Начало
1881
3 июня (22 мая по старому стилю) Михаил Ларионов родился в городе Тирасполь Херсонской губернии. Его отец Фёдор Михайлович Ларионов был военным медиком, а мать Александра Федосеевна (Феодосьевна), урожденная Петровская, — дочерью местного земледельца и агронома.
1895
Семья Ларионова переезжает в Москву, где Михаил поступает в Реальное училище К. П. Воскресенского.
1898
Поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) на общеобразовательное отделение.
1901
Знакомится с Наталией Гончаровой, поступившей на скульптурное отделение МУЖВЗ.
1902
По окончании общеобразовательного отделения училища Ларионов переходит на живописное отделение. Вместе с Сергеем Судейкиным и Артуром Фонвизиным устраивает в зале училища неформальную выставку летних работ, признанных педагогами непристойными. Решением совета преподавателей все трое лишаются права посещать занятия в течение 1902–1903 учебного года.
1902–1903
Посещает коллекцию Сергея Ивановича Щукина, где впервые видит произведения французских импрессионистов и постимпрессионистов.
1903
В начале года впервые встречается с Сергеем Дягилевым, приехавшим в Москву на Выставку архитектуры и художественной промышленности нового стиля. Зимой Ларионов уезжает в Тирасполь, а летом вместе с Гончаровой едет в Одессу и Крым.
1905
В сентябре подаёт прошение в совет преподавателей о невозможности продолжать учебу из-за тяжёлого материального положения, после чего освобождается от платы за обучение.
1906
В феврале–марте принимает участие в выставке объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. Осенью возобновляет учёбу в МУЖВЗ — его наставниками в натурном классе становятся Абрам Ефимович Архипов и Леонид Осипович Пастернак. По приглашению Дягилева вместе с Сергеем Судейкиным и «мирискусником» Павлом Кузнецовым едет в Париж для участия в выставке «Два века русской живописи и скульптуры» на Осеннем салоне. Посещает ретроспективу Поля Гогена. На обратном пути останавливается в Лондоне, где открывает для себя живопись Уильяма Тёрнера. Участвует в 1-й и 2-й выставках Общества имени Леонардо да Винчи в Москве.
1907
Участвует в выставке «Венок-Стефанос», организованной совместно с Давидом Бурлюком. Присоединяется к обществу «Свободная эстетика».
1908
Вместе с братьями Бурлюками участвует в выставке «Венок» в Санкт-Петербурге. Представляет более десяти произведений на выставке «Салон “Золотого руна”», среди экспонентов которой русские и французские художники. В сентябре переходит в портретно-жанровый класс Валентина Александровича Серова и Константина Алексеевича Коровина. Участвует в выставке «Звено» (Киев), организованной Давидом Бурлюком и Александрой Экстер.
1908–1910
Преподает в частной студии рисунка и живописи И. И. Машкова и А. Н. Михайловского.
1909
Участвует в 6-й выставке Союза русских художников в Санкт-Петербурге. На третьей выставке «Золотое руно» показывает 22 произведения, вызвавших негативную реакцию критиков. Вместе с Гончаровой исполняет первые театральные работы для студии Константина Крахта в Москве.
Рождение авангарда
1910
В начале года исключён из училища за участие в срыве занятий Пастернака, но вскоре Ларионов подаёт прошение, и его восстанавливают. Участвует в 1-й выставке Союза молодёжи в Санкт-Петербурге. Заседанием совета МУЖВЗ признан «окончившим курс по искусству». Участвует в выставке «Русский сецессион» в Риге. В июле живёт в Херсоне, затем едет в Тирасполь.
Оканчивает МУЖВЗ со званием художника живописи 2-й степени.
16 октября знакомится с приехавшим в Москву Василием Кандинским, приглашает его и Алексея Явленского принять участие в выставке «Бубновый валет».
С октября 1910 по август 1911 года отбывает воинскую повинность в качестве вольноопределяющегося в Кремле.
