Персональная выставка
«Какую бурю восторгов поднял Куинджи! Вы, вероятно, уже слышали. Этакий молодец — прелесть!» — писал Иван Крамской Илье Репину в 1880 году по поводу выставки одной картины. Около 13 000 человек стояли зимой в длинной очереди к залу Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге, чтобы взглянуть на «Лунную ночь на Днепре». Ещё до открытия полотно было продано за баснословную по тем временам сумму — 5000 рублей — великому князю Константину Константиновичу.
В 1880 году Куинджи разорвал всякие отношения с Товариществом передвижных выставок из-за случайного скандала, хотя и сохранил дружбу со многими передвижниками на всю жизнь. Куинджи был настолько уверен в себе и к тому же успешен, что решил устроить выставку одной только «Лунной ночи». О ходе работ он сообщал прессе, а его мастерскую посещали друзья. «В настоящее время картина эта почти уже окончена и, по общему мнению художников, представляет феноменальное явление в искусстве…» — писали в газетах. Кстати, до Куинджи ряд художников также устраивали выставки одной картины: так, Александр Иванов показывал только «Явление Христа народу», а Константин Флавицкий — «Княжну Тараканову». Кто бы мог тогда подумать, что всего через два года Архип Иванович станет затворником — сознательно и без видимой причины перестанет выставляться на целых 19 лет.
…А зимой 1880 года критики не умолкали, выставка Куинджи была одним из главных художественных событий года. Архитектор Константин Быковский оставил такое описание экспозиции: «Вы входите в тёмную обширную комнату… В этой глубине вдали, за силуэтом голов зрителей ярко светится, подобно транспаранту, блестящий цветной прямоугольник… Она [картина] поставлена под углом, причём отделена от зрителя стороной, противоположной направлению света. Таким образом, лучи света, до известной степени, скользят по картине, и картина отсвечивает в блестящих местах».
Некоторые художники и критики саркастически отзывались о методе экспонирования картины. «Лунную ночь» показывали в тёмном помещении при свете недавно изобретённых электрических ламп. Точно сказать, что это были за лампочки (Яблочкова или Клерка и Бюро), сейчас нельзя, но пресса приписывала производимый картиной «магический» эффект именно освещению. Действительно, в электрическом свете краски играли по-новому, глубоко и сильно. Однако не только в лампочках дело: недостаточно просто подсветить полотно, необходимо досконально изучить особенности восприятия человеком света и, главное, владеть техникой живописи. Именно этим — оптикой, её законами — был увлечён Куинджи.
Лунный пейзаж
Малороссийские просторы вдохновляли Куинджи всю жизнь. И это неудивительно: Архип Иванович родился в предместье Мариуполя. «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875) — одна из первых сохранившихся работ художника, здесь тема восхищения природой соединяется с социальным мотивом — тяжёлого труда торговцев и перевозчиков. В те годы Куинджи учился в Академии художеств и сблизился с передвижниками, для которых было важно «правдивое изображение жизни народа». Вступив в Товарищество передвижных выставок, он с огромным успехом показывал свои пейзажи, его популярность стремительно росла из года в год. Ещё академическая картина «На острове Валааме» (1873) была приобретена Павлом Третьяковым сразу после выставки.
Тонкое и внимательное отношение к цвету, как в «Валааме», всегда отличало Куинджи. Исследователи нередко пишут, что у живописца было особое зрение — он видел цвета и влияние света на цвет острее, чем большинство людей. К тому же в середине 1870-х годов художник сближается с химиком Дмитрием Ивановичем Менделеевым (эта дружба продолжалась много лет), а позднее — с физиком Фёдором Фомичом Петрушевским. Даже супруга Куинджи интересовалась наукой — в архиве Веры Леонтьевны есть список всех трудов Менделеева. Увлечение Архипа Ивановича новейшими открытиями оптики были связаны не только и не столько с желанием удивить публику. Куинджи действительно хотел понять, как устроено зрение, в том числе его собственное.
В начале 1880-х Петрушевский выпустил труды по восприятию цвета и света (среди прочего и в живописи), Менделеев изучал тему цветовых контрастов. Да и в целом XIX век — время, когда творческие люди были особенно внимательны к научным открытиям. Достаточно вспомнить работу Гёте «К теории цвета» 1810 года. И всё-таки даже самое умелое владение техникой и самые передовые знания не сделают художника выдающимся. Для этого нужен в первую очередь талант. И у Куинджи талант, несомненно, был.
