09 июля 2021

Интервью Яан Тоомик: «Самое важное в искусстве — это энергия»

Яан Тоомик — классик эстонского современного искусства. Живописец, видеоартист, режиссер, перформер, он получил международное признание, приняв участие в важнейших биеннале и кинофестивалях. Жизнь, смерть, любовь, страх, боль — искусство Тоомика посвящено вечным темам, о которых размышляли художники во все времена. Его видеоинсталляция «Водопад» была включена в экспозицию выставки «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» в Новой Третьяковке. Лаврус поговорил с Яаном Тоомиком о том, насколько актуальны идеи романтизма сегодня.

Вы романтик?

Мне больше нравится жить прошлым, а не будущим. И не в настоящее время. Я все время чувствую ностальгию по прошлому. В этом смысле я романтик.

Как вам кажется, идеи романтизма актуальны в наше время?

Сейчас в искусстве потеряна эмоциональность, которая в романтизме была очень важна. Однако многие романтические идеи действительно близки нам до сих пор.

Яан Тоомик. Водопад. 2005. Видеоинсталляция.
Яан Тоомик. Водопад. 2005. Видеоинсталляция.
Яан Тоомик. Водопад. 2005. Видеоинсталляция.
Яан Тоомик. Водопад. 2005. Видеоинсталляция.

Ваше видео «Водопад», где шум воды замещает крик, представленное на выставке «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», очень органично вошло в экспозицию, ведь романтики чувствовали особую связь с природой. Насколько тема природы близка вам?

Для эстонцев чувство природы очень важно, наша культура связана с природой. Если у меня депрессия, я постараюсь пойти на природу, мне это помогает восстановиться.

Природа тренирует интуицию, что очень важно для художника. Прогулки дают чувство непосредственной связи с землей и небом. Единство с природой тоже связано с романтизмом, ведь именно в романтизме природа впервые начала играть столь важную роль в искусстве.

Яан Тоомик. Инициация. 2020. Холст, акрил.
Яан Тоомик. Инициация. 2020. Холст, акрил.

Многие романтики были мистиками. Можно сказать, что вы мистик? У вас есть перформанс, где вы танцуете на могиле отца, пытаясь установить таким необычным образом контакт с ним.

Что касается мистики, я тоже чувствую здесь связь с романтизмом. Когда я учился в институте, то увлекался мистическими ритуалами. Мне близок тип античного художника — для меня важна трансцендентальность и полутени, катарсис, исходящий от искусства или от природы.

В романтизме появляется новый тип художника — свободолюбивый бунтарь, спонтанный, эмоциональный, немного анфан террибль. Но сегодня, кажется, этот тип художника уходит в прошлое?

Сегодня художник больше бизнесмен, рациональный, прагматичный. И глядя, как развивается искусственный интеллект, я думаю, что теперь очень романтично противостоять ему. Ведь искусственный интеллект еще не может подделать эмоциональность.

Яан Тоомик. Упражнение. 2019. Холст, акрил.
Яан Тоомик. Упражнение. 2019. Холст, акрил.

Вы чувствуете, что мир искусства становится другим, может быть, чужим для вас?

Я не могу переделать мир и должен воспринимать его как есть. У меня свой путь, я уверен. В моем возрасте такие вещи просто не интересуют. И если с чем-то нет контакта, то это просто перестает существовать для тебя.

Ваше искусство на первый взгляд очень личное — многие ваши работы посвящены личным переживаниям, вашей семье. Вам личное более интересно, чем социальное?

Не могу сказать, что мое искусство только личное. Я все равно стараюсь добиться универсальности. Некоторые работы исходят из личного опыта, но на самом деле универсальность мне более важна. Сегодня очень тяжело сделать исключительное личное высказывание, потому что мы связаны с культурой, семьей, обществом. Искусство — часть идеологии, так что порой невозможно различить, где личное, а где влияние общества.

В одном из интервью вы сказали, что на вас сильно повлияла ранняя смерть отца.

Когда тебе девять лет и умирает отец, то все детство испорчено. Это психологическая травма, и в творчестве я стараюсь ее сублимировать. Творчество — хорошее средство для сублимации.

Яан Тоомик. Отец и сын. 1998. Видеоинсталляция.
Яан Тоомик. Отец и сын. 1998. Видеоинсталляция.
Яан Тоомик. Отец и сын. 1998. Видеоинсталляция.
Яан Тоомик. Отец и сын. 1998. Видеоинсталляция.

Вы работаете на стыке видео и перформанса. А что для вас важнее, документация или сам процесс?

Первоначально я отталкиваюсь от впечатления, которое потом уже анализирую. Так как я художник, то вся моя жизнь — это процесс работы, творение, искусство. В этом смысле трудно различать, что важнее. Мне проще разделить разные медиа, в которых я работаю. Живопись, например, — это индивидуальное творчество, а в видео очень много коллективной работы и важны организаторские способности. Здесь я более известен как видеохудожник, но на самом деле чаще я занимаюсь живописью. Это дает возможность жить в моем романтическом мире (смеется).

Вам важна фигура зрителя? Ведь большинство ваших перформансов зрители видят уже на выставках на видео.

Мне всегда важна зрительская реакция, это часть моего творчества.

Кто вам близок из русских художников?

Наверное, ближе других Евгений Юфит. В его работах есть сильное чувство. Энергия. Позитивная или негативная, все равно. По-моему, самое важное, что должно быть в искусстве, — это энергия.

Яан Тоомик. Чайки. 2004. Видеоинсталляция.
Яан Тоомик. Чайки. 2004. Видеоинсталляция.

Вы преподаете в Академии художеств Эстонии уже 20 лет. Кто из молодых художников вам интересен?

Когда преподаешь, никогда не знаешь, что получится из твоих студентов. Жизнь художника сейчас трудная, дикая конкуренция. Ведь среда, куда они попадают, — это не демократическая сфера.

Недавно вы приняли участие как мастер в проектной мастерской в Новой Третьяковке в рамках образовательной программы выставки «Мечты о свободе». Какие советы вы могли бы дать начинающему художнику?

Верить в себя и жить со страстью! Это, кстати, тоже черты романтизма.