1913
«Скорей Люди к небоскребам долой домишки наша голова должна касаться звезд».
К.С. Малевич — М.В. Матюшину и И.С. Школьнику
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 49
1915
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 49
1915
«Разум — каторжная цепь для художника, а потому желаю всем художникам лишиться разума».
Пасха у футуристов. 1915
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 26
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 26
«…Черный квадрат, зародыш всех возможностей, принимает при своем развитии страшную силу, он является родоначальником куба и шара, его распадения несут удивительную культуру в живописи».
К.С. Малевич — М.В. Матюшину. Июнь 1915
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 67–68
1916
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 67–68
1916
«Квадрат свой считаю дверью, открывшей для меня много нового...»
К.С. Малевич — М.В. Матюшину. 4 апреля 1916, письмо № 59
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 78
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 78
«Нравится, или не нравится — искусство об этом вас не спрашивает, как не спросило, когда создавало звезды на небе».
К.С. Малевич — А.Н. Бенуа. Май 1916
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 86
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 86
«Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыжих венер, тогда только увидим чисто живописное произведение. Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического искусства. Я уничтожил кольцо — горизонта, и вышел из круга вещей, с кольца горизонта, в котором заключены художник и формы натуры. <...> Только тупые и бессильные художники прикрывают свое искусство искренностью. В искусстве нужна истина, но не искренность. Вещи исчезли как дым для новой культуры искусства, и искусство идет к самоцели — творчества, к господству над формами натуры».
От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм. Издано 1916
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 35
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 35
«Ключи супрематизма ведут меня к открытию еще не осознанного. Новая моя живопись не принадлежит земле исключительно. Земля брошена как дом, изъеденный шашлями. И на самом деле, в человеке, в его сознании лежит устремление к пространству, тяготение “отрыва от шара земли”. <…> Неизвестно, кому принадлежит цвет — Земле, Марсу, Венере, Солнцу, Луне? И не есть ли, что цвет есть то, без чего мир невозможен. <…> Цвет есть творец в пространстве».
К.С. Малевич — М.В. Матюшину. Июнь 1916
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 89
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 89
«Творчество лишь там, где в картинах является форма, не берущая ничего созданного уже в натуре…»
От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм. Издано 1916
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 32
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 32
«Творить значит жить, вечно создавать новое и новое. <…> Нужно дать формам жизнь и право на индивидуальное существование».
От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм. Издано 1916
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 40
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 40
«Живопись — краска, цвет — она заложена внутри нашего организма. Ее вспышки бывают велики и требовательны. Моя нервная система окрашена ими. Мозг мой горит от их цвета».
От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм. Издано 1916
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 48
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 48
«Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума. Лицо нового искусства! Квадрат живой царственный младенец. <…> Каждая форма свободна и индивидуальна. Каждая форма есть мир. Всякая живописная плоскость живее всякого лица, где торчат пара глаз и улыбка. <…> Плоскость же живая, она родилась».
От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм. 1915. Издано 1916
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 53
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 53
«Я говорю всем: бросьте любовь, бросьте эстетизм, бросьте чемоданы мудрости, ибо в новой культуре ваша мудрость смешна и ничтожна. Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий, чтобы вам легче было догнать нас. Я преодолел невозможное и пропасти сделал свои дыханием. Вы в сетях горизонта как рыбы! Мы — супрематисты, — бросаем вам дорогу. Спешите! Ибо завтра не узнаете нас».
От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм. Издано 1916
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 55
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 55
«И я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни временем»
К.С. Малевич — А.Н. Бенуа. Май 1916
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 84
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 84
«Те, кто смогут отстранить от чела своего лучи вчерашнего солнца,
И кто не ищет приюта музеев путем примерок авторитетов вчера, те найдут место в наших аудиториях завтрашнего дня»
И кто не ищет приюта музеев путем примерок авторитетов вчера, те найдут место в наших аудиториях завтрашнего дня»
К.С. Малевич — М.В. Матюшину. 6 ноября 1916, письмо № 74
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 98
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 98
«О сознание! Какая хорошая вещь, что только нельзя с ним сделать. <…> Как люблю я Искусство, и как больно мне, как оскорбляют его. Лучше бы распяли на кресте меня, чем оскорблять его».
