Илья Репин. Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года. 1885.
Государственная Третьяковская галерея
Полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» — одно из самых драматичных произведений в творческом наследии Ильи Ефимовича Репина. Созданная в 1885 году картина вызвала широкий общественный резонанс и вскоре была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым для своей коллекции, став одним из ключевых экспонатов галереи.
Когда началась Великая Отечественная война, одной из первых стали готовить к эвакуации картину «Иван Грозный и сын его Иван», представляющую особую сложность для транспортировки. Это полотно требовало исключительно бережного обращения из-за имеющихся осыпей красочного слоя. Обычный метод эвакуации крупных картин — накатывание на вал — мог привести к серьезным повреждениям.
Для спасения шедевра Репина был разработан особый метод индивидуальной упаковки. Лицевую сторону картины заклеили специальной бумагой, которая надежно фиксировала красочный слой, предотвращая дальнейшие осыпи. Понимая, что предстоит долгая дорога протяженностью четыре тысячи километров, сотрудники галереи уделили особое внимание защите полотна от вибраций. Картину бережно сняли с подрамника и уложили на специально изготовленный щит точно по размеру полотна. Щит был плотно обтянут двумя слоями фланели, создающими мягкую амортизирующую подложку. По краям картину слегка закрепили гвоздями, чтобы она оставалась неподвижной. После того как защитная заклейка полностью высохла, сверху на картину положили второй аналогичный щит, обтянутый уже тремя слоями фланели. Такая конструкция предохраняла уникальную фактуру живописи от механических повреждений. Завершающим этапом стало помещение всей конструкции в прочный ящик из досок, также обклеенный клеенкой для дополнительной влагозащиты.
Картина «Иван Грозный и сын его Иван» была тщательно упакована. Полотно пришлось поместить на платформу поезда и закрепить там, так как в вагон оно не помещалось из-за размеров упаковки. Вместе с основной частью коллекции картина была отправлена в эвакуацию в Новосибирск. В условиях военного времени сотрудники музея, сопровождавшие коллекцию, сталкивались с огромными трудностями. Необходимо было поддерживать определенный температурно-влажностный режим, чтобы не допустить порчи произведений искусства, защищать их от внешних воздействий. Несмотря на суровость сибирского климата и ограниченность ресурсов, музейным работникам удалось создать достойные условия для хранения картин.
В Новосибирске, несмотря на трудности, было организовано несколько выставок, на которых экспонировались произведения из коллекции Третьяковской галереи, но картина «Иван Грозный и сын его Иван» по соображениям сохранности оставалась не распакованной.
Когда началась Великая Отечественная война, одной из первых стали готовить к эвакуации картину «Иван Грозный и сын его Иван», представляющую особую сложность для транспортировки. Это полотно требовало исключительно бережного обращения из-за имеющихся осыпей красочного слоя. Обычный метод эвакуации крупных картин — накатывание на вал — мог привести к серьезным повреждениям.
Для спасения шедевра Репина был разработан особый метод индивидуальной упаковки. Лицевую сторону картины заклеили специальной бумагой, которая надежно фиксировала красочный слой, предотвращая дальнейшие осыпи. Понимая, что предстоит долгая дорога протяженностью четыре тысячи километров, сотрудники галереи уделили особое внимание защите полотна от вибраций. Картину бережно сняли с подрамника и уложили на специально изготовленный щит точно по размеру полотна. Щит был плотно обтянут двумя слоями фланели, создающими мягкую амортизирующую подложку. По краям картину слегка закрепили гвоздями, чтобы она оставалась неподвижной. После того как защитная заклейка полностью высохла, сверху на картину положили второй аналогичный щит, обтянутый уже тремя слоями фланели. Такая конструкция предохраняла уникальную фактуру живописи от механических повреждений. Завершающим этапом стало помещение всей конструкции в прочный ящик из досок, также обклеенный клеенкой для дополнительной влагозащиты.
Картина «Иван Грозный и сын его Иван» была тщательно упакована. Полотно пришлось поместить на платформу поезда и закрепить там, так как в вагон оно не помещалось из-за размеров упаковки. Вместе с основной частью коллекции картина была отправлена в эвакуацию в Новосибирск. В условиях военного времени сотрудники музея, сопровождавшие коллекцию, сталкивались с огромными трудностями. Необходимо было поддерживать определенный температурно-влажностный режим, чтобы не допустить порчи произведений искусства, защищать их от внешних воздействий. Несмотря на суровость сибирского климата и ограниченность ресурсов, музейным работникам удалось создать достойные условия для хранения картин.
В Новосибирске, несмотря на трудности, было организовано несколько выставок, на которых экспонировались произведения из коллекции Третьяковской галереи, но картина «Иван Грозный и сын его Иван» по соображениям сохранности оставалась не распакованной.
Освобождение от папиросной бумаги картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». 1945. Фотография.
Государственная Третьяковская галерея
Момент вскрытия ящика после возвращения в Москву был наполнен тревожным ожиданием. Но первичный осмотр реставраторами показал: система консервации сработала безупречно — шедевр Репина пережил эвакуацию и дорогу домой без серьезных повреждений. В официальном акте было зафиксировано: «состояние картины найдено в полном порядке».
Эта история сохранения национального достояния в экстремальных условиях военного времени — яркий пример профессионализма и самоотверженности музейных работников, которые смогли уберечь для будущих поколений одно из самых эмоционально сильных произведений русской живописи.