14 сентября 2023

Художник говорит Казимир Малевич об искусстве

Казимир Малевич — не только один из реформаторов современной живописи, но и теоретик искусства, интуитивный философ, создавший оригинальную художественную теорию. Теоретическое наследие художника весьма обширно — он автор нескольких трактатов об искусстве, а некоторые важные идеи содержатся в его письмах. Высказывания Малевича об искусстве часто парадоксальны, афористичны и облечены в яркую декларативную форму, напоминающую авангардную прозу. Одна из ведущих специалистов Третьяковской галереи по русскому авангарду Татьяна Михиенко собрала самые яркие высказывания художника об искусстве. В этих фрагментах становится очевидно, как менялось понимание Малевичем искусства, его целей и задач.
1913
«Скорей Люди к небоскребам долой домишки наша голова должна касаться звезд».
К.С. Малевич — М.В. Матюшину и И.С. Школьнику
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 49

1915
«Разум — каторжная цепь для художника, а потому желаю всем художникам лишиться разума».
Пасха у футуристов. 1915
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 26
Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915. Холст, масло.
Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915. Холст, масло.
«…Черный квадрат, зародыш всех возможностей, принимает при своем развитии страшную силу, он является родоначальником куба и шара, его распадения несут удивительную культуру в живописи».
К.С. Малевич — М.В. Матюшину. Июнь 1915
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 67–68

1916
«Квадрат свой считаю дверью, открывшей для меня много нового...»
К.С. Малевич — М.В. Матюшину. 4 апреля 1916, письмо № 59
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 78
«Нравится, или не нравится — искусство об этом вас не спрашивает, как не спросило, когда создавало звезды на небе».
К.С. Малевич — А.Н. Бенуа. Май 1916
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 86
Надежда Войтинская-Левидова. Портрет Александра Бенуа. 1909. Бумага кремовая, литография, оттиск тоном сангины.
Надежда Войтинская-Левидова. Портрет Александра Бенуа. 1909. Бумага кремовая, литография, оттиск тоном сангины.
«Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыжих венер, тогда только увидим чисто живописное произведение. Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического искусства. Я уничтожил кольцо — горизонта, и вышел из круга вещей, с кольца горизонта, в котором заключены художник и формы натуры. <...> Только тупые и бессильные художники прикрывают свое искусство искренностью. В искусстве нужна истина, но не искренность. Вещи исчезли как дым для новой культуры искусства, и искусство идет к самоцели — творчества, к господству над формами натуры».
От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм. Издано 1916
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 35
«Ключи супрематизма ведут меня к открытию еще не осознанного. Новая моя живопись не принадлежит земле исключительно. Земля брошена как дом, изъеденный шашлями. И на самом деле, в человеке, в его сознании лежит устремление к пространству, тяготение “отрыва от шара земли”. <…> Неизвестно, кому принадлежит цвет — Земле, Марсу, Венере, Солнцу, Луне? И не есть ли, что цвет есть то, без чего мир невозможен. <…> Цвет есть творец в пространстве».
К.С. Малевич — М.В. Матюшину. Июнь 1916
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 89
«Творчество лишь там, где в картинах является форма, не берущая ничего созданного уже в натуре…»
От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм. Издано 1916
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 32
«Творить значит жить, вечно создавать новое и новое. <…> Нужно дать формам жизнь и право на индивидуальное существование».
От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм. Издано 1916
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 40
«Живопись — краска, цвет — она заложена внутри нашего организма. Ее вспышки бывают велики и требовательны. Моя нервная система окрашена ими. Мозг мой горит от их цвета».
От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм. Издано 1916
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 48
«Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума. Лицо нового искусства! Квадрат живой царственный младенец. <…> Каждая форма свободна и индивидуальна. Каждая форма есть мир. Всякая живописная плоскость живее всякого лица, где торчат пара глаз и улыбка. <…> Плоскость же живая, она родилась».
От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм. 1915. Издано 1916
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 53
«Я говорю всем: бросьте любовь, бросьте эстетизм, бросьте чемоданы мудрости, ибо в новой культуре ваша мудрость смешна и ничтожна. Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий, чтобы вам легче было догнать нас. Я преодолел невозможное и пропасти сделал свои дыханием. Вы в сетях горизонта как рыбы! Мы — супрематисты, — бросаем вам дорогу. Спешите! Ибо завтра не узнаете нас».
От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм. Издано 1916
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 55
«И я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни временем»
К.С. Малевич — А.Н. Бенуа. Май 1916
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 84
Казимир Малевич. Портрет М.В.Матюшина. 1913. Холст, масло.
Казимир Малевич. Портрет М.В.Матюшина. 1913. Холст, масло.
«Те, кто смогут отстранить от чела своего лучи вчерашнего солнца,
И кто не ищет приюта музеев путем примерок авторитетов вчера, те найдут место в наших аудиториях завтрашнего дня»
К.С. Малевич — М.В. Матюшину. 6 ноября 1916, письмо № 74
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 98
«О сознание! Какая хорошая вещь, что только нельзя с ним сделать. <…> Как люблю я Искусство, и как больно мне, как оскорбляют его. Лучше бы распяли на кресте меня, чем оскорблять его».
К.С. Малевич — М.В. Матюшину. 12 ноября 1916, письмо № 75
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 98


