Размеры этого произведения впечатляют: 540 × 750 см. Такой масштаб не только подчеркивает важность изображенного события, но и создает особые сложности при транспортировке и хранении картины.
Через пять дней после начала Великой Отечественной войны были составлены списки самых ценных произведений Третьяковской галереи и принято решение об эвакуации художественных ценностей. Необходимо было в сжатые сроки снять все произведения, находившиеся в экспозиции и запасниках, упаковать их и подготовить к отправке в тыл. В первую очередь это касалось особо ценных произведений, таких как картина «Явление Христа народу», которые были отправлены в эвакуацию в Новосибирск.
При упаковке и подготовке масштабных полотен к эвакуации большую роль сыграл опыт директора галереи Александра Ивановича Замошкина и заведующего отделом реставрации Евгения Васильевича Кудрявцева, которые в предвоенные годы занимались организацией выставок русского искусства и транспортировкой масштабных полотен на большие расстояния. Особенно важным этапом стала их совместная работа над оформлением советского павильона на международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Тогда ими был разработан и впервые опробован тот метод упаковки огромных полотен, который позволил так хорошо сохранить шедевры Третьяковской галереи в годы войны.
Большой холст картины Александра Иванова был накатан на вал и запаян в металлическую оболочку. При подготовке к эвакуации на самый большой вал, помимо картины «Явление Христа народу», были накатаны «Осада Пскова» Карла Брюллова, «Полтавский бой» Пьер-Дени Мартена, «Никита Пустосвят» Василия Перова и «Демон поверженный» Михаила Врубеля. К валу была составлена спецификация — перечень произведений с указанием инвентарных номеров.
Сотрудники галереи, несмотря на тяжелые условия военного времени, продолжали следить за сохранностью произведений: основной проблемой хранения художественных ценностей было поддержание нужной температуры и влажности воздуха. Недостроенное здание Новосибирского оперного театра, где разместили эвакуированные произведения, плохо отапливалось зимой. Мерзли и картины, и люди, шла постоянная борьба с холодом и сухостью воздуха. Непрерывно работала реставрационная мастерская, куда поступали произведения в случае замеченных изменений состояния сохранности.
4 октября 1944 года было принято постановление СНК СССР о реэвакуации. Огромную сложность представляла организация перевозки всей коллекции Третьяковской галереи из здания Новосибирского оперного театра на железнодорожный вокзал и погрузка ящиков в вагоны, а также разгрузка в Москве.
Возвращение «Явления Христа народу» в Москву требовало не меньшей тщательности и осторожности, чем эвакуация. Снова были задействованы специальные приспособления для транспортировки крупноформатного полотна, организована охрана и сопровождение ценного груза. В ноябре 1944 года все произведения прибыли в Лаврушинский переулок. Началась распаковка и развеска.
После реэвакуации художественных ценностей в Москву было проведено тщательное обследование состояния произведений искусства. В присутствии выдающегося искусствоведа академика Игоря Эммануиловича Грабаря были организованы контрольные проверки сохранности вернувшихся шедевров. Осмотр показал превосходное состояние эвакуированных произведений. Примененные сотрудниками галереи методы консервации и транспортировки полностью оправдали себя — красочный слой картин не претерпел изменений, холсты сохранили свою целостность, избежали механических повреждений.
Последующее планомерное раскрытие произведений и их освобождение от защитной упаковки лишь подтвердило первоначальные выводы о высокой эффективности предпринятых мер. Даже при освобождении и разворачивании огромного полотна с вала, которые требовали особой осторожности и профессионализма, не было обнаружено никаких повреждений или деформаций.
Процесс монтажа огромного холста был запечатлен на снимке. На фотографии видно, как группа музейных работников, используя систему веревок и блоков, с предельной осторожностью поднимает и выравнивает полотно на стене выставочного зала.
По возвращении картина «Явление Христа народу» вновь заняла свое почетное место в залах Третьяковской галереи. Этот шедевр русской живописи, пережив тяготы военного времени, продолжает впечатлять посетителей своей глубокой духовностью и мастерством исполнения.

Подборку работ, посвященных Великой Отечественной войне, можно посмотреть на сайте проекта «Моя Третьяковка»