Показывает 16 картин на выставке «Бубновый валет», ставшей первой манифестацией авангардного движения.
1911
В марте подаёт заявление о приёме в «Мир искусства», но его кандидатуру отклоняют. Летом, до августа, проходит военную службу в лагерях под Санкт-Петербургом. Знакомится с Ильей Зданевичем, будущим соавтором манифеста «Почему мы раскрашиваемся». В октябре встречается с Анри Матиссом во время его визита в Москву. 8 декабря экспонирует 124 работы на первой персональной выставке в обществе «Свободная эстетика». В декабре участвует в выставке «Мира искусства» в Москве.
1912
По приглашению Василия Кандинского и Франца Марка участвует одной работой («Голова солдата») в выставке «Синий всадник» (Blaue Reiter) в Мюнхене. 12 февраля на диспуте «О современном искусстве», организованном обществом «Бубновый валет» в Политехническом музее, вместе с Гончаровой декларирует независимость от «валетов» и анонсирует выставку «Ослиный хвост». На этой выставке экспонирует 43 неопримитивистские работы. Весной-летом отбывает лагерный сбор при Екатеринославском лейб-гренадерском полку, расквартированном на Ходынке. В августе выходит литографированная книга Алексея Кручёных «Старинная любовь», оформленная Ларионовым, и 12 почтовых открыток с воспроизведением его работ.
Осенью участвует в выставке галереи «Штурм» (Der Sturm) в Берлине. Участвует во Второй выставке постимпрессионизма в Лондоне. В октябре в интервью заявляет о создании нового художественного течения — лучизма. В конце ноября — начале декабря выходит литографированная книга Алексея Кручёных и Велимира Хлебникова «Мирскóнца» с иллюстрациями Ларионова. Художник участвует в выставке «Мир искусства» в Москве, где экспонирует полотна «Стекло (приём лучизма)» и «Этюд лучистый» (оба 1912). На 4-й выставке Союза молодёжи в Санкт-Петербурге показывает семь лучистских и неопримитивистских полотен.
1913
Зимой участвует с лучистскими работами в новой выставке «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. Организует совместно с архитектором Николаем Виноградовым 1-ю Выставку лубков. В марте публикует брошюру «Лучизм». 23 марта организует в Политехническом музее диспут на тему «Восток, национальность и Запад», на котором выступает с докладом о лучизме. Диспут заканчивается дракой и вызовом полиции, которая возбуждает против Ларионова уголовное дело за нарушение общественного порядка.
На выставке «Мишень» в Художественном салоне Клавдии Михайловой на Большой Дмитровке экспонирует примитивистские произведения рядом с работами Нико Пиросмани и детскими рисунками, а также образцы лучизма. В предисловии к каталогу излагает положения всёчества. В основе всёчества — принятие всех направлений художественной деятельности «для выражения нашего творчества». К открытию выставки «Мишень» также издаёт брошюру «Лучизм». Одновременно показывает свою коллекцию на Выставке иконописных подлинников и лубков в Художественном салоне.
7 апреля в Санкт-Петербурге Илья Зданевич читает доклад о футуризме, который сопровождает показом диапозитивов лучистских работ Ларионова и Гончаровой. В июле выходит монография Эли Эганбюри (псевдоним Зданевича) «Наталия Гончарова. Михаил Ларионов» со списком произведений художников, а также альманах «Ослиный хвост и Мишень» с манифестом «Лучисты и будущники».
14 сентября Ларионов организует прогулку футуристов с раскрашенными лицами по Кузнецкому Мосту. 15 октября на экраны выходит короткометражный фильм «Наши футуристы» с участием Ларионова и Гончаровой, которые наносят и демонстрируют футуристический грим. Позднее лента идёт в Санкт-Петербурге под названием «Московские футуристы (Дикие сцены с натуры)». 10 декабря Сергей Дягилев предлагает Гончаровой оформить постановку оперы-балета «Золотой петушок», а Ларионову поручает исполнение декораций. В Москве на выставке «Мир искусства» показывает картину «Бульварная Венера» (1913). В декабре вместе с Ильёй Зданевичем публикует манифест «Почему мы раскрашиваемся». Издан альбом литографий «16 рисунков Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова».