1917
«Я еще летом, сидя в комнате за мольбертом с нависшими штыками в моем цветном мозгу, думал о величии своем в пространстве, ведь я один среди него. <…> Я видел себя в пространстве скрывшись в цветные точки и полосы, я там среди них ухожу в бездну.
И еще летом я объявил себя председателем пространства <…> И я вступлю в союз с чуждыми мне председателями земель».
К.С. Малевич — М.В. Матюшину. 10 ноября 1917
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 107


1918
«Мы острой гранью делим время и ставим плоскость в виде квадрата, черного как тайна, плоскость глядит на нас темным, как бы скрывая новые страницы будущего. Она будет печатью нашего времени, куда и где бы ни повесили ее, она не затеряет лица своего».
К.С. Малевич. Начало супрематизма. (Родоначало супрематизма) [1918]
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 2. С. 112


1919
«Я ничего не изобрел, а только ощутил в себе ночь и в ней увидел новое, и это новое назвал Супрематизмом, и выразилось оно во мне черной плоскостью, образовавшей квадрат. <...> В мире это эмблема и знамя — это ночь, в которой зарождается утро новых зорь. А цвета будут семафорами, будут освещать новые пути, которые лежат в пространстве аэропланов…»
К.С. Малевич. Супрематизм (Квадрат, круг, семафор современности). [1919]
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 5. С. 111
«...Не я ли новый земной череп, в мозгу которого творится новый расцвет, и не мой ли мозг образует собой плавильную фабрику, из которой бежит новый железный преображенный мир...»
К.С. Малевич. О новых системах в искусстве. 1919
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 158
«Я прорвал синий абажур цветных ограничений, вышел в белое, за мной, товарищи авиаторы, плывите в бездну, я установил семафоры супрематизма. Я победил подкладку цветного неба, сорвал и в образовавшийся мешок вложил цвета и завязал узлом. Плывите! Белая свободная бездна, бесконечность перед вами».
Супрематизм (из каталога десятой государственной выставки «Беспредметное творчество и супрематизм». М., 1919)
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 151
«Интуиция толкает волю к творческому началу. А чтобы выйти к нему, необходимо отвязаться от предметного, нужно создавать новые знаки, а заботу о предметности возложить на новое искусство, фотографию, кинематограф».
О новых системах в искусстве. 1919
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 163
«Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию…»
О новых системах в искусстве. 1919
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 165
«…ничто, нигде в живописном мире не растет в бессистемности».
О новых системах в искусстве. 1919
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 169
«Шар земной не что иное, как комок интуитивной мудрости, которая должна бежать по путям бесконечного».
О новых системах в искусстве. 1919
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 172
«Я любил и по сегодняшний день люблю место высокое или щель, в которую видны извилистые поля, горы по горизонту. В юношестве я входил на высокие места как бы для того, чтобы услышать всё, что творится в отдалении; я видел, как раскрашенная поверхность земли лентами цветными бежала во все стороны».
К.С. Малевич — М.О. Гершензону. 14 ноября 1919, письмо № 92
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 111
«Я пришел к заключению, что чем яснее представляешь себе вопрос, тем круг его понимания уже <…> вся моя ясность представления совсем темна окружающему, — чем точнее, тем темнее».
К.С. Малевич — М.О. Гершензону. 18 ноября 1919, Витебск, № 93
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 112
«О Супрематизме тоже много кое-чего прояснилось, в особенности когда черный Квадрат вырос в архитектуру такими формами, что трудно выразить вид архитектуры, принял такой образ, что нельзя найти. Это форма какого-то нового живого организма; если внезапно бы наткнуться на такой город, то нельзя было бы узнать, что это Квадрат сделался живым, дающим новый мир совершенства; я на него совсем смотрю иначе, нежели раньше, это не живопись, это что-то другое».
К.С. Малевич — М.О. Гершензону. 18 марта 1920, письмо № 102
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Т. 1. С. 125


