29 мая 2020

Биография Михаил Ларионов

Когда Михаил Ларионов познакомился с Наталией Гончаровой, как возник лучизм и где художник поставил свои самые известные балеты — читайте в краткой биографии «отца русского авангарда».

Начало

1881

3 июня (22 мая по старому стилю) Михаил Ларионов родился в городе Тирасполь Херсонской губернии. Его отец Фёдор Михайлович Ларионов был военным медиком, а мать Александра Федосеевна (Феодосьевна), урожденная Петровская, — дочерью местного земледельца и агронома.

1895

Семья Ларионова переезжает в Москву, где Михаил поступает в Реальное училище К. П. Воскресенского.

1898

Поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) на общеобразовательное отделение.

1901

Знакомится с Наталией Гончаровой, поступившей на скульптурное отделение МУЖВЗ.

Наталия Гончарова. 1912
Наталия Гончарова. 1912

1902

По окончании общеобразовательного отделения училища Ларионов переходит на живописное отделение. Вместе с Сергеем Судейкиным и Артуром Фонвизиным устраивает в зале училища неформальную выставку летних работ, признанных педагогами непристойными. Решением совета преподавателей все трое лишаются права посещать занятия в течение 1902–1903 учебного года.

1902–1903

Посещает коллекцию Сергея Ивановича Щукина, где впервые видит произведения французских импрессионистов и постимпрессионистов.

1903

В начале года впервые встречается с Сергеем Дягилевым, приехавшим в Москву на Выставку архитектуры и художественной промышленности нового стиля. Зимой Ларионов уезжает в Тирасполь, а летом вместе с Гончаровой едет в Одессу и Крым.

1905

В сентябре подаёт прошение в совет преподавателей о невозможности продолжать учебу из-за тяжёлого материального положения, после чего освобождается от платы за обучение. 

1906

В феврале–марте принимает участие в выставке объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. Осенью возобновляет учёбу в МУЖВЗ — его наставниками в натурном классе становятся Абрам Ефимович Архипов и Леонид Осипович Пастернак. По приглашению Дягилева вместе с Сергеем Судейкиным и «мирискусником» Павлом Кузнецовым едет в Париж для участия в выставке «Два века русской живописи и скульптуры» на Осеннем салоне. Посещает ретроспективу Поля Гогена. На обратном пути останавливается в Лондоне, где открывает для себя живопись Уильяма Тёрнера. Участвует в 1-й и 2-й выставках Общества имени Леонардо да Винчи в Москве.

1907

Участвует в выставке «Венок-Стефанос», организованной совместно с Давидом Бурлюком. Присоединяется к обществу «Свободная эстетика».

1908

Вместе с братьями Бурлюками участвует в выставке «Венок» в Санкт-Петербурге. Представляет более десяти произведений на выставке «Салон “Золотого руна”», среди экспонентов которой русские и французские художники. В сентябре переходит в портретно-жанровый класс Валентина Александровича Серова и Константина Алексеевича Коровина. Участвует в выставке «Звено» (Киев), организованной Давидом Бурлюком и Александрой Экстер.

1908–1910

Преподает в частной студии рисунка и живописи И. И. Машкова и А. Н. Михайловского.

1909

Участвует в 6-й выставке Союза русских художников в Санкт-Петербурге. На третьей выставке «Золотое руно» показывает 22 произведения, вызвавших негативную реакцию критиков. Вместе с Гончаровой исполняет первые театральные работы для студии Константина Крахта в Москве.

Рождение авангарда

1910

В начале года исключён из училища за участие в срыве занятий Пастернака, но вскоре Ларионов подаёт прошение, и его восстанавливают. Участвует в 1-й выставке Союза молодёжи в Санкт-Петербурге. Заседанием совета МУЖВЗ признан «окончившим курс по искусству». Участвует в выставке «Русский сецессион» в Риге. В июле живёт в Херсоне, затем едет в Тирасполь.

Оканчивает МУЖВЗ со званием художника живописи 2-й степени.

16 октября знакомится с приехавшим в Москву Василием Кандинским, приглашает его и Алексея Явленского принять участие в выставке «Бубновый валет».