К.С. Малевич — М.В. Матюшину. 12 ноября 1916, письмо № 75
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 98
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 98
1917
«Я еще летом, сидя в комнате за мольбертом с нависшими штыками в моем цветном мозгу, думал о величии своем в пространстве, ведь я один среди него. <…> Я видел себя в пространстве скрывшись в цветные точки и полосы, я там среди них ухожу в бездну.
И еще летом я объявил себя председателем пространства <…> И я вступлю в союз с чуждыми мне председателями земель».
И еще летом я объявил себя председателем пространства <…> И я вступлю в союз с чуждыми мне председателями земель».
К.С. Малевич — М.В. Матюшину. 10 ноября 1917
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 107
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 107
1918
«Мы острой гранью делим время и ставим плоскость в виде квадрата, черного как тайна, плоскость глядит на нас темным, как бы скрывая новые страницы будущего. Она будет печатью нашего времени, куда и где бы ни повесили ее, она не затеряет лица своего».
К.С. Малевич. Начало супрематизма. (Родоначало супрематизма) [1918]
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 2. С. 112
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 2. С. 112
1919
«Я ничего не изобрел, а только ощутил в себе ночь и в ней увидел новое, и это новое назвал Супрематизмом, и выразилось оно во мне черной плоскостью, образовавшей квадрат. <...> В мире это эмблема и знамя — это ночь, в которой зарождается утро новых зорь. А цвета будут семафорами, будут освещать новые пути, которые лежат в пространстве аэропланов…»
К.С. Малевич. Супрематизм (Квадрат, круг, семафор современности). [1919]
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 5. С. 111
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 5. С. 111
«...Не я ли новый земной череп, в мозгу которого творится новый расцвет, и не мой ли мозг образует собой плавильную фабрику, из которой бежит новый железный преображенный мир...»
К.С. Малевич. О новых системах в искусстве. 1919
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 158
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 158
«Я прорвал синий абажур цветных ограничений, вышел в белое, за мной, товарищи авиаторы, плывите в бездну, я установил семафоры супрематизма. Я победил подкладку цветного неба, сорвал и в образовавшийся мешок вложил цвета и завязал узлом. Плывите! Белая свободная бездна, бесконечность перед вами».
Супрематизм (из каталога десятой государственной выставки «Беспредметное творчество и супрематизм». М., 1919)
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 151
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 151
«Интуиция толкает волю к творческому началу. А чтобы выйти к нему, необходимо отвязаться от предметного, нужно создавать новые знаки, а заботу о предметности возложить на новое искусство, фотографию, кинематограф».
О новых системах в искусстве. 1919
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 163
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 163
«Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию…»
О новых системах в искусстве. 1919
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 165
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 165
«…ничто, нигде в живописном мире не растет в бессистемности».
О новых системах в искусстве. 1919
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 169
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 169
«Шар земной не что иное, как комок интуитивной мудрости, которая должна бежать по путям бесконечного».
О новых системах в искусстве. 1919
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 172
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 172
«Я любил и по сегодняшний день люблю место высокое или щель, в которую видны извилистые поля, горы по горизонту. В юношестве я входил на высокие места как бы для того, чтобы услышать всё, что творится в отдалении; я видел, как раскрашенная поверхность земли лентами цветными бежала во все стороны».
К.С. Малевич — М.О. Гершензону. 14 ноября 1919, письмо № 92
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 111
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 111
«Я пришел к заключению, что чем яснее представляешь себе вопрос, тем круг его понимания уже <…> вся моя ясность представления совсем темна окружающему, — чем точнее, тем темнее».