1914
В январе в Россию приезжает глава итальянского футуризма Филиппо Томмазо Маринетти, которому Ларионов призывает устроить обструкцию. 28 января состоялась премьера фильма «Драма в кабаре футуристов № 13», созданного при участии Ларионов и Гончаровой. На выставке «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» показывает 16 произведений, в том числе в стиле пневмолучизма. 20 апреля вместе с Гончаровой едет в Париж. 21 мая состоялась премьера оперы-балета «Золотой петушок» на музыку Николая Римского-Корсакова в постановке Михаила Фокина в Парижской опере. В июне в Париже публикует манифест лучизма. В июне же в галерее Поля Гийома на совместной с Гончаровой выставке экспонирует 30 картин. Предисловие к каталогу пишет Гийом Аполлинер.
После объявления Первой мировой войны 1 августа вместе с Гончаровой возвращается в Москву. Мобилизован в чине прапорщика 240-го Бронницкого полка. Участвует в боевых действиях в Восточной Пруссии. 30 августа был контужен, возвращается в Москву. Осенью проходит лечение в госпитале Иверской общины Красного Креста в Москве.
После объявления Первой мировой войны 1 августа вместе с Гончаровой возвращается в Москву. Мобилизован в чине прапорщика 240-го Бронницкого полка. Участвует в боевых действиях в Восточной Пруссии. 30 августа был контужен, возвращается в Москву. Осенью проходит лечение в госпитале Иверской общины Красного Креста в Москве.
Дягилевские балеты
1915
5 января Ларионов был демобилизован. На выставке живописи «1915 год» показывает кинетические объекты. 23 июня вместе с Гончаровой выезжает в Швейцарию для работы в «Русских балетах» Сергея Дягилева. 16 июля прибывает в Уши, где работает над оформлением балетов «Полуночное солнце» и «Шут». Впервые пробует себя в качестве хореографа, помогая Леониду Мясину.
20 декабря состоялась премьера балета «Полуночное солнце» на музыку оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова, хореография Мясина, в Большом театре Женевы. 29 декабря балет «Полуночное солнце» показан в Париже.
1916
В январе вместе с Гончаровой переезжает в Париж. 25 августа состоялась премьера миниатюры «Кикимора» на музыку Анатолия Лядова, хореография Леонида Мясина, в театре Эугении-Виктории в Сан-Себастьяне. После отъезда «Русских балетов» на гастроли в Бильбао совершает поездку по Испании, вместе с Дягилевым и Мясиным посещает Бургас, Севилью, Авилу, Мадрид. Знакомится с композиторами Мануэлем де Фалья, Морисом Равелем, Антоном Рубинштейном. Некоторое время Ларионов и Гончарова живут в Риме.
1917
В марте Ларионов и Гончарова участвуют в Выставке русских художников и любителей искусства, проживающих в Риме. Художник встречается с Филиппо Томмазо Маринетти, художниками-футуристами Джакомо Баллой и Фортунато Деперо, а также с композиторами Альфредо Казеллой и Лордом Бернерсом. Маринетти устраивает банкет в честь Ларионова. 11 мая состоялась премьера балета «Русские сказки» на музыку Анатолия Лядова, хореография Леонида Мясина, в театре Шатле в Париже.
1918
Весной проходит выставка «Современное театрально-декорационное искусство М. Ларионова и Н. Гончаровой» в галерее Соваж. В июне вместе с Гончаровой получает предложение Клода Отан-Лара участвовать в работе над задуманным им журналом о литературе и искусстве Aujourd’hui («Сегодня»). К сотрудничеству также приглашены Гийом Аполлинер, Лев Бакст, Кес ван Донген, Макс Жакоб, Жан Кокто, Блез Сандрар, Эрик Сати. Первый номер Aujourd’hui вышел в 1919 году. 23 декабря состоялась премьера дополненной версии «Русских сказок» в театре «Колизеум» в Лондоне. Луиза Лара, актриса театра «Комеди Франсез», и ее муж архитектор Эдуард Отан приглашают Ларионова принять участие в основанной ими ассоциации «Искусство и свобода». Исполняет эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Дона Серпента» (музыка Альфредо Казеллы) изобретенного им проекционного театра.
