08 ноября 2023

История одного шедевра «Половецкий стан» Николая Рериха

Занавес к «Половецким пляскам» стал жемчужиной выставки Николая Рериха в Новой Третьяковке, открытой с 10 октября 2023 по 10 марта 2024 года. Декорация долгое время находилась вне России и только в 2020 году попала в коллекцию Третьяковской галереи. Удивительную историю самого большого произведения из коллекции галереи написала искусствовед Галина Серова.
Оперу Александра Бородина «Князь Игорь» с Федором Шаляпиным в главной роли Сергей Дягилев планировал к постановке в сезоне 1909 года в Париже в театре Шатле. Рериху были заказаны эскизы декораций и костюмов. Однако в силу стесненных финансовых обстоятельств была дана лишь одна сцена под названием «Вокально-танцевальная сюита “Половецкие пляски”». Художник к этому времени уже был известен как знаток русской старины, написал множество полотен на исторические темы, участвовал в археологических раскопках и изучал древние курганы и города в экспедициях.
Николай Рерих. Половецкий стан. Эскиз декорации к опере А.П. Бородина «Князь Игорь». 1908. Бумага на картоне, пастель.
Николай Рерих. Половецкий стан. Эскиз декорации к опере А.П. Бородина «Князь Игорь». 1908. Бумага на картоне, пастель.
Эскиз Рериха «Половецкий стан» во многом напоминает станковые произведения. На нем изображены покрытые узорами шатры, которые кажутся естественным продолжением холмистой местности, и извивающаяся лента реки. Бо́льшую часть пространства занимает золотое закатное небо, в котором растворяются столбы дыма, идущие от шатров. Эскиз отличает благородный колорит, основанный на сочетании коричневых тонов, подцвеченных ярко-зелеными и синими линиями-контурами. Он был показан на нескольких выставках в 1909 году, в том числе на выставке «Союза русских художников», и приобретен в Третьяковскую галерею.

Декорацию по эскизу Рериха исполнил художник Борис Анисфельд, изменивший при переносе на холст цветовое решение эскиза, введя в него зеленые и сине-голубые тона. Режиссер Александр Санин возмущенно писал об этом Рериху, обещая по возможности исправить цвет с помощью театрального освещения. Огромное полотно (23 на 10 метров) окружало сцену полукругом и создавало эффект бесконечного степного пейзажа. Технически создать такие панорамные декорации можно было только в театре Шатле. Благодаря развеске занавеса и работе со сценическим светом возникала иллюзия сумеречного состояния, затмения.
Борис Анисфельд. Половецкий стан. Декорация к «Половецким пляскам» по эскизу Н.К. Рериха. 1909. Холст, темпера. Приобретено в 2020 году у Ольги и Айвора Мазур (Лондон) при финансовой поддержке компании «БиПи Россия»
Борис Анисфельд. Половецкий стан. Декорация к «Половецким пляскам» по эскизу Н.К. Рериха. 1909. Холст, темпера. Приобретено в 2020 году у Ольги и Айвора Мазур (Лондон) при финансовой поддержке компании «БиПи Россия»
«В медленном зачине волнообразно кружились хороводом половецкие пленницы. На ходу они то заслоняли лицо согнутой в локте рукой с покрывалом, то, откидываясь, перегибались назад всем телом. Вихрем налетали половцы, мчались, воздев в руках луки, взвиваясь в воздух с поджатыми в коленях ногами. В их буйном танце возникал сразу бег коней, полет степных орлов, звон стрел. Темы, звучавшие врозь, сталкивались, лучники окружали пленниц, пляска которых наполнялась истомой. Их заслоняли, вклиниваясь, стройные юноши, легко гарцуя по сцене, ритмично вытаптывая в прихотливо изменчивом рисунке групп. В финале “многоголосье” и “многотемье” танца сливались в один синхронный поток. Он заливал сцену, перекатываясь волнами, когда бегущая толпа резко сбивалась на другое направление, чтобы, отпрянув, вновь повторить мотив набега-прибоя», — описывала постановку хореографа Михаила Фокина историк балета Вера Михайловна Красовская.
Экзотический пейзаж с юртами, на фоне которого разворачивалось действие танцевальной картины, поразил парижан. «“Половецкий стан” “победил Париж”», — сообщал с восторгом Александр Бенуа. Балет не покидал гастрольных программ «Русских балетов Сергея Дягилева» на протяжении всего времени существования антрепризы. В 1920 году Дягилев поздравил Рериха с 500-м показом «Половецких плясок».
Николай Рерих (автор эскиза). Сапоги Половецкой девушки к балету на музыку Александра Бородина «Половецкие пляски». 1909. Кожа, шелк, разноцветные хлопчатобумажные нити; окрашивание кожи, ручное шитье, мозаика по коже, татарский (казанский) шов. Приобретено в 2019 при финансовой поддержке компании «БиПи Россия».
Николай Рерих (автор эскиза). Сапоги Половецкой девушки к балету на музыку Александра Бородина «Половецкие пляски». 1909. Кожа, шелк, разноцветные хлопчатобумажные нити; окрашивание кожи, ручное шитье, мозаика по коже, татарский (казанский) шов. Приобретено в 2019 при финансовой поддержке компании «БиПи Россия».
Французский художник и писатель Жак-Эмиль Бланш сравнил декорации с «персидскими миниатюрами, ослепительными в своих безумных красках индийскими шалями, цветными стеклами Нотр-Дам или же ярко-зеленым садом вечером после бурного дня, где цветут гераниумы», он отмечал лаконичное композиционное решение, созвучное музыке Бородина, и стремление к панорамному охвату. На сцене удалось достичь единства музыки, танца и декораций, выражающих стихию жизни кочевого Востока.