1920
«… я, занятый вглядыванием в тайну его черного пространства, которое стало какой-то формой нового лика супрематического мира, сам возведу его в дух. <…> вижу в этом то, что когда-то видели люди в лице Бога, и если бы кто из седой древности проник в таинственное лицо черного квадрата, может быть, увидел бы то, что я в нем вижу…»
К.С. Малевич — П.Д. Эттингеру. 3 апреля 1920, Витебск, письмо № 103
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Т. 1. С. 125
«Предвижу какую-то большую цифру лет Супрематического движения, которое, может быть, предсказано в прошлых бытиях; и опять дух мой или все существо из себя будет строить архитектуру Мира и человека. <…> Я уже Супрематизм не рассматриваю как живописец или как форму, мною вынесенную из темного черепа, я стою перед ним как посторонний, созерцающий явление. Много лет я был занят движением своим в красках, оставив в сторону религию духа, и прошло двадцать пять лет, и теперь я вернулся или вошел в Мир религиозный; не знаю, почему так совершилось. Я посещаю церкви, смотрю на святых и на весь действующий духовный мир и вот вижу в себе, а может быть, в целом мире, что наступает момент смены религий. Я увидел, что как живопись шла к своей чистой форме действа, так и Мир религий идет к религии Чистого действа; <…> я вижу в Супрематизме, в трех квадратах и кресте, начала не только Живописные, но всего вообще; и новую религию, Новый Храм тоже вижу; разделяю на три действа — цветное, черное и белое; <…> Мир движется к чистоте, и в белом Супрематизме начнется его новое бытие…»
К.С. Малевич — М.О. Гершензону. 11 апреля 1920, Витебск, № 104
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Т. 1. С. 127
«Супрематические формы, как абстракция, стали утилитарным совершенством. Они уже не касаются Земли, их можно рассматривать и изучать как всякую планету или целую систему».
Малевич. Супрематизм. 34 рисунка. 1920
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 186
«Супрематический холст изображает белое пространство, но не синее. Причина ясна — синее не дает реального представления бесконечного. Лучи зрения ударяются как бы в купол и проникнуть не могут в бесконечное. Супрематическое бесконечное белое дает лучу зрения идти, не встречая себе предела».
Малевич. Супрематизм. 34 рисунка. 1920
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 187
«Супрематические три квадрата есть установление определенных мировоззрений и миростроений. Белый квадрат кроме чистоты экономического движения формы всего нового белого миростроения является еще толчком к обоснованию миростроения как “чистого действия”, как самопознания себя в чисто утилитарном совершенстве “всечеловека”. <…> черный как знак экономии, красный как сигнал революции и белый как чистое действие. <…> Странная вещь — три квадрата указывают путь, а белый квадрат несет белый мир (миростроение), утверждая знак чистоты человеческой творческой жизни».
Супрематизм. 34 рисунка. 1920
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 188
«О живописи в супрематизме не может быть речи, живопись давно изжита, и сам художник предрассудок прошлого».
Супрематизм. 34 рисунка. 1920
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 189