1919
Для Театра цветных теней исполняет эскизы к спектаклю «Три похоронных марша» на музыку Лорда Бернерса. В феврале в Лондоне в дизайн-ателье «Омега Воркшоп» проходит выставка рисунков и эскизов марионеток Ларионова и рисунков учениц Школы Дадли, организованная Роджером Фраем. В издательстве La Cible («Мишень») выходит альбом «М. Ларионов и Н. Гончарова. Современное театрально-декорационное искусство» (M. Larionov et N. Gontcharova. L’Art Décoratif Théâtral Moderne). Там же издан поэтический сборник Валентина Парнаха «Словодвиг» на русском и французском языках с иллюстрациями Ларионова и Гончаровой. В июне открывается выставка «Современное театрально-декорационное искусство Ларионова и Гончаровой» в галерее Барбазанж (la galerie Barbazange).
1920
Ларионов и Гончарова живут в Париже, вращаются в художественных кругах, регулярно посещают традиционные для богемы того времени места: кафе «Клозери де Лила» (La Closerie de Lilas), «Кафе де Флoр» (Café de Flore), ресторан «Ле Пти Сен-Бенуа» (Le Petit Saint-Benoit). На выставке кубистической и неокубистической книги в Роттердаме Ларионов экспонирует иллюстрации и эскизы русского периода, а также 1918–1919 годов. Ларионов и Гончарова иллюстрируют книги издательства La Cible, в том числе сборник Александра Блока «Двенадцать. Скифы» (Париж 1920); A. Blok. и его же Les Douze и The Twelve — перевод поэмы «Двенадцать» на французский и английский соответственно; сборник Валентина Парнаха «Набережная» на русском и французском. Вместе с Гончаровой участвует в издании журнала L’Art russe («Русское искусство») в издательстве Георгия Лукомского. Художники входят в состав редакции журнала «Параллели», посвящённого вопросам музыки, живописи, театра. На выставке «Русская живопись», организованной Давидом Бурлюком в Токио, экспонирует театральные эскизы к балетам «Полуночное солнце», «Русские сказки», «Шут». В пятом номере авангардного журнала Action: Cahiers Individualistes de Philosophie et D’art публикует «Контррельеф (Архитектурный орнамент)». Знакомится с Александрой Томилиной, соседкой по лестничной клетке, работающей в одной из французских библиотек. Томилина становится его возлюбленной, натурщицей, секретарём, а после смерти Гончаровой (1962) — женой художника.
1921
Присоединяется к Обществу независимых художников (Societe des Artistes Independants). 17 мая состоялась премьера балета «Шут», постановка Михаила Ларионова и Тадеуша Славинского, оформление Михаила Ларионова, в парижском театре «Гэте-лирик» (Gaîté Lyrique). 8–9 июня «Шут» показан в Лондоне. В июне в Лондоне в галерее Уайтчепел проходит «Выставка русского искусства — Первая русская выставка искусства и ремесёл», где Ларионов экспонирует 27 работ.
Эскизы к балету «Шут» включены в альбом «Русское искусство», выпущенный издательством L’Art russe под редакцией Лукомского к парижской выставке «Мир искусства». На Осеннем салоне показывает театральные работы и живопись русского периода. 24 декабря открывается выставка русских и французских художников в кафе «Ротонда» на Монпарнасе.
1922
В январе на совместной с Гончаровой выставке в нью-йоркской галерее Кингор (Kingore Galleries) экспонирует театральные эскизы, графические работы и два живописных лучизма. На Салоне независимых экспонирует «цветные рисунки». 4 апреля журнал Der Sturm публикует контррельеф Ларионова под названием «Архитектурный элемент. Кулиса». 18 мая в Парижской Опере состоялась премьера балета «Байка про Лису» (Le Renard) с костюмами и декорациями Ларионова. В июле возобновляется показ балета «Шут» в театре «Могадор» (Mogador).