С октября 1910 по август 1911 года отбывает воинскую повинность в качестве вольноопределяющегося в Кремле.

Показывает 16 картин на выставке «Бубновый валет», ставшей первой манифестацией авангардного движения.

1911

В марте подаёт заявление о приёме в «Мир искусства», но его кандидатуру отклоняют. Летом, до августа, проходит военную службу в лагерях под Санкт-Петербургом. Знакомится с Ильей Зданевичем, будущим соавтором манифеста «Почему мы раскрашиваемся». В октябре встречается с Анри Матиссом во время его визита в Москву. 8 декабря экспонирует 124 работы на первой персональной выставке в обществе «Свободная эстетика». В декабре участвует в выставке «Мира искусства» в Москве.

1912

По приглашению Василия Кандинского и Франца Марка участвует одной работой («Голова солдата») в выставке «Синий всадник» (Blaue Reiter) в Мюнхене. 12 февраля на диспуте «О современном искусстве», организованном обществом «Бубновый валет» в Политехническом музее, вместе с Гончаровой декларирует независимость от «валетов» и анонсирует выставку «Ослиный хвост». На этой выставке экспонирует 43 неопримитивистские работы. Весной-летом отбывает лагерный сбор при Екатеринославском лейб-гренадерском полку, расквартированном на Ходынке. В августе выходит литографированная книга Алексея Кручёных «Старинная любовь», оформленная Ларионовым, и 12 почтовых открыток с воспроизведением его работ.

Осенью участвует в выставке галереи «Штурм» (Der Sturm) в Берлине. Участвует во Второй выставке постимпрессионизма в Лондоне. В октябре в интервью заявляет о создании нового художественного течения — лучизма. В конце ноября — начале декабря выходит литографированная книга Алексея Кручёных и Велимира Хлебникова «Мирскóнца» с иллюстрациями Ларионова. Художник участвует в выставке «Мир искусства» в Москве, где экспонирует полотна «Стекло (приём лучизма)» и «Этюд лучистый» (оба 1912). На 4-й выставке Союза молодёжи в Санкт-Петербурге показывает семь лучистских и неопримитивистских полотен.

1913

Зимой участвует с лучистскими работами в новой выставке «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. Организует совместно с архитектором Николаем Виноградовым 1-ю Выставку лубков. В марте публикует брошюру «Лучизм». 23 марта организует в Политехническом музее диспут на тему «Восток, национальность и Запад», на котором выступает с докладом о лучизме. Диспут заканчивается дракой и вызовом полиции, которая возбуждает против Ларионова уголовное дело за нарушение общественного порядка.

На выставке «Мишень» в Художественном салоне Клавдии Михайловой на Большой Дмитровке экспонирует примитивистские произведения рядом с работами Нико Пиросмани и детскими рисунками, а также образцы лучизма. В предисловии к каталогу излагает положения всёчества. В основе всёчества — принятие всех направлений художественной деятельности «для выражения нашего творчества». К открытию выставки «Мишень» также издаёт брошюру «Лучизм». Одновременно показывает свою коллекцию на Выставке иконописных подлинников и лубков в Художественном салоне.

Группа художников на выставке «Мишень». Москва, 1913
Группа художников на выставке «Мишень». Москва, 1913

7 апреля в Санкт-Петербурге Илья Зданевич читает доклад о футуризме, который сопровождает показом диапозитивов лучистских работ Ларионова и Гончаровой. В июле выходит монография Эли Эганбюри (псевдоним Зданевича) «Наталия Гончарова. Михаил Ларионов» со списком произведений художников, а также альманах «Ослиный хвост и Мишень» с манифестом «Лучисты и будущники».

