Мы находимся с вами на выставке «Адепты красного. Малявин & Архипов». Значок & (амперсанд) мы поставили неслучайно. Нам показалось, что он осовременит название нашей выставки и, кроме того, подчеркнет кружение народного танца, которое мы можем наблюдать в экспозиции.
Сегодня мы с вами поговорим о творчестве Филиппа Малявина. Я стою около картины, которая называется «Вихрь». Напротив нее располагаются картины Абрама Архипова. Всё вместе составляет очень интересную экспозицию. Это центральная часть нашей выставки, которую мы называем «Бабий хоровод» / «Красный хоровод», потому что все крестьянки, представленные на полотнах Малявина и Архипова, изображены в народных костюмах красного цвета. Крестьянки Абрама Архипова, как правило, сидят и позируют художнику, их лица ярко освещены. Крестьянки Малявина находятся в движении. Обычно он изображает их стоя, монументализируя их фигуры и делая крупнее человеческого роста. Лица крестьянок Малявина покрыты загаром, они темного оливкового цвета, и образ, который в результате создает Малявин, больше ассоциируется с темой архаики и первобытных страстей. Большое полотно «Вихрь» было представлено впервые на выставке «Мир искусства» в 1906 году. Чуть позже оно было показано на выставке Союза русских художников в Москве, где Совет Третьяковской галереи принял решение приобрести эту картину в собрание. С тех пор это большое полотно представлено в постоянной экспозиции нашего музея, но сейчас оно находится на выставке «Адепты красного».
Филипп Малявин. Смех. 1899. Холст, масло.
Международная галерея современного искусства Ка'Пезаро, Венеция
Картину «Вихрь» Малявин создавал достаточно долго. Конечно, он хотел повторить успех своей дипломной работы — большой картины «Смех», которая была приобретена галереей современного искусства Ка'Пезаро и находится в Венеции. «Вихрь» Малявин писал в своем имении, неподалеку от деревни Аксиньино. Он его приобрел в 1900 году, когда женился на Наталье Николаевне Новак-Савич. Малявин имение перестроил так, чтобы писать большие, крупные картины. Чтобы создавать крестьянские образы, он приглашал позировать крестьянок из деревни Аксиньино. Именно их мы можем увидеть в том числе на полотне «Вихрь».
Здесь изображены пять крестьянок, которые будто бы возвращаются с народного гуляния. Они идут по полю, и ветер раздувает их сарафаны и фартуки. Они широко взмахивают руками, будто танцуют или поют народную песню. Этот яркий фольклорный образ очень удивил современников. Когда Малявин показал это полотно на выставке, то все художники и публика восприняли его как символ Первой русской революции. И именно так о ней писали критики. Так ее воспринял и учитель Малявина — Илья Ефимович Репин, который писал о том, что среди кроваво красных лохмотьев на нас наступают страшные бабы, которые готовы смести все на своем пути. И этот контраст между залитым солнцем лугом, зеленой травой и темными лицами производит очень интересное впечатление на зрителя.
Кроме того, художник, изображая крестьянские наряды, делает это новаторски. Каждый элемент картины он пишет особым методом. Он использует разные движения кисти: и широкие, и длинные, и дробные мазки, напоминающие нам стук каблуков во время танца. Когда Филипп Малявин работал над картиной «Вихрь», он решил воспользоваться советом Игоря Грабаря и добавил в краску венецианский терпентин. Из-за этого красочный слой картины очень долго не мог просохнуть. Журналисты спустя несколько десятилетий в газетах писали, что в Третьяковской галерее можно наблюдать странное явление: по большому полотну Малявина стекает красная краска.
Здесь изображены пять крестьянок, которые будто бы возвращаются с народного гуляния. Они идут по полю, и ветер раздувает их сарафаны и фартуки. Они широко взмахивают руками, будто танцуют или поют народную песню. Этот яркий фольклорный образ очень удивил современников. Когда Малявин показал это полотно на выставке, то все художники и публика восприняли его как символ Первой русской революции. И именно так о ней писали критики. Так ее воспринял и учитель Малявина — Илья Ефимович Репин, который писал о том, что среди кроваво красных лохмотьев на нас наступают страшные бабы, которые готовы смести все на своем пути. И этот контраст между залитым солнцем лугом, зеленой травой и темными лицами производит очень интересное впечатление на зрителя.
Кроме того, художник, изображая крестьянские наряды, делает это новаторски. Каждый элемент картины он пишет особым методом. Он использует разные движения кисти: и широкие, и длинные, и дробные мазки, напоминающие нам стук каблуков во время танца. Когда Филипп Малявин работал над картиной «Вихрь», он решил воспользоваться советом Игоря Грабаря и добавил в краску венецианский терпентин. Из-за этого красочный слой картины очень долго не мог просохнуть. Журналисты спустя несколько десятилетий в газетах писали, что в Третьяковской галерее можно наблюдать странное явление: по большому полотну Малявина стекает красная краска.
