Дмитрий Сарабьянов Валентин Александрович Серов. 1865–1911
Один из столпов отечественного искусствознания Дмитрий Сарабьянов написал вступительную статью к альбому Валентина Серова в 1974 году. В этой небольшой статье Сарабьянов обрисовал творчество Серова, разложив его на «составные элементы»: портрет, крестьянский жанр, историческая картина, античность, анималистика. Сарабьянов намечает основные поворотные точки в искусстве Серова, рассматривает, как менялся его художественный стиль — от импрессионизма к модерну. Симпатии автора явно принадлежат раннему творчеству Серова: «…нельзя не признать, что “девушки Серова” содержали в себе нечто совершенно особое, в последующем творчестве утраченное художником», — пишет Сарабьянов о «Девочке с персиками» и «Девушке, освещенной солнцем». И заключает: «“Девушки” многими своими чертами остаются неповторимыми и непревзойденными». Определяя место Серова в истории искусства, Сарабьянов резюмирует, что художник «сделал не все, что должен был, и не потому, что не успел из-за ранней смерти, а потому, что оказался на перевале от старого искусства к новому».
Дмитрий Сарабьянов. Валентин Александрович Серов. 1865–1911. М.: Искусство, 1974
Игорь Грабарь Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. 1865–1911
Игорь Грабарь был первым биографом Валентина Серова, написавшим свою монографию еще при жизни «первого русского портретиста». Толчком к ее созданию стала необычная история. В 1906 году в Париже состоялась русская выставка, устроенная Сергеем Дягилевым, на которой работы Серова показались жюри «старомодными». Чтобы «восстановить справедливость», Грабарь взялся за серовскую биографию. «Мы вместе принялись за работу и перерыли все ящики и сундуки, битком набитые его этюдами, эскизами и рисунками, начиная с детских лет и кончая последними годами. Разбирая этот огромный материал, Серов тут же рассказывал все, что относилось к той или другой вещи, вспоминал крупные и мелкие события своей жизни…» — писал Грабарь во вступлении. После двадцати подобных встреч история жизни Серова, подобная «чудесному роману», была записана. Уникальность исследования Грабаря прежде всего в том, что сведения о жизни Серова были получены им из первых уст. Когда монография была почти готова, пришло известие о смерти Серова. «Кнебелевская энциклопедия Грабаря», опубликованная в 1914 году, долгие годы считалась эталоном исследования творчества Серова. Хотя многими книга воспринималась как «венок на могилу», это издание никак не назовешь абсолютно комплиментарным. Грабарь выступил не только как биограф, послушно записавший основные события жизни Серова, но и достаточно строгий, а местами беспощадный критик, не боящийся давать критическую оценку работам мэтра.
Игорь Грабарь. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. 1865–1911. М.: Искусство, 1980
Игорь Грабарь. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. 1865–1911. М.: Искусство, 1980
Валентин Серов в переписке, документах и интервью Сборник в 2-х томах
Двухтомник, вышедший в 1985 году, стал первым полным изданием писем Серова. В нем собрано не только все сохранившееся эпистолярное наследие художника, письма его респондентов — всего более 300 писем, — но и мемуарные и дневниковые записи о нем, находящиеся как в советских, так и в зарубежных архивах. Также были опубликованы выступления Серова в печати, для чего составители обратились к дореволюционным изданиям. В сборник вошли 15 публичных писем художника, получивших широкий общественный резонанс. Письма Серова помогают пролить свет на многие события его жизни, такие как уход из Академии художеств и Училища живописи, ваяния и зодчества в знак протеста, отношения с Третьяковской галереей, передвижниками и членами объединения «Мир искусства». Благодаря письмам прояснились политические взгляды художника, его мысли об искусстве, личные переживания. Именно из писем стали известны высказывания Серова, ставшие хрестоматийными: «буду писать только отрадное», «у меня мало принципов, но они во мне сильно внедрились», «каждый портрет для меня болезнь» и многие другие.
Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Сборник в 2-х томах. Составители И.С. Зильберштейн и В.А. Самков. Л.: Художник РСФСР, 1985
Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Сборник в 2-х томах. Составители И.С. Зильберштейн и В.А. Самков. Л.: Художник РСФСР, 1985
Владимир Леняшин Портретная живопись В.А. Серова 1900-х годов. Основные проблемы
Владимир Леняшин начинает свою книгу с замечания, что больше, чем о Серове, в русском искусстве написано книг только о Репине. Он задается вопросом «Нужно ли им [Серовым] заниматься?». И тут же сам отвечает, что существует круг вопросов, которые не рассматривались «достаточно основательно». Леняшин ставит задачу подвергнуть критической проверке идеи предшественников, которые «не беспокоились о научной точности», а также сформулировать «проблемы Серова». «Особенно не повезло портретам», — утверждает автор, замечая, что только самые известные из них удостоились характеристики, причем не аналитической, а описательной. Леняшин стремится исправить эту несправедливость, предлагая искусствоведческий анализ как эпохальных портретов Серова, так и малоизвестных, «неудачных» работ. Леняшин оспаривает многие стереотипы, сложившиеся вокруг художника: например, «теорию упадка», гласящую, что лучшие вещи Серова — «отрадного периода» — были созданы в молодости. Большое внимание в книге уделено и художественному контексту эпохи, взаимодействию разных течений на рубеже XIX–XX веков и их влиянию на Серова.
