10 марта 2023

Игорь Грабарь и Третьяковская галерея

Судьба Игоря Грабаря долгие годы была неразрывно связана с Третьяковской галереей. Став попечителем Галереи в 1913 году, он возглавлял ее более 10 лет. За это время были проведены реформы: от полной перевески картин и создания научного каталога собрания до введения строгого учета, составления инвентарных описаний на каждое произведение. Этой странице жизни известного художника и искусствоведа посвящен фильм «Игорь Грабарь и Третьяковская галерея».
Впервые Игорь Грабарь приехал в Москву в 1882 году, чтобы учиться в лицее. В это время на Ходынском поле открылась Всероссийская промышленная выставка с большим художественным отделом. Грабарь вспоминал: «Конечно, матушка повела меня туда...» Впервые Игорь увидел картины из собрания Третьякова, особенно понравились ему «Княжна Тараканова» Флавицкого, «Рожь» Шишкина, «Оттепель» Васильева, «Березовая роща» Куинджи.
«История русского искусства» под ред. И.Э. Грабаря. Москва: Издательство Кнебель, 1910–1916
«История русского искусства» под ред. И.Э. Грабаря. Москва: Издательство Кнебель, 1910–1916
Готовясь к художественному поприщу, Грабарь не предполагал, что станет известен как искусствовед и организатор музейного дела. Однако в 1900-е годы он увлекся изучением культурного наследия, приступив к созданию первой многотомной «Истории русского искусства». Работая над ней, Игорь Эммануилович целые дни проводил в Третьяковской галерее.
В апреле 1913 года Московская городская дума, которой подчинялась Третьяковская галерея, избрала Грабаря попечителем. Так в возрасте 42 лет он возглавил крупнейший художественный музей Москвы. 1913 год стал для Игоря Эммануиловича особенным, в июле он женился на Валентине Михайловне Мещериной, ставшей на многие годы его помощницей.

Когда Грабарь стал принимать имущество вверенного ему музея, выяснилось, что точное количество произведений неизвестно: инвентарных книг нет. Пришлось ориентироваться на изданный каталог, хотя там под одним номером могла идти целая витрина с множеством рисунков того или иного автора. Вертикально расположенные витрины были закреплены на тумбах.

Грабарь понимал, что нужна реформа учета произведений. Но первое, что он решил сделать, — развесить картины так, чтобы зрителю было удобно знакомиться с русским искусством в его последовательном развитии. Кроме того, Игорь Эммануилович хотел сделать экспозицию эффектной, поместив картины более разреженно. Противники перевески ссылались на то, что так было у Третьякова, но Павел Михайлович регулярно расширял галерею, пристраивал залы, устраивал перевески. А теперь такой возможности не было. Грабарь ссылался на то, что посетителей стало гораздо больше, а выгородки и щиты не позволяют смотрителям следить за публикой, вовремя пресекать нежелательные действия.
Перевеска картин вызвала бурную полемику. Общество разделилось на два лагеря: противники реформ обвиняли Грабаря в разрушении экспозиции, устроенной Третьяковым; сторонники перемен указывали на лучший обзор произведений и удобство осмотра, ведь произведения одного художника теперь были собраны вместе. В марте 1916 года Московская городская дума окончательно одобрила новую развеску, поставив точку в споре. Экспозиция стала более свободной, публика могла издалека рассматривать «Боярыню Морозову» Сурикова, для этого был расширен дверной проем. Сам художник отметил, что впервые увидел свое полотно во всей красе.

Теперь Игорь Грабарь мог сосредоточиться на научных изысканиях и реформе учета, а также на подготовке нового каталога собрания. Вместе с помощниками он приступил к исследованию и научному описанию картин. На каждое произведение создавалась отдельная инвентарная карточка. Были заведены особые инвентарные книги, куда записывались все сведения: от источника поступления до размера и техники исполнения картины.
Иван Фирсов. Юный живописец. Между 1765 и 1768. Холст, масло.
Иван Фирсов. Юный живописец. Между 1765 и 1768. Холст, масло.
В процессе обследования и реставрации произведений иногда происходили настоящие открытия. Так, картина «Юный живописец» имела поддельную подпись Антона Лосенко, при реставрации открылась изначальная подпись I. Firsove. Удалось выяснить, что это был русский художник Иван Фирсов, долгое время живший в Париже, но совершенно забытый на родине.