В 1900 году Малявин женился на своей однокурснице, вольнослушательнице Петербургской Академии художеств Наталье Николаевне Новак-Савич. Вместе они приобрели имение неподалеку от деревни Аксиньино. Там у них родились две дочери: Зоя и Галина. Но Галина еще до революции скончалась от болезни. На большом «Автопортрете с женой и дочерью» Малявин изобразил себя и супругу вместе со старшей дочерью Зоей. Картина достигает в высоту почти три метра. Эта работа, как и многие произведения Малявина, удивляет и буквально кружит голову. Также воспринимали ее и современники. Максимилиан Волошин, когда увидел этот портрет, писал, что в нем нет центра и удивительно, как в этой работе художник, прилагая максимум усилий, не смог выделить главное. Многие восприняли этот автопортрет как фиаско.
Над портретом Малявин работал больше двух лет. Главным героем становится не сам Малявин, а его супруга Наталья Николаевна. А себя художник показывает за ее плечом и, кроме того, прячет лицо за соломенной шляпой. Наталья Николаевна здесь уподоблена сказочной жар-птице: золотое платье будто бы расшито перьями по подолу, на голове шляпа и вокруг развивается изумрудная вуаль. Вуаль создает на лице модели странные зеленые отсветы, что было воспринято публикой как недостаток изображения. Их дочь изображена в необыкновенном синем платье, в руках у нее дорогая заграничная кукла. Такие куклы производили в Германии. Кроме того, изображены фрагменты интерьера их дома в Аксиньино. В верхней части картины мы видим зеркало в золотой раме, в котором отражается обстановка.
Этот портрет создает ощущение роскошной жизни, которую достиг Малявин. Мы помним, что он родился в очень простой крестьянской семье. И такая демонстрация успеха, откровенная и, может быть, чрезмерно усложненная, которую художник изобразил в этой работе, вызывала у публики сложные впечатления и ассоциации. Все высказались против этой большой картины, что глубоко обидело художника. В течение трех последующих лет он заперся в имении и не участвовал в выставках, стал как можно реже показывать свои работы. А если что и отправлял, то, как правило, графические изображения.
Филипп Малявин с благодарностью вспоминал своего отца, Андрея Ивановича Малявина, государственного крестьянина. Андрей Иванович помогал Филиппу в том, чтобы тот стал художником. Для того чтобы Филипп отправился на Афон, отец с сыном вместе пошли на подённые работы. Несмотря на то, что они проработали все лето, им не удалось заработать всю необходимую сумму денег. Тогда односельчане скинулись и собрали нужную сумму денег. Филипп Малявин смог отправиться учиться иконописи в монастырь Святого Пантелеймона на греческом Афоне. При этом он понял, что художником ему там стать не удастся, но другой возможности учиться у него не было. До тех пор, пока не произошла знаменательная встреча с Владимиром Александровичем Беклемишевым, который возвращался из заграничной поездки через Афон и увидел его работы. Они настолько впечатлили Беклемишева, что он посоветовал ему учиться в Петербургской Академии художеств и способствовал переезду Малявина с Афона в Петербург.
Над портретом Малявин работал больше двух лет. Главным героем становится не сам Малявин, а его супруга Наталья Николаевна. А себя художник показывает за ее плечом и, кроме того, прячет лицо за соломенной шляпой. Наталья Николаевна здесь уподоблена сказочной жар-птице: золотое платье будто бы расшито перьями по подолу, на голове шляпа и вокруг развивается изумрудная вуаль. Вуаль создает на лице модели странные зеленые отсветы, что было воспринято публикой как недостаток изображения. Их дочь изображена в необыкновенном синем платье, в руках у нее дорогая заграничная кукла. Такие куклы производили в Германии. Кроме того, изображены фрагменты интерьера их дома в Аксиньино. В верхней части картины мы видим зеркало в золотой раме, в котором отражается обстановка.
Этот портрет создает ощущение роскошной жизни, которую достиг Малявин. Мы помним, что он родился в очень простой крестьянской семье. И такая демонстрация успеха, откровенная и, может быть, чрезмерно усложненная, которую художник изобразил в этой работе, вызывала у публики сложные впечатления и ассоциации. Все высказались против этой большой картины, что глубоко обидело художника. В течение трех последующих лет он заперся в имении и не участвовал в выставках, стал как можно реже показывать свои работы. А если что и отправлял, то, как правило, графические изображения.