К.С. Малевич — М.О. Гершензону. 18 ноября 1919, Витебск, № 93
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 112
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 112
«О Супрематизме тоже много кое-чего прояснилось, в особенности когда черный Квадрат вырос в архитектуру такими формами, что трудно выразить вид архитектуры, принял такой образ, что нельзя найти. Это форма какого-то нового живого организма; если внезапно бы наткнуться на такой город, то нельзя было бы узнать, что это Квадрат сделался живым, дающим новый мир совершенства; я на него совсем смотрю иначе, нежели раньше, это не живопись, это что-то другое».
К.С. Малевич — М.О. Гершензону. 18 марта 1920, письмо № 102
1920
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Т. 1. С. 125
1920
«… я, занятый вглядыванием в тайну его черного пространства, которое стало какой-то формой нового лика супрематического мира, сам возведу его в дух. <…> вижу в этом то, что когда-то видели люди в лице Бога, и если бы кто из седой древности проник в таинственное лицо черного квадрата, может быть, увидел бы то, что я в нем вижу…»
К.С. Малевич — П.Д. Эттингеру. 3 апреля 1920, Витебск, письмо № 103
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Т. 1. С. 125
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Т. 1. С. 125
«Предвижу какую-то большую цифру лет Супрематического движения, которое, может быть, предсказано в прошлых бытиях; и опять дух мой или все существо из себя будет строить архитектуру Мира и человека. <…> Я уже Супрематизм не рассматриваю как живописец или как форму, мною вынесенную из темного черепа, я стою перед ним как посторонний, созерцающий явление. Много лет я был занят движением своим в красках, оставив в сторону религию духа, и прошло двадцать пять лет, и теперь я вернулся или вошел в Мир религиозный; не знаю, почему так совершилось. Я посещаю церкви, смотрю на святых и на весь действующий духовный мир и вот вижу в себе, а может быть, в целом мире, что наступает момент смены религий. Я увидел, что как живопись шла к своей чистой форме действа, так и Мир религий идет к религии Чистого действа; <…> я вижу в Супрематизме, в трех квадратах и кресте, начала не только Живописные, но всего вообще; и новую религию, Новый Храм тоже вижу; разделяю на три действа — цветное, черное и белое; <…> Мир движется к чистоте, и в белом Супрематизме начнется его новое бытие…»
К.С. Малевич — М.О. Гершензону. 11 апреля 1920, Витебск, № 104
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Т. 1. С. 127
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Т. 1. С. 127
«Супрематические формы, как абстракция, стали утилитарным совершенством. Они уже не касаются Земли, их можно рассматривать и изучать как всякую планету или целую систему».
Малевич. Супрематизм. 34 рисунка. 1920
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 186
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 186
«Супрематический холст изображает белое пространство, но не синее. Причина ясна — синее не дает реального представления бесконечного. Лучи зрения ударяются как бы в купол и проникнуть не могут в бесконечное. Супрематическое бесконечное белое дает лучу зрения идти, не встречая себе предела».
Малевич. Супрематизм. 34 рисунка. 1920
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 187
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 187
«Супрематические три квадрата есть установление определенных мировоззрений и миростроений. Белый квадрат кроме чистоты экономического движения формы всего нового белого миростроения является еще толчком к обоснованию миростроения как “чистого действия”, как самопознания себя в чисто утилитарном совершенстве “всечеловека”. <…> черный как знак экономии, красный как сигнал революции и белый как чистое действие. <…> Странная вещь — три квадрата указывают путь, а белый квадрат несет белый мир (миростроение), утверждая знак чистоты человеческой творческой жизни».
Супрематизм. 34 рисунка. 1920
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 188
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 188
«О живописи в супрематизме не может быть речи, живопись давно изжита, и сам художник предрассудок прошлого».
Супрематизм. 34 рисунка. 1920
1921
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 189
«“Лень — мать пороков” <…> Всегда мне казалось, что это обвинение лени было несправедливо. Почему так восхваляется труд и возводится на трон величия, славы и похвал, лень же пригвождена к столбу позора, все лентяи опозорены, и носят клеймо порока, матери лени, каждый же трудящийся восхвален в славе и торжестве и наградах. Мне всегда казалось, что все должно быть наоборот: труд должен быть проклятым, как и легенды о рае говорят, а лень должна быть тем, к чему человек должен стремиться».