Выход научного каталога в 1917 году подытожил деятельность Грабаря по перевеске и научному описанию более 4000 художественных произведений. Вступительная статья Игоря Эммануиловича содержала краткий биографический очерк братьев Третьяковых и рассказывала про создание музея и состав коллекции.
Революционные события 1917 года не обошли стороной и Третьяковскую галерею. Неспокойная обстановка привела к тому, что многие частные коллекции оказались в опасности. Владельцы предпочитали передавать свои сокровища на хранение в Третьяковскую галерею, где в 1918 году была устроена выставка этих произведений, среди которых были «Царевна-лебедь» и «Демон (сидящий)» Врубеля.

В самом музее было неспокойно. Рабочие и младшие служащие участвовали в забастовках, выдвигали разные требования, обвиняя администрацию в укрывательстве имущества буржуев. В итоге Грабарь был на некоторое время отстранен от руководства галереей. Музей на тот момент оказался подотчетен Московскому совету рабочих и солдатских депутатов, который хотел назначить свое руководство. Однако 3 июня 1918 года Третьяковская галерея была национализирована. Выйдя из подчинения городским властям Москвы, она перешла в ведение Народного комиссариата по просвещению РСФСР. Нарком Анатолий Луначарский назначил директором Грабаря.
В сложных условиях послереволюционных лет, разрухи и голода Грабарь пытался не только сохранить, но и приумножить собрание. В галерее появились работы В.Е. Татлина, Б.Д. Григорьева, П.П. Кончаловского, М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой. Из брошенных хозяевами особняков и усадеб привозили картины Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского, И.Е. Репина и других.

Грабарь много делал для реставрации и сохранения памятников древнерусского искусства. При нем в галерею поступило такое выдающееся произведение псковской школы, как «Избранные святые», записанное под номером 1 в инвентарной книге Третьяковской галереи. Исполняя обязанности директора, Грабарь одновременно стал первым заведующим иконным отделом.
Много внимания уделял Игорь Эммануилович выставкам, которые стали устраивать в Третьяковской галерее лишь после революции. Первыми открылись выставки Константина Сомова, Михаила Врубеля, Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Константина Коровина. Грабарь не только следил за отбором произведений, дизайном экспозиционного пространства, но и стремился выпустить научный каталог к каждой выставке. Одной из самых значительных стала выставка к 25-летию со дня смерти П.М. Третьякова, открывшаяся в декабре 1923 года. Здесь были показаны принципы собирательской деятельности основателя музея, продемонстрированы портреты Павла Михайловича и его современников, письма и документы о создании музея.

В это время Грабарь был включен в комитет по устройству выставки русского искусства в Америке. В конце 1923 года он уехал в командировку, продолжая числиться директором Третьяковской галереи. В 1924 году он ушел со своего поста, но до конца жизни принимал участие в жизни музея.

В 1926 году Грабарь вошел в состав временного правления Третьяковской галереи, а затем долгие годы оставался членом ученого совета музея. К его замечаниям прислушивались при перевесках картин и создании новой экспозиции.
И.Э. Грабарь (в центре) держит в руках портрет А.М. Измайловой работы А.П. Антропова. Распаковка первого ящика с прибывшими из эвакуации картинами в помещении Третьяковской галереи. Ноябрь 1944.
И.Э. Грабарь (в центре) держит в руках портрет А.М. Измайловой работы А.П. Антропова. Распаковка первого ящика с прибывшими из эвакуации картинами в помещении Третьяковской галереи. Ноябрь 1944.
Во время Великой Отечественной войны Грабарь вошел в Комиссию по учету и охране памятников искусства. Он был среди тех, кто первым встретил в 1944 году прибывшие из эвакуации шедевры Третьяковской галереи. Огромным событием было открытие музея для публики 17 мая 1945 года.

К 75-летию Грабаря в залах Третьяковской галереи в 1947 году открылась выставка его работ, включавшая 111 произведений. В 1956 году Третьяковская галерея отметила 100-летие со дня основания. Игорь Эммануилович поздравил родной музей, он выступал в печати и на радио с рассказом о сокровищнице русского искусства, в которой до конца жизни был частым гостем.