06 мая 2020

Страницы истории Художники на войне

С первых дней Великой Отечественной войны художники разделили ее трагедию со страной и народом. Сегодня об их жизни и работе в эту тяжелую пору рассказывают не только картины, но и документальные материалы. 

Война изменила повседневную жизнь всех людей, и художники не стали исключением. Среди мастеров, работавших в годы войны на фронте или командированных туда, были Орест Верейский, Яков Ромас, Георгий Нисский, Константин Вялов, Фёдор Богородский, Лев Бруни и другие, чьи документы, фотографии и зарисовки хранятся в Третьяковской галерее.

Однако их судьба в эти годы сложилась по-разному. Некоторые из них сражались на фронте, ушли в народное ополчение, оказались в партизанских отрядах. Другие вошли в сформированные тогда же художественные бригады, выезжали на передовую, наблюдая в непосредственной близости боевые действия, а иногда и участвуя в них; следовали за войсками Красной армии, документируя военную реальность и её героев в живописи и скульптуре, фактически ведя изобразительный репортаж с места событий. Между боями успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. Многие живописцы и графики, будучи эвакуированными в глубь страны либо оставаясь в столице, трудились в тылу над агитационными материалами, участвовали в посвящённых войне выставках, занимались маскировкой городов. Эта статья через призму архивных документов рассказывает о судьбах нескольких художников, которые работали на фронте, либо ездили в командировки в действующие военные части. 

Орест Верейский

Орест Верейский (слева) с отцом Георгием Верейским и братом Николаем Верейским. На обороте подпись: «1942 г. После эвакуации. Фотограф. времен Отечествен. войны»
Орест Верейский (слева) с отцом Георгием Верейским и братом Николаем Верейским. На обороте подпись: «1942 г. После эвакуации. Фотограф. времен Отечествен. войны»

В годы войны Орест Верейский работал художником во фронтовой газете Западного (затем 3-го Белорусского) фронта «Красноармейская правда». Там он выполнял зарисовки военной жизни, которые были прозваны «снайперскими иллюстрациями» за меткость и хроникальность.

Судьбоносной стала для Верейского фронтовая дружба с писателем Александром Твардовским, с которым они познакомились в 1942 году в редакции газеты. Вместе писатель и художник подготовили первое издание «Василия Теркина». Для поэмы о фронтовой жизни простого солдата Верейский создал иллюстрации (наброски к некоторым из них есть в его архиве), в том числе портретное изображение Теркина, списанное с молодого поэта Василия Глотова, который однажды зашёл к Твардовскому показать свои стихи. В архивном фонде художника сохранились фотографии, на одной из которых он запечатлён в военные годы вместе с поэтом, ставшим прообразом Теркина, и писателем.

Орест Верейский, Василий Глотов, Александр Твардовский на фронте. 1943
Орест Верейский. Портрет А. Т. Твардовского. 1943
Орест Верейский. «Василий Тёркин». 1943-1945
Орест Верейский, Василий Глотов, Александр Твардовский на фронте. 1943
Орест Верейский. Портрет А. Т. Твардовского. 1943
Орест Верейский. «Василий Тёркин». 1943-1945

Орест Верейский был награжден множеством медалей и орденов («За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы» и другие). В апреле 1944 года войска 3-го Белорусского фронта, где трудился художник, провели операцию, в результате которой овладели крепостью и городом Кенигсберг.

Удостоверение к медали «За взятие Кёнигсберга», выданное Оресту Верейскому. 1945
Удостоверение к медали «За взятие Кёнигсберга», выданное Оресту Верейскому. 1945

Вспоминая о войне, Орест Верейский говорил, что художник всегда должен оставаться художником, даже если ты сидишь в окопе и ничего нет — начинаешь рисовать спичкой на коленке. Критики высоко оценили произведения, созданные художником за военные годы. Искусствовед Александр Каменский писал: «В эпоху великих испытаний он <Верейский> обострённым зрением увидел и оценил красоту и силу простых человеческих чувств, понял, какое нескончаемое богатство поэтического содержания кроется в самых обыденных сценах нашей жизни».

Яков Ромас

Яков Ромас в день вручения ордена Отечественной войны II степени за службу на крейсере «Максим Горький» Балтийского флота. 1943
Яков Ромас в день вручения ордена Отечественной войны II степени за службу на крейсере «Максим Горький» Балтийского флота. 1943

Советский живописец, график и педагог Яков Ромас был непосредственным участником Великой Отечественной войны. На крейсере «Максим Горький» он находился с самого начала наступления немецких войск, был политруком, художником эскадры и имел звание майора. За это время Ромас проделал большую работу, зарисовывая боевые действия корабля. По итогам службы на эскадре Балтийского флота был награжден орденом Отечественной войны II степени, а также медалью «За оборону Ленинграда».

