Коллекционеры сражались за право владеть работами Куинджи, в прессе не утихали споры о его творчестве, зрители часами стояли, чтобы увидеть его выставки. Художник довольно рано достиг высшей точки материального благополучия. Но при этом остался благородным человеком, потратившим огромную часть своего состояния на благотворительность — поддержку молодых художников, да и просто на помощь друзьям и знакомым.
Мариуполь
1842
В биографии художника немало загадок. Одна из них — происхождение фамилии Куинджи. Архип Иванович — четвёртый и самый младший ребёнок в семье обрусевшего грека — сапожника и хлебопашца Ивана Христофоровича Еменджи. В метрике художника указана фамилия отца. Однако в переписи населения, проходившей в 1857 году, Архип Иванович уже записан под фамилией Куинджи. Как это могло случиться? Предки художника проживали в предгорной части Крыма в районе Бахчисарая. После завоевания Екатериной II Тавриды крымские греки были переселены в степи реки Кальчика (Калки). Так семья Куинджи оказалась в городе Павловске, который был переименован в Мариуполь в 1780 году. Известно, что крымские греки усвоили татарский язык, а некоторые приняли татарские фамилии. Куинджи по-татарски означает «золотых дел мастер» — такова была профессия деда художника. Возможно, он выбрал себе псевдоним по профессии деда.
Год рождения Куинджи также до сих пор остаётся тайной: сохранилось три паспорта художника: в одном указан 1841 год, во втором — 1842-й, в третьем — 1843-й. В паспорте Куинджи, выданном в 1906 году, зафиксировано, что на момент смерти в июле 1910-го ему было 68 лет. В литературе о художнике наиболее часто встречается 1842 год рождения.
Мальчику пришлось рано повзрослеть — родители умерли, когда ему не было шести лет. Он жил в семье дяди — и с малолетства много и тяжело работал. Полноценного, системного образования он так и не получил. На всю жизнь проблемой останется слабая грамотность — Куинджи будет писать мало писем и не оставит дневников. Зато тяга к искусству проснулась в нём ещё в юном возрасте.
Айвазовский
1855
Талант мальчика заметил итальянец — компаньон хлеботорговца Аморетти, у которого довелось работать маленькому Архипу. По его рекомендации будущий художник едет в Крым, чтобы учиться у Ивана Константиновича Айвазовского, но не застаёт его дома. В течение двух месяцев Куинджи берёт уроки живописи у ученика прославленного мариниста — Адольфа Фесслера. Вернувшись в Мариуполь, Куинджи устраивается работать ретушёром в фотоателье. Затем переезжает в Таганрог, потом — в Одессу. И продолжает работать ретушёром, не оставляя мечты стать художником.
1866
Вторая попытка стать учеником Айвазовского оказывается удачной. Будущий пейзажист попадает в только что открывшуюся «Общую художественную мастерскую» Айвазовского. Однако надолго юный художник здесь не задержится: вскоре Айвазовский направит письмо в совет Императорской Академии художеств с просьбой принять в академию несколько человек, в том числе и Архипа Куинджи.
Академия художеств
1868
Куинджи поступает вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, а через два года получает диплом свободного (неклассного) художника.
1870
Художник впервые едет на Валаам, который займёт особое место в его творческой биографии. Столь непривычная для южанина северная природа вдохновит его на создание пейзажей «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Вторую работу вскоре купит Павел Третьяков, именно с неё он начнёт «коллекционирование Куинджи».
1873
Художник совершает первую поездку за границу — большое турне по Европе. Куинджи пишет Репину: «…в два месяца объехал чуть не всю Европу. Был: в Вене, в Мюнхене, в Швейцарии, в Париже, в Лондоне, в Брюсселе, в Кёльне, в Дюссельдорфе и в Берлине». В Вене на Всемирной выставке академия показывает его картину «На острове Валааме». В конце года Куинджи знакомится с лидером Товарищества передвижных художественных выставок — Иваном Николаевичем Крамским, его соседом по дому в Биржевом переулке.
Передвижники
1874
Куинджи всё больше сближается с Товариществом передвижных художественных выставок. Он принимает участие в выставках передвижников, где его картины имеют большой успех. В начале года он впервые экспонирует на 3‑й передвижной выставке картину «Забытая деревня», которую приобретает Павел Третьяков за 600 рублей. Не проходит и года, чтобы Третьяков не пополнил свою коллекцию «новым Куинджи». О талантливом пейзажисте много говорят в прессе.