14 сентября Ларионов организует прогулку футуристов с раскрашенными лицами по Кузнецкому Мосту. 15 октября на экраны выходит короткометражный фильм «Наши футуристы» с участием Ларионова и Гончаровой, которые наносят и демонстрируют футуристический грим. Позднее лента идёт в Санкт-Петербурге под названием «Московские футуристы (Дикие сцены с натуры)». 10 декабря Сергей Дягилев предлагает Гончаровой оформить постановку оперы-балета «Золотой петушок», а Ларионову поручает исполнение декораций. В Москве на выставке «Мир искусства» показывает картину «Бульварная Венера» (1913). В декабре вместе с Ильёй Зданевичем публикует манифест «Почему мы раскрашиваемся». Издан альбом литографий «16 рисунков Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова».

1914

В январе в Россию приезжает глава итальянского футуризма Филиппо Томмазо Маринетти, которому Ларионов призывает устроить обструкцию. 28 января состоялась премьера фильма «Драма в кабаре футуристов № 13», созданного при участии Ларионов и Гончаровой. На выставке «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» показывает 16 произведений, в том числе в стиле пневмолучизма. 20 апреля вместе с Гончаровой едет в Париж. 21 мая состоялась премьера оперы-балета «Золотой петушок» на музыку Николая Римского-Корсакова в постановке Михаила Фокина в Парижской опере. В июне в Париже публикует манифест лучизма. В июне же в галерее Поля Гийома на совместной с Гончаровой выставке экспонирует 30 картин. Предисловие к каталогу пишет Гийом Аполлинер.

После объявления Первой мировой войны 1 августа вместе с Гончаровой возвращается в Москву. Мобилизован в чине прапорщика 240-го Бронницкого полка. Участвует в боевых действиях в Восточной Пруссии. 30 августа был контужен, возвращается в Москву. Осенью проходит лечение в госпитале Иверской общины Красного Креста в Москве.

Наталия Гончарова и Михаил Ларионов в мастерских Большого театра во время работы над декорациями к «Золотому петушку». 1914
Наталия Гончарова и Михаил Ларионов в мастерских Большого театра во время работы над декорациями к «Золотому петушку». 1914

После объявления Первой мировой войны 1 августа вместе с Гончаровой возвращается в Москву. Мобилизован в чине прапорщика 240-го Бронницкого полка. Участвует в боевых действиях в Восточной Пруссии. 30 августа был контужен, возвращается в Москву. Осенью проходит лечение в госпитале Иверской общины Красного Креста в Москве.

Дягилевские балеты

1915

5 января Ларионов был демобилизован. На выставке живописи «1915 год» показывает кинетические объекты. 23 июня вместе с Гончаровой выезжает в Швейцарию для работы в «Русских балетах» Сергея Дягилева. 16 июля прибывает в Уши, где работает над оформлением балетов «Полуночное солнце» и «Шут». Впервые пробует себя в качестве хореографа, помогая Леониду Мясину. 

Леонид Мясин, Наталия Гончарова, Игорь Стравинский, Михаил Ларионов, Лев Бакст. Уши, Швейцария, 1915
Сцена из балета «Полуночное солнце».1915
Леонид Мясин, Наталия Гончарова, Игорь Стравинский, Михаил Ларионов, Лев Бакст. Уши, Швейцария, 1915
Сцена из балета «Полуночное солнце».1915

20 декабря состоялась премьера балета «Полуночное солнце» на музыку оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова, хореография Мясина, в Большом театре Женевы. 29 декабря балет «Полуночное солнце» показан в Париже.

1916

В январе вместе с Гончаровой переезжает в Париж. 25 августа состоялась премьера миниатюры «Кикимора» на музыку Анатолия Лядова, хореография Леонида Мясина, в театре Эугении-Виктории в Сан-Себастьяне. После отъезда «Русских балетов» на гастроли в Бильбао совершает поездку по Испании, вместе с Дягилевым и Мясиным посещает Бургас, Севилью, Авилу, Мадрид. Знакомится с композиторами Мануэлем де Фалья, Морисом Равелем, Антоном Рубинштейном. Некоторое время Ларионов и Гончарова живут в Риме.