Дневник Якова Ромаса. 1942. Вклеены рисунок Я.&nbsp;Д.&nbsp;Ромаса и&nbsp;его фотография на борту крейсера «Максим Горький» за работой над картиной
Дневник Якова Ромаса. 1942. Вклеены рисунок Я. Д. Ромаса и его фотография на борту крейсера «Максим Горький» за работой над картиной

Из многих сохранившихся рукописных артефактов того времени особый интерес представляет дневник, который художник вел во время службы на крейсере. Начиная с августа 1941 года «Максим Горький» был включен в систему артиллерийской обороны Ленинграда и уже 4 сентября впервые открыл огонь по наступавшим в районе Белоострова финским войскам, а в середине сентября участвовал в отражении штурма Северной столицы. 

Стихотворение «На память художнику Якову Ромас[у] от краснофлотца крейсера “Максим Горький”». 1942. Вырезка из газеты в оформлении Якова Ромаса
Стихотворение «На память художнику Якову Ромас[у] от краснофлотца крейсера “Максим Горький”». 1942. Вырезка из газеты в оформлении Якова Ромаса

Дневник Ромаса состоит из двух тетрадей и детально раскрывает его личные ощущения от событий, происходивших на крейсере в период службы. На первой странице одной из тетрадей Ромас написал: «В случае моей смерти прошу переслать дневник моей жене Е. Н. Ромас по адресу: гор. Чермоз Молотовской области, Детская база Художественного фонда СССР». Жена художника Евдокия Ромас в то время находилась в эвакуации в Чермозе (ныне городское поселение Ильинского района Пермского края).

В каждодневных записях, сделанных чернилами разного цвета, наиболее подробно отражены события осени 1941 года и первой блокадной зимы: «После довольно продолжительной передышки (текущий ремонт и т. д.) мы опять выдвинулись для стрельб по фашистам».

Важно отметить, что участие художников в военной маскировке было традиционным еще со времен Первой мировой войны. В качестве одного из камуфляжей крейсера Ромас использовал стиль покраски «под зиму», который идеально позволял исказить очертания судна, препятствуя его точной визуальной оценки врагом.

«17 сентября утром солнечный хороший сентябрьский денек, редкие кучевые облачка, неаполитанка по лазури неба, все как будто в порядке. Забыл сказать, что дней 15, как я разработал и частично осуществил маскировку корабля, особенно с воздуха, но об этой интересной области как-нибудь в другой раз».

Яков Ромас. Зимние залпы Балтики. 1942
Яков Ромас. Зимние залпы Балтики. 1942

Интересен взгляд Ромаса и его фиксация событий как современника тех дней:

«Часов около 11 утра фашисты открыли довольно точный огонь тяжелой артиллерии по нам, “Петропавловску”, который стоял впереди в канале. Стреляли по нам и раньше, но лишь один, по-видимому, бронебойный снаряд, пробив четыре палубы (две верхние в надстройках и две в каютах, очень крутой траектории), не причинив людям вреда, исчез в воде. Пострадала кают-компания, стол старпома, каюта главврача, и все».

В январе 1944 года, накануне операции по снятию блокады Ленинграда, экипаж крейсера, в том числе и Ромас, был включен в состав 2-й группы морской артиллерии для участия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. По итогам выполнения боевых заданий на фронте «Максим Горький» был награжден орденом Красного Знамени.

Фёдор Богородский

Фёдор Богородский (крайний слева) во время творческой командировки в Сталинграде. На обороте подпись: «Банный овраг». 1942
Фёдор Богородский (крайний слева) во время творческой командировки в Сталинграде. На обороте подпись: «Банный овраг». 1942

Фёдор Богородский в 1941 году эвакуировался на родину своих родителей — в деревню Уколово Горьковской области. Находясь в эвакуации, он вел активную переписку с другими художниками, также уехавшими в эвакуацию, отправившимися на фронт или оставшимися в Москве. Благодаря письмам Богородский получал новости о жизни и работе знакомых из художественной среды.

Вернувшись в сентябре 1942 года в Москву, Богородский стал ездить в командировки в качестве военного художника. Одна из медалей, вручённых позднее художнику, — «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В ноябре-декабре 1942 года он делал фронтовые зарисовки в осаждённом Сталинграде, а в 1943 году жил на военных кораблях (сначала на Волжской флотилии в Горьком, затем в блокированном Ленинграде), где был контужен во время одного из обстрелов.

