исключительно стараниями его дочери в начале 1990-х. Более полное издание, куда были включены мемуары художника, письма и воспоминания о нём самом, увидело свет не так давно. Очевидец рождения авангарда Сергей Романович проливает свет на многие обстоятельства жизни Ларионова, а также приоткрывает завесу тайны над сложными отношениями в рядах авангардистов. Рассказывает он и о том, как сложилась судьба Ларионова в эмиграции, объясняя, почему в Париже художник всё меньше занимался живописью и всё больше — театром.

Сергей Романович. О прекраснейшем из искусств. Литературное наследие. Выдержки из переписки. Воспоминания современников о художнике. М.: Галарт, 2011

Михаил Ларионов. Каталог выставки

До сих не пор не существует каталога-резоне Михаила Ларионова. Однако каталог выставки художника в Третьяковской галерее, прошедшей в 2018–2019 годы, максимально приближен к этому формату. В нём довольно подробно охвачено всё творчество Ларионова — наконец русский и французский периоды можно увидеть вместе и составить полную картину того, в каком направлении развивался художник. За скобками осталось лишь раннее творчество Ларионова — фактически его ученические опыты. В каталог вошли статьи ведущих специалистов по русскому авангарду. Ирина Вакар написала статью об общем векторе развития искусства Ларионова. Тексты Евгении Илюхиной посвящены работе Ларионова в театре, его жизни в Париже, а также его коллекции лубков. Владимир Поляков в своей статье рассматривает лучизм. Андрей Сарабьянов рассказывает о кураторской практике художника. Зоя Шергина пишет о библиотеке Ларионова. Мария Валова подготовила публикацию рукописей художника. Кроме того, каталог снабжён полной биографией Ларионова.

Михаил Ларионов. Каталог выставки в Третьяковской галерее. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2018