К. Малевич. Лень как действительная истина человечества. Витебск, 1921
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 13
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 13
«Ясно для каждого, что всякий стремится избавиться от труда и стремится к блаженству, к отдыху или другому состоянию, чтобы не только не трудиться, но чтобы вся мысль не затруднялась в работе над проникновением в таинство природы явлений, чтобы и эта вторая область жизни человека была настолько совершенна, что смогла бы проникать всюду, и тем самым все явления природы сделались прозрачными».
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 22
«Какая-то странность у меня происходит, в мою литературу вкрапливается астрономия; говорил себе, не смотри на Луну — несчастье будет; телескопом моим было окно, Луна давно прошла, исчезла, больше не смотрю, но я все-таки стал заниматься астрономией, конечно, как и обо всем, не имея <о ней> никакого понятия. Я представил себе всё астрономическое пространство со всеми звездами, солнцами, планетами, — тут, на земле, всё это бесконечное я вижу в горящей лампе, или свечке, или печке, которую топлю каждый день; так, в огоньке свечки я представил всё бытие всего горящего, светящегося и отражающегося звездного пространства; все неисчислимые солнца или звезды в бесконечном представляют собою одну светящуюся точку перед троном могущественного “небытия”. <…> С Супрематиз<мом> тоже астрономия получается…»
К.С. Малевич — М.О. Гершензону. 1 января 1921, Витебск, письмо № 111
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 133
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 133
«…Долг революционера отказаться от всего мира полезности. Мы, супрематисты, отказываемся от введения в супрематизм той полезности, которая окружает нас. <…> Может быть, говоря о новой предметности, мы идем в существе своем к космической безвещности, вступим в природную естественность. Может быть, Искусству принадлежит одно из величайших достижений и открытий дверей, через которую войдут люди, оставив костюм культуры в прошлом Мира — Музее. Говоря о Искусстве, я говорю о идее искусства, которая еще не вскрыта (собираюсь вскрыть) <…> Гражданская война искусства в России не утихла, кладбища воскресли, собирают юность и наступают на новое. За время Революции в России новаторы попробовали устроить Музей Нового Искусства, но оказалось заживо погребать произведения невозможно».
Письмо Голландским художникам, № 119, 7 сентября 1921, Витебск
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 144–146
1922
«…искусство в своей самоидее имеет свое содержание, полагают, что оно иначе не может существовать, как только поглощая содержание жизни <…> И так многая молодежь пошла в техникумы творить свое животное предметное царство, шить хорошую кожу, делать хорошие дома, кровати, матрацы, подразумевая в этом великое творческое дело производства. Ну что же, пускай идут, но кто-нибудь должен остаться и в другом пути, творить идею человека. <…> Конечно, развивая беспредметную идею, мы на себя обрушим гору камней, как оно есть сейчас, нас будут пристегивать к идеалистам, мистикам, нигилистам, утопистам, но я скажу, что если корова когда-либо думала о человеке, то думала не иначе. Наша борьба, или вернее с нами борятся материалистическим мышлением, доказуя существование материи, но так как мы в мире не находим неделимой единицы, то очевидно доказать существование материи весьма трудно».
К.С. Малевич — живописцу Хрису Бейкману и архитектору Роберту ван’т Хоффу. Письмо в Голландию членам объединения «Де Стиль», февраль 1922, № 119
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 143–146
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 143–146
«Разум ничего не может раз-умить, рассудок ничего не может рас-судить, ибо нет в ней <в природе ТМ> ничего такого что бы возможно было раз-судить, раз-умить, раз-глядеть, нет в ней единицы, которую возможно взять как целое. <…> Мир как скважность и скважность не пустотелая».
