15 апреля 2025

История эвакуации: Картина «Явление Христа народу (Явление Мессии)» Александра Иванова

«Явление Христа народу» Александра Иванова — одно из самых масштабных полотен в коллекции Третьяковской галереи. Для эвакуации шедевра во время Великой Отечественной войны использовался уникальный метод упаковки огромных картин, разработанный директором Галереи Александром Замошкиным и заведующим отделом реставрации Евгением Кудрявцевым. Как удалось перевезти гигантскую картину, поведала старший научный сотрудник отдела рукописей Третьяковской галереи Любовь Четверухина.
Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857
Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857
Одним из самых значимых произведений русской живописи XIX века по праву считается монументальное полотно Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)». Над этой картиной художник трудился более двадцати лет (1837–1857), создав истинный шедевр, который стал неотъемлемой частью коллекции Третьяковской галереи.

Размеры этого произведения впечатляют: 540 × 750 см. Такой масштаб не только подчеркивает важность изображенного события, но и создает особые сложности при транспортировке и хранении картины.

Через пять дней после начала Великой Отечественной войны были составлены списки самых ценных произведений Третьяковской галереи и принято решение об эвакуации художественных ценностей. Необходимо было в сжатые сроки снять все произведения, находившиеся в экспозиции и запасниках, упаковать их и подготовить к отправке в тыл. В первую очередь это касалось особо ценных произведений, таких как картина «Явление Христа народу», которые были отправлены в эвакуацию в Новосибирск.

При упаковке и подготовке масштабных полотен к эвакуации большую роль сыграл опыт директора галереи Александра Ивановича Замошкина и заведующего отделом реставрации Евгения Васильевича Кудрявцева, которые в предвоенные годы занимались организацией выставок русского искусства и транспортировкой масштабных полотен на большие расстояния. Особенно важным этапом стала их совместная работа над оформлением советского павильона на международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Тогда ими был разработан и впервые опробован тот метод упаковки огромных полотен, который позволил так хорошо сохранить шедевры Третьяковской галереи в годы войны.
Эскизный проект вала для транспортировки картин.  1940
Эскизный проект вала для транспортировки картин. 1940

Большой холст картины Александра Иванова был накатан на вал и запаян в металлическую оболочку. При подготовке к эвакуации на самый большой вал, помимо картины «Явление Христа народу», были накатаны «Осада Пскова» Карла Брюллова, «Полтавский бой» Пьер-Дени Мартена, «Никита Пустосвят» Василия Перова и «Демон поверженный» Михаила Врубеля. К валу была составлена спецификация — перечень произведений с указанием инвентарных номеров.


Спецификация на вал № 11 с картиной Александра Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)»
Спецификация на вал № 11 с картиной Александра Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)»
В Новосибирске для размещения эвакуированных произведений искусства было выделено здание Оперного театра. Здесь вдали от линии фронта, в относительной безопасности картина Александра Иванова пережила военные годы.

Сотрудники галереи, несмотря на тяжелые условия военного времени, продолжали следить за сохранностью произведений: основной проблемой хранения художественных ценностей было поддержание нужной температуры и влажности воздуха. Недостроенное здание Новосибирского оперного театра, где разместили эвакуированные произведения, плохо отапливалось зимой. Мерзли и картины, и люди, шла постоянная борьба с холодом и сухостью воздуха. Непрерывно работала реставрационная мастерская, куда поступали произведения в случае замеченных изменений состояния сохранности.

4 октября 1944 года было принято постановление СНК СССР о реэвакуации. Огромную сложность представляла организация перевозки всей коллекции Третьяковской галереи из здания Новосибирского оперного театра на железнодорожный вокзал и погрузка ящиков в вагоны, а также разгрузка в Москве.

Возвращение «Явления Христа народу» в Москву требовало не меньшей тщательности и осторожности, чем эвакуация. Снова были задействованы специальные приспособления для транспортировки крупноформатного полотна, организована охрана и сопровождение ценного груза. В ноябре 1944 года все произведения прибыли в Лаврушинский переулок. Началась распаковка и развеска.
Распаковка вала с картиной Александра Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)». 1945. Фотография
Распаковка вала с картиной Александра Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)». 1945. Фотография

После реэвакуации художественных ценностей в Москву было проведено тщательное обследование состояния произведений искусства. В присутствии выдающегося искусствоведа академика Игоря Эммануиловича Грабаря были организованы контрольные проверки сохранности вернувшихся шедевров. Осмотр показал превосходное состояние эвакуированных произведений. Примененные сотрудниками галереи методы консервации и транспортировки полностью оправдали себя — красочный слой картин не претерпел изменений, холсты сохранили свою целостность, избежали механических повреждений.


Раскатка вала с картиной Александра Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)». 1945. Фотография
Раскатка вала с картиной Александра Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)». 1945. Фотография

Последующее планомерное раскрытие произведений и их освобождение от защитной упаковки лишь подтвердило первоначальные выводы о высокой эффективности предпринятых мер. Даже при освобождении и разворачивании огромного полотна с вала, которые требовали особой осторожности и профессионализма, не было обнаружено никаких повреждений или деформаций.


Установка картины Александра Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)». 1945. Фотография
Установка картины Александра Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)». 1945. Фотография

Процесс монтажа огромного холста был запечатлен на снимке. На фотографии видно, как группа музейных работников, используя систему веревок и блоков, с предельной осторожностью поднимает и выравнивает полотно на стене выставочного зала.

По возвращении картина «Явление Христа народу» вновь заняла свое почетное место в залах Третьяковской галереи. Этот шедевр русской живописи, пережив тяготы военного времени, продолжает впечатлять посетителей своей глубокой духовностью и мастерством исполнения.


Подборку работ, посвященных Великой Отечественной войне, можно посмотреть на сайте проекта «Моя Третьяковка»