1922–1923
Вместе с Гончаровой участвует в Международной театральной выставке, которая была показана в Амстердаме, Глазго, Манчестере, Брадфорде, Лондоне. С 1922 года до 1940-х регулярно участвует в Салоне независимых (до 1931), Осеннем салоне (до 1933), Салоне Тюильри (до 1943), а также во французских и международных выставках театрально-декорационного искусства.
1923
Выполняет иллюстрации к поэме Маяковского «Солнце». На 34-й выставке Салона независимых показывает произведения русского периода. 23 февраля Союз русских художников проводит в Париже в зале Бюлье бал художников «Ночная ярмарка» (Fоire de Nuit. Grand Bal des artistes-transmentales). Ларионов, как один из инициаторов этого и последующих балов, принимает активное участие в разработке программы вечера, исполняет костюмы, эскизы программы и пригласительных билетов, сочиняет хореографические номера, демонстрирует лучистские проекции. Участвует в выставке художников «Мира искусства» в Брюсселе. 13 июля состоялась премьера балета «Свадебка» на музыку Игоря Стравинского в парижском «Гэте-лирик». В сентябре на Второй Римской биеннале показывает произведения русского периода. В Токио в галерее Шисейдо (Shiseido) проходит выставка театральных работ.
1924
14 марта выступает в качестве постановщика хореографических миниатюр и живых картин «Бала баналь» (Bal Banal) в зале Бюлье. В июне на Салоне Тюильри показывает работы «Хлеб» (1910) и «Пейзаж» (1910–1911). Принимает участие в художественном Олимпийском бале (Bal Olimpique).
1925
В марте участвует в выставке русских художников и скульпторов в кафе «Ротонда» на Монпарнасе. Выходит книга Мишеля-Жоржа Мишеля «Монпарнасцы» (Les Montparnos), иллюстрированная работами художников парижской школы, в том числе Ларионова. Участвует в 36-й выставке Салона независимых, а затем в Международной выставке декоративных искусств и современной художественной промышленности в Гран-Пале. 8 мая в зале Бюлье проходит художественный «Бал Большой Медведицы» (Bal de la Grande Ourse), приуроченный к выставке в Гран-Пале. В мае Ларионова выбирают вице-президентом Союза русских художников в Париже.
1926
Участвует в выставке «Маски и маскарадные костюмы» в парижской галерее Кампа Прима. В июне на выставке «Современный русский и французский театральный дизайн» в Музее Виктории и Альберта показывает эскизы оформления постановок антрепризы «Русские балеты Дягилева».
1927
На выставке «Бубновый валет» в Третьяковской галерее экспонируются произведения Ларионова. Галерея приобретает картины «Купальщицы» (1907–1908), «Кельнерша» (1911), а также получает в дар от автора картину «Утро в казармах» (1910).
1928
Участвует в Международной выставке театрального искусства в галерее Уайтчепел. В мае организует выставку московского объединения «Путь живописи» в парижской галерее Бийе. На Салоне Тюильри показывает живописные работы, созданные во Франции.
1929
В феврале в Лондоне в галерее Literary Book Co экспонирует альбом пошуаров «Путешествие в Турцию». В мае участвует в выставке «Русский современный театр», сопровождающей серию гастролей театров из СССР: Камерного театра Таирова, ГОСЕТ в выставочном помещении парижского Театра комедии на Елисейских Полях (Comedie des Champs-Élisées). 21 мая в театре Сары Бернар состоялась премьера новой версии балета «Байка про лису» (музыка Игоря Стравинского, хореография Сержа Лифаря, оформление Михаила Ларионова). Сергей Дягилев умирает в Венеции.
