20 октября 2021

Что почитать о сим­во­лиз­ме и модерне

В советское время модерн и символизм считались упадочными явлениями, а потому исследования на эти темы не приветствовались в искусствоведческой науке. Только в 1990-е годы наступил настоящий ренессанс в изучении этих сложных феноменов культурной жизни рубежа XIX–XX веков.

Григорий Стернин. Художественная жизнь России начала ХХ века

Григорий Стернин — корифей российского искусствознания, главной заслугой которого стало введение в научный оборот феномена «художественной жизни». Опираясь на анализ документальных источников (публикаций, воспоминаний, писем), Стернин тщательно воссоздавал культурную атмосферу изучаемой эпохи. Его диссертация «Художественная жизнь России на рубеже XIX–XX вв.» легла в основу трех книг (опубликованы в 1970, 1976, 1988 годах), посвященных разным периодам искусства рубежа столетий. Благодаря ценнейшим историческим источникам в работах Стернина эпоха модерна-символизма раскрылась с новой стороны.

Григорий Стернин. Художественная жизнь России начала ХХ века. М., 1976.

Дмитрий Сарабьянов. Стиль модерн

Один из титанов отечественного искусствознания, исследователь и эксперт русского авангарда Дмитрий Сарабьянов внес огромный вклад и в изучение модерна. Его книга о модерне стала первым масштабным исследованием стиля, который в советское время считался буржуазным и официально рассматривался как «упадничество». Выпущенная в конце 1980-х монография Сарабьянова фактически реабилитировала модерн. Автор наметил периодизацию стиля, выделив три этапа его развития: ранний (1880-е), зрелый (1890-е) и поздний (1900-е и далее), а также проанализировал, как модерн проявил себя в разных странах и видах искусства. Впервые в отечественной науке модерн был рассмотрен столь подробно, четко описаны его основные особенности, прежде всего иконография, проблемы синтеза искусств и формообразования.

Дмитрий Сарабьянов. Стиль модерн. М.: Искусство, 1989.

Елена Борисова, Григорий Стернин. Русский модерн. Альбом

В роскошном альбоме по русскому модерну представлены лучшие образцы стиля в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве. Здания Федора Шехтеля, Льва Кекушева, Федора Лидваля, произведения Михаила Врубеля, Александра Головина и других художников рассматриваются в контексте художественных процессов рубежа XIX–XX веков. За исследование архитектуры в книге отвечала один из блестящих историков архитектуры Елена Борисова, за декоративно-прикладное и изобразительное искусство — выдающийся искусствовед и знаток «художественной жизни» эпохи модерна Григорий Стернин.

Елена Борисова, Григорий Стернин. Русский модерн. Альбом. М.: Советский художник, 1990.

Валентина Крючкова. Символизм в изобразительном искусстве

Монография Валентины Крючковой — первое масштабное исследование, посвященное западноевропейскому символизму в отечественном искусствознании, не поняв который невозможно приступить к изучению русского символизма. Проблемы символизма затрагиваются на примере французского и бельгийского вариантов направления. Книга скорее предназначена узкому кругу специалистов — автор рассматривает символизм в контексте философских течений середины и конца XIX века, пытаясь обозначить его границы, и дать прочное теоретическое обоснование. По мнению Игоря Светлова, одного из главных специалистов по символизму, «Валентина Крючкова вывела на новый уровень изучение в нашем искусствознании проблем искусства европейского символизма. Ее книга до сих пор не в полной мере осознана как прорыв в решении дискуссионных теоретических проблем, понимании символизма как духовно-философской категории и одновременно противостоящего рационализму живого искательства».

Валентина Крючкова. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870–1900. М.: Изобразительное искусство, 1994.

Алла Русакова. Символизм в русской живописи

В 1960–1980-е годы Алла Русакова написала несколько книг о русских художниках-символистах. А в середине 1990-х была опубликована ее первая в российском искусствознании монография, посвященная именно живописному измерению символизма. Сравнивая символизм в поэзии и живописи, Русакова пишет о последнем, что «рамки его значительно уже, он менее наступателен, менее энергичен в своих проявлениях». А также замечает, что «символизм в русской живописи оказался не столь философичным, как символизм в литературе. Мировоззрение большинства примкнувших к нему художников отличалось туманностью, неопределенностью, им были чужды и непонятны сложные философские построения их собратьев-литераторов». Внимательно вглядываясь в нестройные ряды художников рубежа XIX–ХХ веков, Русакова определяет в качестве ведущих символистов Михаила Врубеля, некоторых художников «Мира искусства», Виктора Борисова-Мусатова, художников «Голубой розы» и Кузьму Петрова-Водкина. Также в книге рассмотрены истоки символизма в России на примере художников абрамцевского круга.