1921
«“Лень — мать пороков” <…> Всегда мне казалось, что это обвинение лени было несправедливо. Почему так восхваляется труд и возводится на трон величия, славы и похвал, лень же пригвождена к столбу позора, все лентяи опозорены, и носят клеймо порока, матери лени, каждый же трудящийся восхвален в славе и торжестве и наградах. Мне всегда казалось, что все должно быть наоборот: труд должен быть проклятым, как и легенды о рае говорят, а лень должна быть тем, к чему человек должен стремиться».
К. Малевич. Лень как действительная истина человечества. Витебск, 1921
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 13
«Ясно для каждого, что всякий стремится избавиться от труда и стремится к блаженству, к отдыху или другому состоянию, чтобы не только не трудиться, но чтобы вся мысль не затруднялась в работе над проникновением в таинство природы явлений, чтобы и эта вторая область жизни человека была настолько совершенна, что смогла бы проникать всюду, и тем самым все явления природы сделались прозрачными».
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 22
«Какая-то странность у меня происходит, в мою литературу вкрапливается астрономия; говорил себе, не смотри на Луну — несчастье будет; телескопом моим было окно, Луна давно прошла, исчезла, больше не смотрю, но я все-таки стал заниматься астрономией, конечно, как и обо всем, не имея <о ней> никакого понятия. Я представил себе всё астрономическое пространство со всеми звездами, солнцами, планетами, — тут, на земле, всё это бесконечное я вижу в горящей лампе, или свечке, или печке, которую топлю каждый день; так, в огоньке свечки я представил всё бытие всего горящего, светящегося и отражающегося звездного пространства; все неисчислимые солнца или звезды в бесконечном представляют собою одну светящуюся точку перед троном могущественного “небытия”. <…> С Супрематиз<мом> тоже астрономия получается…»
К.С. Малевич — М.О. Гершензону. 1 января 1921, Витебск, письмо № 111
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 133
«…Долг революционера отказаться от всего мира полезности. Мы, супрематисты, отказываемся от введения в супрематизм той полезности, которая окружает нас. <…> Может быть, говоря о новой предметности, мы идем в существе своем к космической безвещности, вступим в природную естественность. Может быть, Искусству принадлежит одно из величайших достижений и открытий дверей, через которую войдут люди, оставив костюм культуры в прошлом Мира — Музее. Говоря о Искусстве, я говорю о идее искусства, которая еще не вскрыта (собираюсь вскрыть) <…> Гражданская война искусства в России не утихла, кладбища воскресли, собирают юность и наступают на новое. За время Революции в России новаторы попробовали устроить Музей Нового Искусства, но оказалось заживо погребать произведения невозможно».
Письмо Голландским художникам, № 119, 7 сентября 1921, Витебск
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 144–146