Михаил Ларионов. Рим, 1917
Наталия Гончарова. Рим, 1917
Михаил Ларионов. Рим, 1917
Наталия Гончарова. Рим, 1917

1917

В марте Ларионов и Гончарова участвуют в Выставке русских художников и любителей искусства, проживающих в Риме. Художник встречается с Филиппо Томмазо Маринетти, художниками-футуристами Джакомо Баллой и Фортунато Деперо, а также с композиторами Альфредо Казеллой и Лордом Бернерсом. Маринетти устраивает банкет в честь Ларионова. 11 мая состоялась премьера балета «Русские сказки» на музыку Анатолия Лядова, хореография Леонида Мясина, в театре Шатле в Париже.

1918

Весной проходит выставка «Современное театрально-декорационное искусство М. Ларионова и Н. Гончаровой» в галерее Соваж. В июне вместе с Гончаровой получает предложение Клода Отан-Лара участвовать в работе над задуманным им журналом о литературе и искусстве Aujourd’hui («Сегодня»). К сотрудничеству также приглашены Гийом Аполлинер, Лев Бакст, Кес ван Донген, Макс Жакоб, Жан Кокто, Блез Сандрар, Эрик Сати. Первый номер Aujourd’hui вышел в 1919 году. 23 декабря состоялась премьера дополненной версии «Русских сказок» в театре «Колизеум» в Лондоне. Луиза Лара, актриса театра «Комеди Франсез», и ее муж архитектор Эдуард Отан приглашают Ларионова принять участие в основанной ими ассоциации «Искусство и свобода». Исполняет эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Дона Серпента» (музыка Альфредо Казеллы) изобретенного им проекционного театра.

1919

Для Театра цветных теней исполняет эскизы к спектаклю «Три похоронных марша» на музыку Лорда Бернерса. В феврале в Лондоне в дизайн-ателье «Омега Воркшоп» проходит выставка рисунков и эскизов марионеток Ларионова и рисунков учениц Школы Дадли, организованная Роджером Фраем. В издательстве La Cible («Мишень») выходит альбом «М. Ларионов и Н. Гончарова. Современное театрально-декорационное искусство» (M. Larionov et N. Gontcharova. L’Art Décoratif Théâtral Moderne). Там же издан поэтический сборник Валентина Парнаха «Словодвиг» на русском и французском языках с иллюстрациями Ларионова и Гончаровой. В июне открывается выставка «Современное театрально-декорационное искусство Ларионова и Гончаровой» в галерее Барбазанж (la galerie Barbazange).

Михаил Ларионов в Ле Пивотан. 1918-1919
Михаил Ларионов в квартире на улице Жака Калло. Париж. 1919 - начало 1920-х
Михаил Ларионов в Ле Пивотан. 1918-1919
Михаил Ларионов в квартире на улице Жака Калло. Париж. 1919 - начало 1920-х

1920

Ларионов и Гончарова живут в Париже, вращаются в художественных кругах, регулярно посещают традиционные для богемы того времени места: кафе «Клозери де Лила» (La Closerie de Lilas), «Кафе де Флoр» (Café de Flore), ресторан «Ле Пти Сен-Бенуа» (Le Petit Saint-Benoit). На выставке кубистической и неокубистической книги в Роттердаме Ларионов экспонирует иллюстрации и эскизы русского периода, а также 1918–1919 годов. Ларионов и Гончарова иллюстрируют книги издательства La Cible, в том числе сборник Александра Блока «Двенадцать. Скифы» (Париж 1920); A. Blok. и его же Les Douze и The Twelve — перевод поэмы «Двенадцать» на французский и английский соответственно; сборник Валентина Парнаха «Набережная» на русском и французском. Вместе с Гончаровой участвует в издании журнала L’Art russe («Русское искусство») в издательстве Георгия Лукомского. Художники входят в состав редакции журнала «Параллели», посвящённого вопросам музыки, живописи, театра. На выставке «Русская живопись», организованной Давидом Бурлюком в Токио, экспонирует театральные эскизы к балетам «Полуночное солнце», «Русские сказки», «Шут». В пятом номере авангардного журнала Action: Cahiers Individualistes de Philosophie et D’art публикует «Контррельеф (Архитектурный орнамент)». Знакомится с Александрой Томилиной, соседкой по лестничной клетке, работающей в одной из французских библиотек. Томилина становится его возлюбленной, натурщицей, секретарём, а после смерти Гончаровой (1962) — женой художника.