Алла Русакова. Символизм в русской живописи. М.: Искусство, 1995.

Аврил Пайман. История русского символизма

Британская исследовательница русского символизма, автор монументальных биографий Александра Блока и Павла Флоренского, Аврил Пайман написала первую историю русского символизма как глобального направления в искусстве. Затронув не только историю литературного направления, Пайман включила в орбиту символизма философию, музыку и живопись. История русского символизма представлена через биографии и анализ творчества главных действующих лиц. Пайман нарисовала удивительную атмосферу Серебряного века, при этом давая тонкий анализ развития символизма в России. Впервые монография была издана в Великобритании — и почти сразу получила широкое признание.

Аврил Пайман. История русского символизма. М.: Республика, 1998.

Символизм и модерн феномены европейской культуры

Ответственный редактор и составитель книги, доктор искусствоведения Игорь Светлов — блестящий специалист по искусству символизма, автор монографий о ведущих символистах, среди которых Густав Климт, Джеймс Уистлер, Франс фон Штук, Гюстав Моро, прерафаэлиты. Благодаря энтузиазму Светлова в Государственном институте искусствознания была создана группа «Европейский символизм и модерн», вот уже 20 лет всесторонне изучающая направление, долгие годы бывшее в опале в советское время. «Символизм и модерн» — сборник статей, выпущенный этим самоотверженным коллективом. Среди авторов группы — корифеи отечественной и мировой науки: Валерий Турчин, Мария Нащокина, Александр Якимович, Джон Боулт, Николай Хренов, а также молодые талантливые ученые.

Символизм и модерн — феномены европейской культуры. Сборник статей / Отв. ред. И. Е. Светлов. М.: Спутник+, 2008.

Галина Ельшевская. Мир искусства

Автор книги Галина Ельшевская — выдающийся специалист по русскому искусству XIX–XX веков, редактор и куратор серии «Очерки визуальности» издательства «Новое литературное обозрение». Ее монография — одна из лучших работ о «Мире искусства», написанная в постсоветское время, благодаря чему в книге нет клише советского искусствознания, а также попыток замаскировать истинные смыслы творчества мирискусников. В книге блестяще изложена история объединения, она полна тончайших наблюдений, основанных на фундаментальном знании предмета. Ельшевская не только пишет об особенностях развития художественного объединения, истоках и последствиях, но очень точно определяет сам дух времени, «важную грань коллективного самоощущения»: «страх перед жизнью и одновременно невозможность в полной мере удовлетвориться иллюзиями».

Галина Ельшевская. Мир искусства. М.: Белый город, 2008.

Дух символизма. Русское и западноевропейское искусство в контексте эпохи конца XIX—начала ХХ века

Большинство авторов этого сборника — члены группы «Европейский символизм и модерн», организованной Игорем Светловым в Государственном институте искусствознания. Издание отличается тем, что его ответственным редактором и составителем выступила одна из лучших специалистов по архитектуре русского модерна Мария Нащокина. Как отмечает редактор в предисловии, «о специфике и эстетических приоритетах европейского символизма уже немало написано, выстроен ряд его главных адептов и основных произведений, однако сложная структура мировоззрения эпохи продолжает оставаться во многом непознанной, ускользающей от четких дефиниций». Монография сфокусирована на разностороннем раскрытии трех основных проблем эпохи символизма: ее духовного мира, художественного языка и феномена художника. Среди авторов издания российские и зарубежные ученые из разных гуманитарных сфер (философии, искусствоведения, филологии, музыковедения): Игорь Светлов, Михаил Киселев, Анна Флорковская, Илья Печенкин, Джон Боулт и другие.

Дух символизма. Русское и западноевропейское искусство в контексте эпохи конца XIX—начала ХХ века. Сборник статей / Отв. ред. М. В. Нащокина. М.: Прогресс–Традиция, 2012г.

Символизм новые ракурсы. Сборник статей

Новые ракурсы — еще один коллективный труд, выпущенный группой «Европейский символизм и модерн». География сборника простирается на весь европейский континент: символизм в Австрии, Германии, Шотландии, Швейцарии, Польше, России в центре исследования специалистов по искусству рубежа XIX–XX веков. В этой книге коллектив авторов стремится посмотреть на символизм свежим взглядом, увидев в этом направлении и связь с современной культурой. Главное отличие сборника — раздел, посвященный современному измерению символизма, его влиянию на послевоенное русское искусство.

Символизм — новые ракурсы. Сборник статей / Отв. ред. И. Е. Светлов. М.: Канон+, 2017.


Фото: Юлия Захарова / Третьяковская галерея.

В оформлении обложки использован фрагмент картины Виктора Борисова-Мусатова «Изумрудное ожерелье». 1903–1904. Холст, масло, темпера. Государственная Третьяковская галерея.