К теме ночного пейзажа Куинджи обращается в середине 1870-х. К сожалению, ранние «ночи» не сохранились — сегодня можно увидеть только «Исаакиевский собор при луне» (1869), вполне традиционный русский пейзаж второй половины XIX века. Новые поиски Куинджи в 1870-е идут параллельно с другими живописцами. Передать загадку лунной ночи пытался в своих «Русалках» (1871) Иван Крамской. Задача оказалась не из лёгких, в письме пейзажисту Фёдору Васильеву художник признавался: «Трудная штука — луна». А вот Куинджи лунный пейзаж вполне удаётся. «Украинская ночь» (1876), показанная у передвижников, сразу же попала к Третьякову.
Луны как таковой здесь не изображено, но есть главное — её свет, преображающий ночной хутор. На фоне чёрно-синих земли и неба вспыхивают белые стены хаток и ярко-зелёная трава. В «Вечере на Украине» (1878) изображено красное закатное небо, вновь здесь полностью передана иллюзия света, окрашивающего пейзаж. Арт-критик Владимир Стасов писал, что Куинджи «внёс новую ноту в искусство». К тому моменту пейзажист становится настолько известен и влиятелен, что ради его картин даже отложили открытие передвижной выставки.
Судьба полотна
В письме критику Алексею Суворину от 15 сентября 1880 года Крамской писал о живописи Куинджи: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник?» Свидетельства подтверждают обеспокоенность самого автора за сохранность красочного слоя: уже в 1882 году потребовалась реставрация полотна. На состояние картины среди прочего повлияло длительное морское путешествие, в которое его взял великий князь. По воспоминаниям поэта Александра Жиркевича, много лет спустя Куинджи «винил себя за то, что <…> употреблял по неопытности дурные краски, которые от времени потухли, подверглись химической реакции. По его словам, теперь он написал бы всё иначе».
Всего было выполнено пять авторских копий «Лунной ночи». Одна из них, из Астраханской картинной галереи, вероятнее всего была заказана председателем Московского общества любителей художеств Дмитрием Боткиным. Владелец оригинала великий князь не приветствовал повторений «главной картины» Куинджи. Однако спорить с художником, известным горячим темпераментом и энтузиазмом, было бессмысленно. Знаменит Куинджи и своей находчивостью: он один из первых коммерчески успешных художников, которые решили продавать авторские олеографические живописные копии своих работ.
Впрочем, в быту Архип Иванович был весьма скромен и даже не держал прислугу. Деньги он тратил на приобретение недвижимости, а также на поддержку молодых художников. В 1890-е даже устраивал некоторым ученикам совместные творческие поездки. К тому моменту после устройства ещё нескольких персональных выставок Куинджи перестал показывать свои полотна зрителям. Двух лет (1880–1882) оказалось достаточно, чтобы обрести особую славу и успех. А после Куинджи «замолчал» — и до 1901 года был в творческих поисках: он продолжал работать, но уже за закрытыми дверями. Все свои непроданные работы, в том числе несколько копий «Лунной ночи», завещал обществу своего имени, которое после смерти художника распоряжалось его наследием и устраивало выставки.
До персонального показа «Лунной ночи на Днепре» в 1880 году значительную часть полотен Куинджи прямо с выставок приобретал Павел Третьяков. Но известный коллекционер не заказывал копии. Так что «Ночь на Днепре» 1882 года, авторское повторение картины «Лунная ночь на Днепре», оказалась в собрании Третьяковской галереи только в 1930 году: она была выкуплена у Елены Ляпуновой, вдовы московского предпринимателя и коллекционера Андрея Ляпунова, который приобрёл двенадцать полотен Куинджи в 1917 году.
Литература, использованная при подготовке материала:
1. Ефимова А. Архип Куинджи. «Ночь на Днепре». М.: Государственная Третьяковская галерея, 2018.
2. Ефимова А. Малоизвестные страницы из жизни и творчества А.И. Куинджи // Третьяковская галерея. 2018. № 3.
3. Архип Куинджи. Каталог выставки. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2018.