Александра Томилина. [1920-1930-е]
Наталия Гончарова на фоне работы Михаила Ларионова «Контррельеф». 1915-1917
Александра Томилина. [1920-1930-е]
Наталия Гончарова на фоне работы Михаила Ларионова «Контррельеф». 1915-1917

1921

Присоединяется к Обществу независимых художников (Societe des Artistes Independants). 17 мая состоялась премьера балета «Шут», постановка Михаила Ларионова и Тадеуша Славинского, оформление Михаила Ларионова, в парижском театре «Гэте-лирик» (Gaîté Lyrique). 8–9 июня «Шут» показан в Лондоне. В июне в Лондоне в галерее Уайтчепел проходит «Выставка русского искусства — Первая русская выставка искусства и ремесёл», где Ларионов экспонирует 27 работ. 

На первой выставке искусств и ремёсел в галерее Whitechapel. Михаил Ларионов - второй слева. Лондон, 1921
На первой выставке искусств и ремёсел в галерее Whitechapel. Михаил Ларионов - крайний слева. Лондон, 1921
На первой выставке искусств и ремёсел в галерее Whitechapel. Михаил Ларионов - второй слева. Лондон, 1921
На первой выставке искусств и ремёсел в галерее Whitechapel. Михаил Ларионов - крайний слева. Лондон, 1921

Эскизы к балету «Шут» включены в альбом «Русское искусство», выпущенный издательством L’Art russe под редакцией Лукомского к парижской выставке «Мир искусства». На Осеннем салоне показывает театральные работы и живопись русского периода. 24 декабря открывается выставка русских и французских художников в кафе «Ротонда» на Монпарнасе.

1922

В январе на совместной с Гончаровой выставке в нью-йоркской галерее Кингор (Kingore Galleries) экспонирует театральные эскизы, графические работы и два живописных лучизма. На Салоне независимых экспонирует «цветные рисунки». 4 апреля журнал Der Sturm публикует контррельеф Ларионова под названием «Архитектурный элемент. Кулиса». 18 мая в Парижской Опере состоялась премьера балета «Байка про Лису» (Le Renard) с костюмами и декорациями Ларионова. В июле возобновляется показ балета «Шут» в театре «Могадор» (Mogador).

1922–1923

Вместе с Гончаровой участвует в Международной театральной выставке, которая была показана в Амстердаме, Глазго, Манчестере, Брадфорде, Лондоне. С 1922 года до 1940-х регулярно участвует в Салоне независимых (до 1931), Осеннем салоне (до 1933), Салоне Тюильри (до 1943), а также во французских и международных выставках театрально-декорационного искусства.

Встреча Владимира Маяковского с художниками и литераторами в Париже. В первом ряду в центре Владимир Маяковский и Михаил Ларионов. 1923
Встреча Владимира Маяковского с художниками и литераторами в Париже. В первом ряду в центре Владимир Маяковский и Михаил Ларионов. 1923

1923

Выполняет иллюстрации к поэме Маяковского «Солнце». На 34-й выставке Салона независимых показывает произведения русского периода. 23 февраля Союз русских художников проводит в Париже в зале Бюлье бал художников «Ночная ярмарка» (Fоire de Nuit. Grand Bal des artistes-transmentales). Ларионов, как один из инициаторов этого и последующих балов, принимает активное участие в разработке программы вечера, исполняет костюмы, эскизы программы и пригласительных билетов, сочиняет хореографические номера, демонстрирует лучистские проекции. Участвует в выставке художников «Мира искусства» в Брюсселе. 13 июля состоялась премьера балета «Свадебка» на музыку Игоря Стравинского в парижском «Гэте-лирик». В сентябре на Второй Римской биеннале показывает произведения русского периода. В Токио в галерее Шисейдо (Shiseido) проходит выставка театральных работ.

1924

14 марта выступает в качестве постановщика хореографических миниатюр и живых картин «Бала баналь» (Bal Banal) в зале Бюлье. В июне на Салоне Тюильри показывает работы «Хлеб» (1910) и «Пейзаж» (1910–1911). Принимает участие в художественном Олимпийском бале (Bal Olimpique). 

Михаил Ларионов и Сергей Дягилев на набережной Монте-Карло. Начало 1920-х
Михаил Ларионов. Начало 1920-х
Михаил Ларионов и Сергей Дягилев на набережной Монте-Карло. Начало 1920-х
Михаил Ларионов. Начало 1920-х

1925

В марте участвует в выставке русских художников и скульпторов в кафе «Ротонда» на Монпарнасе. Выходит книга Мишеля-Жоржа Мишеля «Монпарнасцы» (Les Montparnos), иллюстрированная работами художников парижской школы, в том числе Ларионова. Участвует в 36-й выставке Салона независимых, а затем в Международной выставке декоративных искусств и современной художественной промышленности в Гран-Пале. 8 мая в зале Бюлье проходит художественный «Бал Большой Медведицы» (Bal de la Grande Ourse), приуроченный к выставке в Гран-Пале. В мае Ларионова выбирают вице-президентом Союза русских художников в Париже.

1926

Участвует в выставке «Маски и маскарадные костюмы» в парижской галерее Кампа Прима. В июне на выставке «Современный русский и французский театральный дизайн» в Музее Виктории и Альберта показывает эскизы оформления постановок антрепризы «Русские балеты Дягилева».

1927

На выставке «Бубновый валет» в Третьяковской галерее экспонируются произведения Ларионова. Галерея приобретает картины «Купальщицы» (1907–1908), «Кельнерша» (1911), а также получает в дар от автора картину «Утро в казармах» (1910).

Михаил Ларионов. Купальщицы. 1907-1908
Михаил Ларионов. Кельнерша. 1911
Михаил Ларионов. Утро в казармах. 1910
Михаил Ларионов. Купальщицы. 1907-1908
Михаил Ларионов. Кельнерша. 1911
Михаил Ларионов. Утро в казармах. 1910

1928

Участвует в Международной выставке театрального искусства в галерее Уайтчепел. В мае организует выставку московского объединения «Путь живописи» в парижской галерее Бийе. На Салоне Тюильри показывает живописные работы, созданные во Франции.

1929

В феврале в Лондоне в галерее Literary Book Co экспонирует альбом пошуаров «Путешествие в Турцию». В мае участвует в выставке «Русский современный театр», сопровождающей серию гастролей театров из СССР: Камерного театра Таирова, ГОСЕТ в выставочном помещении парижского Театра комедии на Елисейских Полях (Comedie des Champs-Élisées). 21 мая в театре Сары Бернар состоялась премьера новой версии балета «Байка про лису» (музыка Игоря Стравинского, хореография Сержа Лифаря, оформление Михаила Ларионова). Сергей Дягилев умирает в Венеции.

После Дягилева

1930

Вместе с Гончаровой экспонирует работы 1910–1920-х годов на выставке театральной декорации в «Галери де Франс» (Galerie de France). В октябре в галерее Бийе представляет эскизы оформления всех спектаклей антрепризы «Русские балеты Сергея Дягилева». Издаёт совместно с Пьером Вормсом и Наталией Гончаровой книгу о «Русских балетах». Книга Les Ballets Russes. Serge de Diaghilew et la décoration théâtrale, par Natalie Gontcharova, Michel Larionov, Pierre Vorms (Paris, 1930) была проиллюстрирована самим Ларионовым, а также Гончаровой.

1931

28 января вместе с Гончаровой входит в художественную ассоциацию «1940», созданную в Париже. Вступает в Союз деятелей русского искусства во Франции. В галерее Эпок (L’Epoque) участвует в «Выставке мастеров и молодых русских художников, работающих в Париже». На первой персональной выставке (11–25 апреля) во Франции экспонирует живопись и графику. Сотрудничает с антрепризой «Опера-балет Мишеля Бенуа» в качестве художника-декоратора, оформляет «Классическую симфонию» Сергея Прокофьева и балет на музыку Пауля Хиндемита. Вместе с Гончаровой делает декорации и костюмы для исторической пьесы Альфреда Савуара «Молодая Екатерина» в театре Антуан в Париже. 