Бог не скинут. Искусство. Церковь. Фабрика. Витебск, 1922
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 239
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 239
«Человек, достигший совершенства одновременно уходит в покой, т. е. абсолют, освобождается от познаний, знаний и разных доказательств и не может скрыться от Бога, ибо Бог сделан абсолютом, свободным от всякого действия. Бог — покой, покой — совершенство, достигнуто все, окончена постройка миров, установлено в вечности движение. <…> человек, достигший совершенства, освободится от своего безумия, станет Богом. Но человек не выносит покоя, вечный покой его страшит, ибо он означает небытие, и когда приближается вечный покой, приближается к Богу, он подымается со всеми своими силами своего безумия и кричит “Нет, я хочу быть”, иначе говоря “Я не хочу быть Богом!”».
Бог не скинут. Искусство. Церковь. Фабрика. Витебск, 1922
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 257
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 257
«Человек разделил жизнь свою на три пути, на духовный, религиозный, научный, фабрику и искусств. Что означают эти пути? Означают совершенство, по ним движется человек, движет себя как совершенное начало к своей конечной представляемости, то есть к абсолюту, три пути по которым движется человек к Богу».
Бог не скинут. Искусство. Церковь. Фабрика. Витебск, 1922
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 258–259
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 258–259
«…Пикассо так просто и ясно смотрел на мир как на геометрическую простоту живописного построения и вовсе разложить или изгноить дух мира не хотел и не мог, дух остался чистым, стройным, таким, как подобает быть именно в живописной стройке, и нельзя потому говорить о разложении духа; <…> Пикассо боролся с предметным миром, правда, завяз в его осколках, но и это хорошо, мне уже легче было убрать мусор предметный и выставить бесконечность, непрактичность, нецелесообразность…»
К.С. Малевич — М.О. Гершензону. 11 февраля 1922, Витебск. Письмо № 123
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 152
1926 (?)
«Мож<ет> быть, вообще нет никаких линий в искусстве, а есть лишь разные ощущения и своя форма этих ощущений. <…> Я не пишу ПОРТРЕТ, а вернулся к ЖИВОПИСНОЙ КУЛЬТУРЕ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ЛИЦЕ».
Из дневника Анны Лепорской
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 2. С. 325
1927
«...этот момент восхождения Искусства все выше и выше в гору становится с каждым шагом жуткими в то же время легким, все дальше и дальше уходили предметы, все глубже и глубже в синеве далей скрывались очертания жизни, а путь Искусства все шел выше и выше и кончился только там, откуда уже исчезли все контуры вещей, все то, что любили и чем жили, не стало образов, не стало представлений и взамен разверзлась пустыня, в которой затерялось сознание, подсознание и представление о пространстве. Пустыня была насыщена пронизывающими волнами беспредметных ощущений».
Малевич К.С. Мир как беспредметность [1927]
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 2. С. 106
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 2. С. 106
«Жутко и мне было расстаться с миром образным... в котором жил и который воспроизводил и принимал за действительность бытия. Но чувство легкости тянуло меня и довело до полной пустыни, которая стала без-образной, но только ощущением, и это стало содержанием моим».
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 2. С. 106
«Супрематизм есть только новый метод знания, содержанием которого и будет то или другое ощущение».
К.С. Малевич — К. Рождественскому. 21 апреля 1927
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 186
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 186
«Это уже давно известно, что являюсь пугалом в мире искусства, в особенности в России. Почему это так, пугают первые семена, первые начала, которые выходят из моих рук».
К.С. Малевич — Н. Суетину. Август 1927
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 194
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 194
1928
«…пути науки одни, а пути искусства другие. То, что для науки есть счастье, становится несчастьем для искусства. Наука ищет разрешения вопросов в центре осведомительном. Искусство или художник ищет разрешения вне центра осведомления. Процесс творчества возникает в осведомленности сознания».
Форма, цвет и ощущение. 1928 (ж-л «Современная архитектура», 1928, № 5)
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 313
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 313
«В истории живописи в лице Сезанна мы имеем апогей ее развития».
