18 декабря 2019

Мастер-класс Фокус на ком­по­зи­цию

Чувство композиции формируется во время практики и посредством изучения работ разных авторов. Умение вычленять в произведении главное, видеть отсылки и внутренние связи — очень важно. Анализируя работы Ильи Репина и Валентина Серова, мы наблюдаем, как художник добился того или иного эффекта.

Композиционный конспект — это узнаваемая маленькая копия произведения, в которой не изображено ничего конкретного, только основные массы разного размера, их динамика, тональные и цветовые соотношения, акценты. Такое изображение переключает внимание с отдельных форм, будь то фигуры или предметы, на целое — композиционную структуру. Мы как будто смотрим на произведение в сильном расфокусе и потому не замечаем мелочей. Конспект позволяет не только видеть взаимодействие форм внутри работы, но и сравнивать между собой композиции разных произведений.

Материалы

Бумага формата А4 или А5 — малый формат способствует отбору больших, ключевых форм. Остальные материалы следует брать в зависимости от техники, в которой вы предпочитаете работать. Хорошо подойдут гуашь, акварель, цветные карандаши. Кроме того, можно сделать аппликацию из цветной бумаги.

Практика

1. Выберите работу Ильи Репина (или другого автора), которая вам интересна, композиция которой вас увлекает. Посмотрите на неё в целом, опишите, что вы видите:

— с точки зрения сюжета;

— с точки зрения композиции.

2. Сделайте на основе выбранного произведения композиционный конспект. Изобразите ключевые для работы формы, фигуры, предметы. Старайтесь точно попадать в пропорции. Не мельчите и не увлекайтесь деталями: чем проще будет ваша работа, тем лучше.

3. Посмотрите на получившееся изображение и сравните его с оригиналом. Узнаваема ли картина? Если да — почему? Если нет — что мешает?

Мастер-класс ориентирован на педагогов, учащихся художественных школ и вузов и на всех, кто учится рисовать и смотреть на произведения искусства.