Кинорежиссёр Виктор Туржанский, Михаил Ларионов, танцовщик Пётр Владимиров. 1930-е
Кинорежиссёр Виктор Туржанский, Михаил Ларионов, танцовщик Пётр Владимиров. 1930-е

1932

В январе участвует в «Выставке русской живописи и скульптуры: от реализма к сюрреализму в Филадельфии». 16 декабря в Парижской Опере состоялась премьера балета Прокофьева «На Борисфене» с декорациями Ларионова и костюмами Гончаровой, постановка Лифаря.

1933

В апреле образована художественная секция Союза деятелей русского искусства во Франции. Участвует в выставке коллекции Лифаря, посвящённой 25-летию «Русского балета», показанной в Художественном клубе Чикаго.

1934

Участвует в Международной выставке театрального искусства в США, прошедшей в Нью-Йорке, Ворчестере, Провиденсе, Сент-Луисе, Буффало, Андовере, Филадельфии, Кливленде. В феврале журнал «Числа» организует бал «Московская ночь», к участию в его подготовке приглашены Ларионов и Гончарова.

Полковник де Базиль (Василий Воскресенский) реформирует труппу «Русских балетов» и при участии Ларионова и Гончаровой восстанавливает некоторые спектакли из репертуара Дягилева. Художник участие в выставке, организованной в галерее Ж. Пети и посвящённой Вацлаву Нижинскому.

1935

В июне–сентябре совместно с Гончаровой делает декорации и костюмы для балета Кости Константинова «Порт-Саид» (хореография Леона Войцеховского).

Сцена из балета «Порт-Саид». 1935
Сцена из балета «Порт-Саид». 1935

1936

Участвует в выставке «Кубизм и абстрактное искусство» (Cubism and Abstract Art) в Музее современного искусства в Нью-Йорке (2 марта — 19 апреля). Передаёт в дар музею четыре лучистские работы: «Лучистская композиция № 8» (1913), «Лучистская композиция. Голова» (1913), «Лучистская композиция № 9» (1913), «Лучистская композиция: доминирование красного» (1912–1913). Ларионов и Гончарова участвуют в VI Триеннале в Милане в разделе «Декоративно-прикладное искусство и архитектура», где получают серебряную медаль. Работы Ларионова представлены на Международной выставке театрального искусства в Вене.

1937

Исполняет бутафорию и наблюдает за постановкой новой версии балета «Золотой Петушок» («Русский балет полковника де Базиля») и присутствует на премьере в Ковент-Гардене, Лондон. Демонстрирует театральные эскизы в театральном разделе Международной выставки «Искусство и техника в современной жизни» в Пале де Шайо (Palais de Chaillot) в Париже. Участвует в выставке «Международный танец. 1900–1937» в Рокфеллер-центре в Нью-Йорке.

1938

Ларионов и Гончарова получают французское гражданство.

1939

Вместе с Гончаровой участвует в масштабной выставке «Русские балеты Дягилева. 1909–1929» в Музее декоративного искусства, павильон Марсан в Лувре.

Наталия Гончарова, Михаил Ларионов и Симон Лиссим (?) в мастерской у портрета Джорджа Шаффе. 1938-1939
Наталия Гончарова, Михаил Ларионов и Симон Лиссим (?) в мастерской у портрета Джорджа Шаффе. 1938-1939

1940-е

Во время оккупации живёт в Париже.

1945

Назначен техническим консультантом Русского балета Монте-Карло. Вместе с Лифарем работает над либретто и постановкой балета «Шота Руставели». Балет поставлен для труппы «Новый балет Монте-Карло», с хореографией Войцеховского. Над эскизами декораций и костюмов работала Наталия Гончарова, но шёл балет в оформлении князя Александра Шервашидзе (Чачба). Иллюстрирует (графитным карандашом поверх типографского текста) книгу Наталии Беляевой «Нищета». 