1875
Куинджи официально присоединяется к передвижникам. На 4‑й выставке товарищества в залах Академии художеств он показывает картины «Степь в цвету», «Степь» (обе — местонахождение неизвестно) и «Чумацкий тракт в Мариуполе». Прямо с выставки Третьяков приобретает за 1500 рублей работы «Чумацкий тракт» и «Степь в цвету». Куинджи совершает вторую поездку во Францию.
1876
В газете «Новое время» появляется статья ведущего арт-критика Владимира Стасова, в которой он высоко оценивает работы Куинджи. В этом же году происходит большое событие в личной жизни Куинджи — художник венчается с Верой Леонтьевной Шаповаловой‑Кетчерджи в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Мариуполе, после чего переезжает с супругой в Санкт-Петербург. После венчания чета Куинджи отправляется в свадебное путешествие на Валаам. На Ладожском озере они попадают в кораблекрушение и чудом остаются живы.
1878
На Всемирной выставке в Париже демонстрируются «На острове Валааме», «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь в цвету» и «Украинская ночь», последнюю высоко оценивают зарубежные критики.
1879
На 7‑й выставке Товарищества передвижников представляет три картины: «После дождя», «Берёзовую рощу», «Север». В письме Крамской сообщает Репину: «Сегодня наконец поставил [работы] Куинджи и… все просто ахнули! То есть, я Вам говорю, выставка блистательная». Павел Третьяков приобретает с выставки все представленные Куинджи работы за 6500 рублей.
В газете «Молва» под псевдонимом Любитель выходит статья художника-передвижника Михаила Клодта, в которой он обвиняет Куинджи в отсутствии таланта и злоупотреблении одними и теми же приёмами. Архип Иванович требует выхода Клодта из товарищества, но коллеги не поддерживают его, и Куинджи покидает объединение сам. Глава передвижников Крамской так отзывался о его поступке: «Бог с ним, с Куинджи. Пусть его прославляется. Для меня давно вещь решённая, что все выходящие из ряда вон люди не социальны».
Успех
1880
Начинается новый период в жизни Куинджи — он становится полностью независимой фигурой. Художник устраивает несколько персональных выставок, каждая из которых пользуется ошеломляющим успехом. Так, показ «Лунной ночи на Днепре» в зале Общества поощрения художеств становится главным художественным событием года. Художник работает над картиной, не забывая сообщать прессе о ходе работы ещё до открытия широкой публике. Он продаёт «Лунную ночь» великому князю Константину Константиновичу за баснословную для того времени сумму — 5000 рублей.
Крамской делится в письме своими впечатлениями о выставке Куинджи с Репиным: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи! Вы, вероятно, уже слышали. Эдакий молодец — прелесть!» Выставку посетили почти 13 000 человек — по тем временам рекордное количество зрителей. При содействии писателя Тургенева, секретаря Общества русских художников в Париже, великий князь Константин Константинович соглашается предоставить картину «Лунная ночь на Днепре» для краткосрочного экспонирования на выставке в Париже в галерее Зедельмайера.
1881
Великий князь Константин Константинович по службе отправляется на корабле «Герцог Эдинбургский» в длительное путешествие по Средиземному морю, взяв с собой (до января 1882 года) «Лунную ночь на Днепре». К сожалению, краски картины за время круиза потускнели, поэтому Куинджи потом пришлось отреставрировать картину, которая всё же потемнела со временем.
Художник объявляет подписку на олеографии — полиграфические копии, выполненные масляными красками, картин «Лунная ночь на Днепре» и «Берёзовая роща» (1881). Согласно рекламе в газете «Новое время» и «Художественном журнале», олеографии с картин будут изданы при непосредственном участии художника. Цена за каждую авторскую олеографию — 35 рублей. Олеографии Куинджи пользовались огромным спросом.
Затворничество
1882
В Петербурге в здании Общества поощрения художеств проходит выставка картин «Днепр утром», «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре». Выставку посещает 9057 человек. Таким же успехом пользуется выставка в Москве на Кузнецком Мосту в доме Солодовникова, где Куинджи показывает два полотна — «Лунную ночь на Днепре» и «Берёзовую рощу».