После Дягилева
1930
Вместе с Гончаровой экспонирует работы 1910–1920-х годов на выставке театральной декорации в «Галери де Франс» (Galerie de France). В октябре в галерее Бийе представляет эскизы оформления всех спектаклей антрепризы «Русские балеты Сергея Дягилева». Издаёт совместно с Пьером Вормсом и Наталией Гончаровой книгу о «Русских балетах». Книга Les Ballets Russes. Serge de Diaghilew et la décoration théâtrale, par Natalie Gontcharova, Michel Larionov, Pierre Vorms (Paris, 1930) была проиллюстрирована самим Ларионовым, а также Гончаровой.
1931
28 января вместе с Гончаровой входит в художественную ассоциацию «1940», созданную в Париже. Вступает в Союз деятелей русского искусства во Франции. В галерее Эпок (L’Epoque) участвует в «Выставке мастеров и молодых русских художников, работающих в Париже». На первой персональной выставке (11–25 апреля) во Франции экспонирует живопись и графику. Сотрудничает с антрепризой «Опера-балет Мишеля Бенуа» в качестве художника-декоратора, оформляет «Классическую симфонию» Сергея Прокофьева и балет на музыку Пауля Хиндемита. Вместе с Гончаровой делает декорации и костюмы для исторической пьесы Альфреда Савуара «Молодая Екатерина» в театре Антуан в Париже.
1932
В январе участвует в «Выставке русской живописи и скульптуры: от реализма к сюрреализму в Филадельфии». 16 декабря в Парижской Опере состоялась премьера балета Прокофьева «На Борисфене» с декорациями Ларионова и костюмами Гончаровой, постановка Лифаря.
1933
В апреле образована художественная секция Союза деятелей русского искусства во Франции. Участвует в выставке коллекции Лифаря, посвящённой 25-летию «Русского балета», показанной в Художественном клубе Чикаго.
1934
Участвует в Международной выставке театрального искусства в США, прошедшей в Нью-Йорке, Ворчестере, Провиденсе, Сент-Луисе, Буффало, Андовере, Филадельфии, Кливленде. В феврале журнал «Числа» организует бал «Московская ночь», к участию в его подготовке приглашены Ларионов и Гончарова.
Полковник де Базиль (Василий Воскресенский) реформирует труппу «Русских балетов» и при участии Ларионова и Гончаровой восстанавливает некоторые спектакли из репертуара Дягилева. Художник участие в выставке, организованной в галерее Ж. Пети и посвящённой Вацлаву Нижинскому.
1935
В июне–сентябре совместно с Гончаровой делает декорации и костюмы для балета Кости Константинова «Порт-Саид» (хореография Леона Войцеховского).
1936
Участвует в выставке «Кубизм и абстрактное искусство» (Cubism and Abstract Art) в Музее современного искусства в Нью-Йорке (2 марта — 19 апреля). Передаёт в дар музею четыре лучистские работы: «Лучистская композиция № 8» (1913), «Лучистская композиция. Голова» (1913), «Лучистская композиция № 9» (1913), «Лучистская композиция: доминирование красного» (1912–1913). Ларионов и Гончарова участвуют в VI Триеннале в Милане в разделе «Декоративно-прикладное искусство и архитектура», где получают серебряную медаль. Работы Ларионова представлены на Международной выставке театрального искусства в Вене.
1937
Исполняет бутафорию и наблюдает за постановкой новой версии балета «Золотой Петушок» («Русский балет полковника де Базиля») и присутствует на премьере в Ковент-Гардене, Лондон. Демонстрирует театральные эскизы в театральном разделе Международной выставки «Искусство и техника в современной жизни» в Пале де Шайо (Palais de Chaillot) в Париже. Участвует в выставке «Международный танец. 1900–1937» в Рокфеллер-центре в Нью-Йорке.
1938
Ларионов и Гончарова получают французское гражданство.
1939
Вместе с Гончаровой участвует в масштабной выставке «Русские балеты Дягилева. 1909–1929» в Музее декоративного искусства, павильон Марсан в Лувре.