После смерти Дягилева декорация использовалась «Русским балетом колонеля де Базиля», затем хранилась в депозитарии в предместье Парижа и в конце 1960-х в качестве благодарности за помощь в подготовке аукционов Sotheby’s 1968 и 1969 годов была подарена английскому дизайнеру и историку дягилевских балетов Филиппу Дайеру, от наследников которого попала в коллекцию Ольги и Айвора Мазур. В 2020-м занавес был приобретен Третьяковской галереей.
Для реставрации огромного полотна площадью 320 кв. м команда специалистов Третьяковки, имеющих уникальный опыт восстановления произведений большого формата (панно «Введение в Еврейский театр» Марка Шагала и «Принцесса Грёза» Михаила Врубеля), разработала специальную конструкцию из двух облегченных валов длиной около 12 м. Благодаря этому приспособлению, постепенно разворачивая ткань, над занавесом могут работать до 10 человек. Для восполнения многочисленных прорывов основы с утратами и потерями больших кусков ткани использовано домотканое полотно XIX века изо льна и конопли, идентичное авторскому по составу, плетению и подходящее по текстуре. Отдельные наиболее ветхие участки дублированы на тончайший прочный шелк. Этот процесс похож на собирание пазла из ветхой руинированной ткани. Укрепление и дублирование ведутся с особой осторожностью, поскольку одна из особенностей произведения — оно не натянуто на жесткий подрамник, а висит под собственным весом. Первый этап работ, укрепление холста, реставраторы завершили к открытию выставки Николая Рериха в залах Третьяковской галереи в октябре 2023 года.

Третьяковская галерея планирует создание центра Дягилева. Музей проводит целенаправленную работу по представлению и поискам сохранившегося наследия оказавших невероятное влияние на развитие мировой культуры «Русских сезонов» (проводились с 1908 по 1929 год во Франции и других странах), над которыми работали прославленные художники, танцовщики, исполнители и сценографы. В 2009 году совместно с Фондом культуры «Екатерина» в Монако, где находилась репетиционная база русской труппы, был показан проект «Удиви меня! Сергей Дягилев и Русские балетные сезоны», год спустя в Москве прошла выставка «Видение танца. К 100-летию “Русских балетов” С.П. Дягилева в Париже». В 2022 году Третьяковская галерея представила выставку «Дягилев. Генеральная репетиция», ядром которой стали предметы, приобретенные галереей у Ольги и Айвора Мазур в 2020 году: это были 12 костюмов к «Русским сезонам», созданные по эскизам Льва Бакста, Александра Головина, Наталии Гончаровой и Николая Рериха. В составе этой коллекции в музей попала и декорация по эскизу Рериха.