На вершине успеха Куинджи перестаёт принимать участие в выставках. Начинается «период молчания», который продлится до 1901 года. Став «отшельником», художник не перестаёт работать, о чём знает только его жена. После смерти Архипа Ивановича в его мастерской обнаружат 500 живописных и 300 графических произведений.
1883
Куинджи посещает цикл лекций физика Фёдора Фомича Петрушевского, занимается изучением влияния солнечного света на цвет. Отличное знание оптических законов позволяет художнику добиваться потрясающих эффектов в живописи. Архип Иванович становится частым гостем казённой квартиры Дмитрия Менделеева в здании Санкт‑Петербургского университета. Вместе с Крамским, Лемохом, Мясоедовым, Репиным, Шишкиным, Ярошенко и другими передвижниками он принимает активное участие в «менделеевских средах» — встречах художников, учёных, литераторов.
Весь год для Куинджи проходит под знаком скандала. В газете «Новое время» появляется статья критика Николая Вагнера, в которой полотно художника Руфина Судковского «Мёртвый штиль» сравнивается с лучшими картинами Куинджи — главным образом с «Ладожским озером», откуда Судковский явно позаимствовал эффект просвечивающих сквозь воду камней. Куинджи задаётся целью доказать своё первенство в разработке этого сюжета. Он просит опубликовать коллективное письмо художников, в том числе Репина, о том, что работа Судковского «Мёртвый штиль» «прямо заимствована с картины Куинджи “Ладожское озеро”». После этого в «Новом времени» появляется статья Алексея Суворина — критик выражает сомнение в установлении приоритета в данном случае. Но всё же Суворин вместе с Куинджи отправляется к владельцу картины «Ладожское озеро», после чего критик публикует вторую статью, где приходит к выводу, что Судковский «заимствовал нечто весьма существенное с картины г. Куинджи <…>. Один действительно творит <…>, другой — компилирует». В конце концов Куинджи выкупил «Ладожское озеро» за 300 рублей, сумму втрое больше той, за которую он продал это полотно.
1887
Куинджи приобретает за 14 211 рублей два участка земли на Южном берегу Крыма в ялтинском уезде под Кикенеизом — Ненели‑Чукур и Сара общей площадью 248,5 га.
1888
На время чета Куинджи покидает шумные столицы. Архип Иванович и Вера Леонтьевна переезжают в недавно купленное имение в Крыму. Затем по приглашению художника Николая Ярошенко живёт на его даче на Кавказе. Впечатления от поездки выплеснулись в серии космических горных пейзажей.
В 1880–1890-х художник ведёт активную общественную деятельность и преподаёт, в том числе занимается благотворительной поддержкой молодых живописцев.
1891
Приобретает за 35 000 рублей в Петербурге три жилых дома, объединённых общим фасадом, на Васильевском острове, 10‑я линия, дома 39, 41, 43. После ремонта зданий сдаёт квартиры внаём.
1892
Супруги Куинджи возвращаются в Петербург. По просьбе Ивана Толстого, вице-президента Императорской Академии художеств, вместе с Репиным, Шишкиным, Кондраковым и Вишняковым Куинджи работает над новым уставом академии. В ноябре он утверждён в звании профессора живописи Императорской Академии художеств.
1893
Куинджи становится действительным членом Императорской Академии художеств. А 1 декабря император Александр III утверждает Архипа Ивановича на должность профессора‑руководителя мастерской пейзажа.
Педагог
1894
Куинджи назначен руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища (ВХУ) при Академии художеств. Целый ряд живописцев будет постигать тонкости пейзажного искусства под его руководством. Среди них Константин Богаевский, Николай Рерих, Аркадий Рылов, Александр Борисов. Особой популярностью пользуются пятничные встречи, на которых Куинджи смотрит домашние работы студентов своей мастерской. Атмосфера творческой свободы — вот к чему он стремится в преподавательской работе. Мастер помогает студентам финансово, возит их на этюды. Через год первый выпуск Куинджи проводит успешную отчётную выставку.
1895
На собственные средства Куинджи организует поездку в Крым своего пейзажного класса. А летом вместе с учениками живёт в своём крымском имении, так называемом «Кургане Куинджи» в Кикенеизе
1896
Кумир юности Куинджи Иван Константинович Айвазовский приезжает в его мастерскую. Прямо на глазах студентов Высшего художественного училища Айвазовский выполняет морской пейзаж, что было запечатлено даже на фотографии.
1897
В феврале в стенах ВХУ начинаются студенческие волнения. Куинджи занимает сторону учащихся. Президент Академии художеств требует его отставки. Архип Иванович некоторое время находится под домашним арестом, и в итоге сам подаёт прошение об увольнении. Его педагогическая карьера на этом заканчивается. Однако всю оставшуюся жизнь Куинджи будет поддерживать нуждающихся студентов и помогать в организации ежегодных весенних выставок. Так, уже в марте в залах Академии художеств открывается первая Весенняя выставка, где свои работы показывают ученики Куинджи. Тогда же художник продаёт свои доходные дома за 385 000 рублей.
1898
Студенты бывшей мастерской Куинджи успешно защищают дипломные работы. Художник принимает решение на собственные средства вывезти учеников за границу — беспрецедентный случай в истории академии. Вместе со студентами он посещает Берлин, Дрезден, Дюссельдорф, Кёльн, Париж, Страсбург, Мюнхен, Вену, где они осматривают коллекции старого и нового искусства. В окрестностях Парижа вместе с учениками поднимается на воздушном шаре.
1901
Куинджи прерывает почти 20-летний период затворничества. Он проводит серию закрытых показов в своей мастерской. Илья Репин, Дмитрий Менделеев, Владимир Маковский и другие близкие друзья художника первыми видят доработанный «Вечер на Украине» (1878, доработан в 1901), «Христа в Гефсиманском саду» (1901), «Днепр» (1901) и третий вариант «Берёзовой рощи» (1901). Зрители глубоко поражены проделанной работой — полотна Куинджи не только не утратили своей «магической» силы, но стали ещё более эффектными. Художник Александр Киселёв в письме своему товарищу Константину Савицкому восклицает: «А Куинджи! Можешь себе представить, что он показал нам (академистам) четыре новых картины, очень хороших, после 20-летней забастовки! Это просто удивительно! Оказывается, что он всё это время работал и не без успеха».
1904
Выступает инициатором проведения ежегодного конкурса его имени при Весенних выставках в Академии художеств: «Я хочу сделать Весеннюю выставку учреждением постоянным, которое нельзя было бы уничтожить, несмотря на изменения в уставе академии или в составе совета; с учреждением премий Весенняя выставка может быть уничтожена лишь по высочайшей воле». Из собственных средств Куинджи жертвует 100 000 рублей в премиальный фонд конкурса. Президент Академии художеств утверждает положение о ежегодном конкурсе имени А. И. Куинджи, на котором присуждаются 24 премии разного достоинства. Первая премия носит имя императора Александра III (1000 рублей), вторая — принцессы Евгении Ольденбургской (500 рублей), третья — Павла Третьякова (300 рублей).
1905
По распоряжению императора Николая II получает чин действительного статского советника за особые труды и заслуги в отношении Общества поощрения художеств.
1909
По инициативе художника, его друзей и учеников учреждается Художественное общество имени Куинджи, которое просуществует до 1930 года. Общество продолжает дела Архипа Ивановича — поддерживает молодых художников и занимается систематизацией его наследия. Мастер составляет завещание, по которому всё его наследие переходит Обществу. Небольшую часть своего состояния он завещает жене и родственникам.
1910
Последняя в жизни поездка в Крым заканчивается сильным воспалением лёгких. Улучшение самочувствия позволяет художнику вернуться в Санкт-Петербург. В Северной столице состояние Куинджи стремительно ухудшается. Он успевает принять своих учеников, а Репин за четыре дня до смерти делает карандашный портрет Архипа Ивановича.
11 июля 1910 года Архип Иванович Куинджи скончался.
1913–1914
Друзья и ученики Куинджи — члены Общества имени Куинджи в 1913–1914 годы проводят выставки работ Архипа Ивановича в Санкт-Петербурге и Москве. На этих выставках среди прочего показывают поздние работы мастера, прежде скрытые от широкой публики.
В 1914 году на могиле Архипа Куинджи на Смоленском кладбище установлен памятник, над которым работали архитектор Алексей Щусев, скульптор Владимир Беклемишев и ученик Куинджи — художник Николай Рерих.
Фото на превью: А.И.Куинджи. 1907 © Отдел фотокиноматериалов Государственной Третьяковской галереи