1940-е
Во время оккупации живёт в Париже.
1945
Назначен техническим консультантом Русского балета Монте-Карло. Вместе с Лифарем работает над либретто и постановкой балета «Шота Руставели». Балет поставлен для труппы «Новый балет Монте-Карло», с хореографией Войцеховского. Над эскизами декораций и костюмов работала Наталия Гончарова, но шёл балет в оформлении князя Александра Шервашидзе (Чачба). Иллюстрирует (графитным карандашом поверх типографского текста) книгу Наталии Беляевой «Нищета».
1947
В Лондоне принимает участие в антрепризной постановке балета «Пикколи» полковника де Базиля.
Признание
1948
В парижской «Галери де Дез-Иль» (Galerie des Deux Iles) Мишель Сёфор готовит выставку Ларионова и Гончаровой «Лучизм. 1909–1914» (Le rayonnisme. 1909–1914), что вдохновило художников на создание новых лучистских работ.
1949
Вместе с Гончаровой участвует в выставке, организованной Сёфором в галерее Маг (Galerie Maeght), которая представляет первых мастеров абстрактного искусства.
1950
В Лондоне у Ларионова случается инсульт. Художник проходит лечение во Французском госпитале на Шафтсбери-авеню. После возвращения во Францию живёт в санатории «Волчья долина» в Шатне-Малабри.
1952
В Париже в Галерее института (Galerie de l’Institut) проходит выставка живописи Ларионова и Гончаровой.
1953
Картину «Стекло» (1912) приобретает Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, а «Ноктюрн. Лучизм» (1913–1914) — галерея Тейт, Лондон.
1954
Вместе с Гончаровой участвует в выставке, организованной Ричардом Баклом в Эдинбурге и посвящённой 25-летию со дня смерти Дягилева.
1955
2 июня Ларионов и Гончарова регистрируют брак в мэрии Парижа. В ноябре выходит переиздание книги Пьера Вормса, Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой о балете.
1956
Персональная выставка в Галерее института (Galerie de l’Institut). Квартиру художников посещает крупнейший коллекционер русского авангарда Георгий Костаки.
1957
Участвует в выставке «Абстрактное искусство: первые поколения (1910–1939)» (Art abstrait: les premières générations) в Сент-Этьене.
1959
Работы Ларионова представлены на выставке «Вклад русских в современное искусство» (Beitrag der Russen zur modernen kunst) во Франкфурте-на-Майне.
1960
Участвует в выставке «Истоки ХХ века: искусство Европы. 1884–1914» в Государственном музее современного искусства MNAM в Париже.
1961
Персональные выставки Ларионова и Гончаровой в галерее Шварц (Schwarz) в Милане и галерее Бейлер (Beyler) в Базеле. Музей Виктории и Альберта в Лондоне благодаря искусствоведам Камилле Грей и Герберту Риду приобретает часть архива художника: рисунки, книги, фотографии, гравюры, посвящённые балетному театру. Вместе с Гончаровой Ларионов участвует в выставке «Штурм. Герварт Вальден и европейский авангард. Берлин. 1912–1932». Выставка-ретроспектива Ларионова и Гончаровой проходит в Художественной галерее Лидса, Городском музее и Художественной галерее Бристоля, галерее Совета по искусствам, Лондон.
1962
Вместе с Гончаровой участвует в выставке «Два десятилетия эксперимента в русском искусстве. 1902–1922» в лондонской галерее Гросвенор (Grosvenor gallery). 17 октября Наталия Гончарова скончалась.
1963
28 мая Михаил Ларионов и Александра Томилина регистрируют брак в санатории Ла-Провансаль в Фонтене-о-Роз. Осенью проходит ретроспективная выставка Ларионова и Гончаровой в Музее современного искусства города Парижа.
1964
10 мая Михаил Ларионов умер в Фонтене-о-Роз. Похоронен на кладбище в Иври в пригороде Парижа.
Фото на превью: Михаил Ларионов. Париж, 1920-е. Фрагмент © Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи