20 мая 2025

История одной картины «Всадница» Карла Брюллова

Одним из самых узнаваемых произведений Карла Брюллова является «Всадница». Однако на родине художника о её существовании практически сорок лет было неизвестно. Кто выступил заказчиком картины, кто на нём изображен и как она попала в коллекцию Третьяковской галереи – читайте в нашем материале.

Карл Брюллов. Всадница. 1832. Холст, масло.
Карл Брюллов. Всадница. 1832. Холст, масло.

«Всадница» Карла Брюллова долгое время оставалась неизвестной отечественной публике. История создания и бытования картины связана с музой художника – графиней Юлией Самойловой, с которой Брюллов познакомился в Риме в 1827 году.

Графиня Самойлова была известна современникам как «царица салонов», покровительница искусств, состоятельная, но крайне расточительная. В её миланском родовом особняке собирались знаменитые художники, артисты и композиторы. Среди последних были Джузеппе Верди, Джоаккино Россини, Гаэтано Доницетти, Винченцо Беллини, а также автор оперы «Последний день Помпеи» Джованни Пачини.
Карл Брюллов. Вирсавия. 1832. Холст, масло. (модель - Юлия Самойлова)
Карл Брюллов. Вирсавия. 1832. Холст, масло. (модель - Юлия Самойлова)
Юлия Самойлова обладала богатой коллекцией картин и скульптур. Помимо собственных приобретений, ей по наследству досталось собрание графа Юлия Литта, супруга её бабушки Екатерины Васильевны. В состав унаследованной коллекции, включавшей произведения западноевропейской и русской живописи, входила и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи.
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Около 1834. Авторское повторение. Картон, акварель.
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент с Юлией Самойловой в образе матери с дочерями. Около 1834. Авторское повторение. Картон, акварель.
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Около 1834. Авторское повторение. Картон, акварель.
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент с Юлией Самойловой в образе матери с дочерями. Около 1834. Авторское повторение. Картон, акварель.

В числе тех, кому покровительствовала Юлия Самойлова, был и Карл Брюллов. Знакомство с графиней сыграло большую роль в творческой биографии художника. При ее посредничестве молодой меценат Анатолий Демидов заказал у Брюллова монументальную картину «Последний день Помпеи», принёсшую ему заслуженную славу.

Параллельно с «Последним днем Помпеи» Брюллов работал над «Всадницей». Впервые этот парадный портрет с мотивом верховой езды был представлен в 1832 году в миланской Академии изящных искусства Брера. Итальянская публика встретила произведение Брюллова с восхищением. Журнал «Нуово Рикольиторе» писал:
«Этот портрет выказывает нам живописца, который высказывается сразу, и что еще важнее – гениального живописца» .
К.П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников / сост. и авт. предисловия Н.Г. Машковцев. М., 1961. С. 72. 
Карл Брюллов. Всадница. 1832. Холст, масло. Фрагмент.
Карл Брюллов. Всадница. 1832. Холст, масло. Фрагмент.

На картине художник изобразил воспитанниц Юлии Самойловой. Надпись «Samoylo» на ошейнике собаки, бегущей за главной героиней, указывает на заказчицу полотна. Верхом на коне к террасе виллы подъезжает  Джованнина, племянница второго мужа графини, молодого французского врача и оперного певца Пьера Антонина Перри. У перил за прекрасной всадницей наблюдает Амацилия, дочь композитора Джованни Пачини. Карл Брюллов изображал девочек вместе с графиней и на других парадных портретах: «Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапкой» (1832-1834, Музей Хиллвуд, Вашингтон) и «Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Пачини» (не позднее 1842, Русский музей).

Изображение породистых животных рядом с главными персонажами картины указывало на аристократический статус семьи. Сопровождающая маленькую девочку столь же хрупкая левретка и преследующий лошадь спаниель, изображенные на полотне, отражают интерес владельцев к охоте. Сама графиня удивляла искушенных итальянских гостей скакунами редких пород, привозимых из России. Не менее впечатлила публику и «Всадница» Брюллова: 
«Сколько помним, мы до сих пор не видели конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством»
Там же. С. 72.
Предполагается, что Джованнина изображена на вороном коне Орловской верховой породы, исчезнувшей к середине XIX в.
Карл Брюллов. Всадница. 1832. Холст, масло. Фрагмент.
Карл Брюллов. Всадница. 1832. Холст, масло. Фрагмент.
Карл Брюллов. Всадница. 1832. Холст, масло. Фрагмент.
Карл Брюллов. Всадница. 1832. Холст, масло. Фрагмент.
Полотно соответствует эстетическому идеалу эпохи романтизма. Вопросительные и напряженные взгляды девочек передают их характеры. Словно фарфоровая, сосредоточенная всадница гордо и уверенно держится в седле, несмотря на порывистые движения коня. Современники отмечали:
«В лошади, представленной фасом, находятся поистине удивительные линии ракурса; поразительно поставленная и нарисованная, она движется, красуется, выбрасывает изо рта пену, ржет. Сидящая на ней девушка – это летящий ангел»[3].



Там же. С. 72.

С нескрываемой радостью и удивлением четырёхлетняя Амацилия встречает наездницу. Взбираясь по перилам, она стремится приблизиться к словно порхающей на коне Джованнине. В контрасте между восторженной Амацилией и сдержанной Джованниной проявляется эмоциональная динамика картины.

Карл Брюллов. Всадница. 1832. Холст, масло. Фрагмент.
Карл Брюллов. Всадница. 1832. Холст, масло. Фрагмент.

Игра света, контрасты цветовых сочетаний и композиционное расположение фигур на фоне дворцового парка усиливают театральность сцены, характерной для романтизма. Художественный приём Брюллова, запечатлевшего мгновение динамичного действия, создаёт двойственное ощущение – подлинной реальности и одновременно искусной постановки.

Особое восхищение вызывает мастерство художника в передаче деталей одежды: тончайших кружевных узоров, переливов шёлковой ткани и прозрачной вуали.

Судьбы девочек сложились не столь блистательно, какими они остались запечатлены на картинах Брюллова. После замужества с австрийским офицером, капитаном гусарского полка Людвиге Ашбахе, Джованнина уехала в Прагу. Больше о её судьбе ничего не известно. Оба брака Амацилии оказались неудачными. Она вернулась в Милан и последние годы провела в доме престарелых при монастыре.

Расточительность самой графини Юлии Самойловой привела её к разорению незадолго до смерти. «Всадница», почти сорок лет украшавшая интерьеры родовой виллы, была продана вместе с другим имуществом в Париже в 1872 году. Полотно поступило в собрание Третьяковской галереи в 1893 году, когда Павел Третьяков приобрёл его у французского комиссионера Жюль-Филиппа Дюло через Санкт-Петербургское общество взаимного кредита.