1. Ансельм Кифер. Зимний путь.
2. Мона Хатум. Время покажет.
Мона Хатум, англичанка, родившаяся в Бейруте, представлена на выставке двумя работами. И если «придверный» коврик c образованной иголками надписью «Welcome» («Добро пожаловать») представляется более чем актуальным критическим комментарием к проблемам беженцев, то в смыслы инсталляции «Время покажет» (безусловно, связанные с современными руинами — военными и мирными) вдаваться мешает восторженное изумление грацией замысла и чистотой исполнения. Тем, как любимые Хатум структуры — клетки, решетки — связывают, ограничивают и разделяют пространство, дарят ощущение покоя и невесомости, тихого безвременья. Красота спасает распадающийся на куски мир — руины таят новый цикл творчества, созидания, наслаждения красотой. Даже если нам не хочется, чтобы мир вертелся так быстро, жестоко, безжалостно, — из хаоса возникает порядок, из ощущения ненадежности, хрупкости мира — завороженность его опасной прелестью.
3. Ричард Мосс. Решетка (Мория).
Известный изобретательным и парадоксальным использованием новейших технологий, технических камер, предназначенных для чего угодно, только не для съемки людей, работающий в горячих точках, ирландский художник представляет мир точно, но в совершенно неожиданном свете. Он расширяет представления о кризисах, которые снимает вместе с десятками других фотографов, предоставляет возможность видеть невидимое и сохраняет секреты оказавшихся в опасности людей. Сосредотачиваясь на событии и его смыслах, Мосс изобретательно воздействует на воображение зрителя, используя не только новейшие достижения, — в «Мории», устроенной по законам «циркулярного (бесконечного) канона», мы видим на экранах одни и те же кадры, воспроизведенные с разными интервалами — подобно движущейся по кругу, все время возвращающейся к своему началу, мелодии.
4. Грейсон Перри. Битва за Британию.
5. Алисия Кваде. Созвездие.
6. Илья и Эмилия Кабаковы. Последний взмах. Памятник последнему человеку.
7. Ольга Чернышева. На обочине.
8. Петрит Халилай. Abetare. Албанский букварь.
Тогда Петриту Халилаю было тринадцать, и занятия искусством в лагере беженцев стали для него частью терапии. Среди произведений, посвященных войне на Балканах, кризису беженцев и их дальнейшей судьбе, работа Халилая самая личная, нежная, интимная и смелая — преодолевая страх потери и боль разрушений, художник возвращает себе и нам утраченное прошлое — родной дом, школу, детство. Возвращает чудесным, прекрасным, значительным, волшебным мифом. Фантастическим миром, где каждая деталь чудесна и важна, реальна и невероятна.
Самые банальные, самые массовые памятники долгим скучным урокам, сделанные тоскующим по свободе детьми, исчезнув навсегда, обратились волшебными кусочками драгоценной мозаики — Халилай воспроизводит надписи, почерки как характеры, персонажи, важные детские истории. И сама парта стоит тут же свидетельством тоски по утраченному прошлому, которое важнее и весомее настоящего, тем более будущего.
9. Эйя-Лииза Ахтила. Способность любить.
Мир человеческой мечты — бескрайнего «кинематографического» космоса, свободного полета, футуристической встречи с великой праматерью всего живого — соединяется с «другим миром», немного более реальным, но не менее загадочным — миром нечеловеческого интеллекта высших приматов, индивидуальности не вполне ясной и менее признаваемой.
Как всегда, финская художница не рассказывает истории, а строит сложную визуальную историю, коллаж с мощным контрапунктом. Исследуя потенциал эмпатии, готовности принять других живых существ «как самого себя», она использует медицинские опыты работы с людьми, страдающими фантомными болями после ампутаций, работу с существующими лишь в мозгу иллюзиями.
Положив руки на стол, рядом или под экранами, на которых еле двигаются руки шимпанзе, ожидая послушного следования своим движениям, простой интерактивной игры, мы сталкиваемся с путаницей, в которой невозможно понять последовательность событий, игрой в зависимость, значительно более сложной и непредсказуемой: следят ли руки шимпанзе на экране за движениями зрителя или наоборот. Возникает тонкая взаимосвязь, иллюзия понимания и странного визуального единения.