Филипп Малявин с благодарностью вспоминал своего отца, Андрея Ивановича Малявина, государственного крестьянина. Андрей Иванович помогал Филиппу в том, чтобы тот стал художником. Для того чтобы Филипп отправился на Афон, отец с сыном вместе пошли на подённые работы. Несмотря на то, что они проработали все лето, им не удалось заработать всю необходимую сумму денег. Тогда односельчане скинулись и собрали нужную сумму денег. Филипп Малявин смог отправиться учиться иконописи в монастырь Святого Пантелеймона на греческом Афоне. При этом он понял, что художником ему там стать не удастся, но другой возможности учиться у него не было. До тех пор, пока не произошла знаменательная встреча с Владимиром Александровичем Беклемишевым, который возвращался из заграничной поездки через Афон и увидел его работы. Они настолько впечатлили Беклемишева, что он посоветовал ему учиться в Петербургской Академии художеств и способствовал переезду Малявина с Афона в Петербург.
Когда он оказался в Петербурге, то поступил в мастерскую Ильи Ефимовича Репина. О педагогических приемах Репина сохранилось много воспоминаний его учеников. В его мастерской проходили обучение Борис Кустодиев, Константин Сомов, Игорь Грабарь и Анна Остроумова-Лебедева. Малявин написал «Портрет И.Е. Репина», когда уже окончил академию и получил звание художника. Он изобразил Репина сидящим за столом с огромной палитрой, которую тот держит в руках, в расслабленной позе. Когда этот портрет увидел Владимир Стасов, то посчитал его провалом. А другим критикам, напротив, произведение понравилось своей непосредственностью и той добротой, которая светится в глазах учителя.
Филипп Малявин вспоминал, что в детстве отец казался большим силачом и его лицо напоминало мальчику лик Христа. Таким крупным и сильным крестьянином художник пишет его на «Портрете Андрея Ивановича, отца художника», которого он изображает в полный рост. По композиции он напоминает парадные портреты XVIII века. Интересно, что художник изображает отца на абстрактном фоне. Он не прописал детали интерьера. Такая характерная для Малявина композиция, где не прописаны детали фона, напоминающего абстракцию, становится его художественным приемом, который он использует и в дальнейшем, когда будет создавать образы крестьянок в ярких нарядах.
Филипп Малявин. Крестьянская девушка с чулком. 1895. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея
Самые ранние из крестьянских образов, которые представлены на выставке, — это портрет соседки художника в селе Казанка Прасковьи Емельяновны Малявиной. Художник исполнил картину «Крестьянская девушка с чулком», когда приезжал летом к своим родителям. Как вы видите, крестьянки этого села очень любили нарядные красные фартуки, платки и рубахи. Сочетание яркой красной одежды и зеленого луга, на котором стоит крестьянка, впоследствии использовал Малявин во многих произведениях крестьянского цикла. В частности, в большой картине «Смех», которую позже купила венецианская галерея Ка'Пезаро.
На выставке представлены портреты сокурсников: Игоря Грабаря, Анны Остроумовой-Лебедевой, Константина Сомова. Вместе они учились в мастерской Ильи Репина в Императорской Академии художеств. Все эти портреты Малявин создавал очень быстро. Игорь Грабарь вспоминал, что однажды он подготовил холст, чтобы писать этюд натурщика. Малявин попросил этот холст взаймы и за один сеанс быстро накидал «Портрет художника Игоря Эммануиловича Грабаря». Мы видим внизу картины кисти и раскрытый этюдник. Такие же атрибуты художника можно увидеть на «Портрете художницы Анны Остроумовой». На «Портрете художника Константина Андреевича Сомова» Малявин изобразил художника в белом рабочем халате.
Специально для выставки мы отобрали графический цикл, посвященный крестьянкам. Многие из этих работ были подготовительными набросками к большим полотнам Малявина. Также он создавал и портреты крестьянок в различных графических техниках, используя акварель и белила.
Выставка «Адепты красного» показывает нам художников Филиппа Малявина и Абрама Архипова вместе. Создается очень интересный эффект, когда темперамент полотен Малявина уравновешивается спокойными и созерцательными полотнами Архипова. Именно это становится особенностью нашей экспозиции.
На превью: Экспозиция выставки «Адепты красного. Малявин&Архипов». Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Адепты красного» показывает нам художников Филиппа Малявина и Абрама Архипова вместе. Создается очень интересный эффект, когда темперамент полотен Малявина уравновешивается спокойными и созерцательными полотнами Архипова. Именно это становится особенностью нашей экспозиции.
На превью: Экспозиция выставки «Адепты красного. Малявин&Архипов». Фото: Иван Новиков-Двинский/Государственная Третьяковская галерея