Набросок для картины Ф. С. Богородского «Слава павшим героям». 1944-1945
Набросок для картины Ф. С. Богородского «Слава павшим героям». 1944-1945
Набросок для картины Ф. С. Богородского «Слава павшим героям». 1944-1945
Набросок для картины Ф. С. Богородского «Слава павшим героям». 1944-1945
Набросок для картины Ф. С. Богородского «Слава павшим героям». 1944-1945
Набросок для картины Ф. С. Богородского «Слава павшим героям». 1944-1945

В результате фронтовых впечатлений зародилась тема картины «Слава павшим героям» (1944–1945, Третьяковская галерея), за которую художник получил Сталинскую премию. В архивном фонде художника сохранилось множество вариантов ее композиции. Запечатленные в этих набросках поиски художника помогают нам лучше понять его замысел, связанный с христианской иконографией. Так, один из нереализованных вариантов напоминает трехстворчатую икону-складень (мать с убитым сыном в центральной части и фигуры солдат в боковых частях триптиха). А найденное Богородским пластическое решение совершенно неожиданно отсылает к иконографии оплакивания Христа, а именно к скульптуре Микеланджело «Пьета». При этом видно, что Богородский переосмысляет классический сюжет: если на одном из черновых набросков мать, как и у Микеланджело, склонила голову над убитым сыном, то в итоговой композиции на картине скорбь матери светлая, она подняла голову и словно видит, ради чего погиб ее сын. 

Фёдор Богородский. Слава павшим героям. 1945
Фёдор Богородский. Слава павшим героям. 1945

Константин Вялов

Константин Вялов. 1930-е
Константин Вялов. 1930-е

«Предъявителю сего тов. Вялову Константину Андреевичу за работу в частях 149-й отдельной стрелковой бригады в знак благодарности от командования подарен штык немецкой винтовки, взятой в качестве трофеев бойцами бригады при разгроме окруженной группировки немцев в районе Сталинграда».

Во время войны Константин Вялов активно работал над созданием целого ряда изданий для фронта, в том числе делал иллюстрации для серии военно-оборонных плакатов «Окна ТАСС» и писал картины по заданию Военно-Морского флота.

Удостоверение о&nbsp;выдаче Константину Вялову штыка трофейной немецкой винтовки, взятой под Сталинградом. [1943]
Константин Вялов. Североморцы. Окно ТАСС № 742
Удостоверение о выдаче Константину Вялову штыка трофейной немецкой винтовки, взятой под Сталинградом. [1943]
Константин Вялов. Североморцы. Окно ТАСС № 742

Одной из ключевых тем его работ военного периода было освобождение и восстановление советских городов, подвергшихся нападению фашистов (в том числе Сталинграда). Для сбора материала художник осуществлял поездки в боевые части Красной армии. Многие рисунки и живописные этюды, выполненные им в период военных командировок, стали подлинной хроникой боевых действий. 

Константин Вялов — Елене Мельниковой. Почтовая карточка. 1942
Константин Вялов — Елене Мельниковой. Почтовая карточка. 1942
Константин Вялов — Елене Мельниковой. Почтовая карточка. 1942
Константин Вялов — Елене Мельниковой. Почтовая карточка. 1942

В военное время рукописные письма и открытки были самым доступным способом обмена информацией между людьми. Своеобразным документом эпохи являются открытые письма, отправленные художником в 1942 году из Сталинграда супруге Елене Мельниковой. Они чрезвычайно лаконичны, видимо, основной их целью было сообщить близкому человеку о том, что все в порядке. Кроме того, находясь на линии фронта, все равно невозможно было сообщить подробности: вся корреспонденция, отправляемая по почте, в обязательном порядке просматривалась цензурой, а сведения, не подлежащие распространению, были закрашены черной краской. Как правило, после проверки такое письмо было проштамповано, даты корреспонденции тщательно фиксировались, так как это могло послужить подтверждением того, что отправитель жив.

Интересно, что работа художников на фронте четко регламентировалась и для ее осуществления им требовалось регулярно получать разрешение. Перед отправкой на фронт выдавались специальные инструкции и пошагово расписывались все ее этапы, включая цели и сроки реализации. Художника ждала настоящая исследовательская работа. Одна из подробных инструкций сохранилась и в архиве Константина Вялова.

