30 октября 2020

Диалоги Кельнерша

В своей живописи Михаил Ларионов вёл диалог — с классиками, современниками и даже с целыми эпохами. Одним из его любимых «собеседников» был Эдуард Мане. Что связывает «Кельнершу» Ларионова и «Бар в “Фоли-Бержер”» Мане? Объясняет научный сотрудник Третьяковской галереи, ведущий специалист по русскому авангарду, Ирина Вакар.

Михаил Ларионов никогда не рассказывал о том, как создавал свои произведения. Даты на картинах он не ставил — если же ставил, то, как правило, ложные, способные «сбить со следа» всех, кто хотел разобраться в его творчестве. Друзья сожалели об этом: «…если бы [Вы] написали … кое-что о своих воспоминаниях год за годом, как они делались, эти работы, что служило поводом и что вдохновляло, о встречах, им сопутствующих, о том, под влиянием чего происходило изменение и развитие во взглядах, — это было [бы] крайне интересно», — писал мастеру старый друг, художник Сергей Романович. Но его слова не имели действия. Даже лучизм, который Ларионов считал своим главным открытием и о котором охотно рассуждал, остался в его художественной биографии внезапным, нарушающим логику «качественным скачком», и исследователи до сих пор пытаются найти объяснение этого феномена.

Естественно, говорить об истории картин Ларионова в традиционном понимании не приходится. Однако мы вправе предложить в отношении этого необычного, подлинно авангардного художника сочинение в новом жанре — предположительную историю его картин. И хотя документального подтверждения той или иной гипотезы, скорее всего, никогда не будет найдено, догадки могут оказаться не менее верными, чем документы или мемуарные свидетельства.

Михаил Ларионов. Кельнерша. 1912
Михаил Ларионов. Кельнерша. 1912

В Третьяковской галерее хранится картина Ларионова «Кельнерша», традиционно датируемая 1911 годом. На первый взгляд она легко вписывается в стилистику ларионовского неопримитивизма. Художник любил писать публичные места и людей из толпы, которых наделял остро индивидуальными характеристиками и выразительной пластикой. В его картинах можно встретить небольшие кафе на открытом воздухе с услужливыми официантами и гуляющими вокруг провинциальными модниками, трактиры, где подвыпившие завсегдатаи веселятся или ссорятся; изображали подобные сцены и его соратники из группы «Ослиный хвост». Но «Кельнерша» не похожа на описанные сюжеты. И будничная обстановка утреннего кафе, и одиночные посетители почти не привлекают внимание автора — оно сосредоточено на героине, точнее, на её неслышном диалоге с неизвестным мужчиной, на их мимолётном, но глубоком и неслучайном обмене взглядами. И хотя сама Кельнерша напоминает многих ларионовских красоток, пышнотелых и наивно чувственных, от цирковой танцовщицы до проституток и Венер, изображённая ситуация не совсем обычна. Сюжет производит впечатление заимствованного, вызывает ассоциации с образами Мопассана, вообще с литературой, художественным вымыслом. Подозрительно и то, что героиня названа кельнершей, а не официанткой: немецкое наименование тем более странно, что в Германии Ларионов в то время не бывал.

Эдуард Мане. Бар Фоли-Бержер. 1882
Эдуард Мане. Бар Фоли-Бержер. 1882

Рискну предположить, что «Кельнерша» навеяна шедевром Эдуарда Мане «Бар в “Фоли-Бержер”» (1881–1882, галерея Института Курто, Лондон); Ларионов мог видеть его на знаменитой выставке «100 лет французской живописи» в Петербурге. Тонкий ценитель искусства, он вряд ли мог остаться равнодушным к этому пленительному творению. Именно поэтому Ларионов не стремится приблизиться к оригиналу — имитировать стиль, живописное совершенство, очарование образа. Напротив, он предпочитает «снижение» и прозаизацию с привкусом некоторого комизма. Действие перенесено в захудалое полупустое кафе; вместо роскошного натюрморта и богатого интерьера — голые столы, обычный стул. Героиня постарела, из прелестной девушки превратилась в слегка вульгарную матрону, хотя её все же можно узнать (она больше похожа не на ту, что стоит перед нами, а на ту, что отражается в зеркале). 

Что это? Очередная насмешка, нигилистический жест, желание замахнуться на святое? Думаю, здесь дело обстоит иначе. Ларионов был наделён большим воображением, даже эмпатией; можно предположить, что его увлекла задача мысленно продолжить жизнь юной барменши до сегодняшнего дня. Что с ней стало? Её статус понизился, годы берут своё, и всё же героиня картины не утратила ни женственности, ни простодушной, доверчивой влюблённости в определённый мужской тип (Ларионов несколько утрирует его фатоватость). Если попытаться сформулировать, что в первую очередь могло задеть Ларионова в картине Мане, то это будет, пожалуй, соединение интимности и публичности, в котором состоит её лирический нерв. И сюжет «Кельнерши» построен на том же коротком и хрупком контакте героев, погружённых в безмолвное общение и отрешённых от всего окружающего. Но если у Мане окружающим нет до них никакого дела и героиня одинока в пустынном пространстве, залитом огнями и словно наполненном далёким шумом праздничной толпы, то здесь назойливые зеваки так и лезут в пространство двоих. Лиризм у Ларионова неотделим от обыденности, растворён в повседневном течении жизни, и оттого сама эта жизнь как будто озаряется внутренним светом, улыбкой, в которой есть и нежность, и особая, любовная ирония. 

Здесь может возникнуть возражение фактологического свойства. «Кельнерша» датируется 1911 годом, а французская выставка открылась в январе 1912-го. Но мы знаем, насколько ларионовские датировки вообще неточны и сомнительны, поэтому сегодня больше всего доверяем дате первого выставочного показа. На Однодневной выставке Ларионова 8 декабря 1911 года «Кельнерша» не экспонировалась. Она появилась только на «Ослином хвосте», открывшемся 11 марта 1912 года (причём в каталоге стоит в числе последних). Следовательно, картина вполне могла быть написана в январе–феврале этого года. Для Ларионова, работавшего много и быстро, это представляется вполне возможным.

Эдуард Мане. Нана. 1877
Михаил Ларионов. Проститутка у парикмахера. Начало 1920-х
Эдуард Мане. Нана. 1877
Михаил Ларионов. Проститутка у парикмахера. Начало 1920-х

Французская выставка, продемонстрировавшая русской публике немало шедевров, думается, стала для Ларионова источником ярких и незабываемых впечатлений. Их отголоски чувствуются в его живописи разных лет. Так, ещё одно великолепное полотно Мане «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург), экспонировавшееся в Петербурге в 1912 году, позднее отчасти послужило прообразом ларионовской «Проститутки у парикмахера» (начало 1920-х, ГТГ). И хотя художник выдавал эту работу за произведение московского периода, неуловимый «французский колорит» подсказывает, что оно создано уже после того, как Ларионов навсегда поселился в Париже.