Форма, цвет и ощущение. 1928 (ж-л «Современная архитектура», 1928, № 5)
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 316
1931
«Слитность мира с художником совершается не в форме, но в ощущении. Я ощущаю мир как неизменность во всех его изменениях цвета и формы. От ощущения мира у художника возникает образ <…> Но формы этого образа меняются. Это же изменение не значит, что ощущение меняется, в нем остается та таинственность, которую человек хочет преодолеть. <…> Цвет и форма не оформляют ничего, а только стремятся выразить тайную силу ощущений. <…> Постижение мира недоступно художнику — доступно только ощущение его».
Форма, цвет и ощущение. 1928 (ж-л «Современная архитектура», 1928, № 5)
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 320
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 320
«Наша современность должна уяснить себе, что не жизнь будет содержанием искусства, а содержанием жизни должно быть искусство, ибо только с этим условием жизнь может быть прекрасной».
Живопись в проблеме архитектуры. 1928
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 2. С. 140
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 2. С. 140
1931
«Когда умру, все художники всего мира, и тот, кто меня знает, должны похоронить меня в Барвихе, помните, где последний раз сидели, даль далекая видна. Но только подальше от берега, чтобы ноги не вылезли. Да поставить на могиле башню по форме той колонки, что в Третьяковке стоит (м<ожет>в подвале) с вышкой, в которой будет поставлен телескоп Юпитер смотреть».
К.С. Малевич — И.В. Клюну. 2 июня 1931
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Т. 1. С. 226
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Т. 1. С. 226
«Живопись из своего беспредметного пути вернулась к образу и движение живописи шло назад к образному участку своего пройденного пути, на котором оно разрушило образ, но возвращаясь обратно, <о>но уже встретило новый образ, выдвинутый пролетарской революцией, который и нужно будет формировать, т. е. возводить в план художественного явления…»
К.С. Малевич — В.Э. Мейерхольду. 8 апреля 1932
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 231
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 231
«Относительно политики по отношению ко мне, то она выражается в форме очень подлой, конечно, со стороны власти или вернее администрации по линии искусства — общее признание, почет, уважение, но ни черта больше, никуда не пускают и ничего не дают».
К.С. Малевич — И.В. Клюну. 12 декабря 1932
1933
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 235
1933
«Если Бухарин и простите за выражение худ<ожник> Кацман, одинаково мыслящие, убедились, что Черным квадратом мне удалось выразить блестяще буржуазное содержание, то почему бы мне, скажем, через круг не выразить Социалистическую действительность?»
К.С. Малевич — Г.Н. Петникову. 15–28 июля 1933
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 240–241
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 240–241
1934
«Беспредметный мягкий шум леса ветром движимый приятен, ибо это не шум города, не музыка человека, а музыка беспредметной природы. Песня пастуха с мычанием коров бу<д>ет лучше любого певца и певицы. Так сейчас хотел бы я быть пастухом и петь с коровами вместе, и греться на солнце, мокнуть в дождь, дышать дыханием трав. Как изменяется жизнь во мне в сторону ухода к дикому миру, хочется одичать, чтоб поля были дики как звери, леса одичали, как бы хотелось, чтоб электричество вошло обратно к себе, где оно было, чтоб нефть и бензин не коп<т>ели бы больше. Искусство пришло к этой беспредметной жизни, а его заставляют венчаться с предметной копотью. Дикари умеют делать произведения Искусства, которых не сделать нам культурным. Дикая природа прекрасна, так и мы можем творить, будучи дикими, прекрасные явления. Вся прелесть в том, чтоб ближе и неразрывнее быть с ней, быть единой гармонией».
К.С. Малевич — Г.Н. Петникову. 15–28 июля 1933
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 249
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 249
«Передайте Кристи <директору Третьяковской галереи>, что я считаю... что самое лучшее произведение из всего, что есть в Третьяковской галерее, это мой “Черный квадрат”».
И.В. Клюн. Похороны супрематиста. Болезнь и смерть К.С. Малевича. Август 1934
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 2. С. 88
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 2. С. 88