1922

«…искусство в своей самоидее имеет свое содержание, полагают, что оно иначе не может существовать, как только поглощая содержание жизни <…> И так многая молодежь пошла в техникумы творить свое животное предметное царство, шить хорошую кожу, делать хорошие дома, кровати, матрацы, подразумевая в этом великое творческое дело производства. Ну что же, пускай идут, но кто-нибудь должен остаться и в другом пути, творить идею человека. <…> Конечно, развивая беспредметную идею, мы на себя обрушим гору камней, как оно есть сейчас, нас будут пристегивать к идеалистам, мистикам, нигилистам, утопистам, но я скажу, что если корова когда-либо думала о человеке, то думала не иначе. Наша борьба, или вернее с нами борятся материалистическим мышлением, доказуя существование материи, но так как мы в мире не находим неделимой единицы, то очевидно доказать существование материи весьма трудно».
К.С. Малевич — живописцу Хрису Бейкману и архитектору Роберту ван’т Хоффу. Письмо в Голландию членам объединения «Де Стиль», февраль 1922, № 119
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 143–146
«Разум ничего не может раз-умить, рассудок ничего не может рас-судить, ибо нет в ней <в природе ТМ> ничего такого что бы возможно было раз-судить, раз-умить, раз-глядеть, нет в ней единицы, которую возможно взять как целое. <…> Мир как скважность и скважность не пустотелая».
Бог не скинут. Искусство. Церковь. Фабрика. Витебск, 1922
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 239
«Человек, достигший совершенства одновременно уходит в покой, т. е. абсолют, освобождается от познаний, знаний и разных доказательств и не может скрыться от Бога, ибо Бог сделан абсолютом, свободным от всякого действия. Бог — покой, покой — совершенство, достигнуто все, окончена постройка миров, установлено в вечности движение. <…> человек, достигший совершенства, освободится от своего безумия, станет Богом. Но человек не выносит покоя, вечный покой его страшит, ибо он означает небытие, и когда приближается вечный покой, приближается к Богу, он подымается со всеми своими силами своего безумия и кричит “Нет, я хочу быть”, иначе говоря “Я не хочу быть Богом!”».
Бог не скинут. Искусство. Церковь. Фабрика. Витебск, 1922
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 257
«Человек разделил жизнь свою на три пути, на духовный, религиозный, научный, фабрику и искусств. Что означают эти пути? Означают совершенство, по ним движется человек, движет себя как совершенное начало к своей конечной представляемости, то есть к абсолюту, три пути по которым движется человек к Богу».
Бог не скинут. Искусство. Церковь. Фабрика. Витебск, 1922
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 258–259
«…Пикассо так просто и ясно смотрел на мир как на геометрическую простоту живописного построения и вовсе разложить или изгноить дух мира не хотел и не мог, дух остался чистым, стройным, таким, как подобает быть именно в живописной стройке, и нельзя потому говорить о разложении духа; <…> Пикассо боролся с предметным миром, правда, завяз в его осколках, но и это хорошо, мне уже легче было убрать мусор предметный и выставить бесконечность, непрактичность, нецелесообразность…»
К.С. Малевич — М.О. Гершензону. 11 февраля 1922, Витебск. Письмо № 123
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 152
Казимир Малевич. Портрет А.А. Лепорской. Около 1933. Холст, масло.
Казимир Малевич. Портрет А.А. Лепорской. Около 1933. Холст, масло.
1926 (?)
«Мож<ет> быть, вообще нет никаких линий в искусстве, а есть лишь разные ощущения и своя форма этих ощущений. <…> Я не пишу ПОРТРЕТ, а вернулся к ЖИВОПИСНОЙ КУЛЬТУРЕ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ЛИЦЕ».
Из дневника Анны Лепорской
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 2. С. 325

1927

«...этот момент восхождения Искусства все выше и выше в гору становится с каждым шагом жуткими в то же время легким, все дальше и дальше уходили предметы, все глубже и глубже в синеве далей скрывались очертания жизни, а путь Искусства все шел выше и выше и кончился только там, откуда уже исчезли все контуры вещей, все то, что любили и чем жили, не стало образов, не стало представлений и взамен разверзлась пустыня, в которой затерялось сознание, подсознание и представление о пространстве. Пустыня была насыщена пронизывающими волнами беспредметных ощущений».
Малевич К.С. Мир как беспредметность [1927]
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 2. С. 106
«Жутко и мне было расстаться с миром образным... в котором жил и который воспроизводил и принимал за действительность бытия. Но чувство легкости тянуло меня и довело до полной пустыни, которая стала без-образной, но только ощущением, и это стало содержанием моим».
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 2. С. 106
Константин Рождественский. Фотография.
Константин Рождественский. Фотография.
«Супрематизм есть только новый метод знания, содержанием которого и будет то или другое ощущение».
К.С. Малевич — К. Рождественскому. 21 апреля 1927
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 186
«Это уже давно известно, что являюсь пугалом в мире искусства, в особенности в России. Почему это так, пугают первые семена, первые начала, которые выходят из моих рук».
К.С. Малевич — Н. Суетину. Август 1927
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 194


1928
«…пути науки одни, а пути искусства другие. То, что для науки есть счастье, становится несчастьем для искусства. Наука ищет разрешения вопросов в центре осведомительном. Искусство или художник ищет разрешения вне центра осведомления. Процесс творчества возникает в осведомленности сознания».
Форма, цвет и ощущение. 1928 (ж-л «Современная архитектура», 1928, № 5)
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 313
«В истории живописи в лице Сезанна мы имеем апогей ее развития».
Форма, цвет и ощущение. 1928 (ж-л «Современная архитектура», 1928, № 5)
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 316