1947

В Лондоне принимает участие в антрепризной постановке балета «Пикколи» полковника де Базиля. 

Признание

1948

В парижской «Галери де Дез-Иль» (Galerie des Deux Iles) Мишель Сёфор готовит выставку Ларионова и Гончаровой «Лучизм. 1909–1914» (Le rayonnisme. 1909–1914), что вдохновило художников на создание новых лучистских работ.

Наталия Гончарова, Ирен Лидова, Михаил Ларионов на берегу Сены. Париж, 1940-е
Наталия Гончарова, Ирен Лидова, Михаил Ларионов на берегу Сены. Париж, 1940-е

1949

Вместе с Гончаровой участвует в выставке, организованной Сёфором в галерее Маг (Galerie Maeght), которая представляет первых мастеров абстрактного искусства.

1950

В Лондоне у Ларионова случается инсульт. Художник проходит лечение во Французском госпитале на Шафтсбери-авеню. После возвращения во Францию живёт в санатории «Волчья долина» в Шатне-Малабри.

1952

В Париже в Галерее института (Galerie de l’Institut) проходит выставка живописи Ларионова и Гончаровой.

1953

Картину «Стекло» (1912) приобретает Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, а «Ноктюрн. Лучизм» (1913–1914) — галерея Тейт, Лондон.

Михаил Ларионов с хореографами, танцовщиками, балетными критиками. Лондон, 1940-е
Михаил Ларионов с хореографами, танцовщиками, балетными критиками. Лондон, 1940-е

1954

Вместе с Гончаровой участвует в выставке, организованной Ричардом Баклом в Эдинбурге и посвящённой 25-летию со дня смерти Дягилева.

1955

2 июня Ларионов и Гончарова регистрируют брак в мэрии Парижа. В ноябре выходит переиздание книги Пьера Вормса, Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой о балете.

1956

Персональная выставка в Галерее института (Galerie de l’Institut). Квартиру художников посещает крупнейший коллекционер русского авангарда Георгий Костаки.

1957

Участвует в выставке «Абстрактное искусство: первые поколения (1910–1939)» (Art abstrait: les premières générations) в Сент-Этьене.

1959

Работы Ларионова представлены на выставке «Вклад русских в современное искусство» (Beitrag der Russen zur modernen kunst) во Франкфурте-на-Майне.

1960

Участвует в выставке «Истоки ХХ века: искусство Европы. 1884–1914» в Государственном музее современного искусства MNAM в Париже.

1961

Персональные выставки Ларионова и Гончаровой в галерее Шварц (Schwarz) в Милане и галерее Бейлер (Beyler) в Базеле. Музей Виктории и Альберта в Лондоне благодаря искусствоведам Камилле Грей и Герберту Риду приобретает часть архива художника: рисунки, книги, фотографии, гравюры, посвящённые балетному театру. Вместе с Гончаровой Ларионов участвует в выставке «Штурм. Герварт Вальден и европейский авангард. Берлин. 1912–1932». Выставка-ретроспектива Ларионова и Гончаровой проходит в Художественной галерее Лидса, Городском музее и Художественной галерее Бристоля, галерее Совета по искусствам, Лондон.

Александра Томилина и Михаил Ларионов на персональной выставке Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой. Лондон, 1961
Александра Томилина и Михаил Ларионов на персональной выставке Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой. Лондон, 1961

1962

Вместе с Гончаровой участвует в выставке «Два десятилетия эксперимента в русском искусстве. 1902–1922» в лондонской галерее Гросвенор (Grosvenor gallery). 17 октября Наталия Гончарова скончалась. 

1963

28 мая Михаил Ларионов и Александра Томилина регистрируют брак в санатории Ла-Провансаль в Фонтене-о-Роз. Осенью проходит ретроспективная выставка Ларионова и Гончаровой в Музее современного искусства города Парижа.

1964

10 мая Михаил Ларионов умер в Фонтене-о-Роз. Похоронен на кладбище в Иври в пригороде Парижа.


Фото на превью: Михаил Ларионов. Париж, 1920-е. Фрагмент © Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи