В юности Аполлинарий Васнецов не смог поступить в Академию художеств из-за отсутствия диплома о среднем образовании, но самообразованием занимался всю жизнь. Его университетами стали библиотеки, архивы и музеи. Художник, историк, археолог, он также был и теоретиком искусства. «Художество» (1908) — самое масштабное его теоретическое исследование, в котором он рассуждает о проблемах, актуальных для начала ХХ века. Когда теория «искусство для искусства» казалась самой прогрессивной, Васнецов в духе времени пишет об искусстве как об утонченном вкусе к красоте. Однако для него искусство вовсе не бесполезно, как для многих эстетов, но является формой самопознания и, по сути, интеллектуальной деятельностью. Оспаривает художник и идею о том, что живопись — это подражание природе. В качестве альтернативы мимезису Васнецов выдвигает символизм, который понимает не как направление, а как художественный метод, причисляя к символистам не только своих современников, но Микеланджело и Рембрандта.
Аполлинарий Васнецов. Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. М.: Издание И. Кнебель, 1908
Сборник под редакцией художника Константина Юона — одно из ранних исследований, посвященных Васнецову-младшему. В книгу включены материалы об искусстве Васнецова, а также воспоминания современников и статьи самого художника. Член-корреспондент Академии художеств искусствовед Виктор Лобанов (зять Владимира Гиляровского, с которым дружил художник) написал краткую, но емкую биографию Васнецова. Историк и археолог Михаил Рабинович посвятил свою статью васнецовским архитектурным пейзажам старой Москвы. Искусствовед А.В. Саломатин проанализировал 26 акварелей Васнецова, которые были им созданы специально для Музея коммунальной культуры (сейчас Музей Москвы). Лично знакомый с художником директор Музея коммунальной культуры Петр Сытин рассказал об археологических исследованиях Васнецова. А его ученик, художник и архитектор Николай Виноградов, написал о том, каким он был преподавателем. Также в книге впервые опубликован отрывок из биографии художника «Как я сделался художником» и доклад «Кремль при Иване Калите».
Аполлинарий Васнецов. К столетию со дня рождения. М.: Московский рабочий, 1957
Сын Аполлинария Васнецова Всеволод оставил живые теплые воспоминания о своем отце. Из мемуаров можно узнать подробности жизни художника, которые не встречаются в искусствоведческой литературе. Например, что самым большим деликатесом Аполлинарий Васнецов считал соленые рыжики, любил вятские народные песни и не выносил, когда кто-то смотрел, как он пишет этюды. «В отношении “стиля жизни” отец казался больше ученым, чем человеком творческой профессии», — вспоминал сын художника. Он вел размеренный, не богемный образ жизни, был постоянным участником различных научных обществ, где выступал с многочисленными докладами. Сын отмечает и особую приверженность отца демократическим идеалам — однажды он отчаянно защищал одного художника в Товариществе передвижников, упрекая коллег по цеху в генеральстве и высокомерии. Особая глава посвящена отношениям Аполлинария Васнецова с братом Виктором, между которыми случились и конфликты, несмотря на огромную привязанность. Пишет Всеволод и о личной катастрофе Васнецова, которого выгнали из Училища живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал долгие годы, после Октябрьской революции — для художника, поддерживавшего социалистические идеи, этот случай стал личной трагедией.
Всеволод Васнецов. Страницы прошлого. Воспоминания о художниках братьях Васнецовых. Л.: Художник РСФСР, 1976
Советский искусствовед Лидия Алексеевна Беспалова написала первую монографию о творчестве Аполлинария Васнецова еще в 1950 году. Издание 1983 года было подготовлено к 125-летию художника, и как уточнила автор, она пыталась «обобщить по возможности все изученные материалы, позволяющие в целом более полно и объективно рассмотреть его творческую и научную деятельность». В монографии анализируется не только живопись, театрально-декорационная и преподавательская деятельность художника, но и его увлечение археологией, астрономией, историей. Книга была создана еще при участии Всеволода Аполлинариевича Васнецова и его супруги Екатерины Константиновны, с которыми дружила искусствовед. До сих пор монография Беспаловой, адресованная как специалистам, так и широкой публике, считается эталоном исследования, посвященного Аполлинарию Васнецову.
Л. А. Беспалова. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856–1933. М.: Искусство, 1983
Аполлинарий Васнецов был создателем уникальных архитектурных пейзажей древней Москвы. Долгие годы художник работал с архивными документами и даже участвовал в раскопках. В сборнике об этой стороне творчества Васнецова написали главный архитектор Государственных музеев Московского Кремля Владимир Федоров, заведующий отделом археологии Музея истории и реконструкции Москвы Александр Векслер и заведующая Музеем-квартирой А.М. Васнецова Екатерина Васнецова. Но большую часть книги занимают 19 статей самого Аполлинария Васнецова, написанные с 1910 по 1928 год. Исторические исследования художника посвящены городскому быту древних москвичей — книжной торговле, способам передвижения по Москве, одежде, самому облику старого города и его сооружениям, многие из которых, как Семиверхая башня или Водяные ворота, давно исчезли.
Москва в творчестве А. М. Васнецова. Составитель сборника Е. К. Васнецова. М.: Московский рабочий, 1986
Автор современной монографии об Аполлинарии Васнецове — Елена Ядохина, директор Мемориального музея-квартиры А.М. Васнецова, сегодня один из главных специалистов по творчеству художника. Ей удалось создать живой портрет художника, охватив все сферы его деятельности. Как пишет Елена Ядохина: «Аполлинарий Васнецов был человеком скромным, мягким, обладал большой эрудицией, пытливым умом, стойкими убеждениями, непоколебимым характером». Из монографии можно узнать не только об искусстве Васнецова-младшего, но и об истории создания его музея, а также о судьбе его произведений после смерти. Кроме того, в книгу включена подробная летопись жизни и творчества художника.
Елена Ядохина. Аполлинарий Васнецов. М.: Третьяковская галерея, 2020
Фотографии: Юлия Захарова / Третьяковская галерея