Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. 1848–1926
Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. 1848–1926.
Н.С. Моргунов, Н.Д. Моргунова-Рудницкая. М.: Искусство, 1962
Основной фундаментальной работой о художнике до сих пор остается книга «Виктор Михайлович Васнецов» Николая Сергеевича Моргунова и Наталии Даниловны Моргуновой-Рудницкой. Она была издана в 1961 году и стала первым и единственным трудом, в котором не только была описана биография художника, проанализирован его творческий путь, но также составлен список его произведений. Авторы были младшими современниками Васнецова, много консультировались с детьми художника, что определило достоинства и одновременно недостатки этой работы: воспоминания родственников, их трактовки и датировки заложили фундамент исследовательского восприятия. Несмотря на тесное сотрудничество, Моргуновы не получили доступа к хранящимся в семье архивным материалам, которые могли бы пролить свет на творчество Васнецова в начале XX века. Именно поэтому поздний период творчества художника не был подробно исследован авторами. Моргуновы лишь описали сюжеты картин и кратко определили их стилистические особенности.
Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников
Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников
[Вступ. ст., с. 6–37, сост. и примеч. Н. А. Ярославцевой]. М.: Искусство, 1987
Виктор Васнецов: письма, новые материалы
Виктор Васнецов: письма, новые материалы.
[Рос. акад. художеств, С.-Петерб. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина]; авт.-сост. Людмила Короткина. СПб.: АРС, 2004
Огромное значение для знакомства с художником представляют его письма к родным и друзьям, среди которых были известнейшие художники Иван Крамской, Илья Репин, Василий Поленов, критик Владимир Стасов, писатели Иван Щеглов-Леонтьев и Владимир Кигн-Дедлов. Эти письма позволяют глубже понять, чем жил, как работал, о чем думал и мечтал Виктор Васнецов. Сборник Нины Александровны Ярославцевой дополнен воспоминаниями и выдержками из дневниковых записей, а также хроникой личной и творческой биографии Васнецова. Сборник Людмилы Васильевны Короткиной также содержит широкую подборку критических рецензий на произведения мастера.
Всеволод Васнецов. Страницы прошлого. Воспоминания о художниках братьях Васнецовых
Всеволод Васнецов. Страницы прошлого. Воспоминания о художниках братьях Васнецовых.
Л.: Художник РСФСР, 1976
Всеволод Аполлинарьевич Васнецов — исследователь Арктики, сын художника Аполлинария Васнецова, племянник Виктора Васнецова. Задумав книгу воспоминаний о своем отце, Всеволод Аполлинарьевич уделил особое место и своему дяде, у которого часто бывал в гостях в его московском доме и загородном имении Новое Рябово. Книга ценна рассказом о ежедневных традициях жизни художников, бытовом укладе, а также описанием интерьеров их домов, которые в настоящее время являются мемориальными музеями.
Элеонора Пастон. Абрамцево: Искусство и жизнь
Элеонора Пастон. Абрамцево: Искусство и жизнь.
М.: Искусство, 2003
Книга посвящена важному художественному явлению отечественного искусства последней четверти XIX века — Абрамцевскому художественному кружку. Васнецов хоть и не стоял у истоков этого художественного объединения, однако стал одним из его участников. Благодаря неуемному творческому вдохновению основателя Абрамцевского художественного кружка Саввы Мамонтова, которым он заражал всех окружающих его людей, Васнецов обрел так необходимую ему почву для разработки нового для себя творческого направления. В книге собрана переписка участников кружка, научные статьи, посвященные определению деятельности художников Абрамцевского кружка в контексте эпохи.
Ольга Васнецова. Васнецовщина
Ольга Васнецова. Васнецовщина.
М.: РИП-холдинг, 2019
Книга написана правнучатой племянницей Виктора Васнецова. В ней собрана история рода Васнецовых по линии Михаила Васильевича Васнецова, священника села Рябово, отца шестерых сыновей, двое из которых стали известнейшими русскими художниками — Виктора и Аполлинария Васнецовых. Книга содержит переписку Виктора Васнецова и одного из его сыновей, Михаила, с родными. Издание дополнено большим количеством воспроизведений живописных и графических работ Виктора и Аполлинария Михайловичей, а также архивными фотографиями.
Михаил Нестеров. Давние дни: встречи и воспоминания
Михаил Нестеров. Давние дни: встречи и воспоминания.
М.: Терра, Книжный Клуб Книговек, 2022
Живописец Михаил Васильевич Нестеров, прославившийся своими религиозными и портретными работами, обладая еще и интересным литературным даром, написал книгу, большую часть которой составляют «литературные портреты». Один из них посвящен личности Виктора Михайловича Васнецова. Нестеров был младшим современником и близким другом Виктора Михайловича. Они познакомились во время совместной работы над росписью Владимирского собора и сохранили дружбу на протяжении более тридцати лет. Нестеров описал Васнецова времен первого знакомства, работу Виктора Михайловича для собора, а также его деятельность как участника Абрамцевского художественного кружка.
Стиль жизни — стиль искусства
Стиль жизни — стиль искусства: Развитие нац.-романт. направления стиля модерн в европ. художеств. центрах второй половины XIX в. — начала ХХ века. Россия, Англия, Германия, Швеция, Финляндия.
[Сборник] / М-во культуры Рос. Федерации. Гос. Третьяк. галерея; [Редкол.: Э.В. Пастон (отв. ред.) [и др.]. М., 2000
Важной вехой в изучении творчества Васнецова стала выставка «Стиль жизни — стиль искусства», проведенная в Государственной Третьяковской галерее в 1998–1999 годах.
Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926)
Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926).
Кат. выст. / [Л.И. Иовлева и др.. Вступ. статьи Г.Ю. Стернина и др.]. Л.: Аврора; М.: ГТГ, 1990
Наиболее объемная на данный момент выставка произведений Виктора Васнецова в России состоялась в 1990 году. Выставка была сопровождена каталогом, в который были включены статьи, посвященные биографии художника, а также отдельным направлениям его творчества — жанровой живописи, картинам на фольклорные сюжеты, театрально-декорационной деятельности, архитектурным проектам и работе в области декоративно-прикладного искусства.