Владимир Леняшин. Портретная живопись В.А. Серова 1900-х годов. Основные проблемы. Л.: Художник РСФСР, 1986
Владимир Леняшин. Портретная живопись В.А. Серова 1900-х годов. Основные проблемы. Л.: Художник РСФСР, 1986
Екатерина Алленова Валентин Серов
В монографии Екатерины Алленовой множество тонких оригинальных суждений о художнике, позволяющих увидеть его творчество свежим взглядом. Это небольшое по объему исследование — пример современного искусствознания, свободного от штампов. Алленова точно попадает в основную проблематику портретного творчества Серова: «Именно то, как существенное, внутреннее проявляется, просвечивает во внешнем, составляет проблему портретного творчества вообще и ту — главную — коллизию серовского искусства, где художественная, она же гуманистическая проблематика артистического портрета смыкается с таковой же проблематикой портрета светского, особенно в его парадном варианте». Точно подмечена и особенность серовских портретов, в которых модель часто выражает себя через жест: «Это не столько типичное для конкретной индивидуальности движение руки, сколько точно подмеченное Серовым стремление портретируемого “выразить себя”, предъявить зрителю не только лицо, внешность, но и внутреннюю сущность». Невероятно проницательно Алленова пишет о «крестьянских пейзажах» Серова: «Это не столько “неласковая” природа, какой она видится, например, в этюдах Серова, выполненных на Севере, сколько природа, не обласканная человеческим вниманием и теплом». Точный взгляд позволяет увидеть новое и в исторических работах Серова: «Фигуры Петра и Елизаветы грациозны и изящны, как статуэтки с саксонского фарфора, — Серов чутко уловил здесь не столько “дух истории”, сколько характер стилизаторской игры, свойственной мирискусничеству».
Екатерина Алленова. Валентин Серов. М.: Белый город, 2000
Екатерина Алленова. Валентин Серов. М.: Белый город, 2000
Валентин Серов К 150-летию художника
Каталог выставки Серова, прошедшей в Третьяковской галерее в 2015 году, открывает некоторые неизвестные ранее стороны творчества Серова. В издании впервые опубликованы все портреты Александра III и Николая II, многих царственных и великосветских особ. Впервые представлены и работы Серова из музея Мальмё (Швеция), неизвестные российскому зрителю. Благодаря привлечению к участию в выставке произведений из частных коллекций многие рисунки, акварели и шаржи публикуются впервые. Особую ценность имеет и публикация писем жены художника Ольги Серовой к Игорю Грабарю, хранящиеся в отделе рукописей Третьяковской галереи и ранее никогда не издававшиеся. Подробную летопись жизни и творчества художника сопровождают малоизвестные фотографии из музейных и частных собраний. Кроме того, в каталог включено больше произведений, чем было представлено на выставке. Изображения для альбома предоставили 24 российских и зарубежных музеев. Разные стороны деятельности Серова рассматриваются в статьях ведущих специалистов по истории искусства конца XIX — начала XX века, экспертов Третьяковской галереи. Куратор выставки Ольга Атрощенко написала о творчестве Серова в контексте эпохи, Надежда Мусянкова — об отзывах о Серове в зарубежной критике, Мария Кривенко — о театральном опыте, Ольга Морозова — о монументальной живописи художника.
Валентин Серов. К 150-летию художника. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2015
Валентин Серов. К 150-летию художника. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2015
Валентин Серов. Любимый сын, отец и друг Воспоминания близких о жизни и творчестве выдающегося художника
Первые воспоминания матери художника вышли вскоре после смерти Серова. Объемный том «Серовы, Александр Николаевич и Валентин Александрович» был опубликован в 1914 году малым тиражом. Самые интересные страницы книги были включены в современное издание, вышедшее в 1968 году под заголовком «Как рос мой сын». Воспоминания матери — бесценный источник знаний о Серове, по крайней мере о детских годах художника лучше Валентины Семеновны Серовой не мог бы написать никто другой. Свои мемуары об отце оставила и дочь Серова — Ольга, создавшая живые зарисовки из жизни отца. Ольга Валентиновна донесла до нас живую речь Серова, а также дала меткие и очень личные характеристики художника: «папа не любил трактатов об искусстве», «боялись папу в общем все», «кого он совершенно не терпел — это “почитателей таланта”». Кроме того, в книгу вошли воспоминания о Серове современников: Ильи Репина, Владимира фон Дервиза, Александра Головина, Константина Коровина, Льва Бакста, Валерия Брюсова и Василия Розанова.
Валентин Серов. Любимый сын, отец и друг. Воспоминания близких о жизни и творчестве выдающегося художника. М.: Издательство АСТ, 2018
Валентин Серов. Любимый сын, отец и друг. Воспоминания близких о жизни и творчестве выдающегося художника. М.: Издательство АСТ, 2018
Марк Копшицер Валентин Серов
«Почти всех людей, Вами изображенных, я хорошо знал, а Вы, естественно, нет, между тем они изображены у Вас так правдиво и живо, что только диву даешься» — такой отзыв оставил о книге Марка Копшицера сам Корней Чуковский. Монография Копшицера о Серове была опубликована в 1967 году и сразу получила признание среди профессионалов от искусства. Хотя сам автор, как ни удивительно, никакого отношения к искусствоведческой науке не имел — Копшицер был ростовским инженером, занимавшимся историческими исследованиями в свободное от работы время. Несколько поколений любителей искусства узнавали о жизни Серова именно из книги Копшицера. Как точно заметил Чуковский, персонажи книги изображены «правдиво и живо» благодаря тому, что Марк Копшицер годами собирал информацию о своих героях. А несомненный литературный талант позволил ему придать биографии художника увлекательную форму. Копшицеру принадлежат и биографии Саввы Мамонтова и Василия Поленова, также ставшие каноническими в биографическом жанре. Последней особенно не повезло — биография Поленова ждала издания 30 лет. Многочисленные проволочки, связанные с профессиональным статусом автора, привели к трагической развязке его жизни.
Марк Копшицер. Валентин Серов. СПб.: Азбука, 2020
Марк Копшицер. Валентин Серов. СПб.: Азбука, 2020