Инструкция (стр. 2) по сбору материала и работе над эскизом картины, выданная Константину Вялову во время прохождения командировки на Северном флоте. 1942
Константин Вялов. Портрет дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова. 1942
Инструкция (стр. 2) по сбору материала и работе над эскизом картины, выданная Константину Вялову во время прохождения командировки на Северном флоте. 1942
Константин Вялов. Портрет дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова. 1942

В рамках прохождения командировки Константину Вялову требовалось подготовить рабочий эскиз о героическом подвиге подполковника Бориса Сафонова, советского военного летчика и дважды Героя Советского Союза. Художник изучал и фиксировал типы самолетов, общался с товарищами летчика-героя, командиром авиаполка, работал с фотокорреспондентами для ознакомления с фотоматериалами.

Константин Вялов. Воздушный бой подполковника Б.Ф.Сафонова. 1942
Константин Вялов. Воздушный бой подполковника Б.Ф.Сафонова. 1942

По итогам поездки Константином Вяловым были подготовлены эскизы и серия живописных работ с изображением летчика. На данный момент основная часть работ находится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.

Георгий Нисский

Георгий Нисский (справа) в поездке на Северный флот в Баренцевом море. 1940-е
Георгий Нисский (справа) в поездке на Северный флот в Баренцевом море. 1940-е

Георгий Нисский узнал о начале войны во время поездки на Баренцево море. Он вернулся в Москву, где жил и работал следующие годы, сотрудничая с журналами, участвуя в выставках с картинами на военную тему (одна из самых известных — «На Ленинградском шоссе»).

Материал для произведений художник черпал как из прошлых командировок, так и из окружавшей его действительности, делая беглые рабочие зарисовки. Зимой 1941 года Нисский наблюдал за отходом танков по Ленинградскому шоссе, в 1942-м вместе с Александром Дейнекой ездил по фронтовой дороге под Юхнов, вслед за движением армии, только что отразившей наступление на Москву, а в 1944 году для выполнения зарисовок, посвящённых военно-воздушному флоту, был командирован в распоряжение генерал-майора авиации Михаила Сухачёва, о чём свидетельствует сохранившееся удостоверение.

Георгий Нисский. Танк. 1940-е. Рабочая зарисовка.
Георгий Нисский. На Ленинградском шоссе. 1942
Георгий Нисский. Танк. 1940-е. Рабочая зарисовка.
Георгий Нисский. На Ленинградском шоссе. 1942

При этом в письмах к близким и друзьям этого же времени, хранящихся в архиве Третьяковской галереи, художник упоминает войну довольно скупо. В 1942 году, вернувшись из-под Юхнова, он писал, что о войне всё уже сказано Хемингуэем.

Лев Бруни

Лев Бруни. 1934
Лев Бруни. 1934

Весь 1942 год ознаменован фронтовыми поездками Льва Бруни, в рамках которых он создал множество рисунков и набросков, тем самым зафиксировав реальность и создав образы подлинных героев того времени: командиров, рядовых, летчиков и железнодорожников.

12 марта 1942 года он отправился в третью по счету командировку на линию фронта в качестве художника-документалиста. Вплоть до конца марта он находился в истребительном батальоне авиационного полка одной из военных частей «с целью зарисовки отдельных награжденных в части командиров». 

Справка, выданная Льву Бруни истребительным авиационным полком о выполнении зарисовок Героев Советского Союза. 1942
Справка, выданная Льву Бруни издательством детской литературы «Детиздат» о выполнении зарисовок Героев Отечественной войны. 1942
Справка, выданная Льву Бруни истребительным авиационным полком о выполнении зарисовок Героев Советского Союза. 1942
Справка, выданная Льву Бруни издательством детской литературы «Детиздат» о выполнении зарисовок Героев Отечественной войны. 1942

Немного позднее Бруни совершил фронтовую поездку в район города Кондрово Калужской области, в 9-ю гвардейскую конно-стрелковую дивизию, для выполнения задания «Детиздата» по «художественному иллюстрированию книги, посвящённой героям Великой Отечественной войны — бойцам, командирам и политработникам 9-й гвардейской дивизии». 

Также в этот период, помимо художественно-исследовательской работы, перед Львом Бруни, как руководителем Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР, стояла задача по реализации плана маскировки промышленных и общественных зданий, а также реставрация и оформление пострадавших сооружений в освобождённых от оккупации городах.

Лев Бруни. Москва. 1944
Лев Бруни. Москва. 1944

Масштабные работы включали в себя тщательное планирование, разработку и создание монументальных агитационных панно с использованием специальных многоцветных трафаретов. Подобные меры активно предпринимались для защиты городов от вражеских авиационных бомбардировок. Однако в 1942 году планы мастерской так и не были реализованы, поскольку было выявлено, что контуры городов легко считывались с воздуха даже при условии маскировки.