Параллельные миры
1 Кабаков И. 60–70-е… Записки о неофициальной жизни в Москве. М., 2008. С. 59.
С конца 1950-х и до середины 1980-х, до самой перестройки Кабаков и многие другие неофициальные художники жили словно в двух параллельных мирах. В первом занимались «настоящим искусством», создавая работы «в стол» и «для себя»; во втором — выживали: одни занимались книжной иллюстрацией, другие работали в советских художественных комбинатах и делали массовую идеологическую продукцию, кто-то преподавал, а кто-то и вовсе подвизался вахтером или сторожем. У каждого была частичка своей собственной жизни, о которой знали только друзья и вездесущий КГБ. Иллюстрация была относительно безопасной нишей и, пожалуй, наиболее уютной сферой деятельности — особенно для художника, который не мог и не хотел существовать со своим истинным творчеством в тоталитарной системе.
Так, пребывая одновременно в двух мирах — «для себя» и «для них», художник решал проблему хлеба насущного. И книжная иллюстрация — тонкая и прекрасная — воспринималась Кабаковым как способ выживания. При этом художник страдал от выбранной им двойной роли. Вынужденно используя систему, он, так дороживший своим положением нонконформиста, боялся стать ее частью.
Первые опыты
Незадолго до того, в 1956 году, Кабаков также обращался к еврейской теме, проиллюстрировав детскую книжку «Ося и его друзья», которая затронула струны души художника. Это была переведённая с идиш рукопись Бориса (Бузи) Олевского — рассказ мальчика о жизни маленького еврейского местечка в годы Гражданской войны. Проникнутое грустной иронией повествование — «пример типичного еврейского смеха сквозь слезы в традициях Шолом-Алейхема»9. Создавая иллюстрации к этой истории, Кабаков впервые осознал себя еврейским художником.
Влияния: Фаворский и Конашевич
«Пустое — изначальная убеждённость в амбивалентности, обратимости понятия “пустого”: оно есть и абсолютное “ничто”, и абсолютная “полнота”» (цит. по: Словарь терминов московской концептуальной школы. С. 75).
13Пивоваров В. Бумага как текст // О любви слова и изображения. М., 2004. С. 28.
14Кабаков И. Заметки об иллюстрировании детских книг // По дорогам сказки. Книжная графика Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова. М., 2015. С. 80.
Кабаков много иллюстрировал детские книги научно-популярного жанра. «Давно я стал взрослым, но хорошо помню и хорошо знаю, как много открывает, начинает понимать и любить человек в свои семь, девять, десять лет благодаря книге, которая, конечно, с картинками, и их в книжке не одна-две, а много. <…> И вот я стараюсь рисовать так, чтобы была зацепка для фантазии, воображения, игры»22, — напишет он для журнала «Мурзилка», в который рисовал с 1961 года. Картинки-объяснения помогали ребенку познавать окружающий мир. Так, иллюстрации к стихотворению Георгия Ладонщикова «Его сиятельство ток» («Мурзилка», № 6, 1969) рассказывают, где применяется электричество, причем каждая сценка заключена в рамку в виде лампочки.
21Kabakov I. Notes about Book Illustration. С. 428.
22Художники «Мурзилки» // Мурзилка. URL: murzilka.org/izba-chitalnya/galereja-murzilki/ilja-kabakov.