19 января 2023 12

Мастер-класс «Хризантемы» Игоря Грабаря

Живопись Игоря Грабаря считается самым последовательным воплощением принципов импрессионизма на русской почве. Художнику удалось не только воспринять эстетику и технику импрессионизма, но и расширить ее возможности. В нашем мастер-классе мы предлагаем разобрать живописный метод Грабаря на примере его натюрморта «Хризантемы». Вместе с преподавателем Новых творческих мастерских художником Марией Костриной мы попробуем нарисовать фрагмент этого натюрморта.

Мастер-класс ориентирован на аудиторию от 12 лет.
Увлечение И.Э. Грабаря открытиями западной живописи началось с его большой заграничной поездки по редакционному заданию журнала «Нива» в 1895 году. По итогам путешествия по Германии, Венгрии, Италии и Франции он должен был представить обширный рассказ о художественной жизни Европы. Одним из ярких моментов путешествия, наряду с посещением Дрезденской галереи, Лувра, Уффици и многих других музеев, стал визит в знаменитую лавку Амбруаза Воллара, где Грабарь познакомился с работами Ван Гога, Сезанна, Мане, Гогена — и был заворожен новым искусством. После этой поездки Грабарь решает учиться художественному ремеслу в Европе и выбирает для этого школу живописи и рисования Антона Ажбе в Мюнхене. Он учился там с 1896 по 1898 год и за этот короткий срок прошел путь от ученика до партнера и преподавателя. Осваивая технические приемы и проходя уроки мастерства у Ажбе, Грабарь стремился к самостоятельности и поиску собственного живописного метода. Живя в Германии, Грабарь уделял особое внимание изучению технологии производства красок, а также проводил многочисленные эксперименты, пытаясь найти способ усиления эффектов при передаче цвета. «Преимущество моего Verfahren (метода – нем.) в том, что краски несравненно ярче, и то, что немцы называют haben mehr Leuchtkraft – светосильности, и благодаря этому я имел возможность взять в бешено-ярких красках свою вещь и при этом держать в гармонии, тогда как тут всегда есть опасность, оставляя в стороне подлый слог – налететь кормой своей живописи на риф лубка».2
_____________
1 имеют больше силы света – нем.

2 И.Э. Грабарь – В.Э. Грабарю. Мюнхен, 11 дек[абря 18]98 г. // Грабарь 1974. С. 117-118.
Игорь Грабарь. Мюнхен. 1897–1899. Фотография.
Игорь Грабарь. Мюнхен. 1897–1899. Фотография.
Всего в Европе Грабарь провел в общей сложности около пяти лет. К лету 1901 года он решает вернуться на родину и там продолжить свои творческие искания. Именно в России Грабарь создаст свои удивительные зимние пейзажи, в которых обретенное мастерство позволило решить сложнейшую художественную задачу – изобразить переливающийся, искрящийся морозный день. Так, в 1904 году появились его первые зимние работы – «Февральская лазурь» и «Мартовский снег». В них художнику удалось запечатлеть светозарный облик снежной природы. В одном ряду с этими знаковыми полотнами стоит и натюрморт «Хризантемы», написанный годом позже. Примечательно, что в подписи к «Хризантемам» Грабарь отметил, что картина написана именно в ноябре. Обращая внимание на эту деталь, становится понятной удивительная атмосфера натюрморта, где теплый желтый цвет хризантем погружается в серебристую прохладную атмосферу поздней осени, а кристаллы хрустальных стаканов отсылают зрителя к впечатлению от переливающегося на солнце снега и льда.
В этих работах Грабарь применяет сложную технику, совмещающую в себе приемы импрессионизма с его вниманием к световоздушной среде, отсутствию точного рисунка и передачей формы через цвет, а также методы уже постимпрессионистические. Именно в мастерской Ажбе Грабарь усвоил, помимо прочего, несколько важнейших принципов для своей будущей творческой манеры: внимание к пластической форме, умение работать широкой кистью, отказ от смешивания красок на палитре. Особенность метода Ажбе, получившего название «кристаллизация красок» (Грабарь И.Э. Моя жизнь: Автомонография; Этюды о художниках / сост., вступ. ст. и коммент. В.М. Володарского. М., 2001. С. 121), позволяла добиваться эффекта мерцания, «звучания» цвета. В основе этого метода лежит принцип, схожий с концепцией дивизионизма, который опирался на научные открытия в области физики света и использовал особенности человеческого зрения. Эта техника заключается в расположении нужных цветовых оттенков без смешивания. Причем важно совмещать рядом контрастные цвета, в результате чего достигается эффект их взаимного усиления, вибрации и свечения.
Натюрморт «Хризантемы» кажется легким видением, но это многослойное произведение, в котором сложная цветовая композиция поддержана фактурой и пластикой живописного слоя. Попробуем вместе исполнить фрагмент натюрморта и разобраться в том, как он устроен, на практике.

Материалы

1. Бумага плотная А4 (или А3), также можно использовать грунтованный картон, холст на картоне или на подрамнике
2. Акрил (набор из 12 основных цветов, можно больше), также подойдет гуашь или масло
3. Простой карандаш НВ
4. Кисти – синтетика, плоские, нескольких размеров (номера 8, 5, 3 или 2)
5. Баночка для воды 
6. Палитра (можно взять светлую кафельную плитку или белую тарелку)
7. Малярный скотч
8. Тряпочка

Практика

1. Закрепите лист бумаги на столе малярным скотчем. Также можно работать на планшете или мольберте.
2. Наметьте карандашом основные элементы композиции: расположите вазу, цветы, проведите границу стола.
3. Сделайте легкую тонировку листа в холодном голубом цвете.
4. Начнем с хризантем. Взяв разные оттенки желтого и белила, работаем по краям цветов небольшими мазочками, создавая форму. Важно не смешивать до конца краски на палитре. Постепенно переходим к середине цветов, добавляя охру, зеленые, голубые и красные оттенки.
5. Затем пишем листья. Они формируются из мазков, состоящих из зеленых, синих, фиолетовых и красных оттенков.
6. Переходим к вазе и поверхности стола. В работе уделяйте внимание направлению движения кисти.
7. Теперь нужно объединить все элементы композиции. С этого момента важно работать одновременно со всеми частями картины, внимательно следя за соотношением тона и цвета.
8. Доработайте картину, расставив акценты белилами в просветах листвы над цветами. Еще раз внимательно посмотрите на всю работу целиком, возможно, нужно что-то «пригасить» или, наоборот, выделить более ярким цветом.

Если вам захочется поделиться с нами результатами своего творчества, присылайте фотографии вашей работы на почту lavrus@tretyakov.ru.