1931

«Слитность мира с художником совершается не в форме, но в ощущении. Я ощущаю мир как неизменность во всех его изменениях цвета и формы. От ощущения мира у художника возникает образ <…> Но формы этого образа меняются. Это же изменение не значит, что ощущение меняется, в нем остается та таинственность, которую человек хочет преодолеть. <…> Цвет и форма не оформляют ничего, а только стремятся выразить тайную силу ощущений. <…> Постижение мира недоступно художнику — доступно только ощущение его».
Форма, цвет и ощущение. 1928 (ж-л «Современная архитектура», 1928, № 5)
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 1. С. 320
«Наша современность должна уяснить себе, что не жизнь будет содержанием искусства, а содержанием жизни должно быть искусство, ибо только с этим условием жизнь может быть прекрасной».
Живопись в проблеме архитектуры. 1928
Казимир Малевич. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Гилея, 1994–2005. Составитель А.С. Шатских. Т. 2. С. 140
Иван Клюн. Автопортрет. Конец 1930-х. Графитный карандаш, цветные карандаши.
Иван Клюн. Автопортрет. Конец 1930-х. Графитный карандаш, цветные карандаши.
1931
«Когда умру, все художники всего мира, и тот, кто меня знает, должны похоронить меня в Барвихе, помните, где последний раз сидели, даль далекая видна. Но только подальше от берега, чтобы ноги не вылезли. Да поставить на могиле башню по форме той колонки, что в Третьяковке стоит (м<ожет>в подвале) с вышкой, в которой будет поставлен телескоп Юпитер смотреть».
К.С. Малевич — И.В. Клюну. 2 июня 1931
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Т. 1. С. 226
«Живопись из своего беспредметного пути вернулась к образу и движение живописи шло назад к образному участку своего пройденного пути, на котором оно разрушило образ, но возвращаясь обратно, <о>но уже встретило новый образ, выдвинутый пролетарской революцией, который и нужно будет формировать, т. е. возводить в план художественного явления…»
К.С. Малевич — В.Э. Мейерхольду. 8 апреля 1932
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 231
«Относительно политики по отношению ко мне, то она выражается в форме очень подлой, конечно, со стороны власти или вернее администрации по линии искусства — общее признание, почет, уважение, но ни черта больше, никуда не пускают и ничего не дают».
К.С. Малевич — И.В. Клюну. 12 декабря 1932
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 235


1933
«Если Бухарин и простите за выражение худ<ожник> Кацман, одинаково мыслящие, убедились, что Черным квадратом мне удалось выразить блестяще буржуазное содержание, то почему бы мне, скажем, через круг не выразить Социалистическую действительность?»
К.С. Малевич — Г.Н. Петникову. 15–28 июля 1933
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 240–241


1934
«Беспредметный мягкий шум леса ветром движимый приятен, ибо это не шум города, не музыка человека, а музыка беспредметной природы. Песня пастуха с мычанием коров бу<д>ет лучше любого певца и певицы. Так сейчас хотел бы я быть пастухом и петь с коровами вместе, и греться на солнце, мокнуть в дождь, дышать дыханием трав. Как изменяется жизнь во мне в сторону ухода к дикому миру, хочется одичать, чтоб поля были дики как звери, леса одичали, как бы хотелось, чтоб электричество вошло обратно к себе, где оно было, чтоб нефть и бензин не коп<т>ели бы больше. Искусство пришло к этой беспредметной жизни, а его заставляют венчаться с предметной копотью. Дикари умеют делать произведения Искусства, которых не сделать нам культурным. Дикая природа прекрасна, так и мы можем творить, будучи дикими, прекрасные явления. Вся прелесть в том, чтоб ближе и неразрывнее быть с ней, быть единой гармонией».
К.С. Малевич — Г.Н. Петникову. 15–28 июля 1933
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 1. С. 249
«Передайте Кристи <директору Третьяковской галереи>, что я считаю... что самое лучшее произведение из всего, что есть в Третьяковской галерее, это мой “Черный квадрат”».
И.В. Клюн. Похороны супрематиста. Болезнь и смерть К.С. Малевича. Август 1934
Малевич о себе. Современники о Малевиче. М.: Русский авангард, 2004. Авторы-составители И.А. Вакар и Т.Н. Михиенко. Т. 2. С. 88